Герб - Город Ростов Информация о гербе
Ростов на карте

Ростов

Редактировать
  • Статус
    Город
  • Дата основания
    862 г. (первое упоминание)
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Ростов
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
    Ростовский район
    (административный центр района)
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    областное
  • Население (тыс.чел.)
    30,923 (2014)
  • Территория (кв.км)
    32,00
  • Координаты
    57°11'10'' с.ш., 39°24'50'' в.д.
  • Почтовые индексы
    152150–152159
  • Телефонный код
    +7 485 36
  • Автомобильные коды
    76
  • Прежние названия
    Ростов Великий
  • День города
    последнее воскресенье августа
  • Код ОКАТО
    78410000000
  • Код ОКТМО
    неизвестно

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Шевкопляс Константин Геннадьевич (с 21 апреля 2013 г.)
  • Адрес администрации
    152151, Ярославская область, Ростовский район, г. Ростов, Советская пл., д. 7
  • Телефоны администрации
    +7 (485 36) 6-59-83, (485 36) 6-25-05, (485 36) 6-55-38, факс: (485 36) 6-59-83

Общие сведения

Редактировать
Ростов – город в Ярославской области, административный центр Ростовского муниципального района, входит в число древнейших городов России (в 2012 г. жители города отметили 1150-й юбилей со дня основания Ростова). Расположен на северо-западном берегу озера Неро, в 54 км к юго-западу от областного центра – города Ярославля.

Численность населения – 30 923 человека (2014 г.). Площадь территории – 3 200 га.

Сегодня Ростов Великий является развивающимся туристическим центром. В 1970 г. город включен в список исторических городов России, входит в «Золотое кольцо России». В 1995 г. музей «Ростовский кремль» был включен в свод особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации. Ростов насчитывает 324 памятника архитектуры, в числе которых 96 памятников имеют статус федерального значения, а Ростовский Кремль имеет мировое значение.

Город Ростов является административным центром муниципального образования «Городское поселение Ростов»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

Улицы и индексы Ростова (147) Все улицы

Добавить информацию
Пока информации нет...
1-й мкр.
152150
1-я Полевая ул.
152150
2-й мкр.
152150
2-я Полевая ул.
152150
22-й кв-л.
152150
223 км казарма.
152155
225 км барак ул.
152150
225 км казарма.
152150
227 км ж/д дом ул.
152150
228 км ж/д будка казарма.
152150
231 км сжд.N1.д.N2 ул.
152150
3-й мкр.
152150
3-я Полевая ул.
152150
50 лет Октября ул.
152151
8 Марта ул.
152155
9 Мая ул.
152155
Бакунинская ул.
152150
Бакунинский проезд.
152150
Бебеля проезд.
152151
Бебеля туп.
152151

История Ростова

Редактировать
Ростов относится к немногочисленной группе наиболее древних русских городов. О величественном историческом прошлом Ростова напоминают название Великий и видное место в самом знаменитом туристическом маршруте Восточной Европы – «Золотом кольце России», которое он занял благодаря уникальным культурно-историческим памятникам. Сейчас это довольно скромный небольшой город и трудно поверить, что в русских летописях он упоминался в 862–864 гг. среди самых важных политических центров Руси. Город Ростов в середине X в. достоверно располагался там же, где и сейчас – на северо-западном берегу озера Неро (летописцы называли это озеро Ростовским). Но вопрос, находился ли он здесь, когда его впервые упоминают летописи – во времена легендарного Рюрика, то есть, во второй половине IX в. – остается спорным в современной науке.

«Старый дед Залесской земли»

В районе современного Ростова археологи при раскопках находят едва заметные следы жизни в эпоху неолита и бронзового века. Четко выраженные культурные слои появляются только в последней четверти I тыс. н.э., когда здесь возник небольшой поселок. И по данным археологических исследований, и по сообщениям летописей можно не сомневаться, что его жителями в это время были представители финно-угорского племени меря. Русские летописцы неоднократно подчеркивали, что «первые насельники» Ростова – меряне.

