Показать регионы
Герб - Город Чулым Информация о гербе
Чулым на карте

Чулым (Новосибирская область)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 19 августа 1947 г.)
  • Дата основания
    1762 г.
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Город Чулым
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
    Чулымский район
    (административный центр района)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    11,198 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    неизвестно
  • Координаты
    55°5'29'' с.ш., 80°57'48'' в.д.
  • Почтовые индексы
    632551
  • Телефонный код
    +7 383 50
  • Автомобильные коды
    54, 154, 754
  • Прежние названия
    д. Чулым (до 1817 г.), с. Романовское (до 1932 г.)
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    50259501000
  • Код ОКТМО
    50659101001

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Степанов Андрей Николаевич (с 14 марта 2010 г.)
  • Адрес
    632551, Новосибирская область, Чулымский район, г. Чулым, ул. Трудовая, д. 1
  • Телефоны администрации
    +7 (383 50) 2-22-87, (383 50) 2-13-89, (383 50) 2-18-44, факс: (383 50) 2-22-87

Общие сведения

Редактировать
Чулым – город, административный центр Чулымского муниципального района Новосибирской области. Расположен в восточной части Барабинской низменности (Барабинской степи), на берегах одноименной реки, в 130 км к западу от областного центра – города Новосибирска.

Численность населения – 11 330 человек (2015 г.).

Город Чулым является административным центром муниципального образования «Городское поселение Город Чулым»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История Чулыма

Редактировать
Поселение на месте современного города Чулым возникло в связи со строительством Московско-Сибирского тракта. Решение о его строительстве было принято в конце 1730-х гг. В 1760-х годах через Барабинскую лесостепь началась прокладка участка тракта для связи с Колывано-Воскресенскими заводами. Для строительства тракта привлекали сосланных помещиками переселенцев из Европейской части России, крепостных, старообрядцев, выселенных Екатериной II как неблагонадежных подданных на восточную окраину Российской империи. Рядом со строящимся трактом переселенцы основывали новые поселения. Одним из таких поселений стал Чулым.

Один путешественник, бывший в Чулыме проездом, отмечал, что поселение находилось по направлению тракта, большинство хижин были бедными. Жители занимались хлебопашеством, а также перевозили купеческие и казенные грузы. По сведениям «Списка населенных мест Томской губернии» за 1859 год казенная деревня Чулымская входила в состав Каинского округа и располагалась при реке Чулыме, по Московскому почтовому тракту по направлению от города Каинска (ныне Куйбышев) в Томск, в 189 верстах от окружного города Каинска. В деревне насчитывалось 70 дворов и 593 жителя обоего пола – 300 мужского и 293 женского. Работал хлебный магазин. Через некоторое время рядом с деревней Чулымской возникло село Романовское, которое было основано вольными переселенцами, прибывшими из европейской России.

В 1891 году началось строительство Транссибирской железной дороги. В 1893 году был построен разъезд «Чулымский», превратившийся позднее в станцию «Чулымскую». В 1894 году было закончено строительство участка железной дороги от города Омска до станции Чулымской, в 1896 году начали курсировать первые поезда из Челябинска в Красноярск. В 1893–1896 гг. была построена насосная станция с водонапорной башней. Село Романовское становится пристанционным поселком, что привело к его бурному развитию. В поселке, насчитывавшем всего несколько небольших домов, стала ощущаться нехватка рабочей силы для обслуживания железной дороги. Из Чулыма и других окрестных сел и деревень в Романовское потянулись крестьяне.

Чулым в XX веке

По данным «Путеводителя по Сибирской железной дороге» за 1902 г. население пристанционного поселка станции Чулымской составляло 120 человек. Для переселенцев, обслуживающих железную дорогу здесь построен барак на 30 человек. В поселке была открыта одноклассная начальная школа. В 2-х верстах от поселка располагался Старый Чулым – так называлась деревня Чулымская после открытия станции.

К 1902 году в деревне была построена церковь, деревня становится селом, в котором располагался центр православного прихода. Вскоре село Романовское срослось с разъездом, образовался единый пристанционный поселок Чулымский. В «Списке населенных мест Томской губернии» за 1911 год село Чулымское указано как центр Нижне-Чулымской волости Барнаульского уезда. Количество дворов в селе к этому времени выросло до 680. Работала начальная школа, существовавшая на средства железной дороги.

