Информация о гербе
увеличить карту

Мичуринск

Редактировать
  • Статус
    Город (c 1635 г.) Наукоград
  • Дата основания
    1635 г.
  • Муниципальное образование
    Городской округ Город Мичуринск
    (центр муниципального образования)
    административный центр Мичуринского района
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    областное
  • Население (тыс.чел.)
    95,812 (2015)
  • Территория (кв.км)
    90,00
  • Координаты
    52°53'21'' с.ш., 40°29'19'' в.д.
  • Почтовые индексы
    393760–393779
  • Телефонный код
    +7 475 45
  • Автомобильные коды
    68
  • Прежние названия
    Новый город, Новый Козлов город (XVII век), Козлов (до 1932 г.)
  • День города
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    68415000000
  • Код ОКТМО
    неизвестно

Администрация

  • Глава городского округа
    Платицын Илья Аркадьевич (и.о.) (с 2 апреля 2015 г.)
  • Адрес администрации
    393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Советская, д. 291
  • Телефоны администрации
    +7 (475 45) 4-32-15, (475 45) 5-12-65, факс: (475 45) 4-32-15

Общие сведения

Редактировать
Мичуринск – старинный город в Тамбовской области, имеющий статус городского округа. Расположен в центре европейской части Российской Федерации, на правом берегу р. Лесной Воронеж при впадении в нее р. Каменки, в междуречье Волги и Дона, в 74 км к северо-западу от областного центра – города Тамбова. Наукоград (с 4 ноября 2003 года), единственный наукоград в России аграрного направления. В 1985 году Мичуринск награжден орденом «Знак Почета». Город занимает второе место в Тамбовской области по культурному и экономическому развитию.

Численность населения – 95 812 человек (по состоянию на 2015 год). Площадь территории городского округа – 9 000 га.

Город Мичуринск является административным центром муниципального образования «Городской округ Город Мичуринск»

Фотографии (1)

Добавить фото
Бюст Ивана Владимировича Мичурина в Мичуринске

Улицы и индексы Мичуринска (289) Все улицы

Добавить информацию
Пока информации нет...
1 Мая ул.
393772
12 Декабря ул.
393764
411 км ул.
393778
5 Декабря ул.
393768
7 Ноября ул.
393765
8 Марта ул.
393760
9 Мая ул.
393764
Автозаводская ул.
393764
Алтайская ул.
393762
Артема ул.
393768
Белаховой ул.
393768
Белгородская ул.
393762
Белинского ул.
393778
Береговая ул.
393772
Березовая ул.
393764
Братская ул.
393771
Брянская ул.
393764
Верхняя ул.
393764
Виноградная ул.
393762
Вишневая ул.
393764

История Мичуринска

Редактировать
Основание города, Козлов

В 1635 году царь Михаил Фёдорович подписал указ о создании новой крепости, главной целью которой была оборона Рязани от ногайских и крымских татар. Место для крепости выбирали воеводы Михаил Спешнев и Иван Биркин. Воеводы выбрали небольшой участок земли на берегу реки Лесной Воронеж. Началось строительство укрепления. Место выбрано удачно, но один недостаток всё-таки был. Несмотря на наличие недалеко от будущей крепости реки, укрепление остро нуждалось в воде, так как находилось на высоком холме. Носить в крепость воду было крайне неудобно. Между тем, воеводы-основатели никак не могли найти специалистов по рытью колодцев, о чём и написали царю.

Название крепости неоднократно менялось. Сначала её назвали Новый город. Должно быть, это название было слишком распространённым, так как вскоре было преобразовано в Новый город на Козловом урочище. Недалеко от места строительства располагались земли, принадлежавшие семье Козловых и называвшиеся урочищем. Однако это название оказалось слишком длинным, и со временем город стали называть просто Козлов.

