Тайшет (Иркутская область)
Редактировать-
СтатусГород (c 1938 г.)
-
Дата основания1897 г.
-
Муниципальное образованиеГородское поселение Тайшетское
(центр муниципального образования) -
Входит вТайшетский район
(административный центр района) -
Субъект Федерации
-
Подчинениеобластное
-
Население (тыс.чел.)32,754 (2020 г.)
-
Территория (кв.км)75,72
-
Координаты55°56'26'' с.ш., 98°0'11'' в.д.
-
Почтовые индексы665010
-
Телефонный код+7 395 63
-
Автомобильные коды38, 85, 138
-
Прежние названиянеизвестны
-
День города (села)неизвестно
-
Код ОКАТО25428000000
-
Код ОКТМО25636101001
Администрация
-
Глава муниципального образованияЗаика Александр Михайлович (с 2007 г.)
-
Адрес665000, Иркутская область, Тайшетский район, г. Тайшет, ул. Свободы, д. 4-4а
-
Телефоны администрации+7 (395 63) 2-02-15, (395 63) 2-13-07, (395 63) 2-23-53, факс: (395 63) 2-02-15
Общие сведения
Редактировать
Тайшет – город в Иркутской области, административный центр Тайшетского района. Крупный транспортный, в частности, железнодорожный узел. Железнодорожная станция, крупная внеклассная сортировочная станция на пересечении Транссиба с Братской и Абаканской железнодорожными ветками. В Тайшете берет начало Байкало-Амурская магистраль, здесь находится ее первый километр. Город является начальной точкой строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан».
Тайшет расположен в западной части Иркутской области, в правобережной долине Бирюсы, в ее среднем течении при впадении в нее рек Тайшетки и Акульшетки, в 675 км к северо-западу от областного центра – города Иркутска.
Численность населения – 33 638 человек (2015 г.). Площадь территории – 7 572 га.
Город Тайшет является административным центром муниципального образования «Городское поселение Тайшетское»
Тайшет расположен в западной части Иркутской области, в правобережной долине Бирюсы, в ее среднем течении при впадении в нее рек Тайшетки и Акульшетки, в 675 км к северо-западу от областного центра – города Иркутска.
Численность населения – 33 638 человек (2015 г.). Площадь территории – 7 572 га.
Город Тайшет является административным центром муниципального образования «Городское поселение Тайшетское»
История Тайшета
Редактировать
Станция на Транссибе
До появления в этих местах железной дороги по территории, где сегодня расположен Тайшет, проходил Московский тракт, а в ближайшей округе находились заимки крестьян деревни Байроновки. Во время строительства Транссибирской железнодорожной магистрали вблизи строительной площадки и будущей железнодорожной станции стали возникать жилища строителей. Как считают некоторые тайшетские краеведы, первым свою избу поставил Василий Трофимович Конюков, тем самым положив начало будущей улице – 1-й Зеленой (ныне улица Ленина), который позднее вспоминал: «Весной 1897 года приехал землемер и отрезал нам участок, назвав его по протекающей невдалеке речке Тайшетом...».
На железной дороге в конце весны 1897 г. была открыта станция, на которую осенью пришел первый поезд. При станции стал развиваться небольшой пристанционный поселок, получивший название Тайшет – по своему расположению на одноименной реке, правом притоке Бирюсы. В свою очередь, название реки является гидронимом от кетского «та», означающего «холодный» и «шет» – «река».
Тайшет в начале XX века
Рядом с домом Василия Конюкова свои избы срубили Григорий Грязнов, Сергей Ульянов, Демид Лотак и Василий Евсеев, положив начало будущей улице Юго-Восточной (ныне улица Матросова). В Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге за 1900 г. указано, что станция Тайшет была 3-го класса, на ней работал буфет. При станции действовал врачебно-питательный переселенческий пункт, на котором переселенцы регистрировались и направлялись на участки. Тот же путеводитель, но за 1901–1902 гг. сообщает, что при станции было одноклассное училище, работал врачебный приемный пункт. В 1904 г. было построено паровозное депо. Недалеко от Тайшета возникли разъезды Суетиха и Юрты, где предпринимателем Жоголевым были построены лесопилки и бараки для рабочих.