В начале XX века станция Чулымская обслуживала до 90 тыс. пудов разных грузов, отправлявшихся по железной дороге, главным образом: масло, скот, кожа. Часть сельскохозяйственного сырья оставалась в Чулыме и перерабатывалась здесь. Местным торговцем Грундером в Чулыме было организовано сыроделие, чулымский сыр славился далеко за пределами села. Купец Воробейников открыл маслозавод, купец Погель – паровую мельницу. В Чулыме работал хлебозапасный магазин, ежегодно пополняемый крестьянами после сбора урожая. Существовали 4 мельницы – 3 ветряных и 1 водяная, работала торговая лавка. В 1913 г. через станцию Чулымскую прошел первый пассажирский поезд, который тянул 5–6 деревянных двухосных вагончиков.

В 1917 году в селе был образован первый местный Совет. В годы Гражданской войны чулымские железнодорожники на стороне красных принимали участие в сражениях с чехословацкими отрядами в составе каргатского фронта. В июне 1918 года станцию заняли войска А. Колчака и белочехи. С осени 1918 г. по конец 1919 г. в Чулыме действовала колчаковская администрация. 14 декабря 1919 года село было отбито у белогвардейских войск 5-й армией Г. Эйхе. С этого момента на территории села и уезда была окончательно установлена советская власть.

В 1920–1930-х годах население Чулыма значительно увеличивается за счет переселенцев из окрестных деревень, многие из которых становятся работниками на железной дороге. К 1926 году на станции Чулымской уже было 11 приемо-отправочных путей, в помещении конторы связи установили телеграфный аппарат. В 1930 году в селе появилось электричество, вырабатываемое генератором мощностью 22 кВт, расположенном в депо. Вокзал освящался всего одной лампочкой на перроне. В 1934 г. установили новый генератор, мощность которого составляла 100 кВт. На вокзале установили 12 лампочек, кроме того это позволило провести освещение в конторы нескольких железнодорожных служб и в квартиры поблизости со станцией.

В 1935 г. на станции Чулымской был открыт вагонно-ремонтный пункт, на реке Чулым около железнодорожного моста построена деревянная плотина, начал работу элеватор, открыты: железнодорожная школа № 7, районный дом культуры, райпромкомбинат.

К началу 1930-х гг. села Чулымское и Романовское фактически срослись в один населенный пункт. В 1937 году единому пристанционному поселку был присвоен статус рабочего поселка с названием Чулым. До настоящего времени его восточную часть неофициально называют Старым Чулымом. В этом же году была введена в эксплуатацию новая электростанция, которая позволила полностью осветить железнодорожный вокзал, а также 5–6 улиц поселка. К 1939 году численность населения поселка достигла 12 300 человек.

В период Великой Отечественной войны из Чулымского района на фронт ушли 9 734 человека, 4 385 человек погибли на полях сражений. Около 5 тысяч жителей района награждены орденами и медалями, 10 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

19 августа 1947 года Чулым получил статус города. На 1 января 1947 года в городе насчитывалось около 3 тысяч строений, 2 430 личных хозяйств. В Чулыме работали районная и железнодорожная больницы, районная и железнодорожная амбулатории, действовало 5 школ: средняя, неполная средняя и 3 начальных. Общее число учащихся составляло 2 530 человек, педагогов – 85. В городе было 8 магазинов райпотребсоюза, хлебопекарня, 2 столовые и чайная. Действовали 54 предприятия и учреждения. В 1952 году введены в эксплуатацию школа № 40 и детская библиотека.

В 1954 году, после электрификации железной дороги, транспортные предприятия и железнодорожная станция подверглись реконструкции, была электрифицирована промышленность, началось строительство паровозного депо, лесхоза и автохозяйства. К 1955 году количество радиофицированных квартир и домов превысило 3 000. В городе появилось 2 автобуса для обслуживания горожан. В 1956 году электрическое освящение было включено на улицах Вокзальной и Кирова. В том же году был заложен сквер у памятника И. Сталину. В 1959 году открылся новый 2-этажный универмаг. В 1960 году было возведено новое кирпичное здание железнодорожного вокзала на станции Чулымской вместо старого деревянного. В 1960-х годах в Чулыме построен кинотеатр «Заря» с широким экраном и просторным залом.

