Показать регионы
Герб отсутствует Добавить
Большая Тебендя на карте

Большая Тебендя (Омская область)

Редактировать
  • Статус
    Село
  • Дата основания
    неизвестна
  • Муниципальное образование
    Сельское поселение Большетебендинское
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    0,222 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    неизвестно
  • Координаты
    57°43'48'' с.ш., 70°50'20'' в.д.
  • Почтовые индексы
    646580
  • Телефонный код
    +7 381 50
  • Автомобильные коды
    55, 155
  • Прежние названия
    неизвестны
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    52257807001
  • Код ОКТМО
    52657407101

Администрация

  • Глава муниципального образования
    неизвестен
  • Адрес
    646580, Омская область, Усть-Ишимский район, с. Большая Тебендя
  • Телефоны администрации
    неизвестны

Общие сведения

Редактировать
Большая Тебендя – село в Усть-Ишимском районе Омской области. Расположено на берегу реки Иртыш, в 23 км к западу от районного центра села Усть-Ишим, в 480 км к северо-западу от областного центра – города Омска.

Численность населения – 248 человек (2012 г.).

Село Большая Тебендя является административным центром муниципального образования «Сельское поселение Большетебендинское»

Фотографии (2)

Добавить фото
Село Большая Тебендя Дорожный знак на въезде в село

История села Большая Тебендя

Редактировать
Тысячи вёрст безлюдной земли, широкие речные долины, озёра. Раньше на территории Тебенди постоянного населения не было. Ещё до образования деревни Малая Тебендя здесь жили угры: остяки, ханты, ненцы. Потом в эти места пришли монголы, затем – татары. На этих землях кочевали скотоводы, которые пасли здесь лошадей.

Деревня Малая Тебендя возникла в XIII веке, когда князь Угулы, воевавший с Чингисханом, привел на Кара Йар (Чёрный Яр) на другом, левом берегу Иртыша 17 родственников со своими военными отрядами. Один из отрядов возглавлял сын Угулы – Иликай. Деревня располагалась на вытоптанном месте, где в течение всего года паслись кони. Отсюда за деревней закрепилось название Тибелген, что означает «вытоптанная земля». Несколько веков назад Иртыш в результате разлива повернул свое русло, и люди были вынуждены уйти с этой территории на новые земли, основав Большую Тебендю.

Иликай, сын князя Угулы, стоял во главе 17 семьей, живших на этих землях. Его покровителем сначала был Чингисхан, а затем Батый. Однако против Иликая ополчились другие князья. В междоусобной войне он потерпел поражение, но вскоре воспользовался раздорами в стане победителей и вернул свои земли. Об этом стало известно Батыю, который обвинил Иликая в разжигании междоусобиц и казнил князя.

На территории Западно-Сибирской равнины раскинулся Улус-Джучи, здесь осели тюрки, которые расселились по берегам рек, оттеснив древних угров на север. Некоторые угры постепенно слились с тюрками и со временем утратили свой язык и культуру.

Сибирское ханство было поделено на улусы, в них правила местная знать (мурзы, тарханы, беки). Население было представлено знатными людьми и простолюдинами «кара халык», т.е. черный народ. Люди платили хану ясак пушниной. Сбором ясака занимались даруги – сборщики, рассылаемые ханом. У хана был и помощник – карача (титул, соответствующий титулу «визирь»).

Согласно Списку населенных мест за 1868–1869 гг. в Юртах Тебендинских было 57 дворов, в которых числилось 317 жителей. В деревне была мечеть, которая стояла на самом видном месте. В строительстве мечети участвовали все жители, большое значение предавали ее украшению. Здание мечети возводили очень тщательно, с использованием толстых бревен. Мечеть имела прямоугольную вытянутую форму с выступом в торце. Сверху располагался минарет шестиугольной формы с внутренней лестницей, который завершался открытой площадкой с высокой конусовидной крышей, увенчанной шпилем с полумесяцем. Выполнение резных карнизов, наличников, ажурного крыльца доверяли только лучшим мастерам. В те времена мечети были настоящими шедеврами народного зодчества.

Дома отапливали обычными печами-чувалами с открытыми очагами. Еду готовили с использованием небольших железных печей, в чугунных казанах жарили баурсаки, беляши. К потолку были подвешены специальные жерди, на которых вешали повседневную одежду. Полы убирали следующим образом: сначала их скоблили ножом, затем мыли. Стены ничем не покрывались, на них вешали фрагменты из Корана. На центральном месте в жилище находились нары, которые покрывались коврами и войлоком, по краям от них ставили сундуки, где хранили постельные принадлежности и праздничную одежду. Здесь же располагались круглые столики на коротких ножках и полки для посуды. На нарах не только спали, они заменяли всю необходимую мебель.

Распространенным занятием женщин было рукоделие. Девочек обучали рукоделию с самого раннего возраста, и к 10–13 годам они уже умели ткать, прясть и вышивать. Мужчины изготавливали различные предметы утвари (чашки и блюдца, сундуки и коробки из дерева), которые украшали резьбой, мастерили и украшали предметы из бересты, делали табакерки, большие заплечные кузова, туески. Были в деревне ювелиры и кузнецы.

В начале XX века стали появляться сельские ярмарки. Жители деревень поставляли на Ишимскую и Викуловскую ярмарки ягоды, орехи, рыбу, красный тес, мочало, плетеные стулья, обменивали эту продукцию на хлеб и соль. Были в каждом крупном селе и зажиточные люди. В Тебенде работали лавки и магазины Вахитова и Аптюкова.

В 1929 г. в деревне Большая Тебендя открылась 3-х классная школа. Продолжить обучение можно было в Эбаргульской 7-летней школе. В 1939 г. была открыта своя семилетняя школа, с 1961 г. школа стала восьмилетней и только с 1984 г. – средней.

Улицы и индексы (6)

Добавить информацию
Ленина ул.
646580
Молодежная ул.
646580
Советская ул.
646580
Фрунзе ул.
646580
Центральная ул.
646580
Школьная ул.
646580

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.