Показать регионы

Чечнева Марина Павловна

Биография

15 августа 1922 года — 12 января 1984 года
Летчица ночной бомбардировочной авиации, Герой Советского Союза, в годы Великой Отечественной войны совершила 810 боевых вылетов.
Чечнева Марина Павловна 15 августа 1922 года в селе Протасово Малоархангельского района Орловской области.

Член ВКП(б) с 1942 года. Окончила школу военных пилотов. В Красной Армии с февраля 1942 года в составе 588-го авиационного полка ночных бомбардировщиков. С августа 1942 года - командир звена. С августа 1943 года - командир 4-ой эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиполка.

За годы войны М. П. Чечнева совершила 810 боевых вылетов, провела в воздухе более тысячи боевых часов, сбросила на противника свыше 115 тонн боевого груза, уничтожила 6 складов, 5 переправ, один ж/д эшелон, один самолёт, 4 прожектора, 4 зенитные батареи. Кроме того, она подготовила более 40 лётчиц и штурманов. 15 мая 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Марине Павловне Чечневой было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8955).

Заслуженный мастер спорта СССР (1949), работала лётчиком-инструктором Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова, занималась высшим пилотажем. Неоднократный учпстник воздушных парадов в Тушино. Кандидат исторических наук, автор книг «Самолёты уходят в ночь» (1962), «Боевые подруги мои» (1975), «Небо останется нашим» (1976), «Повесть о жене Рудневой» (1978), «Ласточки над фронтом» (1984). Кавалер орденов Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1 и 2 степени, Знак почёта, Красной Звезды (дважды).

Чечнева Марина Павловна умерла 12 января 1984 года, похоронена на Кунцевском кладбище города Москвы, участок 9-3.

«Желаю вам прожить сто лет!..» (Из книги В. Агошкова «Малоархангельские истоки»)

Признаться, я впервые беседовал с женщиной, которая 16 мая 1986 года отметила своё 100-летие. Уже этим одним Елена Антоновна Чечнева заслужила, чтобы о ней рассказать. Елена Антоновна - мать всемирно известной лётчицы, Героя Советского Союза Марины Павловны Чечневой.

- Её смерть меня убила, - сокрушается Елена Антоновна. - Была я без сознания несколько дней. Если бы не это, я сейчас чувствовала бы себя гораздо лучше... Родилась дочь в 1923 году. Я была замужем за Павлом Кирилловичем Чечневым. А от первого мужа, Ивана Митрофановича Осина, у нас было двое сыновей - Иван и Михаил. Так вот в моей жизни получилось, что оба мужа погибли на войне: Иван Митрофанович - в первой мировой, а Павел Кириллович - во второй... Погиб в деревне Васильково Ленинградской области и мой старший сын - Михаил. Жестоко мстила за их смерть дочка Марина... А вы знаете,- улыбается Елена Антоновна,- в начале войны я долго не знала, где Марина. Как-то наш местный учитель, забыла фамилию, говорит, что меня вызывают в редакцию. Прихожу, спрашиваю, зачем? Несут газету. Как я глянула и обмерла: дочь на самолёте. Ну, думаю, слава богу, жива. А потом Марина на самолёте три раза делала круг над домом - письмо сбросила. Но оно отлетело на несколько километров, на деревню Бузулук. Принесли мне оттуда письмо. Дочь писала. что жива и здорова. Когда мне письмо прочитали, то я разволновалась, как же Марина летала, ведь её немцы могли сбить... Была она способной девочкой. Бывало, только посылает меня в город, в библиотеку, принести книгу. Я и в Москве, когда зимой жила, ходила ей за книгами... До 5 класса дочь училась в Протасово, а затем, в столице, у отца... Помню, приехала я в Москву, а Марины три дня не было дома. Сосед говорит: «Сегодня девочку семнадцати лет машиной задавило!» Пошла я в морг, нет, не моя дочь. Научили меня, как попасть в лётную школу, не помню себя, как добралась, а дочь сидит за столом: «Мам, что с тобой, почему ты так в лице переменилась?»

