Показать регионы
Герб - Город Магадан Информация о гербе
Магадан на карте

Магадан (Магаданская область)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 14 июля 1939 г.)
  • Дата основания
    22 июня 1929 г.
  • Муниципальное образование
    Городской округ Город Магадан
    (центр муниципального образования)
    административный центр Магаданской области
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    областное
  • Население (тыс.чел.)
    91,781 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    179,00
  • Координаты
    59°33'38'' с.ш., 150°47'56'' в.д.
  • Почтовые индексы
    685000
  • Телефонный код
    +7 41322
  • Автомобильные коды
    49
  • Прежние названия
    поселок Магадан (до 1939 г.)
  • День города (села)
    14 июля
  • Код ОКАТО
    44401000000
  • Код ОКТМО
    44701000001

Администрация

  • Мэр города Магадана
    Гришан Юрий Федорович (с 13 ноября 2015 г.)
  • Адрес
    685000, Магаданская область, г. Магадан. ул. Горького, д. 1
  • Телефоны администрации
    +7 (4132) 62-50-48, (4132) 62-50-46, факс: (4132) 62-50-47

Общие сведения

Редактировать
Город Магадан – административный центр Магаданской области, самый молодой областной центр Дальнего Востока. Расположен на побережье Туйской губы в северной части Охотского моря на перешейке, соединяющем полуостров Старицкого с материком и имеющем выход в бухты Нагаева и Гертнера. Важный торговый и транспортный центр, крупнейший морской торговый порт. Расстояние до Москвы 7110 км. В городе проживает 54 % населения области.

Магадан основан 22 июня 1929 года, когда по решению Ольского райисполкома на берегу бухты Нагаева начато строительство Восточно-Эвенской культбазы. Статус города присвоен 14 июля 1939 г.

Население – 94 344 человека (2014 г.). Территория городского округа составляет 17 900 га.

Город Магадан является административным центром муниципального образования «Городской округ Город Магадан»

История Магадана

Редактировать
В 1986–1987 г.г. на Аляске в регионе Клондайк началась Золотая лихорадка, вызванная находкой в 1896 г. золота на реке Клондайк. К месту добычи потянулись золотоискатели, развернулась массовая неорганизованная добыча золота. История Магадана связана с этим событием.

Золотая лихорадка Клондайка вызвала интерес русского правительства к Охотскому морю и Чукотке. В регион снаряжалось несколько экспедиций, но золота обнаружено не было. В 1915 году старатель-одиночка Шафигулин нашел первое на Колыме золото, а в 1926 году экспедиция советского геолога Сергея Владимировича Обручева при изучении бассейнов рек Колымы и Индигирки установила их золотоносность.

Зимой 1927-1928 г.г. Юрию Александровичу Билибину удалось убедить руководство канторы «Союззолото» на снаряжение новой экспедиции с целью проверки сведений о нахождении золота на Колыме и оценки его промышленного значения. 4 июля 1928 года экспедиция под начальством Ю. А. Билибина высадилась на мысу Нюкля около села Ола в 35 километрах к востоку от будущего Магадана. В июне 1929 года отряд С. Д. Раковского нашел первое «хорошее» золото. Первая экспедиция Ю. А. Бибилина сделала поразительные прогнозы на богатство недр Колымы: «Колыма даст в 4 раза больше золота, чем его добывается по всей стране». Это открытие положило начало «золоту Колымы».

Работая в окрестностях Олы, помощник начальника экспедиции Валентин Александрович Цареградский сделал вывод о пригодности бухты Нагаева как гавани. 22 июня 1929 года по решению Ольского райисполкома на берегу бухты Нагаева начато строительство Восточно-Эвенской культбазы. Первоначально строительство вели 35 рабочих во главе с прорабом. Строительство началось с возведения школы, трех жилых домов, больницы, ветеринарного пункта и интерната. В этом же году школа была открыта для первых учеников. Это был первый шаг к основанию города Магадана.

Существует множество версий о происхождении названия города. Одни считают, что оно пошло от эвенского слова «монгодан» (морские наносы). Другие – от прозвища бедного эвена Магды, проживавшего здесь. Третьи – от эвенского «монодан» (так коренные жители называли устье реки, впадающей в бухту Гертнера). Есть и другие версии. Но человеком, который дал имя городу, является В. А. Цареградский, который в 1929 году нанес слово «Магадан» на карту.

