Лончаково (Хабаровский край)
Редактировать-
СтатусСело
-
Дата основания1859 г.
-
Муниципальное образованиеСельское поселение Село Лончаково
(центр муниципального образования) -
Входит в
-
Субъект Федерации
-
Подчинениерайонное
-
Население (тыс.чел.)0,565 (2021 г.)
-
Территория (кв.км)неизвестно
-
Координаты47°5'46'' с.ш., 134°13'15'' в.д.
-
Почтовые индексы682984
-
Телефонный код+7 421 55
-
Автомобильные коды27
-
Прежние названияст-ца Лончаковская
-
День города (села)неизвестно
-
Код ОКАТО08209000007
-
Код ОКТМО08609410101
Администрация
-
Глава муниципального образованияКапраль Марина Николаевна
-
Адрес682984, Хабаровский край, Бикинский район, с. Лончаково, ул. Уссурийская, д. 4
-
Телефоны администрации+7 (421 55) 2-11-96, (421 55) 2-12-23, факс: (421 55) 2-11-96
Общие сведения
Редактировать
Лончаково – село в Бикинском районе Хабаровского края. Расположено на берегу реки Уссури при впадении в нее реки Шивки, у границы с Китаем, в 42 км к северу от районного центра города Бикина, в 190 км к юго-западу от Хабаровска. В 10 км от села проходит федеральная автомобильная дорога М-60 «Уссури» Хабаровск – Владивосток.
Численность населения – 565 человека (2021 г.)
Село Лончаково является административным центром муниципального образования «Сельское поселение Село Лончаково»
Численность населения – 565 человека (2021 г.)
Село Лончаково является административным центром муниципального образования «Сельское поселение Село Лончаково»
История села Лончаково
Редактировать
Первыми на месте современного села Лончаково селились Забайкальские казаки. Вот как это было:
В один из летних дней 1858 года (официальная дата образования поселка 1859 г.) одна из первых партий переселенцев – забайкальских казаков, причалила на плотах к берегу Уссури. Из воспоминаний очевидца: «Продвигаться дальше не было сил. Скот и продовольствие потеряли, когда пересекали устье Хора, люди выбились из сил. Решили поселиться здесь. Среди таежной глухомани, на высоком берегу, где не должно было достать половодье, вырыли землянки. Возглавлял приехавших казачий урядник Егор Васильевич Лончаков. Всего было 7 семей, среди них: Иван Егорович Шадрин, Алексей Казаков, Борис Касаткин, Назар Кузнецов. Станицу назвали по имени старшего и уважаемого казака Лончакова».
С огромным трудом отвоевывали поселенцы у тайги крохотные клочки земли под пашни. В первый год, по прибытии на место жительства поселенцы рыли землянки или полуземлянки, где и поселялись семьями. Землянка изнутри обшивалась бревнами, делалась низкая дверь, в потолке – отверстие для выхода дыма из очага. Протопят зимой такую «печь», заткнут отверстие тряпьем и так спят. Вдоль стен делались земляные приступки для деревянных лавок. Пол хорошо утаптывали. Скотину, у кого она была, держали здесь же, за невысокой перегородкой. Чтобы жилище не промерзало, сверху насыпался слой земли около 1 метра толщиной, и подпирали потолок рогатыми бревнами – «сохами». В толстых земляных стенах окон не делали, но дверь располагали на солнечную, южную сторону — источник света и тепла в летнее время.
Землю по берегу речки Бирушки копали лопатами. Тайга кишела зверьем, отходить от жилья в одиночку было опасно, особенно вечером. Главным строительным инструментом переселенцев был топор, пилы использовались редко. Срез, сделанный пилой, разлохмачивает дерево, через него легко проникает влага, дерево начинает гнить. Срез, сделанный топором, блестящий и гладкий, в него не проникает вода. Для изготовления досок (они назывались тесом) тоже применялись топоры. Гвозди были покупные, но иной раз делались и самодельные (при разборе одного дома в Бикине 1912–1914 гг. постройки такие гвозди встречались). Окна в избах рубились небольшие и закрывались бычьим пузырем вместо дорогого стекла и обязательно снаружи закрывались на ночь деревянными задвижками или створками для сохранения тепла и «убережения» от ветра. Первым для поселенцев делом было расчистить деляну – участок земли, выделенный им в бессрочное пользование. Лес валили вручную, при недостатке пил и топоров привязывали к дереву веревки и попеременно тянули их в разные стороны – раскачивая дерево.