В 862 г. по «приглашению» славянских народов – словен новгородских и кривичей, и финно-угорских – мери и веси в будущие русские земли пришли варяги – Рюрик с братьями – Синеусом и Трувором. Через два года, когда двое последних умерли, летопись указывает, что власть над Ростовом перешла к «мужам» Рюрика.

Меря, первое население Ростова, участвовала во всех крупных событиях древнейшей русской истории – была в составе дружин Вещего Олега (преемника Рюрика) во время походов на Смоленск и Киев (882 г.), на Константинополь (907 г.). В ходе становления Киевского государства на северо-востоке Руси и возник первый княжеский город – Ростов. Как образно писал о нем В. О. Ключевский: «старый дед Залесской земли».

Два Ростова?

Но, отмечает главный современный исследователь древностей Ростова, А. Е. Леонтьев, данные археологических раскопок неоспоримо свидетельствуют, что городская территория с присущими ей особенностями начинает формироваться только в 60–80 гг. Х в. Например, самая ранняя дендродата образца из культурного слоя города указывает на 963 г. Но тогда правомерен вопрос: а как же быть с существованием, несомненно, значительного Ростова времен Рюрика и Вещего Олега?

Большинство исследователей связывают с древнейшей историей первоначального Ростова широко известное в археологическом мире Сарское городище, находящееся к югу от оз. Неро, в 12 км от современного Ростова. Это – значительное поселение, безусловно, являвшееся центром всей мерянской области, с ярко выраженными военной и торгово-ремесленной функциями. Проводившиеся здесь с середины XIX в. раскопки дали обилие богатейших находок и поставили Сарское городище в один ряд со Старой Ладогой – первой столицей Руси и Рюриковым городищем под Новгородом. Поэтому, как пишет А. Е. Леонтьев, многие ученые и рассматривали его: и как первоначальный славяно-русский Ростов, и как «эмбрион города» или протогород, и как древнерусский центр, противостоящий мерянскому Ростову, и даже как варяжскую торговую базу. Однако археологические данные свидетельствуют, в первую очередь, о мерянском, а не древнерусском характере этого поселения. Не случайно, Сарское городище заканчивает свое существование в начале XI в., когда в самом разгаре и древнерусская колонизация края, и связанный с ней рост города Ростова на том месте, где мы и сегодня его знаем. Последний, начиная с середины X в., бурно и неуклонно растет. В конце Х в. городская площадь Ростова насчитывала 12 га, а спустя полстолетия составляла уже не менее 25 га.

Что в имени скрывается твоем?

Любопытно, соотносится ли с этим стремительным ростом до сих пор загадочная этимология имени города. Крупный историк городов Северо-Восточной Руси, И. В. Дубов обобщил разнообразие мнений по этому поводу. Согласно местным преданиям, город был основан неким Россом. В работах краеведов XIX в. в роли основателя фигурировали явно не существующий царевич Рост (или Раст) или простой человек по имени Рост-Ростислав. В этот же период появилась и версия, что название города происходит от слова «русский». Лингвист В. П. Нерознак предположил, что название «Ростов» происходит от основы рост и имеет древнерусские аналоги – «расти», «возрастать» и т.д. Правда, он же указал и на существование белорусского географического термина «растоу». Он означает остров посреди болота, которое заросло высоким лесом.

В связи с последним вариантом этимологии нельзя не обратить внимание на местоположение Ростова. Город расположился на низкой озерной террасе в отличие от большинства древнерусских городов, как правило, обязательно использовавших оборонительные возможности естественного рельефа местности. Такая топография расположения, – пишет А. Е. Леонтьев, более характерна для особого типа торгово-ремесленных поселений VII–X вв. стран Балтики, Скандинавии и Руси, связанных с водными торговыми путями. Исследователь объясняет расположение Ростова тем, что последний вырос на месте мерянского поселка, главным занятием жителей которого была торговля. И с самого начала существования Ростов был, прежде всего, торговым городом. Об этом говорят масса предметов импорта, тарная посуда, предметы, связанные с водной и морской торговлей, и даже следы местного судостроительства. Морские ладьи, которые строили в Ростове, явно предназначались для плавания не только на озере Неро. Здесь даже была найдена золотая византийская монета IX в. – уникальная для Руси находка.

