Показать регионы
Герб - Город Фролово Информация о гербе
Фролово на карте

Фролово (Волгоградская область)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 1936 г.)
  • Дата основания
    1859 г. (первое упоминание)
  • Муниципальное образование
    Городской округ Город Фролово
    (центр муниципального образования)
    административный центр Фроловского района
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    областное
  • Население (тыс.чел.)
    43,326 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    58,36
  • Координаты
    49°46'8'' с.ш., 43°38'54'' в.д.
  • Почтовые индексы
    403518–403540
  • Телефонный код
    +7 844 65
  • Автомобильные коды
    34, 134
  • Прежние названия
    Хутор Фролов, Лыжинский
  • День города (села)
    3-е воскресенье сентября
  • Код ОКАТО
    18428000000
  • Код ОКТМО
    18728000001

Администрация

  • Глава городского округа
    Данков Василий Васильевич
  • Адрес
    403540, Волгоградская область, г. Фролово, ул. Революционная, д. 12
  • Телефоны администрации
    +7 (844 65) 2-35-20, (844 65) 2-37-40, факс: (844 65) 2-39-75

Общие сведения

Редактировать
Фролово – город в Волгоградской области, административный центр Фроловского района. Расположен в центральной части области, на обоих берегах реки Арчеда (бассейн Дона), в 146 км к северо-западу от областного центра – города Волгограда. В городе расположена железнодорожная станция «Арчеда». В 6 км от города проходит федеральная автодорога Р-22 «Каспий».

Численность населения – 37 757 человек (2016 г.). Площадь территории – 5 836 га.

Город Фролово является административным центром муниципального образования «Городской округ Город Фролово»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История города Фролово

Редактировать
Хутор Фролов в XIX – начале XX вв.

Город Фролово вырос из одноименного казачьего хутора, время его основания точно неизвестно. В письменных источниках он впервые упоминается под 1859 г. как хутор Лыжинский (название произошло от фамилии Лыжин). В этот период в хуторе было 22 двора, в которых числилось 236 жителей.

Стимулом для дальнейшего развития небольшого казачьего хутора и соседних селений стала постройка железной дороги, начавшаяся в 1868 г. Железнодорожная магистраль ЦарицынПовориноГрязи, позднее связавшая Царицын с Москвой, прошла рядом с хутором. В 1871 г. по железной дороге было открыто регулярное движение поездов, а неподалеку от хутора появилась железнодорожная станция, которая ныне располагается практически в центре города. Сначала станция получила название Михайло-Чертково – в честь генерал-лейтенанта Черткова Михаила Ивановича, являвшегося наказным атаманом Войска Донского в 1874–1881 гг. В 1875 г. станция получила новое название Арчеда – по близлежащей речке. При станции был открыт вокзал, вскоре рядом открылось большое паровозное депо, была построена водокачка.

С прокладкой железной дороги стало расти население хутора, появилась потребность в храме. В 1886 г. была построена однопрестольная деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, при которой в том же году открылось приходское училище, а в 1893 г. была открыта церковно-певческая школа для девочек. 

Из Воронежской, Саратовской и Тамбовской губерний стали приезжать мастеровые-сезонники: каменотесы, обжигальщики кирпича, плотники. Во Фролове было основано производство кирпича, а в его окрестностях начали разрабатывать карьеры, где добывали камень. Многие из приезжих оставались в хуторе на постоянное жительство. Сюда переезжали и казаки из близлежащих станиц и хуторов. Основным занятием жителей было выращивание зерновых. Крупнейшим местным хлеботорговцем был купец И. Деев.

По сведениям на конец XIX века в хуторе было несколько магазинов, действовала аптека. В феврале проводилась ежегодная ярмарка. Активно развивалось кустарное производство. К 1897 году во Фролове было учтено 396 ремесленников – сапожников, портных, печников, кузнецов, столяров, бондарей, кожевников и др. Один из портных хутора Иван Николаевич Рыжков за свое мастерство был удостоен Гран-при и золотой медали на международной выставке в Лондоне в 1914 г. В начале XX столетия в хуторе Фролове действовали: ветряные и паровые мельницы, пекарни, элеватор, мыловаренный и кирпичный заводы.

В 1910 г. купцом Овчинниковым был организован первый кинотеатр «Мираж», в тот же период в хуторе открылся фотосалон Авксентия Вишнякова, работавший до середины XX века.

В это время хутор находился в составе юрта станицы Кременской Усть-Медведицкого округа области Войска Донского. По данным за 1914 г. Фролов насчитывал около 800 домов, в которых проживали более 3,5 тыс. человек. Большая часть населения была представлена казаками (1 974 человека), здесь также проживали крестьяне, мещане, представители духовного сословия, дворяне, 279 человек работали служащими на станции Арчеда.

После революции

Во время Гражданской войны хутор Фролов несколько раз переходил от одной противоборствующей стороны к другой. После войны начались работы по восстановлению разрушенного хозяйства. В начале 1920-х гг. юг России был охвачен голодом и Фролов не стал исключением. Но постепенно хуторская жизнь возвращалась в обычное русло.

В 1920-х гг. создавались различные артели, одной из первых открылась артель «Красный партизан», включавшая гончарную мастерскую, цех портных, кондитерский цех и др. В 1925 г. в хутор из Чехословакии прибыла большая группа эмигрантов, некоторые из них организовали мастерские: кожевенную, обувную, механическую и др. Все эти мастерские были объединены в артель, получившую название «Товарищество чехословацких эмигрантов», вскоре из нее выделилась самостоятельная артель имени III-го Интернационала.

В 1927 г. население хутора составляло 9 842 человека. В июле 1928 г. был образован Фроловский район, вошедший в состав Сталинградского округа Нижне-Волжской области, хутор становится районным центром.

В 1929–1933 гг., в годы насильственной коллективизации, Фроловским сельсоветом была раскулачена 61 семья (238 человек). Многих выслали на Север и на территорию Казахстана.

В 1920–1930-е гг. во Фролове были открыты две больницы: железнодорожная и центральная районная. В клубе железнодорожников действовали самодеятельные коллективы: духовой оркестр, кружки – драматический, танцевальный, хоровой. Любимым местом отдыха фроловчан был парк железнодорожников, где работали летний кинотеатр, бильярдная, изба-читальня, ларьки с мороженым, пивная. Каждый вечер на эстраде играл духовой оркестр. С октября 1930 г. стала выходить газета «Борьба за колхоз», в 1938 г. получившая название «За социалистическую Родину». 

1 августа 1936 г. решением Президиума ВЦИК хутору Фролово был присвоен статус города с сохранением прежнего названия.

В конце 1930-х гг. в городе действовали артели пекарей, портных, кузнецов, сапожников, жестянщиков и другие. Важнейшим предприятием города по-прежнему оставалось паровозное депо, также действовали кирпичный завод, типография и ряд других предприятий. В здании храма открылся Дом культуры. Накануне войны открылось медицинское училище. В 1939 г. в городе было зарегистрировано 17 400 жителей.

Фролово в годы войны

За годы войны из Фроловского района и города Фролово были призваны и ушли на фронт добровольцами 8 190 человек (по другим данным 10 943 человека). Различия в данных могут объясняться тем, что границы района несколько раз менялись. Не вернулись в свои дома 4 206 человек. Более 4 тыс. человек награждены медалями и орденами. 5 уроженцев района стали Героями Советского Союза: И. Е. Бутенко, А. У. Еремин, Н. И. Петров, В. И. Седов, В. В. Чеботарев. Два человека – А. М. Тарасенко и Ф. М. Лебедев – стали полными кавалерами ордена Славы.

Буквально спустя неделю после начала войны в районе начали действовать военные госпитали. В числе организаторов их работы были Т. А. Вышеславцева, являвшаяся во время войны заведующей районным здравотделом, и Л. А. Горштейн. 5 эвакогоспиталей были созданы в городе Фролово, 17 – в сельских населенных пунктах. 

277-я стрелковая дивизия, вторично сформированная с декабря 1941 по март 1942 гг. в районе города Фролово, принимала участие в Сталинградской битве, Смоленской и Харьковской наступательных операциях, в боях под Витебском, Оршей, в освобождении Литвы, Белоруссии, в боях на территории Восточной Пруссии, в советско-японской войне.