Когда она узнала причину моего прихода, то сказала, что просила квартирантку, чтобы та передала мне, где я... А умерла Марина в санатории. Сердце! Как оно может выдержать, если дочь столько летала, во всех державах побывала?! Марина часто звала меня к себе: «Что ты привязалась к деревне?» И муж её меня уговаривал. А я придадена к земле. Зиму могу выдержать в Москве, а летом болела там. Дочь всегда говорила: «Ну вот!» Не могу я без земли. Я и сегодня огурчика посеяла, травку где сорву. Не думала Марина умирать. Звонила перед смертью дочери, чтобы та приехала за нею... Не успела... Живу я сейчас с невесткой Анной Григорьевной Осиной, что была замужем за старшим сыночком, Михаилом Ивановичем... (1986 год)

Р. Аронова:

Вспомнился один случай, происшедший в нашем полку здесь, на Кубани. Однажды ночью во время боевой работы на старте вспыхнул пожар — из-за каких-то повреждений в электропроводке загорелся самолет. Рядом, крыло в крыло, стоял самолет летчицы Марины Чечневой. Полностью заправленный горючим, с подвешенными бомбами. В один миг Марина оказалась около своего самолета, приподняла его за хвост и одна откатила машину на безопасное расстояние. Когда же пожар был ликвидирован, то потребовались усилия шести девушек, чтобы поставить самолет Чечневой на прежнее место. Мы несказанно удивились, узнав, что несколько минут назад Маринка одна тащила груженный бомбами самолет.
— Ну и богатырь! — шутили над ней.
«Богатырь» — среднего роста, весом меньше «полсотни», — сама не понимала, как это ей удалось. Она удивленно глядела то на самолет, то на нас, хлопая длиннющими мохнатыми ресницами.

И. Дрягина:

Можно считать, что Марина Чечнева была настоящей «девушкой-соколом»! Она была просто рождена для полетов! Любовь к небу у нее возникла с раннего детства, уже в неполных 16 лет она смогла поступить на летное отделение Ленинградского, а затем Центрального аэроклуба имени В. П. Чкалова.

Со знаменитой Мариной Расковой она познакомилась не как большинство из нас, во время войны, а в 1939 году, когда уже окончила аэроклуб. Она хотела летать на скоростном самолете-истребителе. Недолго думая позвонила М. М. Расковой, получила от нее приглашение приехать домой. Марина Чечнева была буквально очарована Расковой. Еще и еще раз перечитывала «Записки штурмана», узнала из этой книги биографию Марины Михайловны, что она была москвичкой, что отец ее был музыкант и рано погиб в катастрофе, что и она любит музыку, даже училась в консерватории. Потом Марина работала на заводе химиком-аналитиком. Там же вышла замуж за инженера завода С. И. Раскова, а как появилась дочка Танюша, пришлось бросить работу. Потом стала чертежницей в аэронавигационной лаборатории. Ее заинтересовали штурманские расчеты, она стала выполнять их быстро и точно. Ее послали на учебу в Ленинградский авиационный институт по аэронавигационной специальности. Затем она окончила школу пилотов при Центральном аэроклубе, была инструктором по «слепым» полетам штурманской кафедры Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. Она сама участвовала в ряде перелетов, на ее счету несколько рекордов, участие в воздушных парадах над Красной площадью.

А в 1938 году вся страна узнала о том, что экипаж в составе трех летчиц на самолете «Родина» совершил беспосадочный полет Москва — Дальний Восток по прямой. Страна восхищалась отвагой и высоким летным мастерством, которые проявили в труднейших условиях Гризодубова, Осипенко и Раскова. Они первыми среди женщин были удостоены звания Героя Советского Союза.

В Энгельсскую авиашколу, где Раскова формировала полки для вылета на фронт, Марина Чечнева прибыла в конце октября 1941 года. Встретив здесь Раскову, Марина снова попыталась добиться направления в истребительный полк, но Раскова ее отговорила.
На фронте Марина Чечнева была одной из храбрейших и умелых летчиц полка. Она многократно вылетала днем по заданию штаба дивизии, вместо погибших при таких же полетах в 1942 и 1943 годах летчиков других полков. Об этом писала фронтовая газета «Боевые соколы». Не многие могли провести бомбежку дороги, по которой двигались колонны мотоциклистов у поселка Дигора. Эта дорога проходила по узкому ущелью меж скалистых гор. Марина успешно бомбила этих немецких мотоциклистов.