О роли Ростова в трансконтинентальной торговле во второй половине X в. свидетельствует тот факт, что он является одним из 9 древнерусских городов, которые были упомянуты в средневековых скандинавских источниках. Если догадки ученых верны, то уже в это время Ростов был хорошо известен и восточным авторам под именем Арса (Арта). Согласно известиям арабских источников, во второй половине IX в. в Восточной Европе существовали три крупные области руссов – Славия (связывается с Новгородом), Куяба (отождествляется с Киевом) и Арса. По поводу отождествления последней идут жаркие споры, и некоторые исследователи полагают, что под Арсой скрывается Ростов или Сарское городище. Значимость раннего Ростова демонстрируется и тем, что он упомянут в русско-византийском договоре 907 г. среди нескольких русских городов, которым греки обязывались выплачивать отдельную дань.

Под злой властью Велеса

Следующий раз Ростов упоминается в русских летописях уже под 988 г. Великий Киевский князь Владимир раздавал уделы своим 12 сыновьям, и Ростов достался Ярославу – будущему Ярославу Мудрому. Он здесь княжил до 1010 г., пока по воле отца не был переведен в Новгород (там он заменил умершего Вышеслава), а в Ростов был назначен его младший брат – Борис.

Во время княжения в Ростове Бориса, после смерти Владимира случилась на Руси великая братоубийственная война его сыновей. В русской науке всегда неоднозначно относились к тем событиям, что предшествовали установлению на Руси власти Ярослава Мудрого. Часто, вслед за русскими летописями и Житиями Бориса и Глеба, ученые представляли ситуацию как борьбу за власть: с одной стороны, Святополка Окаянного, по приказу которого якобы были убиты Борис и Глеб, а с другой – возглавившего братьев за правое дело Ярослава.

Однако, на основании данных целого ряда письменных источников, в основном, нерусского происхождения, уже давно утвердилась и другая точка зрения: сыновья Владимира разделились в борьбе за власть, и ростовский князь Борис и муромский князь Глеб оказались в противоположном по отношению к Ярославу лагере. Самое яркое описание поведения Бориса предоставляет скандинавский источник – «Сага об Эймунде», главный герой которой, варяжский конунг Эймунд, был нанят со своей дружиной Ярославом. В саге рассказывается о нескольких битвах Ярицлейва (Ярослава) с Бурицлейвом (Борисом). В конечном счете, последний был убит подосланными Ярославом варягами. Сам факт братских распрей за власть не очень удивляет, история Руси в дальнейшем будет полна подобных событий. Любопытно другое: в саге указывается, что Борис, набирая воинские силы для борьбы с Ярославом, привлекал печенегов и языческие народы русского Северо-Востока, в том числе и, конечно, Ростовской земли, где он княжил, и платой за участие последних было обещание Бориса вернуть страну к язычеству.

То, что ради престола в Киеве Борис был готов предать дело отца – Владимира, принявшего в 988 г. официальное крещение на Руси, имеет параллели в истории других стран мира. Например, знаменитый Владимир Росата, сын крестителя Болгарии – царя Бориса, едва взойдя на трон, попытался вернуть свою страну к язычеству. Для нас интересно и другое: роль Ростова в своеобразной языческой реконкисте, едва не охватившей всю Русь.

О первом распространении христианства в Ростове есть сведения в Никоновской летописи. Под 991 г. она сообщает о том, что митрополит Михаил с четырьмя епископами и печально знаменитым Добрыней, крестившим до этого Новгород огнем и мечом, добрались до Ростова. Однако поставленный здесь епископ Иларион был изгнан. Велика ли была в Ростове христианская община, трудно сказать, но Ростов оказался в центре начавшегося именно здесь так называемого «восстания волхвов» в 1071 г.

