Показать регионы
Герб отсутствует Добавить
Новоаннинский на карте

Новоаннинский (Волгоградская область)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 14 июня 1956 г.)
  • Дата основания
    1872 г.
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Город Новоаннинский
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
    Новоаннинский район
    (административный центр района)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    16,294 (2020 г.)
  • Территория (кв.км)
    24,08
  • Координаты
    50°31'47'' с.ш., 42°40'0'' в.д.
  • Почтовые индексы
    403951–403958
  • Телефонный код
    +7 844 47
  • Автомобильные коды
    34, 134
  • Прежние названия
    станица Ново-Анненская (до 1936 г.), р.п. Ново-Анненский (до 1956 г.)
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    18238501000
  • Код ОКТМО
    18638101001

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Тюрин Александр Васильевич (с 14 сентября 2014 г.)
  • Адрес
    403958, Волгоградская область, Новоаннинский район, г. Новоаннинский, ул. Ленина, д. 81
  • Телефоны администрации
    +7 (844 47) 3-15-34, (844 47) 3-27-41, (844 47) 3-20-50, факс: (844 47) 3-15-34

Общие сведения

Редактировать
Новоаннинский – город в Волгоградской области, административный центр Новоаннинского муниципального района. Расположен на реке Бузулук (левом притоке Хопра), в 250 км к северо-западу от областного центра – города Волгограда. В Новоаннинском находится станция «Филоново» Волгоградского отделения Приволжской железной дороги.

Численность населения – 17 009 человек (2014 г.). Площадь территории – 2 408 га.

Город Новоаннинский является административным центром муниципального образования «Городское поселение Город Новоаннинский»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История Новоаннинского

Редактировать
Древние поселения

Установлено, что земли в излучинах Бузулука были заселены еще до нашей эры сарматами. На месте, где сегодня раскинулся город Новоаннинский, одно из сарматских племен хоронило знатных воинов и вождей. Археологи обнаружили здесь курган с многочисленными золотыми украшениями и утварью.

Древние артефакты находят на территории города по сей день. Например, в 2009 г. на городском кладбище сотрудниками ритуальных услуг были раскопаны бронзовый сосуд и зеркало. Как предполагают археологи, эти предметы были положены в усыпальницу предводителю сарматского племени, сосуд обнаружили на месте усыпальниц, принадлежавших знатным представителям сарматских племен. Специалистами областного комитета по культуре посуда была датирована I–II веками до н.э., что соответствует сарматской эпохе.

Хутора – предшественники города

На месте современного города Новоаннинский в XIX веке располагались хутора Привокзальный, Громок и Перевозинский.

В 1828 г. на землях Хоперского округа Войска Донского, на берегу реки Бузулук стали появляться первые жилища, позднее основанный здесь хутор получил название Громок Филоновской станицы. Поселились в нем Филатовы и Горемыкины. В то же время в 3–4 км от него, на берегу речки Перевозинки появилась первая хата Аничкиных. Позднее, когда здесь появились другие хаты, поселение стали называть хутором Перевозинский Аннинской станицы. К 1852 г. численность казаков, проживавших на хуторе Перевозинском достигло 52 человека, на хуторе Громок – 29 человек.

В 1868 г. началось строительство Грязе-Царицынской железной дороги, которая должна была пройти через Хоперский округ и, в частности, через станицу Филоновскую, самую крупную на тот момент торговую станицу по реке Бузулук. Железные дороги в то время еще не были повсеместно распространены, многие считали, что прохождение железнодорожного полотна вблизи поселений нанесет ущерб местному хозяйству. Лишь время показало ошибочность этой точки зрения. На общем войсковом совете казаков было решено не давать согласия на прокладку железной дороги через земли станицы. После долгих уговоров, которые не увенчались успехом, в Борисоглебской концессионной кампании было принято решение прокладывать Грязе-Царицынскую железную дорогу вблизи станицы Аннинской.

