Показать регионы
Герб - Город Новоуральск Информация о гербе
Новоуральск на карте

Новоуральск (Свердловская область)

Редактировать
  • Статус
    Город (c 1954 г.) ЗАТО
  • Дата основания
    1941 г.
  • Муниципальное образование
    Городской округ Новоуральский
    (центр муниципального образования)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    областное
  • Население (тыс.чел.)
    82,605 (2015)
  • Территория (кв.км)
    31,50
  • Координаты
    57°14'59'' с.ш., 60°4'60'' в.д.
  • Почтовые индексы
    624130–624137
  • Телефонный код
    +7 343 70
  • Автомобильные коды
    66, 96, 196
  • Прежние названия
    Свердловск-44, Ново-Уральск (до 1994 г.)
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    65540000000
  • Код ОКТМО
    неизвестно

Администрация

  • Глава городского округа
    Машков Владимир Николаевич (с 14 октября 2012 г.)
  • Адрес
    624130, Свердловская область, г. Новоуральск, ул. Мичурина, д. 33
  • Телефоны администрации
    +7 (343 70) 9-48-18, (343 70) 9-48-18, (343 70) 9-63-33, факс: (343 70) 9-48-18

Общие сведения

Редактировать
Новоуральск – город в Свердловской области, имеет статус ЗАТО (закрытого административно-территориального образования). Один из первых центров атомной промышленности на территории Среднего Урала. Расположен, в верховьях реки Нейвы, на берегу Верх-Нейвинского пруда, в 68 км к северу от областного центра – города Екатеринбурга.

Численность населения – 82 605 человек (2015 г.). Площадь города – 3 150 га, городского округа – 42 200 га.

Город Новоуральск является административным центром муниципального образования «Городской округ Новоуральский»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История Новоуральска

Редактировать
Планы строительства города-курорта

Появлению Новоуральска предшествовало освоение свободной земли, находившейся в округе железнодорожной станции Верх-Нейвинск, построенной в 1878 г. на линии ЕкатеринбургНижний Тагил. На выбор места под строительство нового города не в последнюю очередь повлияло наличие здесь красивейшего уголка уральской природы – Верх-Нейвинcкого пруда, окруженного горами и соединенного протокой с озером Таватуй.

В 1930-е гг. на берегах Верх-Нейвинского пруда планировалось построить город-курорт. В 1926 г. к юго-западу от станции Верх-Нейвинск Свердловское отделение Пермской железной дороги начало строить дом отдыха для железнодорожников. На склонах гор, окружающих Верх-Нейвинский пруд, произрастали многочисленные виды деревьев, здесь был чистейший воздух, большой водоем был богат рыбой, а поблизости располагались областной центр и железнодорожная станция. Первым директором дома отдыха назначили Н. К. Саламатова, сменил его В. М. Цапаев. От станции Свердловск ходил дачный поезд до станции Верх-Нейвинск, а уже с 1935 г. после полной электрификации Горнозаводской железной дороги по этой ветке курсировали электропоезда.

К 1937 г. Всесоюзным трестом «Совхозстройматериалы» на правом берегу р. Бунарки был построен автомобильный гараж Верх-Нейвинской лесобазы с помещением для ремонта машин, крытой стоянкой для автомобилей, надземный складом горюче-смазочных материалов и другими помещениями. В 1937–1939 гг. начальником гаража являлся Н. П. Чеблаков. В 1939 г. на месте, где сегодня находится школа-интернат № 53, начали строить санаторий для работников завода «Уральский машиностроитель». Были возведены два двухэтажных деревянных корпуса для отдыхающих, клуб-столовая, два брусчатых одноэтажных дома для сотрудников, котельная, насосная, электростанция. В начале 1941 г. санаторий начал свою работу. Тогда же, в 1939 г. началось строительство дома отдыха железнодорожников и треста «Росглавхлеб» (сегодня это дом отдыха «Зеленый мыс»).

У истоков. Безымянный поселок в 1940-х гг.

