Показать регионы
Герб - Город Моздок Информация о гербе
Моздок на карте

Моздок (Республика Северная Осетия - Алания)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 1770 г.)
  • Дата основания
    1763 г.
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Моздокское
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
    Моздокский район
    (административный центр района)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    40,042 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    17,00
  • Координаты
    43°44'50'' с.ш., 44°39'25'' в.д.
  • Почтовые индексы
    363750
  • Телефонный код
    +7 867 36
  • Автомобильные коды
    15
  • Прежние названия
    неизвестны
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    90230501000
  • Код ОКТМО
    90630101001

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Токарева Любовь Петровна (с 16 марта 2012 г.)
  • Адрес
    363750, Республика Северная Осетия - Алания, Моздокский район, г. Моздок, ул. Кирова, д. 37
  • Телефоны администрации
    +7 ( 867 36 ) 3-21-39, (867 36) 3-40-90, факс: (867 36) 3-40-90

Общие сведения

Редактировать
Моздок – город, административный центр Моздокского района Республики Северная Осетия - Алания, один из старейших городов Северного Кавказа. Расположен на реке Терек, на ее левом берегу, в 90 км к северу от республиканского центра – города Владикавказа.

Численность населения – 40 042 человека (2015 г.).

Город Моздок является административным центром муниципального образования «Городское поселение Моздокское»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История Моздока

Редактировать
Основание крепости Моздок, город в XVIII веке

История города Моздок началась в XVIII веке. Необходимость строительства новой крепости на левом берегу Терека была вызвана тем, что Российской империи с юга угрожала Турция, стремившаяся захватить некоторые районы Кавказа. Туркам должен был помогать крымский хан, находившийся в некоторой зависимости от турецкого султана. На месте нынешнего Моздока в 1740-1750-х годах жили русские крестьяне-раскольники. Отказавшись от церковной реформы, эти люди были вынуждены скрываться в самых отдалённых уголках Российской империи от преследований властей. Однако поселения раскольников стояли здесь недолго. Кизлярский комендант периодически присылал сюда карательные отряды, разрушавшие раскольничьи посёлки.

В 1763 году по указу Екатерины Великой началось строительство крепости, названной в последствие Моздок (название происходит от кабардинского слова «мздогу», что означает «дремучий лес»). Кроме военного назначения, крепость должна была служить и мирным целям: способствовать развитию производственных сил края.

Уже через 7 лет после своего появления, в 1770 году, крепости был присвоен статус города, что может свидетельствовать о немаловажной роли Моздока. Новый город постепенно становится политическим, экономическим и культурным центром Северного Кавказа. В 1780-х годах между Тифлисом и Моздоком была проложена дорога, названная Военно-Грузинской. Наличие дороги способствовало улучшению связей между Моздоком и Россией. Несмотря на то, что город был сравнительно небольшим и малонаселённым, людей здесь всегда было очень много: Моздок был одним из важнейших торговых центров Северного Кавказа.

Население города быстро росло. Моздок имел славу интернационального населённого пункта. Здесь обосновались русские, осетины, грузины, армяне, а также представители многих других национальностей. Причины поселиться в Моздоке были у каждого свои. Кто-то спасался от мести кровников и притеснений князей. Кто-то жил здесь по долгу службы. Примечательно, что представители различных национальностей не стремились смешиваться между собой, живя замкнутыми общинами. Каждая такая община была хранителем национальной культуры, обычаев и традиций. Общинами управляли выборные лица.

В 1764 году в городе была открыта школа, называвшаяся «школа для детей осетин и прочих горских народов». В учебное заведение принимались преимущественно дети из богатых и влиятельных семей. В начале 1790-х годов школа была закрыта. Однако осетинское влияние в городе сохранилось. Чувствовалось, что доминирует именно эта нация. Моздок становится культурным центром осетинского народа. Сама же Осетия после долгих переговоров была присоединена к России ещё в 1774 году.