Пеньки выжигали или корчевали с помощью лошадей. Распахивали землю под посевы на лошадях или быках. Крестьянская семья, не имеющая собственных лошадей, брала их в долг у тех, кто побогаче, на период пахотных работ, расплачиваясь позже частью выращенного урожая. Железные сельскохозяйственные орудия стоили денег, их нужно было заказывать и ждать их привоза. Дешевле было использовать дерево. Еще до 1920 г. во многих селах Бикинского района наряду с железными пользовались деревянными плугами, делали их из ясеня или дуба. Для крепости дерева его «морили» в воде притопленным в течение нескольких лет. Сеяли пшеницу, овес, гречиху. Зерно молотили во дворах. На телегах привозили с пашен снопы, укладывали их на току в круг, колосьям вовнутрь. Становились с разных сторон и цепами выбивали зерна. Снопы переворачивали, опять били. Затем провеивали на ветру обмолот, просеивали через решето и собирали зерно. Урожай ссыпали в сусеки (амбары). Солому и мякину складывали в отдельные стожки, зимой пойдет на подстилку животным. Зерна хватало только до половины зимы, и если бы не рыба и не заготовка дров на пароходы, которые давали приработок, не выжили бы переселенцы в этом суровом краю. Когда налажено было огородничество, принимались за строительство дома. При расчистке лесных участков под огороды срубленный лес тщательно отбраковывался, плохой шел на дрова, хороший ошкуривался и складывался для будущего строительства. Если строительного леса было недостаточно, в казачьем правлении выписывалась лесная деляна, и заготавливался строительный лес. С 1913–1914 гг. функцию распределения леса выполняло Бикинское казенное лесничество.
Вслед за первой партией переселенцев в с. Лончаково приехала вторая, а за ней третья партии. Последние сумели привезти даже скот. Шли годы, люди хоть и с трудом, но обживались на новом месте.
Через 10 лет, по ведомостям 1868 г., в станице Лончаковской числилось 55 дворов, в которых проживало 149 мужчин и 134 женщины. Они имели 139 лошадей, 15 быков, 136 голов крупного рогатого скота и 186 десятин возделываемой земли. Суровая природа, тяжелый от зари до зари труд порождали суровость и в людях. Притуплялась жалость к себе и окружающим. Так и жили лончаковцы в постоянной борьбе с суровыми условиями. «Но люди в основном были трудолюбивые, – вспоминает Д. Зинин, – появились даже излишки продуктов, но сбывать их было некуда. Неоткуда было достать денег. Лишь позднее по реке стали приплывать купцы и за бесценок скупать хлеб, масло и другую продукцию. О медицинской помощи нечего было и думать. Лечили знахари травами, наговорами, да изредка из станицы Козловской наведывался фельдшер-самоучка Пустынцев. В 1894 г. из Имана приехал первый врач Павел Петрович Иванов».
К 1903 г. в поселке проживало 67 семей с числом жителей 517 человек, у них было 656 лошадей, 500 голов рогатого скота, 222 свиньи, 161 десятина пахотной земли. В станице был 1 хлебозапасный магазин, одна одноклассная школа, 4 водяных и 2 конных мельницы, 1 часовня, 2 торговых заведения, 1 питейное заведение. Через 5–6 лет число дворов было 66, жителей – 578 человек. По переписи 1915 г. в 71 дворе проживало 614 человек, 2 торговых заведения принадлежали иностранцам, все население – 71 семья – занималось рыбным промыслом.
В один из летних дней 1858 года (официальная дата образования поселка 1859 г.) одна из первых партий переселенцев – забайкальских казаков, причалила на плотах к берегу Уссури. Из воспоминаний очевидца: «Продвигаться дальше не было сил. Скот и продовольствие потеряли, когда пересекали устье Хора, люди выбились из сил. Решили поселиться здесь. Среди таежной глухомани, на высоком берегу, где не должно было достать половодье, вырыли землянки. Возглавлял приехавших казачий урядник Егор Васильевич Лончаков. Всего было 7 семей, среди них: Иван Егорович Шадрин, Алексей Казаков, Борис Касаткин, Назар Кузнецов. Станицу назвали по имени старшего и уважаемого казака Лончакова».
С огромным трудом отвоевывали поселенцы у тайги крохотные клочки земли под пашни. В первый год, по прибытии на место жительства поселенцы рыли землянки или полуземлянки, где и поселялись семьями. Землянка изнутри обшивалась бревнами, делалась низкая дверь, в потолке – отверстие для выхода дыма из очага. Протопят зимой такую «печь», заткнут отверстие тряпьем и так спят. Вдоль стен делались земляные приступки для деревянных лавок. Пол хорошо утаптывали. Скотину, у кого она была, держали здесь же, за невысокой перегородкой. Чтобы жилище не промерзало, сверху насыпался слой земли около 1 метра толщиной, и подпирали потолок рогатыми бревнами – «сохами». В толстых земляных стенах окон не делали, но дверь располагали на солнечную, южную сторону — источник света и тепла в летнее время.