Восстание охватило всё Верхнее Поволжье и докатилось до Белоозера, а в самом Ростове был убит один из первых ростовских епископов Леонтий. О том, что жители Ростова погрязли в язычестве, мы знаем из Жития другого ростовского епископа – Авраамия. В Житии святого повествуется о его тяжелейшей борьбе с идолом скотьего бога Велеса, установленного на Чудском конце Ростова. По преданию Авраамий победил идола и основал здесь монастырь, названный его именем, а с конца XI в. и до 1788 г. Ростов стал центром епархии. Но еще долго продолжалась здесь борьба с языческими пережитками. С Ростовом связан уникальный, единственный известный историкам подобный случай в истории Руси: Казанский Летописец сообщал, что языческая «ростовская меря» бежала на восточные окраины государства от усиливающейся христианизации. В литературе можно встретить сообщение, что даже в XIX в. в Ростове еще жила память о языческом Велесе, например, в местной поговорке говорилось, что «зол, как идол Велеса».

«Славный и многонародный город»

В XI–XII вв. Ростов бурно развивался. И.В. Дубов в своей книге «Города, величеством сияющие» отмечал, что летописи в это время называют Ростов «славным и многонародным городом», доминирующим над Владимиром. К середине XII в. Ростов настолько возвысился, что он стал называться Великим. По указу Владимирского князя Андрея Боголюбского в городе стал возводиться белокаменный Успенский собор, но он сильно пострадал от пожара в 1204 г. В начале XIII в. в городе уже было три монастыря, а источники отметили, что в пожаре 1211 г. сгорело 15 церквей.

В XII в. Ростов был одним из самых значительных городов Ростовско-Суздальской земли. Но из-за оппозиции и даже прямого сопротивления, которое оказывало великокняжеской власти местное сильное боярство, Ростов не стал столичным городом. Так, ростовский князь Юрий Долгорукий сделал столицей северо-восточных русских земель Суздаль, а Андрей Боголюбский – Владимир. Но все же в ходе центробежных тенденций к раздробленности русских земель в 1207 г. благодаря деятельности сына Великого Владимирского княжества Всеволода Большое Гнездо – Константина появилось самостоятельное княжество со столицей в Ростове. В 1216 г. ему удалось ненадолго подчинить себе Тверь, Ярославль, Москву, Углич и даже великокняжеский Владимир. При Константине Всеволодовиче возобновилось строительство Успенского собора.

В предмонгольский период Ростов достиг наивысшего уровня экономического и культурного развития и был одним из самых больших в Северо-Восточной Руси. Но нашествие монголов хана Батыя прервало подъем города.

Под игом

Владимиро-Суздальские земли одними из первых встретили грозного врага. Отряд ростовского князя Василька Константиновича участвовал в объединенном войске русских земель в битве на реке Сить в 1238 г. Несмотря на храбрость и проявленный героизм, русские потерпели поражение от многократно превосходившего их по силам татарского войска. Ростовский князь попал в плен и был казнен татарами. Престол в Ростове занял малолетний сын Василька – Борис. Спустя 24 года при Борисе в Ростове вспыхнуло восстание против татарских баскаков.

С борьбой против татар связана деятельность и другого знаменитого ростовчанина – летописного героя русской истории, вошедшего и в народный эпос – былинного богатыря Алеши Поповича. Ведь это о нем было сказано: «Одного татарина за ноги схватил, да этим человеком двести тысяч татар перебил…».

В 1317 г. московский князь Юрий Данилович, несмотря на то, что был женат на сестре ростовского князя Александра Константиновича, привел к Ростову татар и сжег его. Причиной послужила поддержка, которую ростовский князь оказывал Тверскому княжеству в борьбе с Москвой за ярлык на великое княжение. Александр Константинович был изгнан из Ростова. Спустя еще 10 лет, в 1328 г., судя по некоторым источникам, Ростов фактически оказывается в полной власти Москвы. Город покидает часть бояр, в том числе и отец преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на оппозицию Москве, ростовское войско принимало участие и храбро сражалось против монголов в главной битве XIV в. – на Куликовом поле в 1380 г.

К концу первой трети XV в. Ростовское княжество окончательно входит в состав Московского княжества. Ростов фигурирует в духовном завещании московского князя Василия Темного в 1461 г., а в 1474 г. княжеские права на Ростов полностью перешли к московскому князю Ивану III, завершавшим дело собирания русских земель.

