Информация о гербе
увеличить карту

Волгоград

Редактировать
  • Статус
    Город (c 1780 г.)
  • Дата основания
    1589 г. (первое упоминание)
  • Муниципальное образование
    Городской округ Город-герой Волгоград
    (центр муниципального образования)
    административный центр Волгоградской области
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    областное
  • Население (тыс.чел.)
    1 016,137 (2016 г.)
  • Территория (кв.км)
    859,35
  • Координаты
    48°42'28'' с.ш., 44°30'57'' в.д.
  • Почтовые индексы
    400001–400138
  • Телефонный код
    +7 8442
  • Автомобильные коды
    34, 134
  • Прежние названия
    Царицын (до 1925 г.), Сталинград (до 1961 г.)
  • День города
    1-е воскресенье сентября
  • Код ОКАТО
    18401000000
  • Код ОКТМО
    неизвестно

Администрация

  • Глава города Волгограда
    Косолапов Андрей Владимирович (с июля 2014 г.)
  • Адрес администрации
    400125, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Володарского, д. 5
  • Телефоны администрации
    +7 (8442) 30-12-83, (8442) 30-13-03, (8442) 30-12-91, (8442) 30-12-65, факс: (8442) 38-54-66

Общие сведения

Редактировать
Волгоград (Царицын – с 1589 по 1925 гг., Сталинград – с 1925 по 1961 гг.) – город, административный центр Волгоградской области, наделенный статусом городского округа, «Порт пяти морей». Город-герой (8 мая 1965 г.), награжден орденом Ленина (1965) и орденом Красного Знамени (1924).

Город расположен на правом (западном) берегу реки Волги и протянулся вдоль волжского побережья на 65 км, что делает Волгоград самым протяжённым городом России. В городскую черту также входит остров Сарпинский и ряд других островов. Автомобильная и железная дороги, проходящие по Волжской ГЭС им. XXII Партсъезда, связывают Волгоград с городом-спутником Волжским. С Краснослободском город связан новым, действующим с 2009 г., автомобильным мостом протяженностью 2 км.

Численность населения – 1 016 137 человек (2016 г.). Площадь территории городского округа – 85 935 га.

Город Волгоград является административным центром муниципального образования «Городской округ Город-герой Волгоград»

Улицы и индексы Волгограда (2108) Все улицы

Редактировать
Город Волгоград административно состоит из восьми районов: Ворошиловский, Дзержинский, Кировский, Красноармейский, Краснооктябрьский, Советский, Тракторозаводский, Центральный.

1 Конной Армии ул.
400127
1 Пятилетки ул.
400057
1-й проезд
400021
1-я ул.
400034
10-й дивизии НКВД ул.
400131
1050 км ул.
400122
1067 км ул.
400127
12-я ул.
400034
13-й Гвардейской ул.
400005
13-я ул.
400034
1384 км ул.
400127
14-я ул.
400034
16-я ул.
400034
2-ая Штурманская ул.
400063
2-й проезд
400021
2-я Лесная ул.
400048
2-я Лесогорская ул.
400048
22 Военный городок пер.
400122
25-летия Октября ул.
400119
26 Бакинских комиссаров ул.
400002

История Волгограда

Редактировать
Есть что-то символичное в том, что последний из династии Рюриковичей, избегавший мирской суеты святой благоверный царь Феодор Иоаннович основал город, которому спустя неполных четыре века предстояло стать Волжской твердыней, образцом несокрушимости русского духа и государственной воли, а для немалой части народов Земли – символом самой России и её возрождения после иноземного вторжения. Клио – дама прихотливая, нам не всегда понятна её ирония, выставляющая в неожиданном свете деяния вождей прошлого.

В древности на берегах в нижнем течении Волги жили кочевые племена гуннов и сарматов, их заместили хазары, чуть позже эти места облюбовала Золотая Орда.

В местных топонимах отчетливо просматривается беспокойная и драматическая история города. Среди них особого внимания заслуживает Мамаев курган – место одного из самых кровопролитных боевых эпизодов в мировой истории, - с древности выполнявший роль командной высоты. Его название связано с именем темника Золотой Орды Мамая, стоявшего лагерем на этих холмах. Название Мамаев курган осталось в памяти народа, как напоминание о мрачных временах татаро-монгольского ига.

XVI век

Междуречье Волги и Дона, издревле являясь перекрёстком торговых путей, представляло собой очень «лакомый» кусочек. Прежде основания русского города в устье реки Царицы (от тюркского Сары-Су – «желтая вода») существовало татарское поселение, державшее под контролем переправу через реку Итиль (Волга) и дорогу в столицу Золотой Орды Сарай-Берке (Царев).

Русское поселение на территории нынешнего Волгограда появилось предположительно в 1555 году. После завоевания Россией в 1556 году Астраханского ханства вдоль Волжского торгового пути разместились летние стрелецкие заставы, которые поддерживали порядок на Волге и ближних степных дорогах. Разбой казаков, вызывавший многочисленные жалобы ногайцев, нападения на торговые суда со стороны кочевников, набег крымцев и турок в 1569 г. через Переволоку на Астрахань, имевший целью изгнать русских с берегов Нижней Волги, заставили Ивана Грозного заняться усилением станичной и сторожевой службы. Линия караулов в Нижнем Поволжье была укреплена.

1579 годом датируется запись английского путешественника Кристофера Бэрроу о том, что русский царь на Царицыном острове на Волге держит летом отряд из 50 стрельцов, охраняющих дороги.

К концу 80-х годов XVI века для снятия угрозы татарских вторжений и восстаний народов Поволжья русское правительство приступило к развитию волжской оборонительной системы. Отстраиваются в кратчайшие сроки крепости Царёвококшайск, Терки, Санчурин, Саратов, Самара, Царицын, Царёв-Борисов. «Острог на переволоке» – Царицын – впервые был упомянут 2 июля 1589 г. в грамоте царя Федора Иоанновича воеводам Роману Олферову, Григорию Засекину и Ивану Нащекину. Этот день и стал Днём основания города Царицына.