В 1869 г. появились первые землянки, в которых разместились рабочие-строители из Воронежа. К работам привлекали и местное население, местные жители за хорошую плату подвозили на быках камень, рельсы и шпалы. Появились первые служебные помещения. Строился первый железнодорожный мост через реку Бузулук длиной 50 сажень (более 100 м), грандиозный по тем временам.

26 декабря 1870 г. было открыто движение поездов на линии Борисоглебск – Филоново, так появилась новая станция – «Филоново» Грязе-Царицынской железной дороги. Уже 25 июля 1871 г. началось сквозное движение до города Царицын. Станции Филоново был присвоен II класс, на ней был выстроен из красного кирпича двухэтажный вокзал. За станцией закрепили железнодорожные пути протяженностью 2 726 саженей. Вдоль железнодорожного полотна через каждые 2 версты располагались будки путевых обходчиков с переездами. Концессионная кампания у местных казаков выкупала под строительство землю по 30 сажень с обеих сторон от дороги по 28 рублей за десятину. Общая стоимость строительства железной дороги от Царицына до Борисоглебска составила около 400 тыс. рублей.

Рядом с вокзалом появлялись землянки, строились жилые дома и мастерские. Станция привлекала сюда людей с близлежащих хуторов и станиц, наличие железнодорожного сообщения, способствовавшее развитию предпринимательства и торговли, привлекало купцов и промышленников.

В Списке населенных мест Области Войска Донского за 1873 г. значатся хутора, располагавшиеся на месте современного города Новоаннинский вблизи станции Филоново, которая обозначена в документе как «Филонов». В хуторе Громковский (юрт Филоновской станицы, в 1 версте от станции Филонов) указано 28 дворов и 185 жителей обоего пола – 91 мужского и 94 женского. В хозяйствах хутора было: плугов – 21, лошадей – 84, пар волов – 73, прочего рогатого скота – 232, овец простых – 679. В хуторе Перевозинский (юрт Аннинской станицы, в 2 верстах от станции Филонов) указано 44 двора и 351 житель – 169 мужского пола и 182 женского. В хозяйствах хутора числилось: плугов – 38, лошадей – 208, пар волов – 118, прочего рогатого скота – 388, овец простых – 1623. Хутор Привокзальный в Списке населенных мест не указан, видимо, на тот момент он был только основан и к отдельным поселениям не причислен.

Хутор Привокзальный

При станции Филоново возник хутор Привокзальный. Сюда перебрались купцы из станицы Филоновской – Курилин и Подгорнов, один, построив ветряную мельницу, перерабатывал зерно в муку, другой занимался скупкой хлеба для дальнейшей продажи. Затем здесь поселились Бахрушины, Степановы, Поповы, Минаев, Дегтярев, Комаров, Мокроусов, Сидоров, Логинов и др. Из Воронежа прислали начальника станции Огаркова, телеграфистов Крылова и Губанова, служащих Рудакова, Смирнова и Гайдукова, жандарма – поляка Ярошевича.

Удобное расположение Привокзального у железнодорожной станции обусловило его дальнейшее развитие и превращение в центр торговли для расположенных поблизости станиц. На станцию привозили столько хлеба, что для его отправки не хватало вагонов. Рядом строились огромные склады для хранения зерна, его складировали мешками в бурты и укрывали брезентом. Казаков, как военнообязанных, на постоянную работу на железной дороге старались не принимать, так как их могли в любое время призвать на военную службу.

Привокзальный в начале XX века

По сведениям 1897 года в Привокзальном проживало уже 1 560 человек. В 1901 г. в хуторе было зарегистрировано 74 торговых и промышленных заведения, в том же году здесь заработал телеграф. В 1907 г. Привокзальный считался крупным промышленным и торговым центром. Среди его жителей было много состоятельных людей, а преобладало здесь купеческое сословие. В журнале областного правления Войска Донского за 14 марта 1906 г. отмечено: «Хутор Привокзальный по укладу своей жизни имеет характер чисто городского поселения; большинство жителей иногородние торговцы, здесь ежедневно бывают большие базары сельскохозяйственными продуктами, торгово-промышленных предприятий здесь очень много, и торговля идет так бойко, что многие города уступают этим местностям в обширности торговли».