В 1659 году недалеко от Козлова была построена судоверфь, специализировавшаяся на постройке военных судов. Построенные на этой судоверфи судна принимали участие в Крымских и Азовских походах. Однако основу экономики Козлова составляло всё же не строительство судов, а торговля. Город быстро приобрёл славу торгового центра. Сюда съезжались торговцы из ближайших к Козлову населённых пунктов. Товар был весьма разнообразен: от сельскохозяйственной продукции до Эльтонской соли. Кустарное производство также считалось прибыльным занятием. Одним из процветающих промыслов города было прасольство. Прасолами называли людей, скупавших крупный рогатый скот за бесценок у кочевников и перепродававших его в последствие с большой наценкой. Козлов стал для прасолов местом перепродажи скота. Ежегодно в городе проводилось несколько ярмарок, длившихся от 2 до 6 дней.

В 1779 году Козлов становится уездным городом Тамбовской губернии. До того, как город перешёл в подчинение Тамбова, он относился сначала к Воронежской, а затем к Азовской губерниям. Изначально все здания города были деревянными. Но в 1865 году в Козлове произошёл пожар. Большая часть зданий погибла в огне. После этого в городе началось строительство кирпичных домов. Архитектура Козлова уникальна. Существует даже такое понятие, как «Мичуринский стиль». Заключается этот стиль в том, что все деревянные дома города имеют мезонины. Даже к новым домам из дерева их пристраивают. Для жителей других городов России это выглядит весьма непривычно.

В «Списке населенных мест Тамбовской губернии» за 1862 год Мичуринск указан как уездный город губернии Козлов при реке Лесном Воронеже и речке Каменке, в 65 1/2 верстах от губернского города Тамбова и 1 059 верстах от Санкт-Петербурга. Город был разделен на 9 слобод: Стрелецкую, Разночинскую, Подгорную, Малороссиянскую, Старческую, Сторожевую, Пушкарскую, Покровскую и Ямскую. В каждой из слобод было по одной церкви. В Козлове числилось 2 328 домов и 22 348 жителей обоего пола – 10 954 мужского и 11 394 женского. Указано 9 православных церквей, 3 училища (уездное, приходское и сельское), 3 ярмарки, базары по понедельникам, средам и пятницам, почтовая станция, 51 завод: 17 салотопенных, 2 мыловаренных, 1 кожевенный, 4 свечносальных, 1 пивоваренный, 18 кирпичных, 5 кафельных и 3 свечновосковых.

По сведениям этого же документа Козловский уезд был разделен на 2 стана. В 1-м стане без учета городов числился 14 631 двор с населением 122 565 человек (60 906 мужского пола и 61 659 женского), во 2-м стане дворов – 9 196, население – 75 650 человек (37 627 мужского пола и 38 023 женского). Всего в Козловском уезде значится 454 населенных места, из них 65 селений с количеством дворов более 100, самый крупный населенный пункт – село Малые Пупки (Казинка) с 863 дворами. В 59 селениях уезда проживало более 1000 человек, самое населенное – село Чурюково с населением 4 799 человек. 99,6% жителей уезда были русскими.

По сведениям 1862 года Козлов занимал первое место среди городов Тамбовской губернии по развитию торговли. Общий объем торговых оборотов в городе составлял 5 000 000 рублей. Хлеб в зерне (преимущественно рожь и овес) отправлялся в основном в Москву и на Моршанскую пристань, рогатый скот прогонялся также в столицы, «но огромное количество его идет на убой для вытопки сала».

В 1866 году Козлов был соединён с Рязанью железной дорогой. Спонсором строительства стало акционерное общество, созданное Павлом Фон-Дервизом. Местом строительства дороги стал древний гужевой путь, соединявший южные регионы страны с Москвой. Дорога положительно повлияла на экономику Козлова и начала приносить доходы с первых дней своего существования. В 1870 году была построена вторая железная дорога. Одна железнодорожная ветка не справлялась с огромным количеством грузов, прибывавших в город и вывозимых из него. Железнодорожное общество построило вокзал тупикового типа. Появление в городе железной дороги неизбежно вело к увеличению числа рабочих мест. Рядом с депо строили мастерские по ремонту вагонов. Кроме того, необходим был специализированный персон для работы на вокзале. Труд железнодорожников оплачивался сравнительно высоко. В Козлов стали приезжать люди, желающие работать на железной дороге. Количество жителей города возросло в несколько раз.