Как свидетельствуют архивные документы Разрядного приказа, крепость, построенная где-то в 1589 году, поначалу называлась «Новый город на Царицыне острове». Позже – «Царёв город на Царицыне острове» и только спустя несколько лет – «Царицын». В дневниках и записках иностранных путешественников XVI–XVII веков иногда сам город называется Царицей. Остров, на котором и был основан город, получил название, по всей видимости, от тюркского «сары-чин» («жёлтый остров»).

Внутренняя застройка Царицына, как и многих иных крепостей Руси того времени, велась без особого плана. Помимо жилых построек имелись воеводская изба, таможня, церковь и тюрьма. Население крепости состояло преимущественно из военных – стрельцов, служилых казаков и их семей, а также «гулящих людей» общей численностью около трехсот человек. Руководство Царицынской крепостью в 1589–1608 годах обычно осуществляли два воеводы и дьяк. Гарнизон и крепость находились в подчинении приказа Казанского дворца, который и обеспечивал их хлебным и денежным жалованьем. Царицынские воины, помимо охраны своей крепости, несли «отъезжую службу», сопровождая караваны торговых судов и посольства, ловили «гулящих людей» и разбойников, контролировали действия татар и казаков.

Крепости, расположившейся на стыке основных торговых маршутов, суждено было стать одним из опорных пунктов для торговых караванов. Обеспечивая безопасность негоциантам и дипломатам, сам Царицын неоднократно принимал удар захватчиков и переходил из рук в руки.

XVII век

В кровавый и страшный период смуты начала XVII века в Нижнем Поволжье было утрачено многое из того, что создавалось долгими десятилетиями. Крепости Саратов и Царицын были сожжены, Астрахань – разорена. Пришли в упадок торговля, сторожевая служба, оказались заброшены рыбные ловли, соляные промыслы.

В 1606 г. при Лжедмитрии I город захватили волжские казаки, объявившие здесь сыном царя Фёдора Иоанновича царевичем Петром одного из своих товарищей. Казаки замышляли поход на Москву, но смерть Лжедмитрия помешала их планам. В мае 1607 года Царицын восстал против царя Василия Шуйского. Лишь 24 октября Царицын был взят войсками Федора Шереметева.

С 1614 года новый царь Михаил Романов взялся за восстановление на Волге сторожевой службы. Летом 1615 года на правом берегу Волги возле устья Царицы отстроена новая Царицынская крепость. Она обеспечила защиту торговым и посольским судам Бухары, Индии, Персии и других стран.

Царицын был т.н. «заказным» городом: в его окрестностях царь из соображений безопасности запрещал отводить земли под заселение. На территории крепости размещались: воеводский двор, кружечный двор, таможня, зелейный погреб, житница и другие казённые сооружения, а также две церкви и дворы стрельцов. За городскими стенами, на берегу небольшого залива на месте нынешнего речного вокзала были построены портовые сооружения. Основное население Царицына по-прежнему составляли около 400 стрельцов. Но были и мастера – плотники, каменщики и др. Несколько позже здесь стали оседать работные люди, беглые крестьяне. Воеводами в Царицын обычно направлялись московские стольники или дворяне, посему он имел статус выше, чем Саратов.

Восстановление русских волжских крепостей позволило в начале 20-х годов навести порядок на Волге и восстановить торговые пути в Закавказье, Персию и Среднюю Азию.

В середине 40-х годов после оставления казаками Азова новому царю Алексею Михайловичу пришлось отражать вторжение в Россию крымских и кубанских татар и турок. Царицын стал важнейшим перевалочным пунктом снабжения воюющего с крымчаками и турками Войска Донского.

Хотя донские казаки совершали набеги в основном на татарские и турецкие поселения на Азовском и Черноморском побережьях, во второй половине XVII столетия у них обострились отношения с Москвой. Неуспех в войне с турками и крымчаками закрыл для донских казаков Черное и Азовское моря. На Дону поднялась волна восстаний казаков против попыток Москвы подчинить Войско Донское. Царицын несколько раз оказывался в руках восставших. Казаки хотели через Волгу получить выход на Каспий. Степан Разин в своём персидском походе 1667–69 годов дважды останавливался в Царицыне, а в мае 1670 года взял город после осады, при этом гарнизон встал на его сторону.

Восстания казаков заставили усилить правительственный контроль на Дону и укрепить волжскую оборонительную систему. Царицынскую крепость отремонтировали, численность ее гарнизона довели до 748 человек.

В 1664 году первая в Царицыне Иоанно-Предтеченская церковь была перестроена в каменную, и стала, таким образом, первым каменным зданием города. В 1691 году в Царицыне учредили таможню, оживлённо торговали рыбой и солью.

Первым из русских царей Царицын посетил Петр I Великий: в 1695 году – во время азовского и в 1722 – персидского походов. Пётр I подарил Царицын своей второй жене Екатерине I.

XVIII век

В 1708 г. Царицын вошёл в состав Казанской губернии, в 1719 - Астраханской, в 1773 - в Саратовское наместничество. В 1780 г. Царицын получил статус уездного города. В начале века уже велась застройка предместий, в главном храме города – Иоанно-Предтеченской церкви – в 1704 году были проведены ремонтно-восстановительные работы.

К началу XVIII века южная граница Российского государства отдалились за пределы Тульской засеки и Симбирской черты. В полный рост встала задача обеспечить безопасность в новых земледельческих уездах: Пензенском, Тамбовском, Симбирском; требовалось надёжное и безопасное сообщение между Доном и Волгой, заселение и хозяйственное освоение междуречья, организация безопасной доставки соли с озера Эльтон. Решению этих задач препятствовали постоянные набеги крымчаков, кочевников Поволжья (казахов, калмыков) и казаков.

В мае 1708 года во время казацкого восстания Кондратия Булавина Царицын был взят большим отрядом Игната Некрасова и Ивана Павлова. В 1717 году Царицын стал жертвой Кубанского погрома – масштабного набега адыгов, черкесов, ногайцев и казаков-некрасовцев.

После Кубанского погрома по указу Петра I от 15 ноября 1717 года было начато строительство Царицынской сторожевой линии (она же Вал Анны Иоанновны) протяжённостью 54 километра в месте наибольшего сближения Волги и Дона – от Царицына до станицы Качалинской. Строительство продолжалось до 1720 года. Линия стала одним из крупнейших фортификационных сооружений в Европе.