Многие считают, что точность бомбового удара обеспечивается только действиями штурмана самолета, но это не так. Многое зависит и от летчика, выдерживающего точный курс и высоту при бомбометании. Экипаж Марины отличался исключительно точными попаданиями в цель, поэтому это очень ей пригодилось, когда полк оказывал помощь при высадке десанта в Эльтигене. В месте высадки вражеские прожекторы мешали проведению операции. Бомбежка прожекторов нашими самолетами либо выводила их из строя, либо заставляла их отключать. Погода была неблагоприятная. С севера приползли тяжелые, плотные тучи. Они прижимали самолет к земле, и стрелка высотомера дрожалась между отметками в 350 и 400 метров, в воздухе висела тончайшая водяная пыль, ухудшавшая видимость. При бомбежке на такой высоте можно легко подорваться на собственных бомбах. Никто не осудил бы Марину, вернись она на аэродром, не выполнив задания. Тут Катя Рябова — ее штурман в том вылете — сказала в переговорный аппарат: «Жми, командир! Братишки ждут, давай зайдем с тыла!» В полутора километрах от берега моря прыгало в лучах прожекторов маленькое судно. Поблизости от него ложились снаряды. Медлить было нельзя. Рев моторов заставил врага переключить прожекторы на самолет Марины и Кати. Пришлось бомбить с такой малой высоты.

Первый эшелон десантников опрокинул врага и ворвался в Эльтиген. В окружении оказались небольшие подразделения моряков. Противник решил сбросить десантников в море. У них закончились боеприпасы, продукты, прервалась связь. Катера с людьми, оружием, боеприпасами не могли пробиться к десантникам. Тогда по ночам к ним стали летать летчицы 46-го гвардейского авиаполка. От экипажей требовалась очень большая точность. Стоило немного отклониться, неправильно определить силу и направление ветра, и ценный груз мог упасть в море или достаться фашистам. Марина с Катей были мастерами точной доставки мешков с сухарями, сушеной рыбой, картошкой, ящиков с патронами и медикаментами. Перегнувшись через борт кабины, они что есть мочи кричали: «Примите гостинцы, братцы!»

В середине 1943 года в полку была создана 4-я учебно-боевая эскадрилья, которую поручили возглавить Марине Чечневой и штурману Екатерине Рябовой. Они отлично справились с заданием. Эта эскадрилья во фронтовых условиях подготовила и ввела в строй многих летчиц и штурманов 46-го гвардейского авиаполка. Марина лично совершила 810, а Катя Рябова — 890 боевых вылетов. Им было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны Марина продолжала летать и работала начальником летной службы 4-го Московского аэроклуба, была ведущей женской пилотажной группы на воздушных парадах. В 1949 году она установила мировой рекорд скорости на самолете Як-18 и получила звание «Заслуженный мастер спорта СССР». И тут случилась ужасная беда — погиб муж Марины, Герой Советского Союза Константин Давыдов, командир группы по перегонке спортивных самолетов. О его гибели я уже писала.

Личное счастье Марины было очень коротким, она вышла замуж в ноябре 1944 года. Осталась вдовой в 26 лет, с трехлетней дочкой. А надо было продолжать жить, работать, учиться...

После восемнадцати лет, отданных небу, в 1956 году врачебно-летная комиссия вынесла приговор — запретить летную службу. А ей хотелось летать вечно! Лишенная неба, она продолжала кипучую деятельность на земле: поступила на отделение военной истории Академии общественных наук, а затем в аспирантуру, защитила диссертацию и стала кандидатом исторических наук.

Марина Павловна Чечнева проводила огромную военно-патриотическую работу. Ее избрали членом президиума Советского комитета ветеранов войны, членом президиума ЦК ДОСААФ, заместителем председателя Общества советско-болгарской дружбы. Она написала несколько книг о своих боевых подругах и их послевоенной жизни:


  • «Самолеты уходят в ночь» (М., 1961)
  • «Боевые подруги мои» (М., 1965, 1975)
  • «Повесть о Жене Рудневой» (М., 1978)
  • «На Кавказе. Эльтиген» (М., 1971)
  • «Ласточки над фронтом» (М., 1984)
  • «Крылья» (Сухуми, 1968)
  • «Руку, товарищ Вьетнам» (М., 1971)
  • «Память — это не только воспоминания» (М., 1975).

Имеет отношение к населенным пунктам: