Показать регионы
Герб отсутствует Добавить
Облучье на карте

Облучье (Еврейская автономная область)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 1938 г.)
  • Дата основания
    1911 г.
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Облученское
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
    Облученский район
    (административный центр района)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    8,811 (2015)
  • Территория (кв.км)
    неизвестно
  • Координаты
    49°0'54'' с.ш., 131°3'15'' в.д.
  • Почтовые индексы
    679100
  • Телефонный код
    +7 426 66
  • Автомобильные коды
    79
  • Прежние названия
    Сололи (до 1915 г.)
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    99220501000
  • Код ОКТМО
    неизвестно

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Рекеда Евгений Евгеньевич (и.о.) (с 10 апреля 2019 г.)
  • Адрес
    679100, Еврейская автономная область, Облученский район, г. Облучье, ул. Партизанская, д. 6
  • Телефоны администрации
    +7 (426 66) 4-43-00, (426 66) 4-44-11, (426 66) 4-46-66, факс: (426 66) 4-43-00

Общие сведения

Редактировать
Облучье – город в Еврейской автономной области, административный центр Облученского района. Важный железнодорожный узел на Транссибирской магистрали. Расположен на реке Хинган (притоке Амура), окруженный с запада на восток сопками, в 165 км к западу от областного центра – города Биробиджана.

Численность населения – 8 811 человек (2015 г.).

Город Облучье является административным центром муниципального образования «Городское поселение Облученское»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История Облучья

Редактировать
Основание железнодорожного поселка

Город Облучье ведет свою историю с лета 1911 года, когда в июне в станицу Пашковскую прибыла первая группа строителей, возглавляемая молодым техником Иосифом Арсеньевичем Мулиным. Молодые строители не имели никакого представления об Амуре и тайге, они были восхищены нетронутой дикой природой. Первостроителям понадобилось три дня, чтобы добраться от станицы Пашковской до места будущего города и будущей станции Сололи. Название «Сололи» происходит от протекавших поблизости рек – Большой и Малой Сололи. Рабочим приходилось прорубать топорами просеку в тайге, чтобы на лошадях протащить телеги с вещами, инструментом и провизией.

В долине реки Хинган установили балаганы и палатки. Среди строителей были студенты из западных регионов России и Украины, в том числе из Москвы и Петербурга, приехавшие на заработки. Труд людей был тяжелым, приходилось работать от зари до зари за мизерную плату, а из инструментов только лопата, кайло, тачка и носилки. Станцию Сололи строили из лиственницы и кедра, которые росли на окружавших долину склонах сопок. До конца 1911 года рабочим приходилось жить в палатках. К концу года были построены хлебопекарня, баня и несколько бараков, оборудованных сплошными нарами.

Вскоре появилась и первая улица с деревенскими домами. По предложению рабочих, выпускников Петербурского технологического института, было решено назвать первую улицу Невским проспектом, правда отойди в сторону на десять метров – нехоженая тайга. Где теперь тот Невский проспект, сегодня трудно уже определить. Ныне город Облучье разделен железной дорогой на две части. В верхней части города проходит главная улица – 30 лет Победы, раньше называвшаяся Вокзальной. Быть может это и есть тот Невский? Однако и улица Денисова, проходящая в нижней части Облучья и получившая свое название в честь пограничника Раддевской заставы, героя, погибшего во время конфликта с японскими нарушителями границы, тоже может быть бывшим Невским проспектом. На обеих улицах есть старые строения: в верхней части – четырехквартирные одноэтажные дома, в нижней – многоквартирные двухэтажные. Но все эти постройки относятся к 40-м годам.

После прокладки колеи по склонам сопок, в обход длины реки Хинган, станция Сололи была переименована в Облучье. Откуда появилось это название? В этом месте железнодорожная колея изгибалась, напоминая облучок извозчичьей пролетки, вероятно, отсюда и произошло название города. На весь поселок был лишь один фельдшер, им был немец Буг, знавший по-русски, по словам старожилов, только несколько слов, а свое дело фельдшер знал плохо. Потому неудивительно, что в те годы заболевшие воспалением легких редко поправлялись. Тяжелая работа и отсутствие медицинской помощи приводили к смерти многих десятков людей.

До 1915 года, всего за 4 года, строители возвели станцию, только под парковые пути перенесли на свои плечах миллионы тонн грунта, был построен 200-метровый Облученский тоннель. Это был настоящий подвиг людей. 12 февраля 1914 г. была закончена укладка рельс на всем среднем участке Амурской железной дороги, рабочие осуществили смычку среднего участка с Восточной частью Амурской железнодорожной магистрали. Этот день принято считать днем рождения дистанции пути. В 1915 г. Облученский участок дороги был принят в эксплуатацию. Наместником императора на Дальнем Востоке Николаем Львовичем Гондати была перерезана красная лента на мосту, и паровоз Ов-14 потянул состав из 4-х вагонов в сторону Хабаровска.

Облучье после революции

В 1918 году было начато строительство паровозного депо, проходившее в невероятно сложных условиях. В 1918 г. станция Облучье была захвачена японцами. Белогвардейцы устроили настоящий террор, арестовывали невинных людей, подвергали пыткам и растеривали.

Станция Облучье стала одним из центров партизанского движения. Руководство подпольной деятельностью осуществлял Амурский партизанский штаб, подпольщики Облучья строго выполняли его предписания. 13 августа 1919 г. село Албазинка Завитинского уезда стало местом проведения съезда представителей отрядов Амурской области, на котором обсуждали методы и возможности борьбы с интервентами. В условиях объявления Японией войны Советской России было решено избегать сражений с японцами, а действовать другими методами: организовывать налеты на водный и железнодорожный транспорт, подрывать мосты, дезорганизовать связь и движение. Партизаны доставали взрывчатку и оружие и уходили в тайгу, они контролировали 100-километровый участок пути между станцией Облучье и Архарой. В 1918 г. вблизи Облучья партизаны пустили под откос японский состав с живой силой и военным грузом. В данном случаи партизанам удалось обойтись без взрывчатки: они развинтили болты, соединяющие рельсы и развели их. В ответ белогвардейцами при поддержке японцев была захвачена группа партизан. Пленных подвергли нечеловеческим пыткам и после этого расстреляли. После освобождения Облучья от интервентов подразделениями Красной Армии, останки расстрелянных партизан захоронили на площади, где сегодня среди деревьев стоит скромный обелиск. Одна из улица города названа Партизанской.

После установления на Дальнем Востоке Советской власти был укреплен железнодорожный узел, поселок железнодорожников растет и развивается. В 1928 году поселение Облучье получило статус поселка городского типа, а в 1938 году – статус города, став центром 1-го отделения Дальневосточной железной дороги.

История Облученской школы

В 1935 г. в центре Облучья было построено здание средней школы №70 – первое четырехэтажное здание в поселке. Семилетняя железнодорожная школа занимала три здания в поселке: в двух зданиях занимались 3–7 классы (здесь ныне находится школа рабочей молодёжи), в здании бывшей церкви занимались 1–2 классы. Первым директором школы (с 1932 г.) был Алексей Панфилович Барабаш, ставший заслуженным учителем РСФСР. В предвоенные годы укреплялась материально-техническая база новой школы, создавался ученический коллектив, шло укомплектование школы педагогическими кадрами.

Мирный труд облученцев прервался Великой Отечественной войной. Многие облученцы ушли добровольцами на фронт. На городской площади установлен обелиск, посвященный памяти погибших горожан в годы войны 1941–1945 гг., сооруженный в марте 1970 г. В годы войны учителя и учащиеся нередко занимались в пальто, топлива было недостаточно. Силами и учителей, и учащихся для школы заготавливались дрова, было организовано подсобное хозяйство, в котором выращивались овощи. Патриотический лозунг «Всё для фронта, всё для победы!» был с воодушевлением воспринят учителями и учащимися. В классах устраивались соревнования по сбору средств, направляемых в помощь фронту, люди собирали и отправляли на фронт посылки с теплыми вещами. В трудном 1942 году учащиеся, учителя и родители школы №70 перечислили в фонд обороны свыше 150 тыс. рублей, по тем временам сумма огромная. Сотни тонн металлолома, собранного школьниками, пошли на переплавку и производство оружия и запчастей к технике. Каждый школьник Облучья брал на себя обязательство отправить по две посылки на фронт. В феврале 1943 г. в адрес 70-й школы поступила правительственная телеграмма, в которой Верховный Главнокомандующий и Нарком обороны благодарили ребят за оказанную Родине помощь в трудные для страны дни.

В июне 1986 г., в канун 50-летия 70-й школы, на станцию Облучье прибыл новый электровоз, с надписью на нем: «Электровоз имени Героя Советского Союза Ю. В. Тварковского». Он был произведен из металлолома, собранного учениками школы №70 города Облучье. Патриотическое начинание школьников – собрать металлолом в целях обновления парка депо – дало свои реальные результаты. Право управления магистральным электровозом был доверено выпускнику школы №70 – машинисту Зайцеву Виктору Николаевичу.

Развитие экономики города

Дистанция связи и сигнализации создавалась на базе примитивных, в современном понимании, систем связи, без применения какой-либо автоматики. До революции в регионе использовалась только связь на аппаратах Морзе, которую применяли как средство сообщения движения поездов. Первую воздушную линию на участке Карымская – г. Хабаровск построили в 1934 г., а в 1936 г. на месте деревянной церкви 1911 года постройки возвели 2-х этажное здание дистанции сигнализации и связи. Подсобное хозяйство в дистанции было создано в 1943 году, в нем выращивались картофель, огурцы, помидоры. Кроме того, были организованы охотничьи бригады. Продукты выдавали многодетным семьям и семьям фронтовиков.

В 1953 году в соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства СССР от 21 декабря 1953 г. был образован Облученский лесхоз. В 1966 году лесхоз реорганизовали в специализированный семенной (хозяйство специализировалось на кедре корейском). На территории лесхоза выделили орехопромысловую зону площадью 50,9 тыс. га.

В 1950–1960-х гг. в городе функционировала центральная электростанция (ЦЭС). Она располагалась в здании, построенном японскими военнопленными для промышленного комбината в поселке Хинганск. Здесь вырабатывалась энергия, которая подавалась на подстанцию предприятия «Хинганолово». Позднее станцию стали использовать для обеспечения города электроэнергией. Коллектив ЦЭС состоял примерно из 150 человек. В городе был открыт клуб «Энергетик», где проводились концерты художественной самодеятельности и вечера отдыха. В районе «Энергетика» действовал фонтан. Была своя футбольная команда, которую называли «цэсовской». После постройки в 1971 году ЛЭП и подстанции работа ЦЭС стала нерентабельной, и в том же году она прекратила свое существование.

В 1967 г. в городе Облучье была построена и сдана в эксплуатацию АТС, рассчитанная на 600 номеров, в то же время ввели в эксплуатацию первую электрическую централизацию малых станций (станция Ударный). 1972–1974 годы можно назвать годами технической революции, в этот период внедрили автоматическую блокировку, а переезды оборудовали автоматикой.

В промышленности района важное место занимает и золотодобыча, более 100 лет на реке Сутара, притоке Биры, добывается россыпное золото. Разработка этого месторождения началась еще в конце XIX века, и за это время добыто около 20 тонн золота. В период 1928–1960 гг. поселок, а затем и город, являлся местом базирования центрального управления местных золотых приисков.

Районный центр

В 1945 г. Бирский район переименовали в Облученский, районный центр был перенесён из поселка Бира в город Облучье. И сегодня на железной дороге занято более половины населения города. Жители города первыми на Дальневосточной железной дороге стали управлять тяжеловесными составами.

Улицы и индексы (64) Все улицы

Добавить информацию
1-й Распадок ул.
679100
2-й Распадок ул.
679100
30 лет Победы ул.
679100
60 лет Октября ул.
679100
60 лет СССР ул.
679100
Артельная ул.
679100
Березовая ул.
679100
Биробиджанское шоссе ул.
679100
Братьев Завадских ул.
679100
Верхняя ул.
679100
Гаражная ул.
679100
Горная ул.
679100
Горького ул.
679100
Гражданская ул.
679100
Денисова ул.
679100
Деповская ул.
679100
Дзержинского ул.
679100
Дорожная ул.
679100
Железнодорожная ул.
679100
Заречная ул.
679100

Знаменитые люди (1)

Добавить человека

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.