Придавая Царицыну важное стратегическое значение, Петр I лично участвовал в создании проекта реконструкции городской крепости в виде четырёхгранной бастионной цитадели, укреплённой рвом и земляными валами. В 1721 году в Царицыне был учреждён магистрат. Царицын, оставаясь крепостью, был отнесён к пятому – самому низшему разряду городов (до 250 дворов). Облик города менялся медленно. Застройка была сплошь деревянная, каменными были только церкви: Успенская (1718), Святотроицкая (1720) и Преображенская (1771). Единственное, что стимулировало перестройку и расширение городской территории, – частые пожары (1727, 1728, 1791, 1793), заставлявшие жителей переселяться на новые места. После пожаров 1727–1728 годов пошло заселение ремесленниками и волжскими казаками земель за Царицей – т.н. «Нового города» (нынешний Ворошиловский район Волгограда).

В 1731 году город был отстроен заново и укреплён, стал важнейшим пунктом Царицынской сторожевой военной линии. Её возведение позволило заселять земли к северу от Царицына жителями из центральных районов, донскими казаками, украинцами, выходцами из Поволжья. 1733 году для охраны линии начали формировать Волжское казачье войско. На земли между Царицыным и Камышином предполагалось переселить с Дона 1057 казачьих семей. С 1765 г. берега Волги стали заселяться первыми иностранцами, привлеченными большими льготами императрицы Екатерины II. На берегах Волги появились 102 немецких колонии. В тридцати километрах к югу от Царицына немцы-гернгутеры основали Сарепту-на-Волге, за короткое время ставшую богатой колонией с развитым мануфактурным, горчичным производством и другими ремеслами. Сарепта была настоящей маленькой крепостью со рвом, земляным валом и 12 чугунными пушками. В те же годы появились села Отрада, Бекетовка, Городище, Винновка и др.

Во второй половине XVIII века большой доход царицынского купечества состоял в рыбных промыслах. Успешно разводятся виноградные сады. По соседству с Царицыном появилась шёлковая казённая фабрика с приписанными к ней двумя слободами. Беднота питалась от посева бахчевых, от диких яблок и терновника.

В августе 1774 года Пугачёв после поражения под Казанью безуспешно пытался взять Царицын штурмом. А двумя годами позже после присоединения к России Кубани и Крыма Царицынская крепость утратила свое значение, сторожевая линия прекратила существование, а Волжское казачье войско переехало на Кавказ. В конце 1796 г. Царицын по указу сената был переведён в Астраханскую губернию из упраздненной Саратовской и до 1798 года находился в её составе. Крепость постепенно стала преображаться в город. К началу XIX столетия в Царицыне проживало уже больше тысячи жителей.

XIX век

Почти за 200 лет своей истории Царицын мало изменился, серьёзные преобразования начались лишь в начале XIX века. В 1808 году появились первые профессиональные врачи, и открылась первая в городе школа. В начале века зародилась мелкая промышленность (два свечных, три кирпичных, пивной и горчичный заводы).

В 1820 году императором Александром I был утверждён план переустройства Царицына, который упорядочил планировку города, «расползавшегося» предместьями. Царицынская крепость осталась на плане без изменений. До середины XIX века Царицын застраивался очень медленно. В 1838 году в городе имелись казначейство, одно уездное училище, военная больница, почтовая контора, гостиный каменный ряд, разные частные заведения, множество деревянных лавок и амбаров. В Преображенском форштадте появились церкви Преображенская и Скорбященская, казённые винные и хлебные магазины, тюремный замок, купеческие амбары. В Зацарицынском форштадте работали Троицкая и Ивановская ярмарки.

В 1843 году в Сарепте впервые в Нижнем Повольжье состоялась посадка картофеля. Внедрение «чертового яблока» шло с трудом и сопровождалось картофельными бунтами.

С сооружением в 1814 году первой перевалочной товарной пристани в Царицыне началась история буксирного пароходства. Первый пароход-буксир приступил к работе в 1818 году. Спустя 30 лет заработал буксирный флот, а в 1857 году начались регулярные пассажирские пароходные перевозки от низовьев Волги в Нижний Новгород. Через Царицын проходили пять почтовых дорог: московская, саратовская, астраханская, царёвская и черкасская. И всё же, несмотря на выгоды географического положения, город оставался провинциальным захолустьем.

Развитие Донецкого угольного бассейна потребовало развития железнодорожного транспорта. Царицын использовал исторический шанс – дал согласие на прокладку железной дороги, на что не решились его более зажиточные соседи. В мае 1862 года вступила в строй построенная по указу Александра II третья в России Волго-Донская железная дорога. Она пролегла от Царицына до Калача-на-Дону и соединила по кратчайшему расстоянию Волгу и Дон. Строительство отличалось жестокими условиями, рабочие бунтовали, сотни из них погибли. Для разбора причин беспорядков император направил ревизоров, в результате чего крупные царицынские чиновники попали под суд.

Первая «чугунка» дала толчок бурному промышленному росту города и помогла Царицыну выиграть в конкурентной борьбе за статус торгового центра региона у Дубовки, которой Царицын уступал из-за обрывистых берегов Волги и менее развитых торговых ярмарок. Впрочем, первые лет 10 эксплуатации железная дорога была мало прибыльна, и большая часть грузов между Волгой и Доном перевозилась по-прежнему на воловьих фурах. В 1868 году пошли первые грузы по Грязе-Царицынской железной дороге, что закрепило успех города как регионального транспортного узла. Поражают темпы строительства: дорога протяжённостью 640 километров была уложена всего за один год. В 1897 году было открыто движение через Тихорецк на Северный Кавказ, спустя три года – на Донбасс. За относительно короткое время Царицын стал крупнейшим торговым и перевалочным пунктом на Волге.

С конца 70-х годов в городе начинается бурный промышленный рост. Помимо традиционных отраслей полукустарного производства зарождается и набирает темп тяжёлая промышленность. В 1880 году шведская фирма «Нобель» ввела в строй нефтеперерабатывающий комплекс с крупнейшими в России нефтехранилищами. Спустя год братьями Максимовыми был запущен в Ельшанке первый паровой лесопильный завод, несколько десятилетий не имевшей себе равных по оснащению в Европе. Развивается судостроение: строительство барж большой ёмкости для нефтепродуктов.

В ноябре 1898 года первую партию металла выплавил металлургический завод акционерного общества «Урал-Волга» (ныне Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь»), построенный с привлечением инвестиций бельгийских и французских фирм. Его строительство стимулировало создание в Царицыне 16-ти металлообрабатывающих предприятий.

В конце XIX века Царицын – это город, не уступающий любому губернскому. За несколько десятилетий численность населения вырастает с 7 тыс. до 63 тыс. (1900 г.), а затем – и до 100 тыс. человек. В 1890 году в Царицыне открыт для всего населения городской водопровод мощностью 150 тыс. вёдер в сутки и началась очистка водопроводной воды – спустя три года после Санкт-Петербурга.

Промышленному росту Царицына сопутствует развитие культуры и социальной сферы. В 1872 году начались театральные представления в доме купца Калинина – появился местный театр. За последующие 10 лет Царицын стал городом театральным. В доме купца Божескова разместился зимний театр, в саду купчихи Шешинцевой – летний деревянный театр. Публике представлялись пьесы А. С. Грибоедова, А. Н. Островского, Ф. Шиллера и других известных драматургов.

В 1875 году открылось первое учебное заведение – Александровская мужская прогимназия (неполная четырехклассная гимназия) на 49 учеников, через 8 лет она получила статус полной гимназии – первого учебного заведения Царицына, дававшего среднее классическое образование. В 80-х годах начала работать первая в Царицыне женская гимназия. В ней обучалось около 360 девочек, плата за получение образования составляла около 110 рублей в год. Женщина-учительница получала зарплату в размере 30-35 рублей в месяц, мужчина-учитель – 40 рублей. Для сравнения: средняя зарплата рабочего в России в те же годы составляла 12–15 рублей. В 1894 году при книжной лавке А. И. Абалаковой открылись платная читальня и первая публичная библиотека. С 1896 года в Царицыне стали обучать профессиональные рабочие кадры: открылось первое в России ремесленное училище, где готовились слесари и токари.

Изменился и облик города. В 1880 году закончилось обустройство Центральной волжской набережной с лестницами, пристанями и благоустроенными бульварами, сформировался торговый центр Царицына. Особым уровнем комфорта и передовым оснащением отличался жилой городок братьев Нобелей.

XX век

Бурный торгово-промышленный рост Царицына сопровождался стремительным ростом численности населения, который закономерно вызвал ускоренную застройку города. Царицын вытянулся вдоль берега Волги на 45 км и включал в себя множество поселков - тысячи деревянных лачуг, облеплявших овраги; и без какого-либо благоустройства.

13 июня 1901 года – в день закладки собора Александра Невского – в городе занялся и в течение нескольких дней бушевал большой пожар. Александр Куприн оставил для нас его описание в очерке «Царицынское пожарище». Город пришлось практически отстраивать заново.

Начало XX века – это период строительного бума в Царицыне. Первым городским зданием, возведенным с применением железобетона, стала мельница Гергардта – здание, ставшее памятником Сталинградской битвы, не восстановлено в память о войне. В начале века в городе функционировали уже более 230 фабрик и заводов. Россия в то время не знала другого города, равного Царицыну по внутренней силе, энергии и пассионарности. Вырастают железобетонные мосты, появляются дома с лифтами, на дорогах происходят первые настоящие автомобильные ДТП. Впервые в России здесь заработало электрическое уличное освещение (в 1913 г. – раньше, чем в столице). Город стал одним из первых в стране, получивших телефонную связь, и первым уездным городом, запустившим трамвай.

Накануне Первой мировой войны Русское Акционерное общество артиллерийских заводов совместно с английской фирмой «Виккерс» начало строительство крупнейшего в Российской империи и в Европе орудийного завода (ныне - «Баррикады»). В 1914 году уездный Царицын входил в число 29 городов с населением свыше 100 тыс. человек и по численности жителей (134 тысячи) обгонял 12 губернских центров, в числе которых: Владимир, Калуга, Пермь, Рязань, Смоленск, Симбирск, Тверь. Характерно описание жителей Царицына того периода: отличаются они крепким телосложением, твердой посадкой, и, несмотря на несколько мешковатые манеры, демонстрируют правильность во всех частях тела, стана и очерка лица.

Один из лидеров городского купечества, общественный деятель и крупный благотворитель конца XIX – начала XX века Василий Фёдорович Лапшин – знаковая фигура дореволюционного Царицына. Он основал «Русь» – одну из наиболее крупных Волжских пароходных компаний и дважды избирался Городским Головой Царицына. Он развернул деятельность с целью улучшения санитарного благополучия города, реорганизовал пожарное дело, строил городской водопровод, опекал созданное в Царицыне ремесленное училище, содержал училище для мальчиков. Лапшин создал кондитерское производство, лесопильные и деревообрабатывающие заводы. Между тем, труд работников кондитерской фабрики Лапшина был непростым. Девочки, вручную завёртывающие конфеты, зарабатывали лишь 30–35 копеек за пуд. Лапшин создал настоящий флот из 30 судов, 80 пристаней и множества портовых складов. Последний пароход компании – «А. П. Мещерский», спущенный на воду в 1913 году и впоследствии переименованный в «Богатырь», был выведен из эксплуатации лишь в 1972 году. Обширные фруктовые сады дачи Лапшина впоследствии стали Дендрологическим садом ВНИИ Агролесмелиорации.

В 1915 г. в Царицыне насчитывалось 454 промышленных предприятия с 40 тысячами работников. Оказавшись узловым пунктом многих железнодорожных и водных путей, город стал торговым и промышленным центром всего юго-востока, одним из наиболее интенсивно развивающихся в капиталистической России, Царицынское купечество называло свой город «русским Чикаго».

В ноябре 1917 г. в городе победила Советская власть. Уже к осени 1917 года во главе города находились большевики. 27 октября Царицынский Совет образовал революционный штаб, который мирным путём взял всю полноту власти в Царицыне.

В силу стратегического положения как транспортного узла в снабжении страны продовольствием и топливом город и его окрестности стали ареной масштабных сражений Гражданской войны Красной Армии с белогвардейцами. Контроль большевиков над городом не давал возможности белым армиям на востоке и юге страны соединиться в единый фронт против Советской власти.

С июля 1918 г. по 3 января 1920 г. Царицын находился на положении прифронтового города с централизованным снабжением, но доступным не для всех категорий населения. Ежедневная борьба за выживание стала главным вопросом для жителей. Работа коммунальных служб нарушилась, проблемы с отоплением, нехватка воды, перебои с электричеством не позволяли удовлетворять элементарных бытовых потребностей населения. Рабочие в большинстве были мобилизованы в Красную Армию. Но основные предприятия продолжали действовать, обеспечивая фронт всем необходимым. Власти организовали культурно-просветительскую и пропагандистскую работу среди простого населения.

Летом и осенью 1918 года Царицын держал успешную оборону против армии атамана Краснова. Но спустя год, 30 июня 1919 г. после двух недель боёв он был сдан Кавказской армии генерала Врангеля, который стал очень популярен в белой армии как «герой Царицына». 3 июля утром Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России Деникин принял парад войск и подписал директиву о наступлении на Москву.

В Царицыне создается сложная и бюрократизированная структура городского управления, типичная для территорий, занятых белыми. Местным властям при всей их мелочности и волоките удалось решить некоторые непростые вопросы жизнедеятельности города: восстановление движения трамвая, частичное налаживание работы железнодорожного и речного транспорта. На плечи городского руководства легли заботы о раненых, борьба с холерой, брюшным и сыпным тифом, организация мер по борьбе с эпизоотиями.

Настоящий разгул криминала усугублялся стремительным разложением воинской дисциплины: пьяные офицеры и солдаты вламывались с ночными обысками в квартиры жителей, устраивали кутежи. По ночам врангелевцы проводили в Капустной балке массовые расстрелы царицынских горожан, подозреваемых в поддержке Советской власти. Вскоре главным вопросом городских властей становится эвакуация.

3 января 1920 года белогвардейцы были выбиты из Царицына. За успешную оборону город был награждён 14 мая 1919 года Почетным революционным Красным Знаменем – первой официальной наградой Советской России (кроме него этой наградой были отмечены Ленинград и Оренбург), а 14 апреля 1924 года – орденом Красного Знамени.

В предвоенные десятилетия Царицын (Сталинград) многократно менял административный статус. В 1920 году Царицын стал центром губернии, в 1928 году – окружным центром в составе Нижне-Волжской области, просуществовавшей с 21 мая по 11 июня 1928 года, а затем – Нижне-Волжского края. Постановлением от 23 июля 1930 года ЦИК и СНК СССР на всей территории СССР округа были упразднены, край стал делиться на районы. В 1932 году Сталинград становится краевым центром вместо Саратова. 10 января 1934 года Нижне-Волжский край был разделён на Сталинградский и Саратовский края. В 1936 году Сталинградский край был преобразован в Сталинградскую область с выделением из своего состава ранее образованной Калмыцкой АССР.

Не избежал Царицын череды переименований: утратили дореволюционные названия улица Петровская, Астраханская, Спасская, Александровская площадь и др., сменились названия заводов. В 1925 году из идеологических соображений и сам город Царицын был переименован в Сталинград. Известно, что сам Сталин был против переименования – он отказался прибыть на местный Съезд Советов.

Восстановление промышленности Царицына началось с металлургического, деревообрабатывающего и лесопильного заводов, которые до революции обеспечивали почти четверть всего объёма промышленного производства. Постепенно возрождались предприятия мукомольной, пищевой, кондитерской промышленности, возводились новые. В 1924 году дала первую продукцию чулочно-трикотажная фабрика. К 1927 году в Сталинграде восстановилась довоенная численность населения (140 тыс.), существенно снизившаяся за годы Гражданской войны (85 тыс. в 1920 году), что стимулировало большие темпы жилищного строительства.

Дальнейшее развитие города было всецело связано с индустриализацией страны. Активный промышленный рост и развитие социальной сферы продолжались вплоть до начала Великой Отечественной войны. В 1928 г. на северных окраинах Сталинграда начал создаваться первый в стране тракторный завод. Благодаря заводу, город существенно увеличил свою протяжённость. 1932 году в границах Сталинграда появился целый Тракторозаводский район со всей необходимой инфраструктурой. В исключительно короткий срок завод был возведен и дал первую продукцию: 17 июня 1930 года с главного конвейера Сталинградскго тракторного завода им. Ф. Дзержинского сошел первый колесный трактор «Интернационал». В 1939 году на СТЗ была запущена первая в СССР автоматическая линия по обработке роликовых втулок для тракторов.

8 ноября 1930 года дала первый промышленный ток Сталинградская ГРЭС мощностью 51000 киловатт. Металлургический завод «Красный Октябрь», основанный ещё в 1897 году, освоил выпуск новой продукции – стали высокого качества. За годы первых пятилеток (1929–1940 годы) завод был капитально реконструирован и стал важнейшим поставщиком высококачественной стали для автомобильных и тракторных производств, сельскохозяйственного машиностроения. К 1941 году завод являлся единственным металлургическим гигантом южных регионов СССР, он обеспечивал 9% потребности оборонной промышленности СССР в стали.

1 октября 1931 года на берегу Сарептовского затона основана Красноармейская судостроительная верфь, названная так по пос. Красноармейск (бывшая Сарепта), вошедшему в черту Сталинграда в 1931 году. Её задачей стало обеспечение транспортными судами типа «река–море» основной водной магистрали России – Волги. В 1940 году верфь приступила к выпуску бронекатеров, а также бронекорпусов и башен танков Т-34 для Сталинградского тракторного завода. В 1932 году был запущен на новой производственной базе Сталинградский метизный завод, основанный французскими капиталистами ещё в 1899 году.

К концу I пятилетки (1929–1933 годы) Сталинград стал крупнейшим промышленным центром Поволжья и СССР в целом. А к 1940 году в Сталинграде насчитывалось уже 126 предприятий, действовало 227 промышленных и транспортных организаций. Во всех районах города развернулось новое комплексное строительство. К 1940 году население города составляло около 480 тысяч человек, жилой фонд насчитывал 2 млн. кв. м.

С 1931 года началось возведение вокруг города зеленого кольца фруктовых садов и виноградников. В 1934 году был запущен единый городской водопровод. Центр города преобразился. В 1935–1937 годах Сталинград обустроил лучшую во всём Поволжье набережную.

Соразмерно темпам индустриализации в городе развивается сеть вузов и учреждений среднего профессионального образования. 31 мая 1930 года открылся Сталинградский тракторный институт; в 1931 году – Сталинградский индустриально-педагогический, в 1935 году – Сталинградский медицинский институт. В октябре 1940 года Сталинградский обком ВКП(б) постановил открыть в Сталинграде 7 ремесленных училищ и 8 школ ФЗО. К началу 1941 года в городе было 3 вуза, 19 техникумов и средних специальных учебных заведений, 125 школ, 15 больниц, 39 клубов, 4 театра.

Для детей Сталинграда создавалась собственная инфраструктура. 12 июня 1936 года открылся первый на территории России и второй в Советском Союзе Дворец пионеров и школьников. Через два года Дворец получил в своё распоряжение здание горкома партии. 28 июня 1940 года в Сталинграде вступила в действие детская малая Волжская речная флотилия – единственная в СССР.

Сталинград в годы Великой Отечественной войны

В ходе Великой Отечественной войны в Сталинграде и на подступах к нему с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. разворачивалась одна из важнейших и наиболее драматичная битва Второй мировой войны – Сталинградская, ставшая переломной в борьбе СССР против гитлеровской Германии.

С началом 22 июня 1941 года Великой Отечественной войны Сталинград стал одним из крупнейших арсеналов на юго-востоке СССР. На Сталинградских заводах производились и ремонтировались танки, минометы, артиллерийские орудия, суда, стрелковое вооружение и другое оружие. В городе были сформированы восемь истребительных батальонов и дивизия народного ополчения. Были построены тысячи километров оборонительных укреплений и противотанковых препятствий, оборудованы 85 тысяч огневых позиций, 4 оборонительных обвода. Совместно с военными железнодорожниками в кратчайшие сроки были проложены железнодорожные ветки Астрахань – Кизляр и Сталинград – ВладимировкаБаскунчак, которые в дальнейшем сыграли весомую роль в снабжении войск под Сталинградом.

Весной 1942 года начались систематические налеты на Сталинград германской авиации, которым противодействовали силы местной ПВО.

Сталинградская битва

Для наступления на Сталинград германское командование выделило из сил группы армий «Б» генерал-полковника М. Вейхса 6-ю полевую армию Ф. Паулюса в составе 14-ти дивизий при поддержке 4-го воздушного флота. Германские войска прочно владели инициативой, 6-я полевая армия считалась одной из лучших в вермахте, ее солдаты, воодушевленные успехами на Восточном фронте, наступали в условиях превосходства в воздухе своей авиации.

В первой половине июля 1942 года темп продвижения 6-й армии вермахта к Сталинграду составлял в сутки около 30 км. 17 июля 1942 года с выходом германских войск в большую излучину Дона и к реке Чир началось Сталинградское сражение.

Гитлер полагал, что силы СССР истощены, и сопротивление на Волге носит локальный характер. В соответствии c планом «Брауншвейг», группа армий «Б» получила задачу разгромить советские войска в Сталинграде, овладеть городом, установить контроль за перешейком между Доном и Волгой и заблокировать речные грузоперевозки. Особую значимость немцы придавали предварительному разрушению Сталинграда с воздуха.

Во время тяжелых боев под Сталинградом 28 июля 1942 года Народный комиссар обороны И. В. Сталин подписал Приказ № 227 «О запрещении отхода с занимаемых позиций без приказа и мерах по его обеспечению» («Ни шагу назад!»). 15 августа бюро обкома ВКП(б) приняло решение об эвакуации. Но, несмотря на очевидную угрозу полного уничтожения всего мирного населения города, полноценная эвакуация так и не была проведена: из 600 тысяч жителей Сталинграда (с учётом прибывших из окрестностей) за Волгу было вывезено около 100 тысяч. Полмиллиона жителей стали заложниками войны, что предопределило самоотверженность защищавшей его Красной армии.

Убедившись в невозможности взять Сталинград с ходу, немцы развернули на него с кавказского направления 4-ю танковую армию генерал-полковника Г. Гота. Но на южных подступах к Сталинграду её продвижение остановили к 26 августа 64-я армия генерал-майора М. С. Шумилова и 57-я армия генерал-майора Ф. И. Толбухина. Тем не менее, на северо-западном направлении 62-я армия Сталинградского фронта, измотанная в боях на западном берегу Дона, не смогла сдержать наступление 6-й армии вермахта.

23 августа – день памяти и скорби для всех сталинградцев. В этот день ударный клин германского 14-го танкового корпуса за полдня рассёк 50-километровый перешеек междуречья и вышел к Волге на северных окраинах Сталинграда. Прорвавшиеся немцы встретили жёсткий отпор, они были ошеломлены самоотверженностью русских зенитчиц, бивших по танкам прямой наводкой, и рабочих СТЗ, погибавших за рычагами здесь же построенных Т-34. В тот же день 4-й воздушный флот генерала фон Рихтгофена провёл ни с чем до этого несравнимую бомбардировку города, поставив целью не только полностью разрушить Сталинград, но и деморализовать его жителей и защитников. 23 августа на Сталинград было сброшено более 12 тысяч бомб. Погибли и были ранены сотни тысяч советских людей, разрушены 85% жилого фонда.

Попытки вывезти из города детей и женщин всё же предпринимались с помощью судов Волжской военной флотилии и Сталинградского речного флота под постоянной бомбежкой. 27 августа пароход «Иосиф Сталин» расстреляли вышедшие к Волге немецкие танкисты 14-го танкового корпуса, погубив около 1000 жизней. В начале сентября, когда город уже был в основном разрушен и сожжен, а бомбежка несколько ослабла, эвакуация населения Сталинграда была наиболее интенсивной. К 14 сентября через Волгу эвакуировали в тыл 300 тысяч человек.