В марте 1941 г. Правительством СССР было утверждено место под строительство завода №484 (ныне это Уральский электрохимический комбинат), размер выделенного участка составил 389 га, из них 187 га было выделено под жилищно-бытовое хозяйство. Выбор площадки для строительства вблизи железнодорожной станции Верх-Нейвинск был неслучайным. Здесь было все необходимое: близость сырьевых, энергетических, лесных и водных ресурсов, предприятий металлургической промышленности, наличие квалифицированных кадров. Границы территории будущего завода и заводского поселка проходили по железной дороге (с востока) и по отводному каналу (с запада и севера), включая станцию Верх-Нейвинск и четвертую промплощадку. Первым был построен маленький склад цемента, сколоченный из досок, у переезда через реку Бунарку к заводу «Б». В июле 1941 г. у подножия горы Уральской установили 25 палаток.

Строительство города-курорта становилось реальной перспективой, однако в эти планы внесла коррективы война.

В июле 1941 г. на месте, где сегодня проходит улица Заречная, было начато строительство деревообрабатывающего завода, выпускавшего небольшие щитовые дома. И уже осенью за Уральской горой появились первые щитовые сборные дома, образовав поселение, названное поселком Первомайским. В августе 1941 г. были построены 25 облегченных четырехкомнатных домов, которые называли «фанерными юртами» или «фанзами», сейчас на их месте находится кинотеатр «Родина». Каждая юрта была рассчитана на две семьи. В октябре 1941 г. в строительных работах было занято около 2,5 тысяч человек.

В сентябре здания санатория «Уральский машиностроитель» были переданы под госпиталь, после их переоборудования в них разместили Центральный санаторий-госпиталь Красной Армии «Архангельское», эвакуированный из Подмосковья. Сюда привозили раненых на долечивание из других госпиталей. Пройдя курс лечения, бойцы вновь отправлялись на фронт.

Первостроителям Новоуральска для проживания были выделены сборно-щитовые бараки, выпускавшиеся местным домостроительным комбинатом. Дома собирали на месте. Первые бараки располагались группами – отдельными поселками. Вслед за поселком Первомайским были образованы и другие: Постоянный, Фанерный, Временный, Б. Гулаг. Все эти поселки значились на генплане 1944 года.

За годы войны было построено 9 600 кв. метров жилья в барачных поселках, из них 4 700 кв. метров домов постоянного типа. К началу 1942 г. завершено строительство 9 бараков Временного поселка, здесь разместили военных строителей, в поселке открылись столовая и первая начальная школа с двумя классами. Строительство бараков осуществлялось силами заключенных ИТЛ-100 и военных строительных батальонов. Было сформировано 6 отдельных лагерных пунктов, численность заключенных в которых составляла 8 100 человек. Труд заключенных в строительстве использовался вплоть до 1953 г.

В 1942 году в Постоянном поселке были построены жилые дома №№ 33–37. Эти 12-квартирные деревянные дома и сегодня можно увидеть на улице Ленина, главной улице Новоуральска. Их было решено сохранить как память о прошлом города, при этом была проведена реконструкция внутренних помещений и облицовка домов «под черепицу». В то же время стала образовываться улица Станционная (ныне улица М. Горького), ставшая одной из первых улиц будущего города. На одной ее стороне стояло всего 6 домов. Сохранились сведения, что еще в 1941 г. строителями были сданы: деревянный универмаг, баня, магазин №1 (общий) и магазин №2 (для ИТР), три овощехранилища, хлебный ларек. В «Фанерном» поселке располагались: узел связи, почта, детский сад, сапожная и портновская мастерские. Позднее из Временного поселка сюда перевели школу.

Весной 1944 г. на стройплощадки завода №484 из города Березовского перебазировали завод №261, выпускавший шасси к самолетам. Завод №484 был объединен с Березовским предприятием. Объединенный завод был назван Государственным Союзным заводом №261 Наркомата авиационной промышленности, он проработал до конца 1945 г. В годы войны строителями Наркомата авиационной промышленности была застроена промышленными объектами территория в 258 гектаров, которая в декабре 1945 г. была передана строителям завода атомной промышленности, в том числе и главный корпус общей площадью 29 тыс. кв. м, ставший основой будущего завода УЭХК – Уральского электрохимического комбината.