В 1930 году рабочие прорубили просеку от моря к Магаданке. Здесь появились первые строения культбазы. Поселок становился центром вновь образованного Охотско-Эвенского национального округа. В ноябре 1931 года сюда прибыли демобилизованные воины Особой Краснознаменной Дальневосточной армии. Население поселка выросло с 500 до 2000 человек. Улица, выстроенная из палаток, получила название в честь имени командующего Дальневосточной армии В.К. Блюхера (сейчас улица Нагаевская).

1 ноября 1931 года постановлением Совета труда и обороны за подписью И. В. Сталина для освоения Колымы и Чукотки был учрежден трест «Дальстрой», который курировался наркомом внутренних дел Генрихом Ягодой. Позднее трест вошел в состав НКВД. 4 февраля 1932 года на берег Нагаевской бухты высадилось руководство треста во главе с его первым начальником комиссаром госбезопасности Э. Берзиным, геологи, военные инженеры, а также первая группа заключенных и конвоиров. 1 апреля 1932 года у треста «Дальстрой» появился неисчерпаемый источник рабочей силы – Управление Северо-Восточных лагерей ГУЛАГа НКВД СССР. Кроме уголовных и политических заключенных на Колыму прибывали добровольцы. Условия их жизни и труда мало отличались от условий заключенных, и большинство из них было похоронено в колымской земле. Оставшиеся в живых позже составили основу Магаданской интеллигенции.

Поселок быстро развивался. Прокладывалась Колымская трасса, строились причалы, бараки, мастерские, устанавливались сборно-щитовые дома. Первые дома были установлены по улицам Советской и Коммуны. На берегу Магаданки был построен кирпичный завод, благодаря которому в 1933 году были сданы два первых трехэтажных кирпичных дома. 7 ноября 1933 года построена первая электростанция мощностью 672 кВт. Электростанция и телеграф стали первыми административными сооружениями. Здание телеграфа сохранилось до сегодняшнего времени и находится напротив автовокзала.

В 1934 году свои двери открыл первый техникум, который готовил специалистов горнопромышленной, сельскохозяйственной и педагогической отраслей. Появились своя газета «Советская Колыма» и издательство. В мае 1935 года началось строительство четырехэтажной средней школы №1. В 1936 году была установлена радиосвязь большой землей.

Масштабы и темпы освоения Колымы поражают и сейчас. Разведка и освоение золотоносных месторождений, прокладка в тайге тысячекилометрового Колымского тракта, строительство Магадана, рудников и лагерей шли одновременно, несмотря на тяжелейшие климатические условия, отсутствие техники и транспортную недоступность этих мест. Уже в 1937 году уровень добычи золота составил 51,5 тонны.

В 1937 году руководство «Дальстроя» было обвинено в «создании антисоветской правотроцкистской организации, вредительстве в золотодобывающей промышленности и подготовке вооруженного восстания с целью свержения Советской власти и передачи Колымы под протекторат Японии». По сфабрикованным обвинениям были арестованы тысячи людей, отдавших все силы освоению Севера и строительству Магадана. Большинство арестованных были расстреляны.

14 июля 1939 года поселку Магадан присвоен статус города. После массовых расстрелов «Дальстрой» заработал с удвоенной силой. В 1940 году силами 177 тысяч заключенных освоено 80 тонн золота. Этот рекорд не превзойден до сих пор.

Во время Великой Отечественной войны оставаясь глубоко тыловым городом, Магадан успешно справлялся с поставленными перед ним задачами, а вся жизнь горожан была направлена на помощь фронту. В 1942 году магаданцы отправили в действующую армию целый эшелон с подарками. На средства жителей Колымы были построены звено бомбардировщиков «Комсомол Колымы», авиаэскадрилья «Советский полярник», самолеты «Дальстроевец» и «Колымский колхозник», танковая колонна «Пионер Колымы» и другая боевая техника. В годы войны продолжалось интенсивное освоение края.

