Показать регионы

Чкалов Валерий Павлович

Биография

20 января (2 февраля) 1904 года — 15 декабря 1938 года
Советский летчик, Герой Советского Союза (1936), комбриг ВВС СССР (1938).
Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василево Балахнинского уезда Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск, райцентр Нижегородской области) в семье рабочего-котельщика Василевских казенных мастерских Павла Григорьевича Чкалова (ум. 1931).

В 1911-1915 годах В. П. Чкалов учился в начальной школе, затем в училище в селе Василево. В 1915-1918 годах он обучался в Череповецком техническом училище. После его закрытия вернулся в Василево, работал молотобойцем в кузнице, затем кочегаром на землечерпалке, позднее на пароходе «Баян».

В 1919 году В. П. Чкалов добровольно вступил в РККА, работал слесарем-сборщиком самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде.

В 1921-1922 годах В. П. Чкалов учился в Егорьевской военно-теоретической школе ВВС, в 1922-1923 годах - в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков. В 1923-1924 годах он продолжал обучение в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа и Серпуховской высшей авиационной школе воздушной стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

В 1924-1928 годах военный летчик-истребитель В. П. Чкалов служил в Ленинградской Краснознаменной истребительной эскадрилье им. П. Н. Нестерова. За время службы в эскадрилье прославился как искусный летчик. Совершал рискованные полеты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полетов. В ноябре 1925 года был осужден военным трибуналом за драку в пьяном виде, в течение 6 месяцев отбывал срок заключения.

С марта 1928 года В. П. Чкалов служил в 15-й Брянской авиационной эскадрилье. В Брянске совершил аварию, был обвинен в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. В октябре 1928 года военным трибуналом Белорусского военного округа был приговорен к 1 году лишения свободы и уволен из РККА. По ходатайству Я. И. Алксниса и К. Е. Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное. Летчик был освобожден из Брянской тюрьмы и вернулся в Ленинград.

В 1929-1930 годах В. П. Чкалов работал в ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был летчиком-инструктором.

В ноябре 1930 года В. П. Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в Московский научно-исследовательский институт ВВС РККА. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолетов.

С января 1933 года В. П. Чкалов вновь был уволен в запас запасе и переведен летчиком-испытателем на Московский авиационный завод № 39 им. В. Р. Менжинского. Он испытывал новейшие самолеты-истребители 1930-х годов И-15 и И-16 конструкции Н. Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков ВИТ-1, ВИТ-2, а также тяжелых бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3, большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Н. Н. Поликарпова. В. П. Чкалов разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». Обладал исключительным мужеством, настойчивостью и выдержкой.

В мае 1935 года авиаконструктор Н. Н. Поликарпов и летчик-испытатель В. П. Чкалов были награждены орденами Ленина за работу над созданием самолетов-истребителей. По случаю награждения В. П. Чкалов лично познакомился с И. В. Сталиным. В 1936 году он вступил в ВКП (б).

20-22 июля 1936 года В. П. Чкалов совместно с Г. Ф. Байдуковым и А. В. Беляковым на самолете АНТ-25 совершил беспосадочный перелет из Москвы до Петропавловска-Камчатского через Северный Ледовитый океан и далее на остров Удд /ныне остров Чкалова/ (9374 км за 56 часов 20 минут). За это достижение был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина. В. П. Чкалов приобрел всенародную известность, стал подлинным народным героем СССР.

18-20 июня 1937 года с тем же экипажем и на самолете той же модели В. П. Чкалов совершил перелет из Москвы в Ванкувер (США) через Северный полюс (8504 км за 63 часа 16 минут), установив мировой рекорд беспосадочного полета. За этот перелет был награжден орденом Красного Знамени.

В 1937 году В. П. Чкалов был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Горьковской области и Чувашской АССР.

В. П. Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при испытании нового истребителя И-180 конструкции Н. Н. Поликарпова. Его прах захоронен в Кремлевской стене за Мавзолеем В. И. Ленина на Красной площади в Москве.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василево Балахнинского уезда Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск, райцентр Нижегородской области). Жил в селе до 1916 года и в 1918-1919 годах, неоднократно приезжал сюда позднее. В 1937 году по просьбе жителей поселка Василево он был переименован в Чкаловск.
В 1915-1918 годах учился в Череповецком техническом училище (ныне Череповецкий лесомеханический техникум им. В. П. Чкалова).
В 1919-1921 годах работал слесарем-сборщиком самолетов в 4-м Канавинском авиационном парке в Нижнем Новгороде. В 1937 году был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Горьковской области.
В 1921-1922 годах учился в Егорьевской военно-теоретической школе ВВС.
В 1922-1923 годах учился в Борисоглебской военной авиационной школе летчиков.
В 1924 году учился Серпуховской высшей авиационной школе воздушной стрельбы, бомбометания и воздушного боя.
В 1923-1924 годах учился в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа. В 1930-1938 годах жил и работал в Москве. Погиб 15 декабря 1938 года в ходе первого испытательного полета на истребителе И-180 на Центральном аэродроме им. М. В. Фрунзе в Москве. Похоронен в Кремлевской стене за Мавзолеем В. И. Ленина на Красной площади в Москве.
В 1924-1928 годах служил в Ленинградской Краснознаменной истребительной эскадрилье им. П. Н. Нестерова. В 1929-1930 годах работал в ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был летчиком-инструктором.
В 1926-1928 годах жил в Гатчине (Красноармейский проспект, д. 4).
С марта по октябрь 1928 года служил в 15-й Брянской авиационной эскадрилье. В январе 1929 года в течение 19 дней находился в заключении в Брянской тюрьме.
2 августа 1936 года выступал в Хабаровске на митинге, посвященном окончанию беспосадочного перелета по маршруту Москва - Петропавловск-Камчатский - остров Удд.
В 1937 году присутствовал на открытии сельского клуба в Катунках, построенного при его участии (ныне дом культуры им. В. П. Чкалова).
В 1937 году участвовал в ликвидации пожара на торфопредприятии "Чистое".
Посетил Дзержинск 21 ноября 1937 года, выступал перед избирателями с балкона Дома Советов. На митинге присутствовало около 30 тыс. человек.
Посетил город Канаш 8 декабря 1937 года, провел встречу с избирателями накануне выборов депутатов Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковского избирательного округа. На встрече присутствовало около 12 тыс. человек.
Посетил Цивильск 8 декабря 1937 года, выступал перед избирателями-цивилянами.
8 декабря 1937 года посетил Чебоксары, выступил на митинге избирателей как кандидат в депутаты Совета Национальностей СССР по Горьковскому избирательному округу.