Показать регионы

Серафим Саровский

Биография

19 июля 1754 (1759) года — 2 января 1833 года
Один из наиболее чтимых Русской православной церковью святых, еще при жизни прославившийся чудесами врачевания и исцеления. Его радением была основана Серафимо-Дивеевская женская обитель. Причислен к лику преподобных в начале XX столетия.
Детство и отрочество преподобного Серафима

В семье состоятельного курского купца, крупного заводовладельца и подрядчика по строительству каменных церквей и зданий Исидора Ивановича Мошнина (в некоторых источниках – Машнина) и его жены Агафьи Фотиевны 19 июля 1754 года (по другим данным – 1759 года) родился сын Прохор, впоследствии ставший одним из столпов русского православия – преподобным Серафимом Саровским. Семья жила в Ильинской слободе и благочестивые родители мальчика, бывшие прихожанами Ильинского храма, часто брали его на богослужения, где Прохор с самого раннего детства приобщался к вере и любви к Господу. Незадолго до рождения сына Исидор Иванович взял подряд на строительство храма в честь Казанской иконы Божьей Матери (сейчас Сергиево-Казанский кафедральный собор), но завершить начатое дело не успел, скончавшись в 1960 (1962) году. Отпевали его в Ильинском храме и, согласно некоторым сведениям, у стен храма и похоронили.

Руководство работами по возведению собора взяла на себя вдова купца – Агафья Фотиевна, лично контролировавшая рабочих и следящая за ходом строительства. Однажды, когда Прохор достиг семилетнего возраста, мать взяла его с собой, чтобы осмотреть почти полностью возведенную церковную колокольню. Поднимаясь к самому куполу, она ненадолго отвлеклась и выпустила руку сына. Любопытный Прохор быстро подбежал к перилам и с интересом перегнулся через них. Хватило двух-трех секунд, чтобы произошла трагедия – мальчик сорвался вниз. С сердцем, готовым вскочить из груди, мать бежала вниз, с ужасом представляя на земле окровавленное тело сына. Но то, что произошло внизу, убитая горем женщина иначе как чудом и Провидением Божьим назвать не смогла – ее мальчик, не получивший даже царапины при падении с большой высоты, был абсолютно цел и невредим. Агафья, со слезами радости и облегчения вознеся молитву Всевышнему, поняла – ее сына оберегают Небесные Силы. Обладая хорошей памятью и горя желанием выучиться грамоте, чтобы самому читать Священное Писание и Жития святых, Прохор быстро освоил азы грамоты и с удовольствием и подолгу изучал святые книги, читая их родне и сверстникам.

Спустя несколько лет произошел случай, полностью подтвердивший догадку матери о избранности ее сына Господом. Будучи подростком, Прохор сильно заболел, и доктора были бессильны помочь ему. Именно тогда Прохору во сне явилась Богородица, пообещавшая исцелить его от недуга. Прохор рассказал об этом матери, и когда мимо их дома вскоре проходил Крестный ход с иконой Знамения Пресвятой Богородицы, Агафья вынесла на крыльцо сына, чтобы он приложился к чудотворному образу. После этого Прохор действительно исцелился, а чудесное видение Богородицы бережно хранил в своем сердце. Поэтому, когда в 1776 году он пришел к матери за благословением ступить на путь монашества и отправиться с паломниками в Киево-Печерскую Лавру, женщина не только не была против, но и трепетно благословила сына, подарив ему небольшое медное распятие, которое тот всю жизнь носил у сердца как святыню.