Землю по берегу речки Бирушки копали лопатами. Тайга кишела зверьем, отходить от жилья в одиночку было опасно, особенно вечером. Главным строительным инструментом переселенцев был топор, пилы использовались редко. Срез, сделанный пилой, разлохмачивает дерево, через него легко проникает влага, дерево начинает гнить. Срез, сделанный топором, блестящий и гладкий, в него не проникает вода. Для изготовления досок (они назывались тесом) тоже применялись топоры. Гвозди были покупные, но иной раз делались и самодельные (при разборе одного дома в Бикине 1912–1914 гг. постройки такие гвозди встречались). Окна в избах рубились небольшие и закрывались бычьим пузырем вместо дорогого стекла и обязательно снаружи закрывались на ночь деревянными задвижками или створками для сохранения тепла и «убережения» от ветра. Первым для поселенцев делом было расчистить деляну – участок земли, выделенный им в бессрочное пользование. Лес валили вручную, при недостатке пил и топоров привязывали к дереву веревки и попеременно тянули их в разные стороны – раскачивая дерево.
Пеньки выжигали или корчевали с помощью лошадей. Распахивали землю под посевы на лошадях или быках. Крестьянская семья, не имеющая собственных лошадей, брала их в долг у тех, кто побогаче, на период пахотных работ, расплачиваясь позже частью выращенного урожая. Железные сельскохозяйственные орудия стоили денег, их нужно было заказывать и ждать их привоза. Дешевле было использовать дерево. Еще до 1920 г. во многих селах Бикинского района наряду с железными пользовались деревянными плугами, делали их из ясеня или дуба. Для крепости дерева его «морили» в воде притопленным в течение нескольких лет. Сеяли пшеницу, овес, гречиху. Зерно молотили во дворах. На телегах привозили с пашен снопы, укладывали их на току в круг, колосьям вовнутрь. Становились с разных сторон и цепами выбивали зерна. Снопы переворачивали, опять били. Затем провеивали на ветру обмолот, просеивали через решето и собирали зерно. Урожай ссыпали в сусеки (амбары). Солому и мякину складывали в отдельные стожки, зимой пойдет на подстилку животным. Зерна хватало только до половины зимы, и если бы не рыба и не заготовка дров на пароходы, которые давали приработок, не выжили бы переселенцы в этом суровом краю. Когда налажено было огородничество, принимались за строительство дома. При расчистке лесных участков под огороды срубленный лес тщательно отбраковывался, плохой шел на дрова, хороший ошкуривался и складывался для будущего строительства. Если строительного леса было недостаточно, в казачьем правлении выписывалась лесная деляна, и заготавливался строительный лес. С 1913–1914 гг. функцию распределения леса выполняло Бикинское казенное лесничество.
Вслед за первой партией переселенцев в с. Лончаково приехала вторая, а за ней третья партии. Последние сумели привезти даже скот. Шли годы, люди хоть и с трудом, но обживались на новом месте.
Через 10 лет, по ведомостям 1868 г., в станице Лончаковской числилось 55 дворов, в которых проживало 149 мужчин и 134 женщины. Они имели 139 лошадей, 15 быков, 136 голов крупного рогатого скота и 186 десятин возделываемой земли. Суровая природа, тяжелый от зари до зари труд порождали суровость и в людях. Притуплялась жалость к себе и окружающим. Так и жили лончаковцы в постоянной борьбе с суровыми условиями. «Но люди в основном были трудолюбивые, – вспоминает Д. Зинин, – появились даже излишки продуктов, но сбывать их было некуда. Неоткуда было достать денег. Лишь позднее по реке стали приплывать купцы и за бесценок скупать хлеб, масло и другую продукцию. О медицинской помощи нечего было и думать. Лечили знахари травами, наговорами, да изредка из станицы Козловской наведывался фельдшер-самоучка Пустынцев. В 1894 г. из Имана приехал первый врач Павел Петрович Иванов».
К 1903 г. в поселке проживало 67 семей с числом жителей 517 человек, у них было 656 лошадей, 500 голов рогатого скота, 222 свиньи, 161 десятина пахотной земли. В станице был 1 хлебозапасный магазин, одна одноклассная школа, 4 водяных и 2 конных мельницы, 1 часовня, 2 торговых заведения, 1 питейное заведение. Через 5–6 лет число дворов было 66, жителей – 578 человек. По переписи 1915 г. в 71 дворе проживало 614 человек, 2 торговых заведения принадлежали иностранцам, все население – 71 семья – занималось рыбным промыслом.
Добавить информацию в другие разделы
Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.