В 1966 году начал выпуск продукции новый хлебозавод, снабжавший весь район свежей выпечкой. На южной окраине города была построена башня многоканальной линии высотой 87 метров для приема московских телепрограмм. В 1976 году построена новая школа №1 на 964 ученика. В 1989 году заложен первый многоквартирный дом на МЖК, давший начало строительству современного поселка. В этот период население Чулыма составило 13 300 человек.

Современный период развития города

В настоящее время город Чулым является центром Чулымского муниципального района. В городе проживают представители разных национальностей: русские, украинцы, немцы, татары, казахи и другие. В Чулыме реализуются инфраструктурные проекты, предусматривающие модернизацию и реконструкцию производственных зданий, а также строительство новых объектов.

В 2002 году построен новый больничный комплекс. В 2003 году в городе открыт спортивно-оздоровительный комплекс «Радуга». В 2008 году открыла свои двери новая общеобразовательная школа на 504 учащихся, построен жилой 30-квартирный дом в соответствии с программой по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. В 2008 году построен Храм Рождества Пресвятой Богородицы, который сегодня является украшением города. Благодаря деятельности городской администрации города Чулыма осуществляется благоустройство общественных территорий, ведется ремонт дорог и дальнейшая газификация города. Все эти меры позволяют надеяться, что Чулым в недалеком будущем займет достойное место среди малых городов Российской Федерации.

Улицы и индексы (119) Все улицы

Добавить информацию
50 лет Победы ул.
632551
60 лет Победы ул.
632551
Аптечная ул.
632551
Банковский пер.
632551
Белинского ул.
632552
Береговая ул.
632551
Больничный пер.
632551
Бурлинская ул.
632551
Вокзальный пер.
632551
Володарского ул.
632551
Восточная ул.
632551
Гоголя ул.
632552
Деповская ул.
632552
Деповский пер.
632552
Димитрова пер.
632552
Димитрова ул.
632552
Добролюбова ул.
632552
Дорожная ул.
632551
Дубравная ул.
632552
Дуси Ковальчук ул.
632552

Экономика и социальная сфера

Редактировать
В экономике города представлены предприятия пищевой, перерабатывающей промышленности, торговли, общественного питания, железнодорожные и автотранспортные предприятия, предприятия энергетики и связи.

Основные предприятия и учреждения города Чулым:


  • Фабрика «Фаворит» (масложировой завод) – производство майонеза, масла, спреда, маргарина высокого качества. В 2008 году завод был полностью модернизирован.
  • ООО «Чулымский хлебозавод» – производство хлеба, хлебобулочной продукции, кондитерских изделий.
  • ООО «Дорожник» – грузовые перевозки
  • ООО «Сибтранс» – пассажирские перевозки
  • Чулымская дистанция пути – обеспечение содержания железнодорожных путей.
  • Чулымский центр телекоммуникаций – услуги связи в городе Чулым и Чулымском районе, предоставление услуг скоростного интернета.
  • Чулымский почтамт – доставка корреспонденции


Медицинские учреждения:


  • Чулымская центральная районная больница


Учреждения культуры:


  • Культурно-досуговый центр
  • Музыкальная школа
  • 2 библиотеки (детская и взрослая)
  • Молодежный центр

Транспорт

Редактировать
Железнодорожный транспорт
В городе расположена железнодорожная станция «Чулымская» Новосибирского отделения Западно-Сибирской железной дороги.
Телефон железнодорожного вокзала: +7 (383 50) 2-25-88.

Автомобильный транспорт
В 2 км от Чулыма проходит федеральная автомобильная дорога М-51 «Байкал» ЧелябинскКурганИшимОмскНовосибирск.

Гостиницы (1)

Добавить
Гостиница Сибирь расположена в городе Чулым
Новосибирская область, Чулымский район, город Чулым, Чулымская, 45
+7 3835021709

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.