После войны для строительства дорог, зданий и освоения новых приисков на Колыму потянулись эшелоны с военнопленными, освобожденными из фашистских лагерей. В это время формировался центр Магадана. В строительстве принимали участие японские военнопленные. Создавались научно-исследовательские институты, открывались новые дома культуры, библиотеки, театр, кинотеатр. Среди заключенных в Магадане и на Колыме оказалось не мало тех, чьи имена впоследствии станут знаменитыми: Сергей Королев (главный ракетный конструктор), Лев Термен (изобретатель), Георгий Жженов (актер) и многие другие.

В 1947 году образован первый государственный заповедник в Магаданской области. В 1954 году было организовано регулярное воздушное сообщение Магадан – Москва, полет длился 48 часов на самолете Ил-12.

3 декабря 1953 года была образована Магаданская область. Магадан стал ее административным центром. После реабилитации тысячи досрочно освобожденных возвращались на материк. Сносились бараки, ликвидировались лагерные пункты. Из города-лагеря Магадан превращался в цивилизованный город. Были построены и введены в эксплуатацию горно-геологический техникум и Дворец спорта. В 1955 году на базе городской была открыта областная больница.

В 1963 принимается генеральный план города, предусматривающий 5-кратное увеличение территории городской застройки. К 1964 году население Магадана составило более 70 тысяч человек.

12 июня 1996 года на склоне магаданской сопки Крутая на месте бывшего транзитного лагеря был сооружен мемориал «Маска Скорби» по проекту Эрнста Неизвестного. Мемориал увековечил память жертв ГУЛАГа. В областном краеведческом музее хранятся многочисленные документальные свидетельства трагической истории Магадана.

По данным природных ресурсов областной администрации, к началу 2006 года в регионе добыто 34 774,6 кг золота, что составило 99% от планового задания.

Улицы и индексы (327) Все улицы

Редактировать
В Магадане более 160 улиц, проспектов и переулков. В историческом центре города располагаются проспект Ленина, проспект Карла Маркса, улицы Пушкина, Дзержинского, Пролетарская, Парковая, Горького, Портовая, Советская. Именно здесь находятся все основные здания города. Центральной улицей города является проспект Ленина (до 14 сентября 1951 года – Колымское шоссе). Самой первой улицей стала Октябрьская.

Другие наиболее крупные улицы Магадана: Комсомольское шоссе, ул. Речная, ул. Транспортная, ул. Полярная, ул. Гагарина, ул. Якутская, Марчеканское шоссе, ул. Кольцевая.

1 Линия ул.
685000
1-й Авиационный проезд.
685000
1-й Железнодорожный пер.
685000
1-й Лесной пер.
685000
1-й Подольский проезд.
685000
1-й проезд Горького проезд.
685000
1-й Пролетарский пер.
685000
1-й Промышленный пер.
685000
1-й Транспортный пер.
685000
1-я Авиационная ул.
685000
1-я Верхняя ул.
685000
1-я Звероферма ул.
685000
1-я Майская ул.
685000
1-я Совхозная ул.
685000
1-я Транзитная ул.
685000
2 Линия ул.
685000
2-й Авиационный пер.
685000
2-й Авиационный проезд.
685000
2-й Горького проезд.
685000
2-й Железнодорожный пер.
685000

Экономика и социальная сфера

Редактировать
Экономика Магадана формировалась как комплекс транспортных, машиностроительных и энергетических предприятий, предприятий строительной индустрии и научно-исследовательских институтов. Основной задачей региона является содействие деятельности приоритетных отраслей Магаданской области, прежде всего золотодобывающей.

В городе располагаются предприятия по производству горного оборудования, по переработке рыбы, предприятия золотодобывающей отрасли, машиностроительные и другие.

Магадан – центр территории, которая обладает значительными природными ресурсами, и, в первую очередь, запасами драгоценных металлов. Магаданская область является крупнейшей золотоносной провинцией мира в составе Тихоокеанского рудного пояса. Кроме освоенных месторождений золота и серебра, здесь есть платиноиды, медь, олово, молибден, редкие элементы - тантал и ниобий. Нерудные полезные ископаемые представлены залежами цеолита, известняка, гипса, плавикового шпата, бария, торфа, каменного угля. В пределах шельфа Охотского моря выделено 29 зон возможной добычи нефти и газа.