Интересно, каков был ассортимент торговли, кроме сельскохозяйственной продукции. В рекламной публикации торгового дома Михаила и Федора Дутиковых, размещенной на бланке квитанции за 4 августа 1912 г., указано, что торговый дом предлагает со склада: американские сенокосилки, сноповязалки, грабли; плуги как собственного производства, так и других заводов; русские жатки, молотилки, веялки, сортировки, сеялки, соломорезки, просорушки, возы, мельничные жернова, пожарные трубы, клозетные насосы и др.

После посещения Привокзального наказным атаманом Войска Донского генералом Александром Васильевичем Самсоновым, в 1911 г. хутор был переименован в Самсоновский.

В краеведческом музее города Новоаннинский хранится много интересных документов. Газета «Донские ведомости» за 1 апреля 1914 г. опубликовала статью «Хутор Самсонов (Аннинской станицы)», в которой указано, что хутор за последние годы так разросся, что скорее сошел бы за культурный уездный городок. Из статьи видно, что здесь работали электрическая станция и банк, отличные магазины, обывательские дома. Отмечается, что это хутор лишь «по одному названию». Из купчей от 1916 г., также хранящейся в музее, можно составить представление о домах местных жителей. В документе указано, что крестьянка Анисья Ключевская имела в собственности деревянный дом, обложенный кирпичом и с кирпичным низом, крытый железом, в доме было две комнаты вверху и одна комната внизу, надворные постройки и ограда, палисадник, фруктовый сад, во дворе деревянная кухня, крытая тесом, колодец, кирпичный погреб и ледник. Продала она этот дом казаку Смирнову за 1 750 рублей.

После революции

До революции хутора Громковский, Самсоновский и Перевозинский существовали раздельно. Вскоре после революции, в 1918 г. они были объединены в одно поселение, которое получило статус станицы и название Ново-Анненская. В 1935 г. станица становится центром вновь образованного Ново-Анненского района. Решением президиума ВЦИК от 1 августа 1936 г. станица Ново-Анненская получила статус рабочего поселка.

По состоянию на 1 января 1956 г. население поселка Ново-Анненский составляло 25 690 человек. Указом Президиума Верховного Совета от 14 июня 1956 г. рабочему поселку Ново-Анненский был присвоен статус города. Примечательно, что в документах 1936–1960 гг. название города писалось как Ново-Анненский, а после 1960 г. – Новоаннинский.

По сведениям Всесоюзной переписи населения за 1979 г, в городе Новоаннинский проживали 22 180 человек. В 1989 г. в городе началось возрождение казачества.

Улицы и индексы (99) Все улицы

Добавить информацию
Анисова ул.
403955
Анисовая ул.
403955
Бакалдина ул.
403955
Баррикады пер.
Боронина ул.
403955
Буерачный пер.
403952
Бузулукская ул.
403952
Войкова пер.
403953
Володарского пер.
403958
Воровского ул.
Восточный пер.
Гагарина ул.
403952
Гвоздкова ул.
403955
Гоголя ул.
403955
Дзержинского пер.
403953
Заводской пер.
403955
Заречная ул.
Зеленый пер.
403952
Интернациональный пер.
403958
К.Либкнехта пер.
403958

Гостиницы (1)

Добавить
Гостиница и дом отдыха «Сотник» в городе Новоаннинском ждет в гости как туристов, так и гостей города.
Волгоградская область, Новоаннинский район, город Новоаннинский, ул. Чельцова, 54
+7 (961) 6676545

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.