Показать регионы
Герб - Город Калтан Информация о гербе
Калтан на карте

Калтан (Кемеровская область)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 1959 г.)
  • Дата основания
    1946 г.
  • Муниципальное образование
    Городской округ Калтанский
    (центр муниципального образования)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    областное
  • Население (тыс.чел.)
    20,610 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    32,36
  • Координаты
    53°31'16'' с.ш., 87°16'38'' в.д.
  • Почтовые индексы
    652740, 652741
  • Телефонный код
    +7 384 72
  • Автомобильные коды
    42, 142
  • Прежние названия
    неизвестны
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    32415000000
  • Код ОКТМО
    32715000001

Администрация

  • Глава городского округа
    Голдинов Игорь Федорович (с 2011 г.)
  • Адрес
    652740, Кемеровская область, Калтанский городской округ, г. Калтан, пр. Мира, д. 53
  • Телефоны администрации
    +7 (384 72) 3-47-72, (384 72) 3-25-30, факс: (384 72) 3-36-46

Общие сведения

Редактировать
Калтан – город на юге Кемеровской области, наделенный статусом городского округа. Расположен в южной части Кузбасса, в пойме реки Кондомы (левого притока Томи), в 290 км к югу от областного центра – города Кемерово, в 38 км к югу от Новокузнецка, является его городом-спутником.

Численность населения – 21 784 человека (2014 г.). Территория городского округа – 3 236 га.

Город Калтан является административным центром муниципального образования «Городской округ Калтанский»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История Калтана

Редактировать
Происхождение названия

Калтанские краеведы не дают точного ответа на вопрос о том, как появилось название города. Существует огромное количество версий объяснения топонима. В словаре В. И. Даля можно найти такое толкование слову «калтан»: молодой сибирский летний соболь. Согласно другой версии, калтан на шорском наречии означает «чёрный камень» (скорее всего, под чёрным камнем подразумевается уголь). Третья версия переводит название города, как «неразумный зимний морозный ветер». Такое толкование также может быть вполне правдоподобным, учитывая местные климатические особенности. Ещё одно толкование топонима: калтан – лишённый леса участок земли, находящийся на возвышенности.

Предыстория

Территория современного города заселялась волнообразно. Кроме шорцев, здесь жили и другие племена и народности, приходившие на эту землю в разное время. Предположительно, каждый новый народ, селившийся на территории нынешнего Калтана, изменял топоним на свой лад, так как уже имевшееся название было для него слишком трудным.

История города берёт своё начало от села Верхний Калтан, где располагался Калтанский редут. Его возвели на правом берегу Кондомы после того, как было завершено строительство Кузнецкого острога. С XVII по XIX века местность, на которой сегодня находится город, входила в составе Кузнецкой укреплённой линии. До ХХ века на территории нынешнего Калтана располагался шорский улус.

В давние времена в долинах рек Кондома и Томь жили шорские племена. Шорцы постоянно страдали от притеснений со стороны племён, пришедших из Хакассии. В 1607 году русские переселенцы пришли на территорию сегодняшней Кемеровской области. Шорские племена встретили русских весьма доброжелательно, видя в незнакомом народе силу, которая защитит их от притеснений. Однако принимать чужую культуру шорцы отказались. Племена занимались сбором лесных даров, охотой и рыбной ловлей. Земледелие практически не практиковалось.

Через некоторое время после того, как на шорских землях поселились русские, шорцы приняли решение отселиться немного восточнее от чужеземцев. На новом месте племена основали несколько поселений, в названия которых входило слово «калтан»: Нижний Калтан, Красный Калтан и т. д. Поскольку на новом месте шорцы также продолжали бороться с набегами хакассцев, они решили примкнуть к Российскому государству. По царскому указу, подписанному в 1618 году, был возведён Кузнецкий острог. Укрепление расположилось на гористом правом берегу реки Томь, недалеко от реки Аба и устья Кондомы. Кузнецк в то время уже был одним из южных форпостов Российского государства. К 1640-м годам была создана Кузнецкая линия укрепления, имевшая протяжённость 300 км. На этой линии находилось более трёх десятков крепостей и редутов.

Верхний Калтан

Верхний Калтан оказался одним из наиболее удобных мест для поселения казаков. Эта территория была уже обжита шорцами. К 1884 году в Калтане было построено более четырёх десятков домов. Посёлком управляли сотский и староста, которых выбирали на общем собрании. Староста занимался тем, что собирал налоги, назначал жителей посёлка на общественные работы, распределял земельные угодья и сенокосы, руководил сбором кедровых орехов и т. д. В посёлке построили церковь, благодаря чему Калтан стал селом. Дети казаков имели возможность обучаться грамоте благодаря политическим ссыльным.

В посёлке Тельбес были обнаружены залежи руды. А недалеко от Сарбалы в Тайлепской горе был найден уголь. Поскольку в угле нуждался железоделательный завод в Гурьевске, местные жители сплавляли туда уголь по реке (в летнее время) или перевозили на санях (зимой). Через Калтан прошёл Бийский (Кузнецкий) тракт, проходивший также через Ашмарино, Тайлеп и Сары-Чумыш. Благодаря открытию угля и появлению Кузнецкого тракта, резко возросло число торговцев и ремесленников. К 1913 году в селе Калтан было построено уже более сотни домов. Поселение было разделено на Верхний и Нижний Калтан.

После революции 1917 года в Калтане было организовано товарищество по совместной обработке земли. Затем здесь появились коммуны «Садовая» и «Бедняк», а также промышленная артель «Гра», колхозы «Память Ильича» и «Красная заря». Несмотря на наличие природных ресурсов, промышленность на калтанской земле начала своё развитие только в послевоенные годы. Развитие промышленности требовало огромное количество электроэнергии. Поставлять энергию в отдалённый от центра регион было экономически невыгодно.

Промышленное развитие Калтана

В 1946 году Калтан получил статус рабочего посёлка. В том же году было принято решение о строительстве электростанции, был выбран участок для стройплощадки. Тепловая электростанция должна была строиться как крупнейшая в Сибири. Первый промышленный ток был получен в конце апреля 1951 года. Электрический генератор и турбина обладали мощностью в 100 тысяч кВт. В Сибири это была первая турбина, обладавшая подобной мощностью. В 1956 году строительство ЮК ГРЭС было полностью завершено, что позволило возводить и расширять местные промышленные объекты: ферросплавный и алюминиевый заводы Новокузнецка. Появилась возможность построить новые химические заводы и шахты. Кроме того, в электроэнергии нуждались жилые объекты и сельское хозяйство.

После того, как в посёлке появилась электростанция, администрация Калтана занялась благоустройством рабочего посёлка. В Калтане началось строительство новых благоустроенных домов, детских садов, магазинов, социально-культурных учреждений, больниц, столовых, школ и т. д. Благодаря Южно-Кузбасской ГРЭС появились новые предприятия: завод котельно-вспомогательного оборудования и трубопроводов (КВОиТ), Южно-Кузбасский производственный комбинат (ЮК ПК), кирпичный завод и другие. ЮК ПК должен был обеспечивать строительными материалами не только ЮК ГРЭС, но и строящиеся электростанции Урала, Сибири и Дальнего Востока. На электростанции доставляли пиломатериалы, половые рейки, оконные и дверные блоки, кирпич и сборный железобетон. В наши дни ЮК ПК занимается производством многопустотных панелей перекрытий, железобетонных вибрированных стоек для опоры высоковольтных линий электропередач и другой востребованной на отечественном и зарубежном рынке продукции. В конце 90-х предприятие приступило к производству нового теплоизоляционного материала – пеноизола. Предприятие КВОиТ производит: трубопроводы химической водоочистки, отводы крутоизогнутые, отводы сварные, соединения фланцевые, переходы точёные, опоры и подвески, батарейные циклоны, тройники и т. д.

Шахты и разрезы

В мае 1949 года Калтан перешёл в разряд посёлков городского типа. В начале 50-х годов в посёлке начала работу шахта «Шушталепская», плановая добыча которой составляла 600 тысяч тонн угля ежегодно. Шахта обеспечила развитие посёлкам Постоянный и Малышев Лог, а также снабжала углем ЮК ГРЭС. Со временем от шахты «Шушталепская» отделилась шахта «Северный Кандыш», ставшая полностью самостоятельной. На «Северном Кандыше» добывали топливо для местных нужд. В 1998 году была проведена реструктуризация, в результате которой на месте шахты «Шушталепская», было создано ш/у «Кондомское» (в настоящее время закрыто). В конце 90-х годов на месте шахты «Северный Кандыш» появился разрез «Западный».

Разрез «Калтанский» становится самостоятельным предприятием в 1982 году. Здесь добывали энергетический уголь марки «Т» («тощий»). В конце 70-х годов добыча угля на этом разрезе составляла более семисот тысяч тонн. В 90-е наблюдалась тенденция к снижению количества добытого угля. В настоящее время благодаря наличию нового более совершенного оборудования на разрезе добывают более миллиона тонн угля ежегодно. В 2003 году была построена железнодорожная ветка для транспортировки.

Город Калтан

В 1959 году рабочий посёлок Калтан был преобразован в город. В 1993 году Калтан становится городом областного подчинения. А в январе 2006 года населённый пункт получил статус городского округа.

Сегодняшний Калтан имеет современную инфраструктуру городского хозяйства, развитую промышленность и не менее развитую структуру социальных учреждений. Промышленные предприятия различных отраслей – угледобывающей, электроэнергетической и т. д. – обеспечивают жизнедеятельность города. Через Калтан проходит участок магистральной железной дороги, связывающей Таштагол и Новокузнецк и обеспечивающей соединение с сетью железных дорог Российской Федерации.

Также через город проходит автомобильная дорога областного значения Осинники - Калтан. Она связывает город с Алтайским краем, восточными и северными сибирскими регионами и Таштаголом. После того, как было окончено строительство автомобильной дороги между Горно-Алтайском и Таштаголом, трасса, имевшая статус областного значения, становится транзитной и приобретает статус федерального значения. Она соединяет Западную Сибирь с Монголией, Горным Алтаем и Китаем. В 2005 году был реконструирован мост через реку Кондома, что должно существенно улучшить транзитное сообщение.

Улицы и индексы (327) Все улицы

Добавить информацию
60 лет Октября ул.
652831
Автомобилист сад.
652816
Автомобилист сад.
652816
Ашмаринская ул.
652806
Ашмаринская ул.
652806
Базарная ул.
652741
Базарный пер.
652741
Басмалинская ул.
652830
Береговая ул.
652830
Береговая ул.
652816
Береговая ул.
652816
Береговое сад.
652816
Береговое сад.
652816
Береговое-1 сад.
652816
Береговое-1 сад.
652816
Бетховена пер.
652806
Бетховена пер.
652806
Бетховена ул.
652806
Бетховена ул.
652806
Болотная ул.
652741

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.