Удобное расположение пристанционного поселка в долине судоходной в те времена реки Бирюсы, а также наличие железнодорожного сообщения способствовали активному развитию поселения. Сюда прибывали крестьяне-переселенцы, которые начинали успешно осваивать близлежащие земли. Вскоре началась отправка со станции сельскохозяйственных и лесных грузов.
В начале XX века в поселке появились небольшие предприятия – были построены кирпичный завод и лесозавод. В 1906 г. была построена церковь (в советское время на ее месте стоял кинотеатр «Победа»), Тайшет становится селом в составе Алзамайской волости, а с 1910 г. – центром Тайшетской волости Канского округа (Красноярский уезд Енисейской губернии). В селе по данным 1911 г. было 400 дворов и 1 500 жителей. Среди занятий местного населения были земледелие, ремесленные промыслы, работа на железнодорожной станции, на лесозаводе, в паровозном депо. В 1914 г. в селе действовали сельская и железнодорожная школы, публичная библиотека, больница на 10 коек с одним врачом, кинематограф. В числе самых крупных торговцев Тайшета был переселенец И. К. Супрун, владевший несколькими домами, торговой лавкой, харчевней, квасным производством, игорным домом, гостиницей, кинематографом.
После февральской революции в Тайшете появилась земская управа, председателем которой избрали Н. К. Мункина, работавшего на станции старшим телеграфистом, а секретарем – И. П. Лосинского.
Фактически с самого начала Тайшет являлся местом уголовной и политической ссылки. В период 1913–1917 гг. здесь на поселении проживал известный революционер Иван Адольфович Теодорович с женой Глафирой Ивановной Теодорович (Окуловой). Всего, по некоторым данным, перед революцией в селе находились на поселении около 30 политических ссыльных. К 1917 году здесь насчитывалось около 1 500 дворов, в которых проживали 2,5 тысячи человек.
2 марта 1917 г. власть в Тайшете перешла в руки Временного исполнительного комитета Тайшетской волости, с августа того же года была передана волостному земскому правлению. В декабре 1917 г. состоялось избрание волостного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В 1918–1919 гг. в районе Тайшета проходил Шиткинский партизанский фронт. В ночь с 7 на 8 мая 1919 г. около тысячи шиткинских партизан совершили нападение на станцию Тайшет, разгромив вокзал. Партизаны 2 часа сражались с прибывшими на станцию белыми, успели разобрать участок пути на перегоне Тайшет – Байроновка, а также повредить железную дорогу на участке Тайшет – Суетиха. В итоге на две недели было прервано движение поездов. В течение 1919 г. партизаны неоднократно пускали под откос железнодорожные составы.
25 января 1920 г. у станции Тайшет части Красной Армии вступили в бой с белочешскими войсками. Последние отступили, взорвав при этом мост через реку Бирюсу, а также водокачку и некоторые другие объекты. Тайшет был занят передовыми частями Красной Армии, в селе была окончательно установлена советская власть.
С 1924 г. село становится центром вновь образованного Тайшетского района.
Во время коллективизации Тайшет являлся местом ссылки кулаков. В его окрестностях были созданы спецпоселки для раскулаченных. Поток ссыльных начал увеличиваться после выхода в 1932 г. постановления Совнаркома о строительстве БАМа.
В статусе города
В 1935 г. в селе начал работу шпалопропиточный завод, перевезенный из Красноярского края. 1 октября 1935 г. Тайшету был присвоен статус рабочего поселка. В 1937 г. поселок становится районным центром в составе вновь образованной Иркутской области. С 2 марта 1938 г. Тайшет – в статусе города районного подчинения. В тот период кроме шпалопропиточного завода, паровозного депо и вагоноремонтных мастерских, в городе работали 2 крупных лесопильных предприятия, машинно-тракторная мастерская, кирпичный завод, 2 хлебопекарни, паровая мельница.
Лагерное прошлое города
С 1938 г. в городе были размещены несколько подразделений ГУЛАГа, Тайшет становится своеобразной «лагерной столицей» Иркутской области. Отсюда начинался западный участок Байкало-Амурской магистрали. Вдоль будущей железной дороги началось размещение лагерных пунктов и колонн исправительно-трудовых лагерей. До 1960-х гг. продолжался мрачный период в истории Тайшета, в течение которого в городе дислоцировались: Тайшетлаг, Южлаг, Озерлаг (создан в 1948–1949 годах на базе Южлага).