С Уральским электрохимическим комбинатом прежде всего связано становление города Новоуральска. В декабре 1946 г. для строительства комбината №813 (производство высокообогащенного урана, будущий УЭХК) было создано Строительное Управление №865, которое с 1 января 1946 г. приступило к строительству завода и жилого поселка. В 1949 г., спустя всего три года, предприятие выдало первую продукцию – материал, который был использован при создании первой советской урановой атомной бомбы. Комбинат стал первым промышленным предприятием в СССР, специализировавшимся на разделении изотопов урана газодиффузионным методом.

Свердловск-44. Город в 1950-х – 1960-х гг.

С 1946 г. на базе строительства комбината строятся малоэтажные капитальные дома. Рабочий поселок, развивавшийся вместе с заводом, Указом Пленума Верховного Совета РСФСР от 17 марта 1954 г. был преобразован в город Ново-Уральск, однако почти 40 лет город продолжал жить под номерным названием Свердловск-44. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1950 г. началась многоэтажная застройка Новоуральска. В 1948–1951 гг. население города составляло около 20 тыс. человек.

В 1954 г. комбинат начал производство низкообогащенного урана для реакторов атомных электростанций, исследовательских реакторов, реакторов морских энергоустановок. В том же году предприятие было награждено орденом Ленина.

23 апреля 1956 г. состоялась сессия Городского совета, на которой был утвержден генеральный план развития города, предусматривавший значительное увеличение темпов строительства жилья, а также благоустройство вдоль реки Бунарки, строительство нового больничного комплекса и хлебозавода. 9 февраля 1959 г. на сессии Городского совета были объявлены следующие цифры: в период 1957–1958 гг. в городе снесено 37 бараков, в эксплуатацию введено 42 дома, для 1 450 семей улучшили жилищные условия, построены и введены в эксплуатацию 4 дошкольных учреждения, школа-интернат, школа №45, детская больница, санэпидемстанция, хлебозавод, общежитие на улице Свердлова, 8 магазинов. Проведена большая работа по озеленению и благоустройству молодого города. В течение следующих двух лет, в 1959–1960 гг. снесено еще 17 бараков, сдан 31 жилой дом. Преимущественно застройка велась на улицах Сталина (ныне Ленина), Первомайской, Фурманова, Спортивной, Привокзальной, Свердлова, в Театральном проезде и Зеленом поселке.

В 1950–1960-х гг. излюбленным местом отдыха жителей Новоуральска была гора Осиновая, на склоне которой расположен Дом культуры УЭХК. На вершине Осиновой располагался летний театр, здесь были обустроены беседки и танцевальная площадка, ниже находились площадка аттракционов, которая просуществовала до конца 70-х гг. XX века.

С 1965 г. начал застраиваться пятиэтажными домами Западный район по улице Бунарской. В 1967 г. принимается решение о строительстве Уральского завода автозапчастей – филиала Московского автозавода имени И. Лихачева. Уже в ноябре 1968 г. завод выпустил первую продукцию, а 14 июля 1976 г. был переименован в УАМЗ – Уральский автомоторный завод. Росло производство, а вместе с ним рос и город. Объем ежегодно возводимого жилья в среднем достигал 30 тыс. кв. м.

В середине 1960-х г. благоустраивается жилой район между улицей Комарова и Парковым проездом. В конце 1960-х гг. в Новоуральске были построены Дом пионеров и школьников, грязелечебница, Дворец спорта (включая плавательный бассейн), спорткомплекс «Кедр», СПТУ-2, лыжная база. Открылась детская спортивная школа.

1970-е годы

С 1970-х гг. в городе строятся отдельные благоустроенные микрорайоны многоэтажных жилых домов. Активное жилищное строительство ведется по улицам Автозаводской, Комсомольской и Юбилейной. К концу 1970 г. жилой фонд Новоуральска составил 1 643 тыс. кв. метров общей площади, 80% семей были обеспечены отдельными квартирами. В 1970 г. в городе открылся широкоформатный кинотеатр «Нейва», в том же году была построена музыкальная школа с большим концертным залом. В этот период сдаются в эксплуатацию детская поликлиника, школа №47, ателье «Сапожок» и «Силуэт», магазины «Малыш» и «Заря», а также объекты по Комсомольской улице: районная поликлиника, детский комбинат, кафе, обувной и книжный магазины, салон проката.