Магадан является научно-образовательным центром. Здесь располагаются восемь уникальных научно-исследовательских институтов: Северо-Восточный комплексный научно-исследовательский институт ДВО РАН, Институт биологических проблем Севера, ВНИИ золота и редких металлов, Магаданский зональный научно-исследовательский институт сельского хозяйства, Международный научно-исследовательский центр "Арктика", Магаданский НИИ рыбного хозяйства и океанографии, Магаданский филиал геофизической службы РАН, СВНИНЦ ИМЗ им. П.И. Мельникова Сибирского отделения РАН, - решают актуальные проблемы не только города и региона, но и многих зарубежных стран.

31 мая 1999 года был принят Федеральный закон № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области», который вступил 8 июля 1999 г. сроком (с учетом более поздних поправок) до 31 декабря 2014 года. Закон предусматривает предоставление участникам ОЭЗ широких льгот по федеральным налогам и освобождение от уплаты таможенных платежей. Принятие закона создало благоприятные условия для социально-экономического развития области и привело к значительному росту валового регионального продукта.

Транспорт

Редактировать
Аэропорт Магадан (ФГУП «Аэропорт Магадан»)
- международный аэропорт федерального значения. Расположен в 50 км к северу от Магадана рядом с поселком Сокол. Перевозки пассажиров осуществляют авиакомпании «Аэрофлот», «ТрансАэро», «Чукот Авиа», «Якутия», «Владивосток Авиа», «ИрАэро», «Регион Авиа». С мая 2010 года возобновляет рейсы авиакомпания «S7 Airlines». Средняя продолжительность полета по маршруту Магадан – Москва составляет 8 часов.
Между аэропортом и городом осуществляется постоянное автобусное сообщение по маршруту № 111, продолжительность поездки 1 час. Стоимость проезда 78 рублей.

Железнодорожный транспорт.
В 50-х годах XX века существовала узкоколейна железнодорожная сеть. В настоящее время действующей железной дороги в Магадане нет. Планируется строительство новой железной дороги в 2012 году.


- единственный автовокзал в городе. Осуществляет автобусное сообщение по пригородным и междугородным маршрутам на Сусуман, Омсукчан, Ягодное, Сокол, Армань, Усть-Омчуг, Карамкен.
До автовокзала можно добраться маршрутными такси №№ 1, 3, 6, 20, 25, 52. Остановка «Автовокзал».
Адрес: Магадан, проспект Ленина, д. 1.

Порт Магадан.
Морской порт Магадан расположен на северном побережье Охотского моря на стыке двух транспортных магистралей – морского пути и Колымской автотрассы. Является крупнейшим на Северо-востоке России. Через него осуществляется основная транспортная связь региона с другими субъектами России и зарубежными странами. Порт доступен для больших судов круглый год. Закрыт для захода иностранных судов. С железнодорожной сетью России Магаданский порт не связан.
Порт Магадан имеет в своем составе два морских порта – торговый и рыбный. В морском порту действуют 8 грузовых причалов, нефтяной пирс и 2 вспомогательных причала. Протяженность причалов 1,7 км.

Знаменитые люди (2)

Добавить человека
  • Аксенов Василий Павлович Аксенов Василий Павлович
    С 1948 года жил с матерью в Магадане, окончил здесь среднюю школу.
  • Шаламов Варлам Тихонович Шаламов Варлам Тихонович
    После ареста по лагерному «делу юристов» в декабре 1938 года находился в следственной тюрьме в Магадане, с декабря 1938 по апрель 1939 года - в тифозном карантине магаданской пересыльной тюрьмы.

Гостиницы (5) Все гостиницы

Добавить
Гостиница Автовокзала расположена в городе Магадан
Магаданская область, город Магадан, Ленина пр-т., 1
+7 4132621993
Гостиница Бизнес-Центр расположена в городе Магадан
Магаданская область, город Магадан, Пролетарская, 84 В
+7 4132658944
Гостиница ВМ-Центральная расположена в городе Магадан
Магаданская область, город Магадан, Ленина пр-т., 13
+7 4132621200

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.