С использованием дарового труда заключенных власти планировали построить магистраль в короткие сроки. Уже в 1940 г. планировалось открыть движение составов на почти 350-километровом участке Тайшет – Падун, а в 1941 г. на линии – Падун – Лена. Однако эти планы реализованы не были, среди причин были низкая организация работ, их слабая инженерная подготовка, высокая затратность, но главной причиной был крайне неэффективный труд заключенных.
С началом войны строительство БАМа было остановлено, уже уложенные железнодорожные пути были разобраны, а рельсы отправлены для целей обороны в Европейскую часть Советского Союза. Основной контингент Южлага и авторемонтные мастерские были переведены в прифронтовые районы и использованы для ремонта техники. Часть заключенных отправили в штрафбаты, а оставшиеся в Тайшете были задействованы в сельхозработах и лесозаготовках.
После окончания войны Наркомат путей сообщения выдвинул предложение возобновить строительство магистрали с использованием не только труда заключенных, но также военнопленных. Осенью 1945 года в дополнение к уже существовавшим Южлагу и Тайшетлагу был организован Ангарлаг (для ведения работ на участке Братск – Усть-Кут. Высокая смертность вынуждала постоянно пополнять лагеря новыми партиями военнопленных и заключенных (в конце 1945 г. только японских военнопленных прибыло 39 тысяч человек). Но работы все равно шли медленно, поэтому осенью 1948 г. было принято решение о ликвидации Тайшетского ИТЛ и создании на его базе особого лагеря № 7 – Озерлага с ужесточенным режимом. Одновременно увеличивалось количество заключенных. К концу 1940-х в двух исправительно-трудовых лагерях было собрано для строительных работ около 100 тысяч человек (60 тысяч в Ангарлаге и 40 тысяч в Озерлаге), это почти вдвое превышало количество рабочих, задействованных в конце XIX века при строительстве Транссиба. Но лишь в январе 1959 года в постоянную эксплуатацию был сдан весь участок железной дороги Тайшет – Лена.
В городе силами заключенных построены многие объекты: ряд жилых домов по улицам Пушкина, Кооперативной, Фрунзе, Кирова и др., многие социально-культурные объекты, среди которых больница, столовая, баня, гостиница, несколько детсадов, магазины. Многие построенные в тот период здания эксплуатируется и сегодня.
На рубеже тысячелетий
Накануне кризиса 1990-х в городе Тайшете успешно работали фабрика швейных изделий, комбинат строительной индустрии, шпалопропиточный и авторемонтный заводы, мясокомбинат, пищекомбинат, хлебозавод, маслодельный завод и другие. Из них сохранились немногие. В последующие годы прекратили существование фабрика швейных изделий, комбинат строительной индустрии, хлебозавод, мясокомбинат и некоторые другие предприятия.
До появления в этих местах железной дороги по территории, где сегодня расположен Тайшет, проходил Московский тракт, а в ближайшей округе находились заимки крестьян деревни Байроновки. Во время строительства Транссибирской железнодорожной магистрали вблизи строительной площадки и будущей железнодорожной станции стали возникать жилища строителей. Как считают некоторые тайшетские краеведы, первым свою избу поставил Василий Трофимович Конюков, тем самым положив начало будущей улице – 1-й Зеленой (ныне улица Ленина), который позднее вспоминал: «Весной 1897 года приехал землемер и отрезал нам участок, назвав его по протекающей невдалеке речке Тайшетом...».
На железной дороге в конце весны 1897 г. была открыта станция, на которую осенью пришел первый поезд. При станции стал развиваться небольшой пристанционный поселок, получивший название Тайшет – по своему расположению на одноименной реке, правом притоке Бирюсы. В свою очередь, название реки является гидронимом от кетского «та», означающего «холодный» и «шет» – «река».
Тайшет в начале XX века
Рядом с домом Василия Конюкова свои избы срубили Григорий Грязнов, Сергей Ульянов, Демид Лотак и Василий Евсеев, положив начало будущей улице Юго-Восточной (ныне улица Матросова). В Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге за 1900 г. указано, что станция Тайшет была 3-го класса, на ней работал буфет. При станции действовал врачебно-питательный переселенческий пункт, на котором переселенцы регистрировались и направлялись на участки. Тот же путеводитель, но за 1901–1902 гг. сообщает, что при станции было одноклассное училище, работал врачебный приемный пункт. В 1904 г. было построено паровозное депо. Недалеко от Тайшета возникли разъезды Суетиха и Юрты, где предпринимателем Жоголевым были построены лесопилки и бараки для рабочих.