Путь к иночеству

В Киево-Печерской лавре с Прохором долго беседовал старец Досифей (великая подвижница христианства Досифея Киевская, посвятившая себя служению Господу в мужском обличье), благословивший его на иноческий путь и указавший место послушания и принятия пострига – Саровскую пустынь. Возвратившись ненадолго в отчий дом, Прохор навсегда попрощался с родными и отправился в Саров, куда и прибыл 20 ноября 1778 года. Старец Пахомий, тогдашний настоятель Саровской обители, ласково принял парня и назначил его духовником старца Иосифа, под началом которого Прохор проходил послушания – трудился в столярне, хлебной, просфорной, был пономарем, а свободное время полностью посвящал молитвам. По примеру многих иноков, удаляющихся из обители в лес для моления, послушник Прохор испросил для себя такое разрешение у старца Иосифа, и с тех пор после праведных трудов в монастыре уединялся в лесной глуши и творил молитвы Всевышнему.

Спустя два года Господь снова решил испытать Прохора, послав ему тяжелую болезнь – водянку, от которой все тело парня распухло, и он без малого на три года оказался прикованным к кровати. Другие иноки, полюбившие Прохора за мягкий нрав, трудолюбие и незлобивость, ухаживали за ним, ни разу не услышав от него роптания. Опасаясь, что без помощи врачей не обойтись, старец Иосиф хотел пригласить доктора, но Прохор, вверив свою душу и тело Господу, просил не делать этого, лишь причастить его. После причастия ему во сне снова явилась Богородица с апостолами – святым Петром и Иоанном Богословом, указавшая на больного и сказавшая, что он – от рода их и коснувшаяся жезлом бока Прохора, после чего вся лишняя жидкость вылилась из тела парня, и вскоре он снова был здоров. А на месте, где Прохору чудесным образом явилась Пресвятая Богородица, иноки возвели больничную церковь, в которой придел освятили в честь Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, престол для которого из кипарисового дерева своими руками сделал Серафим и всегда причащался в этой церкви.

Через восемь лет послушничества, в 1786 году юноша принял иночество с именем Серафим. Спустя год епископом Владимирским и Муромским Виктором (Онисимовым) он был возведен в сан иеродиакона и продолжил еще более ревностно и усердно служить Господу. Покровительство отцу Серафиму часто являл Господь и Небесные Силы Бесплотные, являясь ему во время праздничных богослужений, что снискало иноку еще большую любовь братьев и подвигло на еще большее рвение в служении Отцу Небесному и Пресвятой Матери Божьей. Каждый день после всех трудов уединялся преподобный Серафим в лесу и всю ночь совершал молитвенные бдения.
В 1789 году иеромонах Серафим взял опеку над Казанской общиной (в будущем – Серафимо-Дивеевским женским монастырем), устроенной недалеко от Дивеево схимонахиней Александрой (Мельгуновой), и всю свою жизнь помогал сестрам духовными советами и материальным обеспечением.

Подвиги преподобного Серафима

В сентябре 1793 года по ходатайству монашеской братии епископ Тамбовский и Пензенский Феофил (Раев) возвел Серафима в сан иеромонаха, а уже в 1794 году после тихой кончины настоятеля о. Пахомия, благословившего преподобного на подвиг пустынножительства, о. Серафим, испросив также благословение у нового настоятеля – о. Исаии (Зубкова), удалился в небольшую лесную келью, отстоящую от обители на пять километров, и стал жительствовать в одиночестве. Одним из подвигов преподобный избрал строгий аскетизм, нося летом и зимой одну и ту же одежду, самостоятельно добывая пропитание, соблюдая все посты и постоянно перечитывая священные книги. Возле кельи о. Серафим раскопал небольшой огородик и завел пчельник. Только в субботу перед всенощным бдением приходил отшельник в Саровскую пустынь, возвращаясь к себе в лесную келью после литургии и причащения Святых Тайн.

Часто, творя молитвы, о. Серафим настолько глубоко погружался в себя, что ничего не видел и не слышал вокруг. В такие минуты нечастые гости затворника – иеродиакон Александр, схимонах Марк Молчальник или иноки, приносившие преподобному хлеб, тихо удалялись, боясь нарушить его молчание.