Руководство Козловской железной дороги не жалело средств для улучшений и нововведений. Паровозы, например, были закуплены в Германии. В России на тот момент железная дорога только появилась, а значит, заводов по производству соответствующего транспорта практически не было. Мастерские по ремонту паровозов также были оснащены по последнему слову техники. Всё оборудование было изготовлено на механических заводах братьев Бромлей. Ремонтные мастерские со временем превратились в паровозоремонтный завод. Поначалу завод занимался исключительно ремонтом паровозов, относившихся к Рязанской железной дороге. После революции произошла национализация всего частного имущества, и на заводе стали ремонтировать уже паровозы всех окрестных железных дорог. С появлением железнодорожного сообщения в городе развивалась не только торговля, но и промышленность. В Козлове появилось огромное количество новых предприятий, таких как колокололитейный, табачный, салотопенный и другие заводы.

Революционное движение в Козлове

Жители Козлова принимали активное участие в революции. Революционеры здесь появились ещё в 1905 году после печально известного Кровавого воскресения. 17 января местные телеграфисты устроили митинг, протестуя против бесчеловечного расстрела безоружных людей. Через некоторое время к телеграфистам подключились железнодорожники, остановив работу местной железной дороги. Протестующие требовали сокращения рабочего дня до 8 часов, увеличения жалования и отмены некоторых штрафов. Сторонникам революции удалось организовать забастовку местных промышленных предприятий на достаточно значительный срок (с 10 по 24 октября 1905 года). Работники оставили свои рабочие места и устроили шествие, распевая революционные песни.

Вторая крупная забастовка прошла в городе в дни московских восстаний. Власти были обеспокоены, так как город считался самым революционно настроенным населённым пунктом Тамбовской губернии. 10 декабря в Козлов прибыл карательный отряд. По всему городу были расклеены афиши, призывавшие немедленно прекратить забастовку и вернуться к работе. Зачинщиков и главарей «миротворцы» требовали передать в руки властей. Только многочисленные угрозы и обещания репрессий смогли остановить забастовку. Однако угрозы властей усмирили народ совсем ненадолго.

Через 12 лет после Кровавого воскресенья в город пришла весть о Февральской революции. О смене власти стало известно в начале марта. Жители города устроили большой праздник. Полицейские были разоружены. Заключённых выпустили из тюрем. В городе начинает действовать исполнительный комитет. Большевики в первых органах Советской власти были представлены в меньшинстве. Однако это не мешало им пользоваться доверием жителей города. Появилось новое печатное издание, называвшееся «Солдат и рабочий». Именно через это издание местные большевики осуществляли свою агитацию.

Большевистская организация Козлова становится центром большевизма во всей губернии. Московское руководство ЦК РСДРП (б) приняло решение о проведении губернской конференции именно в этом городе. Конференция большевиков была проведена в помещении редакции газеты «Солдат и рабочий». Сегодня в этом здании располагается музыкальная школа. Когда в конце октября 1917 года из Петрограда дошла весть о восстании, в городе был созван Совет рабочих и солдатских депутатов. В переполненном зале прозвучало известие о том, что в Петрограде, наконец, была установлена власть большевиков. Собрание было организовано в том здании, где сегодня находится 1-я поликлиника.

После революции, Мичуринск

История Козлова напрямую связана с человеком, появившимся в городе в первые годы развития железной дороги. Его звали Иван Мичурин. Юноша начал свою трудовую деятельность в возрасте семнадцати лет. Железная дорога, где он вынужден был работать, для Мичурина ничего не значила. Его с детства интересовали только растения. Иван мечтал о собственном саде, где бы он смог выращивать всё, что ему хочется.

