Показать регионы
Герб отсутствует Добавить
Воздвиженка на карте

Воздвиженка (Целинный район)

Редактировать
  • Статус
    Деревня
  • Дата основания
    1887 г.
  • Муниципальное образование
  • Входит в
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    0,223 (2010 г.)
  • Территория (кв.км)
    неизвестно
  • Координаты
    54°39'22'' с.ш., 63°52'24'' в.д.
  • Почтовые индексы
    641169
  • Телефонный код
    +7 352 41
  • Автомобильные коды
    45
  • Прежние названия
    Лаврентьевка, Горбуновка, Ново-Воздвиженка (до 1910-х гг.)
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    37234836002
  • Код ОКТМО
    37634436106

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Кротиков Павел Геннадьевич
  • Адрес
    641162, Курганская область, Целинный район, с. Половинное, ул. Советская, д. 53
  • Телефоны администрации
    +7 (352 41) 2-56-25, факс: (352 41) 2-56-25

Общие сведения

Редактировать
Воздвиженка – деревня в Целинном районе Курганской области в составе Половинского сельсовета. Расположено на западном берегу озера Беломойное, в 24 км к северо-востоку от районного центра села Целинное, в 145 км к юго-западу от Кургана.

Фотографии (5)

Добавить фото
Озер Беломойное и деревня Воздвиженка Окрестности деревни Воздвиженка, озеро Беломойное. Озер Беломойное Озер Беломойное, сосновый бор Проводы в армию Мельникова П.М. и Калашникова Н.А. молодежью деревни Воздвиженка. 1970 г.

История Воздвиженки

Редактировать
Рассказ местного жителя о деревне Воздвиженка

О Воздвиженке мне известно многое из рассказов и воспоминаний моего деда, а позднейшие события – из личных наблюдений. Мой дед и его сверстники в молодости были крепостными графа Кочубея, жили на Украине в Черниговской губернии (Новгород-Северский уезд, село Старая Гута), оттуда и прибыли сюда, в Сибирь. В то время не говорили, как сейчас, в Зауралье, по их представлению Сибирь начиналась к востоку от Уральских гор. Почему они покинули свои родные края? Вот что рассказывал мой дед...

Как известно, крепостных крестьян хотя и отпустили на волю, но земли им выделили мало, или совсем не давали. Да и земля там, где они жили, на берегах реки Десны, была песок сыпучий да лес. Если не удобрить перегноем (навозом), то хоть не сей. Плохо родила земля - 20-30 пудов жита (ржи) с десятины. Это в урожайный год, а случится засуха – и на семена не соберешь. Небольшие наделы земли, которые были даны при раскрепощении, с течением времени, по мере роста семьи, дробились при дележе хозяйства, а потом уж и делить стало невозможно. Вот это и явилось причиной переселения на «Сибирские просторы».

Шел 1886 год. Царское правительство, учитывая, видимо, недовольство крестьян нехваткой земли на Украине и в других центральных губерниях, призывало всех желающих переселиться в Сибирь, на Урал, где земли было много неосвоенной, пустующей, предназначенной для переселенцев. Для этой цели были учреждены переселенческие пункты в уездных городах, туда и обращались ходоки (уполномоченные) с надлежащими документами. Вот с такими полномочиями летом 1886 года и прибыли в Челябинский переселенческий пункт два крестьянина, Шульгин и Воскобойников, из Черниговской губернии. Им предложили поехать в село Куртамыш к надзирателю. В его ведении было несколько волостей, в которых было еще много свободных участков земли для переселенцев, из которых можно было выбрать себе любой. В Куртамыше надзиратель направил их в Становскую волость и дал письменное распоряжение лесообъездчику, которые были при каждой волости, показать ходокам все участки, назначенные под переселение, для выбора. Наши ходоки выбрали себе участок под названием Степное (так называлось небольшое озерко, которое по нынешнем временам находится между Косолапово и Речным). На этом участке и решили селиться. При выборе участка учитывали плодородие почвы. Очень боялись песка, и его действительно на всем участке не было, но и леса тоже не было. Земля на всем участке хорошая, плодородная, это было главное.

Вполне удовлетворенные выбором поехали обратно в свою Гуту. Но ехать они могли только от Златоуста на запад, а на восток в то время не было еще железной дороги, и они шли пешком. На выбранный участок им выдали документы на право заселения его, а окончательное оформление на право заселения и ограничение (межевание) нарезки производилось по фактическому заселению из расчета пять десятин всех угодий на душу мужского пола, которые были во время отвода земли в наличии. По прибытии в Старую Гуту уполномоченные оповестили всех посылавших их, а их было около полусотни дворов, о результатах своей поездки. Осветили основные вопросы: какая там земля, по сколько ее дадут, какие бывают урожаи. Ответы вполне устраивали селян. Решили ехать в Сибирь на новые вольные земли. Встал вопрос, когда и как ехать? Поскольку была уже осень, решили перезимовать и выехать на лошадях весной с наступлением тепла, а за зиму подготовить все необходимое для дальней дороги. Главное - здесь потребуется хорошая выносливая лошадь и прочная телега с будкой, чтобы можно было укрыться от дождя, ведь ехать придется все лето, пройти расстояние около трех тысяч верст, да и ночевать в степи у хуторов.