Известный факт – преподобный Серафим три с половиной года питался только травой снытью, растущей возле кельи и кормил из рук дикого медведя и других лесных зверей, приходящих к его келье. А однажды, когда нечистая сила стала очень допекать и искушать о. Серафима, он взял на себя трудный подвиг столпничества, и тысячу дней и ночей проводил в молитвах на камне, один из которых находился в келье, а другой – возле нее, покидая место молений только на время непродолжительного отдыха и приема пищи.

Вскоре к о. Серафиму стали приходить не только иноки, но и миряне, наслышанные о чудесном лесном затворнике, испрашивая у него совета и благословения. Он принимал всех, но вскоре, тяготясь таким паломничеством и желая жить в полном уединении и безмолвии и испросив на это благословение настоятеля, с помощью молитв преградил путь в свое жилище ветками вековых деревьев, скрывшими его от посторонних глаз.

Однажды с о. Серафимом произошел трагический случай. Трое крестьян, наслышанных о том, что к преподобному часто приходят не только бедняки, но и состоятельные люди, задумали его ограбить. В то время преподобный усердно молился, по обыкновению, не обращая внимание на происходящее вокруг. Разбойники напали на него, но он, будучи в расцвете лет и сил, даже не попытался противостоять им. Один из грабителей проломил о. Серафиму голову обухом топора, и все трое кинулись обыскивать жилище. Не найдя ничего, кроме иконы и небольшого запаса еды, разбойники в ужасе от содеянного разбежались, а преподобный, придя в себя, еле добрался до обители, где потрясенная братия восемь суток ухаживала за ним, удивляясь, что ему удалось выжить после тяжелых ран. Пречистая Дева снова не оставила в беде о. Серафима, придя к нему во сне. После прикосновения Богородицы преподобный Серафим стал поправляться, но еще без малого полгода ему пришлось провести в обители. После этого случая о. Серафим навсегда остался немного сгорбленным и ходил, опираясь на палку или посох, но обидчиков своих, вскоре найденных, простил и просил не наказывать.

Вернувшись в свою лесную келью, в 1807 году преподобный принял обет молчания, избегая встреч и общения с людьми, для чего даже перестал посещать субботние всенощные в обители.
 
Возвращение в обитель

Через три года отцу Серафиму пришлось вернуться в Саровскую пустынь – здоровье его было подорвано (нападение разбойников не прошло даром), но он сразу уединился в своей келье и никого не принимал целых пятнадцать лет. Лишь в ноябре 1825 года после видения во сне Приснодевы Марии по ее указанию он прервал свое уединение и, взойдя на последнюю ступень высшего монашеского подвига – старчества и обладая даром исцеления и ясновидения, стал принимать иноков и мирян.

Молва о Серафиме, Саровском чудотворце, была настолько громкой, что к нему приходили за советом и благословением не только простые крестьяне и бедняки, но и люди высших сословий и даже сам император Александр I. Для всех без исключения посетителей у преподобного было одно приветствие: «Христос воскресе», и называл он всех одинаково: «Радость моя». Врачуя раны душевные и хвори телесные, о. Серафим всегда был приветлив и весел, для каждого находил доброе слово и напутствие. Самым большим грехом преподобный считал уныние и советовал всем занимать свои руки богоугодными делами, а помыслы – страстными молитвами.

Кончина старца Серафима

В 1831 году на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Божья Матерь с апостолами и 12 девами снова приходила к старцу Серафиму во сне и после долгой беседы пообещала вскоре забрать его в Царство Небесное. После этой встречи преподобный стал много говорить о скорой кончине и сам указал место погребения – у алтаря с юго-восточной стороны собора Успения Пресвятой Богородицы. В сенях кельи по его просьбе иноки установили гроб, и он подолгу стоял возле него, вознося молитвы Всевышнему и готовясь предстать пред его судом.