Прорвавшаяся с севера немецкая группировка была отсечена, и штурм Сталинграда Паулюс смог организовать лишь 7 сентября, получив в усиление войска с кавказского направления и резервы группы армий «А». На следующий день наступающая 4-я танковая армия вермахта сомкнулась с войсками 6-й полевой армии. Превосходящим силам двух германских армий продолжает противостоять 62-я армия генерал-лейтенанта В. И. Чуйкова.

В середине сентября закипели бои в центральной части Сталинграда, на улицах города, превращённых германской авиацией в сплошные руины. Если прежде, как правило, Красная армия сдавала города без боя, то на этот раз немцы получили неприятный сюрприз: русские войска и ополченцы яростно дрались за каждый дом. Железнодорожный вокзал тринадцать раз в течение трех дней переходил из рук в руки. Наиболее тяжёлые бои велись за Мамаев курган и подходы к центральной переправе. Немецко-фашистские войска, вынужденные принять ближний бой в развалинах, несли ощутимые потери в бешеных рукопашных стычках. «Гарнизон» разведчика Я. Ф. Павлова в течение 58 дней удерживал четырёхэтажное здание на площади 9 января, превратив его в неприступную крепость.

На полуразрушенных городских заводах рабочие продолжали ремонт боевой техники и оружия до самой последней возможности. Тракторозаводцы в сентябре выпустили 200 танков и 150 тягачей. Экипажи танков зачастую комплектовались самими рабочими. Завод «Баррикады» работал до 15 сентября, отбиваясь от вражеских атак. В начале октября после безуспешных попыток немцев взять тракторный завод бои приняли затяжной характер.

Получив подкрепление численностью 200 тыс. человек, Паулюс предпринял 14 октября новое наступление в районе СТЗ. Несмотря на отдельные успехи, немцы уже выдыхались, неся огромные потери и отражая локальные контрнаступления Красной армии на флангах. 11 ноября 6-я германская армия предприняла ещё одно наступление на Сталинград, но это уже не могло изменить общую картину. К середине ноября 1942 года наступление германских войск в Сталинграде остановилось на всем фронте, и армия Паулюса окончательно перешла к обороне. В боях за город самая крупная группировка вермахта из 19 дивизий численностью более 300 тысяч солдат и офицеров была обескровлена.

19 ноября 1942 года под Сталинградом началось контрнаступление Красной армии – операция «Уран». 2 февраля 1943 года была завершена ликвидация окружённой вражеской группировки. Сталинградская битва закончилась. Войска фашистского блока потеряли в Сталинградской битве убитыми, ранеными, пленными и пропавшими без вести четверть всех своих сил, задействованных на советско-германском фронте, - около 1,5 миллионов человек. 200 дней боёв за Сталинград, 1 миллион погибших советских солдат, 40 тысяч жертв среди мирных граждан, до основания разрушенный город. Столь высокую цену заплатил СССР за победу, которая определила исход всей войны.

Уже 31 мая 1943 года тракторный завод отправил на фронт первый эшелон восстановленных танков «Ответ Сталинграда». 31 июля дал первую после освобождения плавку стали металлургический завод «Красный Октябрь». В ходе восстановления Сталинграда из гражданских зданий, не имевших архитектурной ценности, лишь некоторые были восстановлены в прежнем облике. К концу 1944 года в Сталинграде восстановили и построили 13 детских садов, 7 школ, 173 столовые, 192 магазина.

В апреле 1945 года был утверждён Генеральный план Сталинграда. Город сохранил довоенную линейную планировку, его прибрежная часть освободилась от объектов промышленной застройки, отрезавших от реки жилые районы. 1 мая 1945 г. в Приказе Верховного Главнокомандующего Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса были названы городами-героями, но официально звание Город-герой городу было присвоено 8 мая 1965 года.

Послевоенный период – город Волгоград

К 1949 году объём производства промышленной продукции Сталинграда превзошёл довоенный. В 1952 г. Волго-Донской канал соединил две великие русские реки. К его открытию было завершено благоустройство центральной набережной. В 1954 году принял первых пассажиров новый железнодорожный вокзал «Сталинград I». В 50-е годы промышленный потенциал Сталинграда пополнился нефтеперерабатывающим заводом, заработал Сталинградский телецентр, начал отгрузку продукции Сталинградский алюминиевый завод. 31 декабря 1960 года в городе заработал первый троллейбусный маршрут.

В процессе десталинизации, инициированной XXII съездом КПСС, 10 ноября 1961 года Сталинград был переименован в Волгоград.

Ко времени утверждения генерального плана 1962 года население Волгограда достигло численности 650 тысяч человек, жилищный фонд города превысил предвоенный уровень в 2,2 раза. В 60–70-е годы в Волгограде продолжался интенсивный промышленный рост. В 1961 г. была пущена в эксплуатацию Волжская ГЭС – крупнейшая в Европе; в 1963 году приступил к работе Волгоградский моторный завод; в 1964 году – Волгоградский сажевый завод; в 1970 году – Волгоградская обувная фабрика.

60–80-е годы XX века были примечательны масштабами строительства знаковых социально-культурных объектов, ставших достопримечательностями и гордостью Волгограда: мемориальный комплекс на Мамаевом кургане, Музей-панорама «Сталинградская битва», самый большой на Волжском бассейне речной вокзал, подземный скоростной трамвай, Волгоградский государственный университет.

В октябре 1984 был утверждён третий генеральный план Волгограда, очертивший до конца века горизонты развития города. 3 мая 1989 года Волгоград стал городом-миллионником – 24-м в СССР.

После спада промышленного производства в 90-е годы с середины 2000-х годов возобновился рост промышленности и строительства. В 2009 был введен в строй Волгоградский мост, в 2011 году – вторая очередь скоростного трамвая. Эти объекты стали первыми значительными проектами развития транспортной инфраструктуры за постперестроечное время.