В 1887 году в начале июня, когда подросла трава, тронулись в далекий путь. Останавливались только для того, чтобы немного отдохнуть и накормить коней в удобных для этого местах. Приехали на свой участок Степное 14 сентября по старому стилю. В тот день был церковный праздник «Воздвижение креста». Вот почему, когда встал вопрос о том, как назвать свою деревню, кто-то сказал: «Поскольку пришли на это место в Воздвижение, то назовем ее Воздвиженкой. Так и записали в документах с приставкой «Ново» – Ново-Воздвиженка. Но так писали только в официальных документах, а фактически деревню называли Степное – по озеру.

Поскольку была уже осень, нужно было успеть до наступления больших холодов обеспечить себя жильем, принялись за постройку землянок. Лес отпускало лесничество из казенных лесов. А кто имел сбережения, купили себе в соседних деревнях готовые жилые деревянные избы, но их было мало, не более пяти на всю деревню, остальные построили себе землянки, самые примитивные: до окон копали яму в земле, окна на уровне горизонта, стены из дерна (пластов). Крыли тоже пластами.

Пришла зима с ее метелями, которая показала новоселам, что такое снежный буран в степи. Землянки были маленькие, и их заносило за ночь снегом так, что торчала только одна дымовая труба. И лишь по ней можно было определить, что здесь изба, а в ней люди. Утром, кто первым вылезал из-под снега, шел к соседу, и если не шел дым, кричал в трубу: «Э ге-гей! Шо вы там, живие еще?». Ему отвечали тоже в трубу: «Живие, кум. Скажи, пожалуйста, шо там наверху, чи день, чи ночь? Бач як занэсло и вокны и двири, шо и свету божего ни бачим. Откопай, кум, пожалуйста, нам двэри, а то нам их и отпэрти нельзя, снег не пускае».  Но прошла зима, и весной эта так опостылевшая степь оделась в пышный ковер зеленой травы и цветов, и новоселы простили ей зимние проказы. Но некоторые не выдержали и уехали в другие места. На оставшихся весной была оформлена земля (нарезка), которую разделили по душам и оставили под пастбище скота, которым постепенно стали обзаводиться.

Первые годы жили очень бедно, особенно те, которые не имели лошадей, несколько семей пришли только с котомкой за плечами. Они сразу же по прибытии пошли батрачить в окрестные села к богатым мужикам-старожилам, в Степное, Косолапово, Речное, Дулино. Вскоре попы узнали, что у новоселов молодежь – почти все мужчины грамотные, а местные старожилы все поголовно не грамотные. Школы были только в больших селах при церквях, церковно-приходские, да и те в стадии организации, а в деревнях школ вообще не было, как и учителей. И вот, хотя приехавшие новоселы сами окончили только начальную церковно-приходскую школу, их попы усиленно вербовали в учителя. В то время, видимо, и такой подготовки было достаточно. Таким образом, стали учителями, хотя временно мой отец Воскобойников Е. Г., Воскобойников Я. П., два брата Янковых, Кошалев А. М., Пухалов Д. Я., Поскачеев. В то время учитель церковно-приходской школы был учителем только зимой, а весной, как только заканчивал обучение ребят, отбирали у них учебники и сдавали обратно попу. И больше он уже не учитель, никто ему летом не платил, как теперь. А осенью, если поп найдет нужным нанять его, то договаривались на следующий сезон о жаловании, и он снова учительствовал зиму.

На Степном земля была хорошая, и урожаи были неплохие, но зимой было плохо. И степновцы стали просить надзирателя переменить им участок. Насмотрели они, тоже на территории Становской волости, прекрасный участок или, как тогда называли, «статью» под названием «Горбуновская» – озеро, окруженное лиственным и сосновым лесом, вода в нем щелочная, хорошая для стирки и купания, называлось оно Беломойное. Но эта статья предназначалась для наделения землей николаевских солдат, и степновцам отказали.

Годом позднее на берегу этого озера, в обширной березовой роще поселились тоже переселенцы из Черниговской губернии, только по их словам, они поселились на этом участке самовольно и их хотели выгнать. Было их всего девять дворов, и они упросили надзирателя и землеустроителя, которые приехали прогнать их, отвести им земли на этой статье. А до этого им один сведущий человек посоветовал быстрее сделать землянки: если будет оседлость, то не выгонят. Так они и сделали. Надзиратель и землеустроитель погорячились, покричали, грозились прислать полицию и судить, но все-таки смирились и удовлетворили просьбу, приказали оформить списки в волостном управлении и доставить им в Куртамыш, а после этого обещали оформить нарезку.