Нелюбимая работа была для Мичурина полезна только тем, что приносила неплохой заработок и давала возможность путешествовать по Рязанской губернии. Во время своих путешествий Мичурин наблюдал за растениями во всех уголках родной земли. Иван имел возможность заводить знакомства с садоводами из различных садоводческих хозяйств. Эти люди учили его ухаживать за растениями. Когда Мичурин накопил значительную сумму денег, он смог приобрести дом с большим садовым участком. Его мечта о саде наконец-то сбылась. Однако очень скоро Ивану стало недостаточно имевшегося у него участка, и он переехал. Таким образом, Мичурин несколько раз менял место жительства. Научная деятельность Мичурина постепенно привлекала к себе внимание жителей города. В благодарность за нелёгкий труд козловцы решили назвать свой город именем бывшего работника железной дороги. Переименование состоялось ещё при жизни Мичурина в 1932 году.

Во время Великой Отечественной войны большая часть мичуринцев ушла на фронт добровольцами. Всего на фронт ушло около пятидесяти тысяч жителей города. В Мичуринске были сформированы две полковые дивизии: 331-я и 161-я. Солдаты этих дивизий принимали участие в крупнейших битвах за отечество.

Современный Мичуринск – город областного подчинения. Он является центром Мичуринского района. Город считается вторым по численности населения и другим показателям после столицы региона – Тамбова. В 2003 году городу был присвоен статус наукограда согласно указу президента РФ. Мичуринск стал первым городом Российской Федерации, получившим подобный статус в сфере агропромышленного комплекса. В 2010 году в городе началось строительство агротехнопарка «Зелёная долина», деятельность которого, согласно условиям проекта, должна быть ориентирована на выращивание экологически чистых продуктов сельского хозяйства. В Мичуринске расположен Всероссийский научно-исследовательский институт садоводства имени И. В. Мичурина.

Экономика и социальная сфера

Редактировать
4 ноября 2003 года Указом Президента РФ городу Мичуринску присвоен статус наукограда Российской Федерации. На настоящий момент (2013 г.) город является единственным в России наукоградом, имеющим аграрное направление. В Мичуринске ведется разработка экологически безопасных технологий производства, переработки и хранения плодоовощной продукции лечебно-профилактического действия.

Город является общероссийским центром садоводства. На его территории расположены ВНИИ генетики и селекции плодовых растений имени И. В. Мичурина, аграрный университет, ВНИИС. В Мичуринске находится уникальная генетическая коллекция ягодных, плодовых и редких растений, основоположником которой в 1877 году стал И. В. Мичурин. Сегодня коллекция насчитывает 3 000 генотипов, а также 120 000 растений гибридного фонда.

В городе работает Мичуринский драматический театр – один из старейших в области, основанный в 1897 году. Свои экспозиции представляют 4 музея, работают несколько домов культуры и кинотеатров.

Транспорт

Редактировать
Железнодорожное сообщение
Мичуринск является крупным железнодорожным узлом. В городе расположено 2 железнодорожных вокзала:

  • Мичуринск-Уральский – главный вокзал Мичуринска, узловая станция Мичуринского отделения Юго-Восточной железной дороги. Станция обслуживает поезда дальнего следования, следующие во многие города России, ближнего и дальнего зарубежья. Вокзал принял первый поезд 4 сентября 1866 г.
    Адрес: г. Мичуринск, Привокзальная пл., д. 1. Телефон: +7 (475 45) 3-22-99.
  • Мичуринск-Воронежский – вокзал и транзитная станция, обслуживает электропоезда и поезда дальнего следования, следующие в города России и СНГ.
    Адрес: г. Мичуринск, ул. Кирсановская. Телефоны: +7 (475 45) 3-60-50, (475 45) 7-56-02.


Автомобильное сообщение
Через город проходит автодорога регионального значения Р-204 Мичуринск – ЛипецкХлевное. В 10 км от города проходит федеральная автодорога М-6 «Каспий» МоскваТамбовВолгоградАстрахань.
Автовокзал «Мичуринск»
Адрес: г. Мичуринск, Липецкое шоссе, д. 12. Телефоны: +7 (475 45) 5-23-04, (475 45) 5-15-95.

Знаменитые люди (5)

Добавить человека
Рестораны и кафе (0)
Организаций пока нет...
Добавить

Гостиницы (1)

Добавить
Гостиница Мичуринск расположена в городе Мичуринск
Тамбовская область, город Мичуринск, Советская, 292 А
+7 4754551518