Никон (Патриарх)

Биография

1605 год — 17 (27) августа 1681 года
Патриарх Московский (1652-1667).
Патриарх Никон (светское имя - Никита Минов или Минин) родился в 1605 году в семье крестьянина села Вельдеманово (ныне в Перевозском районе Нижегородской области) по имени Мина.

В 12-летнем возрасте Никита ушел в Макарьев Желтоводский монастырь, был в нем послушником до 1624 года. По настоянию родителей вернулся домой, женился и принял сан священника. Служил сначала в соседнем селе Лыскове, а около 1626 года был назначен священником одной из московских церквей, по просьбе московских купцов, узнавших о его начитанности.

Смерть детей в 1635 году привела Никиту к окончательному решению оставить мир. Он убедил жену принять монашеский постриг в московском Алексеевском монастыре, а сам в возрасте 30 лет тоже принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. В 1639 году Никон был принят в Кожеозерский монастырь. В 1643 году он был избран игуменом этой обители.

В 1646 году своей энергией и смелостью Никон обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича. В 1646 году по желанию монарха он был поставлен архимандритом Новоспасского монастыря в Москве и примкнул здесь к влиятельному «Кружку ревнителей благочестия». С 1648 года Никон был митрополитом Новгородским, где участвовал в подавлении Новгородского восстания 1650 года.

В 1652 году, после кончины патриарха Иосифа, Никон был избран его преемником. В июле 1652 года он был торжественно возведен на престол патриархов Московских и Всероссийских. Во время интронизации Никон вынудил царя дать обещание не вмешиваться в дела церкви. Весной 1653 года он начал проведение церковных реформ. Исправление книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, служило укреплению церковно-политических связей России с этими странами, находившимися под турецким игом. Унификация культа подчиняла церковь общегосударственной системе централизации. Значительная часть русского духовенства выступила против нововведений, в церкви возник раскол. Никон и светская власть преследовали раскольников, среди которых были и единомышленники патриарха по «Кружку ревнителей благочестия».

Патриарх Никон активно участвовал в решении политических вопросов, склоняя царя Алексея Михайловича к прекращению войны с Польшей, выступал за борьбу со Швецией в Прибалтике. Неудачная попытка «пробить» для России выход к Балтийскому морю была поставлена в вину патриарху. Рост недовольства в придворных кругах произволом и властностью Никона вызвали расхождение между царем и патриархом, который стремился использовать реформу для укрепления церковной организации и усиления собственного авторитета, с тем чтобы освободить церковь из-под опеки светской власти. Выдвинув тезис «священство выше царства», Никон пытался противопоставить власть патриарха власти царя.

Разрыв между царем и патриархом произошел в 1658 году. Никон, оставив патриаршество, уехал в основанный им в Подмосковье Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчитывая, что царь вернет его. Но этого не случилось, ему было приказано оставаться в монастыре. Когда Никон в 1664 году самовольно приехал в Москву и попытался снова занять патриаршее место, он был выслан обратно.

Большой Московский церковный собор 1666-1667 годов, подтвердив проведенные Никоном реформы, снял с него сан патриарха. Никон был сослан в Ферапонтов Белозерский монастырь. После смерти царя Алексея Михайловича был переведен под более жестокий надзор в Кирилло-Белозерский монастырь.

В 1681 году царь Федор III Алексеевич разрешил тяжело больному Никону вернуться в Новоиерусалимский монастырь. 17 (27) августа 1681 года в дороге он умер. Это произошло в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля, в устье реки Которосли.

Несмотря на протесты патриарха Иоакима, царь Федор III Алексеевич настоял на отпевании Никона как патриарха. Опальный первоиерарх был похоронен в северном приделе Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря. На его погребении присутствовал царь Федор III Алексеевич.

В 1682 году царь Федор III Алексеевич, невзирая на сопротивление патриарха Иоакима и значительные издержки, исходатайствовал у восточных патриархов разрешительные грамоты в которых повелевалось причислить Никона к лику патриархов и поминать его в этом звании открыто.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Родился в 1605 году в селе Вельдеманово. Жил здесь до 1617 года.
В 1624-1626 годах служил священником в селе Лыскове (ныне город, райцентр Нижегородской области).
В 1617-1624 годах был послушником Макарьева Желтоводского монастыря.
В 1635 году принял постриг с именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. Посещал Соловецкий монастырь 3-7 (13-17) июня 1652 года для перенесения мощей святителя Филиппа, митрополита Московского.
В 1648-1652 годах был митрополитом Новгородским, участвовал в подавлении Новгородского восстания 1650 года.
Содержался под строгим надзором в Кирилло-Белозерском монастыре в 1676-1681 годах.
Скончался в дороге 17 (27) августа 1681 года в Николо-Тропинском приходе в Тропинской слободе (ныне в черте города Ярославля).
В конце 1650 годов выкупил село Чернево (ныне микрорайон города Красногорска). Переименовал его в Назарет, но название не прижилось. Основал при Никольской церкви в селе патриаршее подворье, которое часто посещал во время поездок в Новоиерусалимский монастырь. В 1664 году опальный патриарх был задержан в Чернево при попытке вывезти из Московского Кремля в Новый Иерусалим патриарший посох, который был у него отобран и возвращен в Москву.
Основатель Воскресенского Новоиерусалимского монастыря (1656). Неоднократно приезжал сюда в годы строительства обители, постоянно проживал в монастыре в 1658-1666 годах. В августе 1681 года был погребен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.
Находился в Вязьме при царе Алексее Михайловиче и его семье в 1654-1655 годах.
Служил в Москве священником в 1626-1635 годах. В 1646 году был представлен царю Алексею Михайловичу. Жил в Москве в период своего патриаршества (до 1658 года). Последний раз приезжал в город в 1664 году.
Основатель Валдайского Иверского монастыря (1653). При первом посещении обители переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест.