Гафури Мажит Нурганиевич

Биография

20 июля (1 августа) 1880 года — 28 октября 1934 года
Башкирский и татарский писатель-просветитель, основоположник башкирской советской литературы, народный поэт Башкирской АССР (1923).
Мажит Гафури (Габдулмажит Нурганиевич Гафуров) родился 20 июля (1 августа) 1880 года в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне в Гафурийском районе Республики Башкортостан) в семье хальфы (сельского учителя) Нургани (ум. 1893).

Начальное образование М. Гафури получил под руководством отца. Освоив программу сельского мектебе, с 11-летнего возраста помогал отцу в обучении детей. В 1893-1898 годах М. Гафури учился в медресе близлежащей деревни Утяшево (ныне Большой Утяш).

В 1898-1905 годах М. Гафури учился в медресе «Расулия» ишана Зайнуллы Расулева в Троицке, уездном городе Оренбургской губернии. Материальное положение будущего литератора в период обучения было тяжелым. Чтобы его поправить, ему приходилось прислуживать богатым шакирдам (студентам медресе), а в летние месяцы трудиться чернорабочим на торфяных разработках, на золотых приисках, в хозяйствах кулаков, учительствовать в казахских кочевьях.

В 1901-1903 годах М. Гафури упорно занимался самообразованием, изучал арабский, турецкий, персидский и русский языки, историю и географию, восточную поэзию, просветительскую татарскую и классическую русскую литературу. Занятия расширили его кругозор и укрепили в нем критическое осмысление окружающей действительности.

К весне 1902 года относится литературный дебют М. Гафури. Им было написано сатирическое стихотворение «Шакирдам ишана», в котором высмеивались внутренние порядки медресе, и деспотическое отношение ишана к шакирдам (студентам медресе). В списках оно быстро разошлось среди учащейся молодежи и вызвало в ее среде большое возбуждение. Ишан запретил М. Гафури жить в медресе, и ему пришлось переехать на частную квартиру в городе. Летом 1902 года им был написан первый художественный рассказ «Жизнь, прошедшая в нищете». Таким образом, М. Гафури вступил в литературу одновременно и как поэт, и как прозаик.

В том же 1902 году им была написана первая поэма «Сибирская железная дорога, или положение нации», вышедшая в свет в Оренбурге в 1904 году. М. Гафури видел в строительстве железной дороги результат больших достижений науки и техники, как проявление силы и мощи России, с которой должны брать пример мусульманские народы страны, в первую очередь - татары и башкиры, живущие на Волге, на Урале и в Сибири.

Осенью 1905 года М. Гафури оставил учебу в медресе в Троицке, переехал в Казань и поступил в новометодное медресе «Мухаммадия» крупного казанского муллы Галимджана Баруди. В Казани он познакомился с представителями передовой татарской интеллигенции: основоположником татарской драматургии Г. Камалом, преподавателем русского языка, революционным писателем-драматургом Г. Кулахметовым и революционером-большевиком Х. Ямашевым. М. Гафури принимал активное участие в шакирдских и студенческих забастовках и демонстрациях, в митингах, распространял листовки и прокламации, сотрудничал в новых татарских газетах. В период революции 1905-1907 годов им был создан ряд стихотворений на злободневные политические темы («Стихи радости», «Богач», «Перемена», «Настало время», «В период свободы», «Открылась первая дума», «Наши дни», «Две птицы», «Завет 1906 года 1907 году», «Ответ 1907 года» и др.).

Весной 1906 года, избегая преследования полиции, М. Гафури, вместе с татарским поэтом М. Укмаси, уехал в казахские степи, а потом, осенью того же года, переселился в Уфу, где и прожил до конца своей жизни. Осенью 1907 года М. Гафури поступил вольнослушателем высшего медресе «Галия», которое успешно окончил в 1909 году.

В творчестве М. Гафури 1909-1913 годов, особенно в его прозе, появились романтические мотивы и образы. Таковы его рассказы-легенды: «Заятуляк и Сусылу», «На берегу Белой», «Впечатления», «Булгар кызы Айхылу» и др., написанные на основе фольклорных материалов. В романтизме М. Гафури заметно влияние революционной романтики А. М. Горького.

Для властей Российской империи М. Гафури оставался носителем «сомнительных», «бунтовщических» идей. Два сборника его стихов «Моя молодая жизнь» (1906) и «Любовь к нации» (1907), а также рассказ «Дети-сироты» были конфискованы. В 1911-1917 годах он жил под надзором полиции.

Весной 1912 года М. Гафури устраивается на работу в типографию «Шарек» («Восток») в качестве корректора. В этой типографии он работал до 1919 года.

М. Гафури приветствовал революции 1917 года. Большинство его революционных стихов вошло в сборник «Красное знамя» (1917). В первые послереволюционные годы М. Гафури прилагал много усилий для организации периодической печати Башкирской АССР - газет «Наш путь», «Свобода», «Борьба», «Красный путь», «Бедняки Востока», «Урал», «Башкортостан», «Новая деревня». В дни Гражданской войны 1918-1920 годов основной темой его творчества стали героизм и революционная самоотверженность.

В июне 1923 года общественность Советской Башкирии отметила двадцатилетие творческой деятельности М. Гафури. ЦИК Башкирской АССР ему было присвоено звание народного поэта Башкирии и созданы необходимые условия для его дальнейшей плодотворной творческой работы. В 1924–1929 годах М. Гафури работал в редакции татарской газеты «Новая деревня».

В советское время были созданы лучшие произведения М. Гафури: поэма «Рабочий» (1921), пьеса «Красная звезда» (1926), повести «Черноликие» (1927), «Ступени жизни» (1930), автобиографическая повесть «На золотых приисках поэта» (1931).

Мажит Гафури умер 28 октября 1934 года в Уфе. Он похоронен в Центральном парке культуры и отдыха им. А. М. Матросова.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Родился 20 июля (1 августа) 1880 года в деревне Зилим-Караново Стерлитамакского уезда Уфимской губернии. Проживал здесь до 1893 года.
В 1893-1898 годах учился в медресе деревни Утяшево Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Большой Утяш).
В 1898-1905 годах учился в медресе «Расулия» ишана Зайнуллы Расулева в Троицке, уездном городе Оренбургской губернии.
В 1905-1906 годах жил в Казани, учился в медресе «Мухаммадия» казанского муллы Галимджана Баруди. Принимал активное участие в шакирдских и студенческих забастовках и демонстрациях, в митингах, распространял листовки и прокламации, сотрудничал в новых татарских газетах.
Жил и работал в Уфе в 1906-1934 годах. Умер 28 октября 1934 года, похоронен в Центральном парке культуры и отдыха им. А. М. Матросова в Уфе.