В последний раз старец Серафим пришел в больничный Зосимо-Савватиевский храм 1 января 1833 года, где после богослужения и причащения простился с братией и благословил ее. Ранним утром 2 января 1833 года один инок, проходя мимо кельи старца Серафима, почувствовал запах горелой бумаги, исходивший из нее. После того, как монахи открыли келью, они увидели удивительную картину – все книги и вещи Серафима уже тлели, душа его отлетела к Господу, а тело находилось в коленопреклоненном состоянии с молитвенно сложенными руками.

Канонизация преподобного Серафима Саровского

Целых семьдесят лет после преставления старца Серафима к месту его погребения стекались люди, веруя, что он может облегчить страдания и наставить на пусть истинный. Задолго до официальной канонизации в храмах устраивались престолы в его честь, составлялись тропари и жизнеописания. А после того, как в семье императора Николая II, имевшей уже четырех дочерей и мечтавшей о наследнике, после молитв Серафиму Саровскому родился долгожданный сын, царская чета уверовала в святость старца, в кабинете Николая II появился большой портрет старца Серафима, а русский народ в январе 1903 года с ликованием воспринял решение Святейшего Синода о его канонизации.

В день рождения преподобного, 19 июля 1903 года в присутствии императорской четы, высшего духовенства, знати и простых людей состоялись пышные Саровские торжества по случаю открытия святых и многолечебных мощей Серафима Саровского. На торжествах побывали более 150 тысяч человек.

Обретение святых мощей

В декабре 1920 года по решению специальной комиссии новой рабоче-крестьянской власти рака с мощами прп. Серафима Саровского была вскрыта, и в 1922 году перевезена в московский Донской монастырь, преобразованный большевиками в музей религиозного искусства.

В связи с бурными и трагическими событиями в истории России в течении следующих семидесяти лет мощи Серафима Саровского затерялись, поэтому были обретены только осенью 1990 года. Во время работ в Казанском соборе Санкт-Петербурга (тогда – музее истории религии) в одном из заказников были обнаружены не проходящие по предыдущим описям мощи. В декабре 1990 года мощи были освидетельствованы и сравнены с актом вскрытия мощей Серафима Саровского в 1920 году, что подтвердило гипотезу о принадлежности мощей старцу Серафиму.

В первых числах февраля 1991 года святые мощи перевезли в Москву и крестным ходом пронесли в Богоявленский собор в Елохове. В конце июля 1991 года с крестным ходом святые мощи Саровского чудотворца отправились в место упокоения, указанное самим преподобным – Дивеевскую пустынь, где их встречало большое количество верующих.
 
Интересные факты


  • В Курской Коренной Рождество-Богородичной пустыни и Екатеринбурге установлены и освящены памятники преподобному отцу Серафиму.
  • Его именем названа улица в пригороде сербской столицы Белграда – Батайнице.
  • С 2007 года прп. Серафим Саровский объявлен покровителем физиков-ядерщиков, а белгородские студенты, согласно проведенному в 2009–2010 годах опросу в рамках работы «О студенческих поверьях и обрядах» считают его своим небесным заступником.


Своей праведной подвижнической жизнью и посмертными чудесами прп. Серафим, Саровский чудотворец, стал для всего православного мира наряду с преподобным Сергием Радонежским негасимым светочем христианства, и в наши дни незримо оберегающим людей от зла и дарующим надежду на спасение и вечную жизнь.

Имеет отношение к населенным пунктам:

Родился в Курске, проживал в городе в доме родителей до 1776 года.
С ноября 1778 г. и до самой смерти в 1833 г. пребывал в Саровской пустыни и находящейся поблизости лесной келье, в 1786 г. принял иночество с именем Серафим. Иеромонах Саровского монастыря (с 1793 г.).
С 1789 г. взял попечение над общиной будущего Серафимо-Дивеевского женского монастыря. Всю жизнь помогал сестрам Дивеевской общины материальным обеспечением и духовными советами.