Ростов в смутные времена

Лишившись политической самостоятельности, Ростов даже выиграл в экономическом отношении благодаря наступившему периоду стабильности. Он по-прежнему был важным пунктом на торговом пути из центральных русских земель, теперь уже из Москвы, к Русскому Северу. К тому же город сохранял роль важного религиозного центра Руси. В 1589 г. местные архиепископы получили сан митрополитов, и еще долго ростовская митрополия была одной из самых богатых на Руси.

Во времена царствования Ивана IV Грозного и опричнины Ростов, как и многие другие города Северо-Восточной России, попал в личные государевы владения. Благодаря повелению Ивана Грозного в Ростове в 1553 г. в память о победе над казанскими татарами был построен в Авраамиевском монастыре Богоявленский собор.

Но с начала Великой Смуты Ростов оказывался во власти польско-литовских интервентов и отрядов Лжедмитрия. В 1608 г. город подвергся нападению, был практически полностью сожжен и разорен. Горожане оказывали жесткое сопротивление. Последняя группа защитников, среди которых были даже женщины, во главе с городским воеводой укрылись в Успенском соборе, где продолжали сражаться. Местное предание приписывает княгине Марии Лобановой, что именно от ее рук пали предводитель поляков Заборовский и союзник поляков, ярославский князь Иван Шамин.

Сама супруга незадачливого претендента на русский престол – Марина Мнишек, писала о бедствии, постигшем Ростов при взятии его поляками: массовое убийство людей даже в церквях, повальный грабеж. Попал тогда в плен и ростовский митрополит Филарет – в будущем патриарх русской православной церкви и отец избранного в 1613 г. царем юного Михаила Романова. В 1612 г. Ростов освободили отряды народного ополчения Минина и Пожарского.

Золотой век Ионы Сысоевича

После невзгод Смутного времени Ростов довольно быстро восстановился. Постепенно жизнь города вошла в привычную колею. Но подлинный расцвет Ростова связан с деятельностью местного митрополита Ионы Сысоевича, рукоположенного на митрополичью кафедру в 1652 г. Благодаря его инициативности и активности развернулось масштабное строительство новой митрополичьей резиденции: в течение трех десятков лет был возведен грандиозный комплекс сооружений культового, жилого и хозяйственного назначения, защищенный мощными крепостными стенами и башнями. Весь величественный ансамбль построек получил название Ростовский кремль.

Уникальным памятником в ансамбле Ростовского кремля стала построенная в это время звонница при Успенском соборе. Среди полутора десятка тысячепудовых колоколов особо знаменит самый гигантский, названный Сысой: его вес достигает 32 тонн.

Звон ростовских колоколов славился по всей России. Звоны имели названия – Егорьевский, Ионофановский, Акимовский, а наиболее торжественный именовался Ионическим. В Ростов спустя века специально приезжали многие композиторы и музыканты, чтобы насладиться ростовскими звонами.

Активное строительство и укрепление митрополии благоприятно сказывалось на экономическом развитии Ростова. В самом городе возводилось много культовых, жилых и хозяйственных построек. Горожане занимались около 40 видами ремесел и промыслов, но особый подъем испытывала торговля. По данным автора Юрия Лубченкова, только на торговой площади вблизи митрополичьего двора к концу XVII в. находилось около 160 лавок. В этот период набирает размах знаменитая ростовская ярмарка, которая стала одной из самых больших в России.

Уездный город

Эпоха петровских реформ не сильно задела Ростов. В период административной реформы в 1708 г. Ростов приписали к Московской губернии. В 1777–1778 гг. Ростов получил статус уездного города Ярославской губернии, а вместе с тем и регулярный план городской застройки. В 1778 г. по указу Екатерины Великой у города появился свой герб – олень на червленом поле.

В 1787 г. митрополия из Ростова была переведена в Ярославль. Многие исследователи истории города полагают, что именно это событие роковым образом повлияло на его дальнейшую жизнь. Город начал постепенно входить в полосу упадка.