Удобное расположение пристанционного поселка в долине судоходной в те времена реки Бирюсы, а также наличие железнодорожного сообщения способствовали активному развитию поселения. Сюда прибывали крестьяне-переселенцы, которые начинали успешно осваивать близлежащие земли. Вскоре началась отправка со станции сельскохозяйственных и лесных грузов.
В начале XX века в поселке появились небольшие предприятия – были построены кирпичный завод и лесозавод. В 1906 г. была построена церковь (в советское время на ее месте стоял кинотеатр «Победа»), Тайшет становится селом в составе Алзамайской волости, а с 1910 г. – центром Тайшетской волости Канского округа (Красноярский уезд Енисейской губернии). В селе по данным 1911 г. было 400 дворов и 1 500 жителей. Среди занятий местного населения были земледелие, ремесленные промыслы, работа на железнодорожной станции, на лесозаводе, в паровозном депо. В 1914 г. в селе действовали сельская и железнодорожная школы, публичная библиотека, больница на 10 коек с одним врачом, кинематограф. В числе самых крупных торговцев Тайшета был переселенец И. К. Супрун, владевший несколькими домами, торговой лавкой, харчевней, квасным производством, игорным домом, гостиницей, кинематографом.
После февральской революции в Тайшете появилась земская управа, председателем которой избрали Н. К. Мункина, работавшего на станции старшим телеграфистом, а секретарем – И. П. Лосинского.
Фактически с самого начала Тайшет являлся местом уголовной и политической ссылки. В период 1913–1917 гг. здесь на поселении проживал известный революционер Иван Адольфович Теодорович с женой Глафирой Ивановной Теодорович (Окуловой). Всего, по некоторым данным, перед революцией в селе находились на поселении около 30 политических ссыльных. К 1917 году здесь насчитывалось около 1 500 дворов, в которых проживали 2,5 тысячи человек.
2 марта 1917 г. власть в Тайшете перешла в руки Временного исполнительного комитета Тайшетской волости, с августа того же года была передана волостному земскому правлению. В декабре 1917 г. состоялось избрание волостного совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. В 1918–1919 гг. в районе Тайшета проходил Шиткинский партизанский фронт. В ночь с 7 на 8 мая 1919 г. около тысячи шиткинских партизан совершили нападение на станцию Тайшет, разгромив вокзал. Партизаны 2 часа сражались с прибывшими на станцию белыми, успели разобрать участок пути на перегоне Тайшет – Байроновка, а также повредить железную дорогу на участке Тайшет – Суетиха. В итоге на две недели было прервано движение поездов. В течение 1919 г. партизаны неоднократно пускали под откос железнодорожные составы.
25 января 1920 г. у станции Тайшет части Красной Армии вступили в бой с белочешскими войсками. Последние отступили, взорвав при этом мост через реку Бирюсу, а также водокачку и некоторые другие объекты. Тайшет был занят передовыми частями Красной Армии, в селе была окончательно установлена советская власть.
С 1924 г. село становится центром вновь образованного Тайшетского района.
Во время коллективизации Тайшет являлся местом ссылки кулаков. В его окрестностях были созданы спецпоселки для раскулаченных. Поток ссыльных начал увеличиваться после выхода в 1932 г. постановления Совнаркома о строительстве БАМа.
В статусе города
В 1935 г. в селе начал работу шпалопропиточный завод, перевезенный из Красноярского края. 1 октября 1935 г. Тайшету был присвоен статус рабочего поселка. В 1937 г. поселок становится районным центром в составе вновь образованной Иркутской области. С 2 марта 1938 г. Тайшет – в статусе города районного подчинения. В тот период кроме шпалопропиточного завода, паровозного депо и вагоноремонтных мастерских, в городе работали 2 крупных лесопильных предприятия, машинно-тракторная мастерская, кирпичный завод, 2 хлебопекарни, паровая мельница.