В конце XVIII века Моздок стал самым крупным торговым центром всей «Кавказкой военной линии» (так называлась территория от Азова до Кизляра). Сюда везли товар со всего Кавказа, а также из казачьих станиц. Кроме сельскохозяйственных товаров на моздокских ярмарках продавали также лошадей различных пород. В конце XVIII века генерал Ермолов смог добиться правительственного решения о том, чтобы кабардинцев и осетин относили к казачьему сословию. В официальных документах представителей этих национальностей именовали «казачьими братьями». Возможно, таким образом, генерал пытался склонить кабардинцев и осетин на сторону русских и, как следствие, избежать конфликтов и межнациональной вражды.

Развитие Моздока в XIX веке

Первая половина XIX века считается периодам расцвета города. Торгово-культурное значение Моздока выходит за пределы Моздокского уезда. Стать экономическим и политическим центром Северного Кавказа городу помогает его весьма выгодное географическое положение. В 1823 году в Моздоке появился один из первых в мире нефтеперегонных заводов. Предприятие было построено братьями Дубиниными, крепостными крестьянами. Завод занимался переработкой нефти, превращая её в керосин, который вывозили из Моздока во все регионы России. Предприятию было суждено просуществовать не более двадцати лет, так как деятельность братьев не получила нужной поддержки. Кроме нефтеперегонного завода в Моздоке существовало винокуренное, мыловаренное и другое производство.

К середине 1820-х годов экономика города постепенно приходит в упадок, период расцвета Моздока подходит к концу. Связано это было с тем, что в 1825 году завершилась прокладка новой дороги между Россией и Грузией. Новая дорога была намного короче и безопаснее. В 1835 году правительство приняло решение об упразднении крепости Моздок. Военные были распределены по другим крепостям Северного Кавказа. К середине века наблюдается резкая убыль населения. Военные из города выехали. «Торговые люди» покидали Моздок в поисках более экономически развитых городов.

В 1860-е годы экономика постепенно набирает обороты после отмены крепостного права. Освободившись от зависимости, некоторые крестьяне отправляются на Кубань и Кавказ в поисках работы. Но в 1870-х годах Моздок ожидал новый экономический удар. В 1875 году была построена железная дорога через Беслан, соединявшая Владикавказ и Ростов. Ещё через некоторое время появилась железнодорожная ветка Беслан – Петровский. Из-за этих дорог Моздок остался в стороне от основных грузоперевозок. Товар поступал непосредственно на место назначения. Уже не было необходимости устраивать ярмарку в Моздоке. Железная дорога в городе появилась только в 1913 году и внесла некоторое оживление в его жизнь. Но никаких кардинальных перемен в экономической и культурной сфере города так и не произошло по причине начала Первой мировой войны. Немногочисленное население города (около 16,5 тысяч человек) сократилось почти на 2 тысячи.

Город в XX веке

После резкого сокращения населения Моздок потерял статус города, став слободой. Дореволюционный Моздок не был электрифицирован. Слобода освещалась керосиновыми фонарями, находившимися на большом расстоянии друг от друга. Единственный мост был совершенно непригодным к использованию. Отсутствовали канализации, тротуары, водопровод, мостовые. Транспорта в слободе не было, не считая нескольких извозчиков. Здравоохранение и образование находились на низком уровне. В результате отсутствия квалифицированной медицинской помощи в Моздоке начали распространяться опасные заболевания: дифтерия, корь, скарлатина, оспа. Уровень смертности резко возрос, и население стало убывать ещё быстрее.

Октябрьская революция дала жителям Моздока надежду на возрождение города. Трудящиеся слободы встретили смену власти с огромным энтузиазмом. В начале 1918 года в Моздоке состоялся Первый съезд народов Терской области под руководством С. Кирова. Съезд позволил Советской власти укрепить своё влияние на территории Северного Кавказа и наладить дружеские отношения с населением. Во второй половине марта 1920 года в слободе окончательно установилась власть Советов. Начинается новый этап в развитии Моздока. Новая власть указала перспективы развития и занялась изменением облика слободы. В первую очередь, в 1923 году Моздоку вернули статус города, который отныне подчинялся Ставропольскому краю.