В 1941 г. в городе Фролово был сформирован истребительный батальон, возглавляемый начальником Фроловского районного отделения НКВД Е. М. Руднянским. Бойцы батальона патрулировали улицы города, железную дорогу, выявляли дезертиров, диверсантов и мародеров. За годы войны в районе задержано 210 дезертиров, а также 3 немецких парашютиста, сброшенных с заданием провести диверсию на железной дороге Арчеда – Сталинград.

Многие жители города строили оборонительные сооружения в Калаче-на-Дону, станице Новогригорьевской, на подступах к Сталинграду. С сентября 1941 по декабрь 1942 гг. в этих работах было задействовано свыше 4 тыс. фроловчан.

К Сталинграду через станцию Арчеда, ставшую стратегическим объектом, шли составы с бойцами и техникой. В 17 часов 22 июля 1942 г. началась бомбежка железнодорожного узла Арчеда. Взрывами были выведены из строя станционные пути, в городе разрушены здания. Налеты стали почти ежедневными. За период с 22 июля 1942 по 28 января 1943 гг. было совершено более 60 налетов вражеской авиации, во время которых сброшено 1 282 бомбы, разрушено 737 домов, здания вокзала, школ, почты. Город потерял убитыми 617 мирных жителей, 434 человека было ранено.

В августе 1942 г. во время бомбежки сгорел Фроловский крупозавод, а вместе с ним – 440 т проса, 235 т пшена, 4 склада с фуражными отходами. Благодаря самоотверженности рабочих завода и работников пожарной охраны города на складе №11 удалось спасти около 500 тонн пшена. Возникла реальная угроза оккупации города, в связи с этим во Фролове был организован партизанский отряд.

По мере того как развертывались боевые действия, непрерывно рос объем воинских перевозок. Поток достигал 30 эшелонов в сутки. Груженые составы следовали с севера на юг, а пустые возвращались через Иловлю. Таким образом, было организовано кольцевое движение по маршруту Поворино – Арчеда – Иловля – Петров ВалБалашов – Поворино, позволившее в отдельные дни пропускать до 40 эшелонов. За самоотверженную работу 586 железнодорожников Арчеды были награждены медалью «За оборону Сталинграда».

Во время войны деятельность кустарно-промысловых артелей города была подчинена выполнению военных заказов. Так, в артели «Красный Вагранщик», возглавляемой чехословацким эмигрантом Т. Ю. Томаном, выпускали домкраты, использовавшиеся для производства танков. В 1941–1942 годах артель изготовила военной продукции на 1,2 миллиона рублей. 

Артелью имени Дзержинского было сшито 5 000 телогреек и бушлатов, 4 000 пар белья, 180 шинелей, 300 полушубков, сотни гимнастерок и головных уборов. Артелью «Красный партизан» изготовлено 275 кавалерийских седел. Артелью «Краснодеревец» произведено 613 артиллерийских лыж, 948 саней, 5 820 минных корпусов. Артелью «III Интернационал» сшито несколько тысяч пар ботинок, сваляна тысяча пар валенок.

В городе Фролово находилось свыше тысячи эвакуированных из разных регионов страны. 23 марта 1943 г. первый поезд с детьми-сиротами из Сталинграда прибыл на станцию Арчеда. В Арчединском лесхозе, недалеко от города, для детей погибших бойцов открыли детский дом, куда привозили сирот не только из Сталинграда, но и из других городов страны.

Весной 1943 г. началось восстановление крупокомбината, разрушенного бомбежками немецкой авиации, в ноябре комбинат возобновил свою работу. В июне 1943 г. в город прибыла строительная бригада из Ртищева для восстановления Фролова. Прорабский участок пополнялся из числа местных жителей. В 1944 г. началось восстановление жилых домов. Сотни жителей города ежедневно после работы выходили на улицы с лопатами, очищали от мусора и приводили в порядок изгороди, усадьбы, улицы и дворы. Весной 1944 г. Фроловским горсоветом была организована работа по озеленению города. 

После окончания Сталинградской битвы в городе Фролово были образованы госпиталь и лагерь для военнопленных. Пленные работали на сельскохозяйственных работах, в каменном карьере, на восстановлении городских зданий и улиц, их силами построены здание школы № 6 (ранее № 51) и железнодорожный вокзал.