Вскоре приехал землемер, оформил нарезку. Когда встал вопрос о том, как назвать эту маленькую деревню, новоселы стушевались и не знали, что сказать. Тогда землеустроитель, желая, видимо, увековечить свою фамилию, предложил назвать деревню Лаврентьевкой. Возражений не поступило. Так в 1888 году на месте, где в настоящее время расположена Воздвиженка, в обширной березовой роще, на полянке, на берегу озера Беломойное, возник хутор из 9 дворов – Лаврентьевка. Так ее записали, а фактически называли Горбуновкой, потому что находилась она на статье Горбуновской.

Первыми поселенцами были 4 двора Пильниковых, Кобзарев И., Шульженко Е., Белов Н., Мельников Р., Бабченко О. В противоположность Степному, никогда никаких буранов и сугробов здесь не было, снег падал ровно. Вот на эту статью и нацелились степновцы. Долго им отказывали и только в 1899 году просьбу удовлетворили, Степновцы переехали в Горбуновку в 1900 году. Селились рядом с горбуновцами. Стала деревня в 43 двора. Так прожили около 10 лет и решили соединиться в одно земельное общество. Вопрос встал опять: какое из двух названий оставить? И так как ново-воздвиженцев было больше, решили оставить Ново-Воздвиженку, но приставку «Ново» решили отбросить, видимо, как устаревшую.

Школы не было до осени 1902 года, а осенью решили просить попа (половинского) открыть в деревне школу. Поп согласился, договорился с учителем, тоже деревенским, выдал ему книги для первой группы. Школа работала на частной квартире в горнице. Парт не было, вместо них две доски на всю комнату, одна пониже для сидения, другая повыше. Первую зиму учеников было 16 человек (в их числе автор этих строк). Первый учитель был у нас Андрей Прокопьевич (фамилию не помню). Он проучил нас только две зимы и уехал куда-то как безземельный. До 1924 года школа помещалась по частным квартирам, обычно в одной комнате. И только в 1924 году было построено помещение, в котором школа находится и в настоящее время. Преподавание в школах  до революции повсеместно (и на Украине) было только на русском языке. Но наряду с русским в церковно-приходских школах обучали еще и церковно-славянскому языку. Все это было дополнительной нагрузкой ученикам, и учиться было очень трудно. Все школы были тогда трех групп (трехклассные).  Окончив их, сдавали экзамены. Сдавшие успешно получали свидетельство и похвальный лист, а сдавшие посредственно – только свидетельство. Желающие продолжать обучение могли поступить в двухклассное училище, эти были уже от министерства народного просвещения (в Куртамыше, Птичьем). Срок обучения в них был три года. Окончившие их уже сами были учителями и получали соответствующий документ.

Из крестьян желающих обучаться было мало: связано с дополнительными расходами, да и по другим разным причинам. Вот, например, когда я окончил свою школу (учился хорошо), мать говорит отцу: «Надо отдать Гришку в Куртамыш, в двухклассную». Отец отвечает: «Ладно хватит, дома работать некому. Больше учиться будет, с ума сойдет, молиться не будет. Вон Вася у попа, как только студентом стал, так и молиться перестал». А Вася, единственный сынок у попа, учился в  то время в Казанском университете на юридическом факультете, и хотя там Володи Ульянова уже не было, но атмосфера, видимо, и после него осталась не располагавшая студентов к молитвам. Но я люблю читать, много прочел художественной литературы и благодаря этому до некоторой степени расширил свой кругозор.

Примерно с 1910 года стали ставить хорошие крестовые дома, и вскоре деревня по всем показателям сравнялась с соседними старыми селами, а по некоторым даже превзошла их. Так, например, уже при Советской власти, в 1920 году, во время продразверстки вывезли в Шумиху зерна больше, чем с любого другого села в окрестности.

На первое января 1968 года по данным сельского Совета в Воздвиженке было 146 дворов, колхозников колхоза «Весна». В настоящее время Воздвиженка выглядит довольно прилично. Имеются клуб со стационарной киноустановкой, медпункт, магазин. В домах колхозников электричество и радио, появились телевизоры, много мотоциклов. Каждый двор выписывает газеты и журналы, а лет 60 тому назад вся Горбуновка выписывала два экземпляра газет.

В 1969 году колхозу исполнилось 40 лет. За это время он несколько раз укрупнялся и разукрупнялся, менялись названия, сменилось много председателей. В общем, колхоз имеет свою историю, описать которую, будем надеяться, возьмется кто-нибудь из молодых.

Г. Е. Воскобойников, колхозник-пенсионер. Воздвиженка.

Улицы и индексы (4)

Добавить информацию
Молодежная ул.
641169
Центральная ул.
641169
Школьная ул.
641169
Южная ул.
641169

Экономика и социальная сфера

Редактировать
В Воздвиженке расположены:

  • Сельский клуб
  • Медпункт
  • Магазин

Достопримечательности (1)

Добавить

Знаменитые люди (11) Все люди

Добавить человека

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.