В довоенные годы в городе возрождалась хозяйственная деятельность. Промышленность полностью восстановилась к 1926 году. В начале 30-х годов через Терек были построены новые мосты. Появилась узкоколейка, наладившая связь между Малгобеком и Моздоком. Кроме открытия новых предприятий в городе начали работу и старые, например, заводы по производству кирпичей «Искра» и «Маяк». Ремесленники и кустари объединились в промысловые кооперативы. В городе появилась небольшая электростанция. Культурный уровень Моздока также неуклонно рос. Однако город так и продолжал отставать в развитии от других населённых пунктов СССР. В довоенные годы его развитие так и не удалось поднять до необходимого уровня.

В 1942 году началась оккупация Моздока. Оккупация продолжалась всего четыре месяца. В первых числах января 1943 года Моздок был освобождён. Несмотря на то, что город был занят фашистами достаточно небольшое количество времени, по сравнению с другими городами, Моздок понёс огромный ущерб. Согласно оценке чрезвычайной районной комиссии, общий ущерб превысил 100 миллионов рублей. Городское хозяйство и промышленность удалось быстро восстановить в послевоенные годы. Восстановление города началось уже в 1943 году, когда все предприятия возобновили свою работу. Дальнейшее социальное и экономическое развитие ускорило свои темпы после того, как в 1944 году город вошёл в состав Северо-Осетинской АССР.

В первые послевоенные годы в Моздоке строятся новые предприятия: хлебозавод, молокозавод и некоторые другие. В 1959 году была создана строительная организация системы «Сель-строй». К концу 60-х годов увеличилось количество автотранспорта. В 1961 году город был газифицирован. Природный газ поступал в Моздок из Ставрополья и стал главным видом топлива в городе. Кроме этого, с 60-х годов прошлого столетия город стал одной из крупнейших авиабаз страны. В наши дни территория района остаётся важнейшим стратегическим объектом. Здесь дислоцируются около тридцати воинских подразделений, основное назначение которых – обеспечивать безопасность южных границ Российской Федерации.

За последние 50 лет жизнь в городе кардинально изменилась. Произошла смена власти, СССР больше не существует. Несмотря на то, что некоторые союзные республики предпочли отделиться, Северная Осетия осталась в составе России. Моздок по-прежнему считается интернациональным городом. Здесь мирно уживаются русские (более 60%), кумыки, осетины, армяне, кабардинцы, чеченцы и корейцы.

Улицы и индексы (167) Все улицы

Добавить информацию
1-й Заводской пер.
363750
50 лет Октября пл.
363750
8-я Гвардейская ул.
363750
А.Матросова ул.
363750
Азаниева ул.
363750
Анджиевского ул.
363750
Анисимова ул.
363750
Армянская ул.
363750
Артиллерийская ул.
363750
Артюхова ул.
363750
Б.Хмельницкого ул.
363750
Белинского ул.
363750
Близнюка ул.
363750
Братская ул.
363750
Братьев Дубининых ул.
363750
Весенняя ул.
363750
Вокзальная ул.
363750
Гагарина ул.
363750
Гардинная ул.
363750
Гастелло ул.
363750

Транспорт

Редактировать
Автомобильное и железнодорожное сообщение
В городе пересекаются автомобильные дороги регионального значения Р-262 СтавропольМинеральные Воды – Моздок – КизлярКрайновка и Р-296 Моздок – ЧерменВладикавказ. На территории города расположена железнодорожная станция «Моздок» Минераловодского отделения Северо-Кавказской железной дороги.

Знаменитые люди (13) Все люди

Добавить человека

Гостиницы (1)

Добавить
Гостиница Моздок расположена в городе Моздок.
Республика Северная Осетия - Алания, Моздокский район, город Моздок, Кирова, 96
+7 8673632110

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.