В 1973 г. Ленинградский проектный институт завершил разработку генерального плана города на 20–25 лет. В том же году снесены последние бараки, находившиеся на улице Шевченко, в эксплуатацию сданы клуб «Строитель», пять детских комбинатов, вокзал станции Верх-Нейвинск.

К середине 1970-х гг. население Новоуральска превысило 71 тыс. человек. В 1975 г. в городе был открыт историко-краеведческий музей, введен в эксплуатацию новый Торговый центр на Комсомольской улице.

В феврале 1977 г. на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ), являвшемся филиалом производственного объединения ЗИЛ, был пущен цех сборки автомобилей. За 1978 год здесь было собрано 163 автомобиля, в 1979 г. – 2 591 автомобиль, в 1980 г. – 7 045 автомобилей. Завод постоянно наращивал мощности и со временем здесь выпускали до 18 тыс. автомашин ЗИЛ-157КД в год. В 1987 г. на УАМЗ было освоено производство ЗИЛ-131.

К 20-летию города руководством горкома было решено проложить вдоль реки Бунарки аллею Трудовой славы, отдав дань труженикам-новоуральцам и облагородив берега реки. На аллее расположились фонтаны, возведенные без чертежей, монтажники МСУ строили их методом подбора в виде энергетических уровней. Здесь же был установлен монумент в виде стилизованных серпа и молота – символ труда. На высотных домах засветились надписи огромными буквами «Слава передовикам производства» и «Слава труду», а на Доске почета появились портреты передовиков.

30-летие Великой Победы новоуральцы решили отметить строительством еще одной аллеи – Боевой славы. И в 1975 г. аллея с обилием зеленых насаждений и цветников была сооружена при активном участии горожан на месте старых застроек. Венчал аллею монумент Победы с Вечным огнем. Периметр сквера украсили тринадцать тумб, по числу городов-героев, в которых замуровали снарядные гильзы со священной землей из братских могил. Сегодня аллея Боевой славы является местом встречи фронтовиков.

Через три года идея с аллеями нашла свое логическое продолжение. К 60-летию комсомола ниже аллеи Трудовой славы была заложена аллея Молодежи, в строительстве которой вполне закономерно принимали участие новоуральцы-комсомольцы. Аллеи стали украшением Новоуральска и популярным местом отдыха горожан.

По ходатайству совета ветеранов и в связи с 30-летним юбилеем Победы решением Исполкома Городского Совета улицу Бунарскую переименовали в улицу Победы. В 1979 г., к 25-летию города Новоуральска создается «Зеленое кольцо», объединившее все три ранее построенные аллеи и еще три пока не рожденные. Вдоль берега реки Бунарки и улицы Юбилейной был очищен участок, который украсили деревянными скульптурами и скамейками, назвав его Учебным бульваром – по находящемуся рядом учебному комбинату Среднеуральского Управления строительства. Пустырь вдоль Автозаводской улицы был щедро засажен рябинками и превратился в сквер.

Затем строителями была проложена дорога до Промышленной улицы, и эта новая улица вместе с озеленением и тротуаром получила свое имя – Промышленный бульвар. Была построена развязка и «Зеленое кольцо» замкнулось, включив в себя аллею Трудовой славы, сооруженную в 1974 г., аллею Боевой славы, сооруженную в 1975 г., аллею Молодежи, сооруженную в 1978–1979 гг., Промышленный бульвар, сооруженный в 1979 г., Автозаводский сквер, сооруженный в 1979 г. и Учебный бульвар, сооруженный в 1979 г. В конце аллеи Молодежи установили монумент «Создателям города» – изготовленный из титана памятник высотой 22 метра.