Лагерное прошлое города
С 1938 г. в городе были размещены несколько подразделений ГУЛАГа, Тайшет становится своеобразной «лагерной столицей» Иркутской области. Отсюда начинался западный участок Байкало-Амурской магистрали. Вдоль будущей железной дороги началось размещение лагерных пунктов и колонн исправительно-трудовых лагерей. До 1960-х гг. продолжался мрачный период в истории Тайшета, в течение которого в городе дислоцировались: Тайшетлаг, Южлаг, Озерлаг (создан в 1948–1949 годах на базе Южлага).
С использованием дарового труда заключенных власти планировали построить магистраль в короткие сроки. Уже в 1940 г. планировалось открыть движение составов на почти 350-километровом участке Тайшет – Падун, а в 1941 г. на линии – Падун – Лена. Однако эти планы реализованы не были, среди причин были низкая организация работ, их слабая инженерная подготовка, высокая затратность, но главной причиной был крайне неэффективный труд заключенных.
С началом войны строительство БАМа было остановлено, уже уложенные железнодорожные пути были разобраны, а рельсы отправлены для целей обороны в Европейскую часть Советского Союза. Основной контингент Южлага и авторемонтные мастерские были переведены в прифронтовые районы и использованы для ремонта техники. Часть заключенных отправили в штрафбаты, а оставшиеся в Тайшете были задействованы в сельхозработах и лесозаготовках.
После окончания войны Наркомат путей сообщения выдвинул предложение возобновить строительство магистрали с использованием не только труда заключенных, но также военнопленных. Осенью 1945 года в дополнение к уже существовавшим Южлагу и Тайшетлагу был организован Ангарлаг (для ведения работ на участке Братск – Усть-Кут. Высокая смертность вынуждала постоянно пополнять лагеря новыми партиями военнопленных и заключенных (в конце 1945 г. только японских военнопленных прибыло 39 тысяч человек). Но работы все равно шли медленно, поэтому осенью 1948 г. было принято решение о ликвидации Тайшетского ИТЛ и создании на его базе особого лагеря № 7 – Озерлага с ужесточенным режимом. Одновременно увеличивалось количество заключенных. К концу 1940-х в двух исправительно-трудовых лагерях было собрано для строительных работ около 100 тысяч человек (60 тысяч в Ангарлаге и 40 тысяч в Озерлаге), это почти вдвое превышало количество рабочих, задействованных в конце XIX века при строительстве Транссиба. Но лишь в январе 1959 года в постоянную эксплуатацию был сдан весь участок железной дороги Тайшет – Лена.
В городе силами заключенных построены многие объекты: ряд жилых домов по улицам Пушкина, Кооперативной, Фрунзе, Кирова и др., многие социально-культурные объекты, среди которых больница, столовая, баня, гостиница, несколько детсадов, магазины. Многие построенные в тот период здания эксплуатируется и сегодня.
На рубеже тысячелетий
Накануне кризиса 1990-х в городе Тайшете успешно работали фабрика швейных изделий, комбинат строительной индустрии, шпалопропиточный и авторемонтный заводы, мясокомбинат, пищекомбинат, хлебозавод, маслодельный завод и другие. Из них сохранились немногие. В последующие годы прекратили существование фабрика швейных изделий, комбинат строительной индустрии, хлебозавод, мясокомбинат и некоторые другие предприятия.
Улицы и индексы (138) Все улицы
Добавить информацию10 Сельхоз ул.
665006
19 Партсъезда ул.
665010
195-й кв-л.
665006
50 лет ВЛКСМ ул.
665006
8 Марта ул.
665008
Автозаводская ул.
665003
Академика Павлова ул.
665002
Андреева ул.
Базарная ул.
665000
БАМ СМП-579 тер.
665003
БАМ СМП-621 тер.
665003
Березовая ул.
665000
Бурлова ул.
665008
Весенняя ул.
665006
Водопроводная ул.
665004
Воинов-интернационалистов ул.
Гагарина ул.
Гаражный пер.
665004
Гастелло ул.
Горная ул.
665000
Знаменитые люди (1)
Добавить человека-
Кравков Максимилиан Алексеевич
В 1913-1917 годах жил на поселении в селе Тайшет Канского округа Красноярского уезда Енисейской губернии.
Добавить информацию в другие разделы
Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.