Показать регионы

Гостомысл

Биография

? — ок. 860–863 г.
Легендарный новгородский посадник, дед по материнской линии Рюрика – основателя правящей в России династии Рюриковичей. Русские летописи и другие источники XV–XVII вв. сообщают о нем в связи с призванием варягов.
Гостомысл – биография (жизнеописание)

Дискуссии о том, Гостомысл – сугубо легендарная фигура в древнерусской книжной традиции или действительно существовавшая историческая личность, никогда не прекращались в науке.

Гостомысл по данным русских источников

Гостомысл упоминается только в поздних русских летописях XV–XVII вв., а также в других произведениях древнерусской литературы: «Сказании о князьях Владимирских» (первая  четверть XVI в.), «Синопсисе (1674 г.), «Сказании о Словене и Русе и городе Словенске» (XVII в.) и др.

После фразы летопиcца о том, что Словене сели около озера Ильмень и построили город Новгород, в некоторых летописных сводах – Новгородской четвертой, Софийских, Ермолинской, Никоновской (Патриаршей), Львовской, Эрмитажном списке свода 1479 г. и др. – следует добавление о том, что «и посадили старейшину Гостомысла». Как считал авторитетный исследователь русского летописания, А. А.  Шахматов,  эта вставка попала во все поздние летописи из Новгородско-Софийского свода 30-х гг. XV в.

В Воскресенской летописи (XVI в.) Гостомысл впервые упоминается непосредственно в связи с Рюриком. После смерти новгородского старейшины согласно его совету был призван княжить в Новгород Рюрик – потомок «рода Августа» (римского императора). В Хронографе 1679 г. более расширенно воспроизводится та же информация, но дополнительно сообщается о погребении старейшины в месте, называемом Волотово (ныне деревня близ Новгорода). Но самые подробные сведения о Гостомысле находим в Иоакимовской летописи (последняя четверть XVII в.), известной нам в пересказе В. Н. Татищева. Согласно данным этого источника, новгородский правитель был сыном Буривоя, который вел нелегкую борьбу с варягами. Гостомысл, приняв власть в Новгороде («Великом граде»), изгнал варягов, правил мудро и справедливо. Его сыновья умерли, не оставив наследников. Перед смертью, увидев вещий сон, Гостомысл завещал послать приглашение на княжение Рюрику, сыну его дочери Умилы, бывшей замужем за «королем финским».

Князь ободритов

Мнения об исторической реальности Гостомысла разделились еще в науке XVIII в. В новейшей историографии наиболее полная аргументация в пользу достоверности сведений о нем содержится в работах В. В. Фомина и С. Н. Азбелева. Эти исследователи считают неслучайным совпадение имен новгородского воеводы и князя ободритов – славянского племени на южной Балтике. Правитель ободритов, согласно известиям германских средневековых хроник, погиб в 844 г. Однако, по мнению ученых, считающих их одной исторической личностью, власть ободритов распространялась и на земли новгородских словен. В 844 г. Гостомысл не был убит в сражении, а просто поменял место своей резиденции, обосновавшись на Северо-Западе современной России и сменив Велиград ободритов на Новгород ильменских словен.

Герой другого времени

Для сторонников мнения о легендарности Гостомысла решающим аргументом является тот факт, что нет никаких «следов» деятельности новгородского воеводы в раннем летописании. Недоверие к письменным свидетельствам о Гостомысле высказывалось в литературе чуть ли не одновременно с появлением самих этих свидетельств. Так, например, Юрий Крижанич, хорватский книжник на русской службе (сер. XVII в.), «призывал не верить постыдным басням «придворных баятелей» ….о Гостомысле». По мнению В. Я. Петрухина в русской литературе XVI в. «распространились конструкции, призванные продемонстрировать, по крайней мере, римскую древность славянской государственности»… Так появилось «Сказание о князьях Владимирских», в котором племена, призывающие варягов, заменены легендарным правителем Гостомыслом, а призванная южнобалтийская славянская династия возводится непосредственно к императору Августу.

Первые «скромные» упоминания Гостомысла в новгородском летописании были призваны, по мнению некоторых историков, показать древность и преемственность новгородских традиций посадника и веча. Но под пером уже московских царских «идеологов» эта фигура приобрела необходимые для официальной историографии исторические масштабы. Как пишет В. Овчаров, новгородский Гостомысл – знаковая личность, она появляется в нужное время и нужном месте. Но, пришла она к нам не из IX века. Это герой другого времени.

Роман Рабинович, канд. ист. наук,
специально для портала BankGorodov.RU

Имеет отношение к населенным пунктам:

Согласно большинству упоминаний Гостомысл обосновался в Новгороде.