Послевоенные годы и конец XX века

После войны продолжилось восстановление разрушенных предприятий, город возвращался к мирной жизни.

В 1946 г. открылась центральная детская библиотека. 4 октября в окрестностях Фролова открыто первое газовое месторождение. В 1947 г. сдана в эксплуатацию железнодорожная школа им. С. М. Кирова (ныне школа № 6), расположившаяся на углу улиц Московской и Народной, открылась школа фабрично-заводского обучения, начала работу городская электростанция. 27 марта 1948 г. открыто первое нефтяное месторождение.

В 1949 г. построен и принял первых пассажиров новый железнодорожный вокзал. 5 ноября вблизи вокзала в эксплуатацию сдан перекидной мост (он существовал еще до войны, но в 1942 г. был разрушен фашистской авиацией).

В сентябре 1950 г. в железнодорожном саду состоялось открытие памятника железнодорожникам, погибшим во время войны. В 1951 г. для железнодорожной школы построено новое здание по улице Народной (ныне это филиал школы № 5). В июне в саду около Дома культуры построена новая киноплощадка на 400 мест. В августе построено здание средней школы имени Н. К. Крупской (сейчас Центр образования). В октябре открылась городская библиотека.

5 октября 1952 г. в строй вступил Фроловский мотороремонтный завод. 23 октября 1953 г. завершено строительство газопровода из Арчеды в Сталинград, в областной центр пришел газ. 22 ноября на северо-восточной границе города начато строительство кирпичного завода расчетной мощностью 25 млн кирпичей в год. В 1954 г. жителями района и города Фролово было приобретено 12 автомобилей «Победа» и 2 автомобиля «Москвич».

В начале 1957 г. в городе начали курсировать четыре автобуса. 16 августа в рейс впервые отправился пассажирский автобус от железнодорожного вокзала станции Арчеда в город Сталинград. Численность населения города Фролово составила 26 438 человек.

В 1960 г. на улице Рабочей открыл двери новый кинотеатр «Мир». В том же году открылась музыкальная школа. В 1961 г. на улице Фроловской (в центре города) открылся кинотеатр «Россия» (сейчас Детский центр культуры). Сдана в эксплуатацию новая железнодорожная поликлиника. 1 сентября 1963 г. открылась школа имени Ю. Гагарина. В 1965 г. сдано в эксплуатацию здание школы имени А. М. Горького. В 1969 г. открылась детская-юношеская спортивная школа. 

В апреле 1970 г. на введенном в строй Фроловском сталелитейном заводе получена первая сталь, а 5 июля завод начал выпускать продукцию – звенья гусениц трактора ДТ-75.

21 июня 1976 г. Фролово отнесено к категории городов областного подчинения.

В 1981 г. пущен в эксплуатацию завод железобетонных изделий и конструкций. В октябре торжественно открыт районный Дворец культуры (сейчас городской Дом культуры). В 1983 г. в состав города Фролово включен хутор Грачи. В декабре 1983 г. началось заселение первого в городе девятиэтажного дома. В 1984 г. состоялось открытие городского краеведческого музея, который принял первых посетителей 9 мая 1985 г. 25 марта 1988 г. утвержден герб города. По переписи 1989 г. в городе проживало 41 680 человек.

В 1990 г. у Дома пионеров появилось новое здание, а в следующем году он был преобразован в Центр детского творчества. 29 апреля 1994 г. начала вещание городская телекомпания «Ариадна».

Улицы и индексы (166) Все улицы

Добавить информацию
40 лет Октября ул.
500 Подстанция тер.
403531
А.Матросова ул.
403532
Амурская ул.
403531
Ангарская ул.
403531
Арчединская ул.
Б.Хмельницкого ул.
403532
Библиотечный пер.
403532
В.В.Гринера ул.
403531
Верхний поселок Газоразведки п.
403534
Вишневый пер.
403536
Волгоградская ул.
403536
Волжская ул.
403531
Воровского ул.
Восточная ул.
403531
Высоцкого ул.
403541
Гаврилина ул.
Гагарина ул.
403533
Газоразведки кв-л
403534
Гвардейская ул.
403532

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.