В 2008 году Волгоград в третий раз получил статус миллионника. В 2011 году в состав областного центра вошли 28 населенных пунктов.

Сегодняшний Волгоград вытянулся на 90 километров вдоль Волги, поглотив соседние населенные пункты, и занимает площадь в 565 квадратных километров. Промышленность современного Волгограда представляют более 150 предприятий металлургического, машиностроительного, деревообрабатывающего и химического производств, а также электро- и теплоэнергетики. Кадры высшей квалификации для производств и учреждений Волгограда готовят шесть вузов.

Географическое положение позволяет Волгограду гордо носить статус порта пяти морей: Волго-Донской канал соединил южные Каспийское, Черное и Азовское моря с холодными Северным и Балтийским. Благодаря своему выгодному транспортно-географическому положению и высокому промышленному потенциалу, Волгоград выполняет важную стратегическую роль в социально-экономическом развитии Юга России. Мощная научная база и вузы различной специализации создают условия для глубокой реструктуризации промышленности и модернизации хозяйственного комплекса города на прогрессивной инновационной основе.

К.и.н. Бабичев Е.К.
специально для портала BankGorodov.RU

Экономика и социальная сфера

Редактировать
Город Волгоград – крупный промышленный центр. Ведущие  отрасли: машиностроение и металлообработка, черная и цветная металлургия, топливная, химическая и нефтехимическая промышленности, оборонно-промышленный комплекс.

Транспорт

Редактировать
Международный аэропорт «Гумрак»
(ОАО «Международный аэропорт Волгоград») – расположен к северо-западу от Волгограда в поселке Гумрак. Обеспечивает регулярные рейсы в города Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сургут, Сочи, Ереван.

Адрес: г. Волгоград, Аэропорт.

Железнодорожный вокзал «Волгоград 1»
– железнодорожная станция Волгоградского отделения Приволжской железной дороги, здание (памятник архитектуры) построено в 1954 году по проекту архитекторов А. В. Куровского и С. З. Брискина, инженера-конструктора А. Ф. Кадильниковой.

Адрес: г. Волгоград, Привокзальная пл., 1.

Железнодорожный вокзал «Волгоград 2»
– железнодорожная станция Волгоградского отделения Приволжской железной дороги. Обслуживает пригородные поезда и поезда дальнего следования.

Адрес: г. Волгоград, ул. им. Милиционера Буханцева, 13.

Речной вокзал
– крупнейшее здание такого типа в Европе.

Адрес:  г. Волгоград, Набережная 62 Армии, д. 6.

Автобусный вокзал «Центральный»
– расположен недалеко от железнодорожного вокзала «Волгоград 1», обеспечивает сообщение до населенных пунктов Волгоградской области, городов Москва, Казань, Набережные Челны, Ростов-на-Дону, Краснодар, Воронеж, Саратов, Астрахань, Дербент, Элиста, Баку и др.

Адрес: г. Волгоград, ул. Болонина, 11.

Автобусный вокзал «Южный»
– расположен в Красноармейском районе Волгограда, обеспечивает сообщение до населенных пунктов Калач-на-Дону, Светлый Яр, Октябрьский и др., а также междугородние рейсы в города Астрахань, Волгодонск, Ростов-на-Дону, Элиста и др.

Адрес:  г. Волгоград, ул. Кооперативная, 29.

В городе Волгограде функционируют
около 90 автобусных маршрутов, 16 троллейбусных маршрутов, 12 трамвайных маршрутов, 19 станций скоростного трамвая (метротрама).

Знаменитые люди (37) Все люди

Добавить человека
  • Александр II Николаевич Александр II Николаевич
    Посещал Царицын в 1871 году.
  • Апексимова Ирина Викторовна Апексимова Ирина Викторовна
    Родилась 13 января 1966 года в Волгограде в семье музыкантов.
  • Брежнев Леонид Ильич Брежнев Леонид Ильич
    В ноябре 1941 года посещал Сталинград с целью инспекции группы резерва политработников Южного фронта. 15 октября 1967 года участвовал в церемонии открытия монумента «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане.
  • Будённый Семен Михайлович Будённый Семен Михайлович
    В 1918 году участвовал в обороне Царицына. Стал первым Почетным гражданином города-героя Волгограда (звание было присвоено решением Волгоградского городского Совета депутатов трудящихся от 4 мая 1970 года за особые заслуги в защите города в годы Гражданской и Великой Отечественной войн и в связи с 50-летием разгрома белогвардейских войск под Царицыном).
  • Василевский Александр Михайлович Василевский Александр Михайлович
    Один из творцов и исполнителей плана наступательной операции под Сталинградом (1942-1943), непосредственно возглавлял руководство отражением наступления немецко-фашистских войск, пытавшихся деблокировать окруженную армию фельдмаршала Ф. Паулюса, координировал действия советских войск при окончательном ее разгроме.

Рестораны и кафе (147) Все рестораны

Добавить
Кофейня "Терасса" расположена в г. Волгоград
Волгоградская область, город Волгоград, Ленина пр-т., 8 А
Фаст фуд "МакДоналдс" расположен в г. Волгоград
Волгоградская область, город Волгоград, Рабоче-Крестьянская, 10
+7 (8442) 94-34-54
Кофейня "Кофенэро и Мисаго" расположена в г. Волгоград
Волгоградская область, город Волгоград, Ленина пр-т., 20
+7 (8442) 38-31-71

Гостиницы (25) Все гостиницы

Добавить
Гостиница "Актер" находится сразу за зданием Волгоградского цирка
Волгоградская область, город Волгоград, Краснознаменская, 15 А
+7 8442334453
Гостиница Банк-Отель (Волгоград) занимает 7, 8 и 9 этажи девятиэтажного здания Волгоградского отделения Сбербанка России и предлагает для проживания 51 номер.
Волгоградская область, город Волгоград, Коммунистическая, 40
+7 8442742174
Гостиница Волго-Дон (Волгоград) расположена на набережной Волги, недалеко от Волго-Донского судоходного канала. Восьмиэтажное здание готово вместить более чем 100 гостей.
Волгоградская область, город Волгоград, Фадеева, 47
+7 8442627867