В конце 1970-х гг. Новоуральск разделили на 5 районов. В 1977 г., к 60-летненму юбилею революции, на Центральной площади города был открыт бронзовый памятник Ленину, авторами которого стали народные художники СССР С. Б. Сперанский и В. Б. Пинчук. Памятник вождю изменил архитектурный облик площади, придав ей более торжественной вид. Город рос и хорошел. Строились современные жилые дома и объекты соцкультбыта. Активно велась застройка Западного и Центрального районов. На месте обветшавших домиков на улицах Фрунзе и Северной были выстроены многоэтажные жилые здания. Одновременно завершилось строительство по улицам Автозаводской и Победы, следствием этого стало объединение двух частей города. Пуск домостроительного завода позволил увеличить объемы индустриального строительства, вести застройку города девятиэтажными панельными домами с квартирами улучшенной планировки.

1980-е – 2000-е годы

В 1980-е гг. в соответствии с генеральным планом началась застройка Привокзального района. Сносились все ветхие неблагоустроенные дома. Большое внимание в процессе строительства уделялось озеленению и благоустройству, а также приведению фасадов учреждений и жилых домов старой постройки в надлежащий вид. Население Новоуральска в этот период составляло около 75 тыс. человек. В 1981–1984 гг. были построены: детский санаторий, 3 детских комбината, парк аттракционов, станция скорой помощи, хирургический корпус, торговый центр «Автозаводский», магазин «Елена».

В начале 1990-х гг. в соответствии с разработанной программой «Квартира» в Новоуральске продолжалось строительство в Привокзальном районе, завершилось строительство в 4-м микрорайоне (улицы Октябрьская и Советская). Сданы в эксплуатацию школа №58, роддом, магазин «Меркурий», детские кафе «Галактика» и «Карлсон», открылись Центральная городская библиотека и Концертно-спортивный комплекс.

Новые жилые кварталы появились в южном направлении. Застраивались жилыми домами новые улицы, появлялись новые административные здания, резко отличавшиеся по архитектурному решению от старой застройки. Население города в начале 1990-х гг. превысило 85 тыс. человек.

Постановлением Правительства РФ от 4 января 1994 г. городу было присвоено официальное название Новоуральск.

В 1995 г. зазвенели колокола церкви Серафима Саровского, в канун 1996 г. в городе открылась станция юных техников. В 1995 г. по разработанной Уральским электрохимическим комбинатом технологии, в рамках программы «ВОУ-НОУ» началась переработка оружейного урана в топливо для АЭС. В 1996 г. население Новоуральска составило 92 600 человек.

С 2001 г. на УАМЗ проводилась процедура банкротства и с 25 июля 2003 г. на базе активов завода было создано ЗАО «АМУР» («Автомобили и заводы Урала»). С 2004 г. по контракту с индийской компанией здесь производили сборку грузовых автомобилей «ТАТА-613» (грузоподъемность 3,7 тонны) и «ТАТА-407» (грузоподъемность 2,5 тонны). Со временем проект ЗАО «АМУР» стал испытывать финансовые трудности и в июле 2011 г. был приостановлен из-за банкротства предприятия.

В 2003 г. в Новоуральске открылся завод «Медсинтез», с 2008 г. здесь начали производить готовые лекарственные формы генно-инженерного инсулина человека, впервые в России.

Улицы и индексы (107) Все улицы

Добавить информацию
15-й мкр.
624130
20-й мкр.
624130
21-й мкр.
624130
Автозаводская ул.
624130
Автомоторная ул.
624130
Автотранспортников проезд.
624130
Академика Кикоина б-р.
624130
Белинского ул.
624130
Белореченское ш.
624130
Березовая аллея ул.
624130
Билимбаевская ул.
624135
Вокзальная ул.
624130
Восточная ул.
624128
Гагарина ул.
624128
Гастелло ул.
624130
Герцена ул.
624130
Гоголя ул.
624130
Горького ул.
624130
Джилавяна ул.
624130
Дзержинского ул.
624131

Гостиницы (2)

Добавить
Гостиница ЦИПК расположена в городе Новоуральск
Свердловская область, город Новоуральск, Первомайская, 107
+7 3437091655
Домашняя гостиница Виктория в Новоуральске. Квартиры посуточно.
Свердловская область, город Новоуральск, ул. Чурина, д. 5/1
+7 (950) 550-09-00

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.