Экономически это сразу не проявилось. Всю вторую половину XVIII и весь XIX век Ростов не терял значения важного торгово-экономического центра России. Главную роль в этом играла Ростовская ярмарка, которая была третьей по величине в стране. В городе стало активно формироваться новое очень влиятельное сословие – купечество. В основном именно из ростовских купцов вышли выдающиеся люди, много сделавшие для города – Кекины, Хлебниковы, Мальгины, Кайдаловы, Селивановы. Они торговали даже с Уралом и Средней Азией. Следствием популярной в России ежегодной ярмарки стало появление многочисленных «доходных домов» в Ростове – дома с квартирами, которыми пользовались приезжие купцы.

В 60-х годах XIX в. родилась знаменитая ростовская финифть – художественная роспись по эмалевой поверхности. Первой открылась мастерская при митрополии. Позже промысел стал очень популярным, возникла и выросла школа мастеров. Постепенно ассортимент расписных эмалей вышел за пределы культовых нужд. И сегодня это искусство всячески поддерживается в Ростове. Если кремль считают первым чудом, а колокольные звоны вторым чудом Ростова, то на звание третьего чуда претендует ростовская финифть.

Промышленный прогресс XIX в. не мог не затронуть Ростов. В городе постепенно росло количество предприятий, но главным образом в сфере обрабатывающих отраслей. Ростовские промышленники специализировались на переработке местной продукции сельского хозяйства: овощей, цикория, льна. В основном благодаря местным купцам и промышленникам город благоустраивался. Так, например, капиталист Кекин построил в 1885 г. на свои средства водопровод. Он же профинансировал строительство здания для мужской гимназии. Благодаря местным купцам-меценатам удалось спасти от разрушения многие объекты в ансамбле Ростовского кремля: началось восстановление и реставрация архитектурных памятников. В 1883 г. был открыт «Музей церковных древностей». Он и сегодня является важным культурным центром.

Лицо Ростова в конце XIX в., помимо многочисленных церквей и монастырей, определяло множество учебных и богоугодных заведений, в основном содержавшихся на средства благотворителей. На рубеже XIX–XX вв. в городе появляется телефонная связь и электростанция, из средств транспорта – конка.

XX век настал …

Ростов вошел в бурное XX столетие тихим и патриархальным городом. Войны и революции начала века город пережил на удивление мирно, тихо и бескровно. Советская власть мирно утвердилась в декабре 1917 г. Все предприятия и крупная недвижимость были национализированы. Многие богатые ростовские семьи покинули город. Главной тенденцией городского развития стало закрытие и разрушение новой властью храмов. И даже строительство в период индустриализации новых промышленных предприятий вдоль берега озера не вдохнуло в старый город новую жизнь. В ростовской финифти этого периода, как в зеркале, отразилась новая идеология страны: появились шкатулки, украшенные портретами вождей и революционными сюжетами.

Во время Великой Отечественной войны ростовчане, как и весь советский народ, героически защищали свою страну. Более двадцати жителей города получили звания Героев Советского Союза.

В послевоенное время экономическое развитие города приобрело определенный размах. В 1970-е гг. был открыт Ростовский оптико-механический завод. На северной и восточной окраинах Ростова в это же время был построен большой жилой микрорайон, который ростовчане стали называть «Куба».

Несмотря на веяния советского периода весь ХХ век и до сегодняшнего дня Ростов Великий остается тихим и провинциальным городом, как будто застывшим во времени. По-прежнему город запоминается только по Ростовскому кремлю, ростовским звонам и финифти. Ждет ли Ростов четвертое чудо?!!!

Роман Рабинович, канд. ист. наук,
специально для портала BankGorodov.RU

Знаменитые люди (18) Все люди

Добавить человека

Гостиницы (12) Все гостиницы

Добавить
Гостиница 1-й Апарт расположена в городе Ростов
Ярославская область, Ростовский район, город Ростов, Ленинская, 69
+7 4,85E+11
Гостиница Боярский двор расположена в 50 метрах от центрального входа музея- заповедника "Ростовский Кремль" по улице Каменный мост дом 4.
Ярославская область, Ростовский район, город Ростов, Каменный Мост, 4
+7 4853660446
Гостиница Дом на погребах расположена на территории "Ростовского Кремля". Гостиничные номера расположены на первом и втором этажах, там же расположены туалеты и душевые.
Ярославская область, Ростовский район, город Ростов, Кремль
+7 4853661244

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.