Показать регионы
Герб - Поселок городского типа Верхний Баскунчак Информация о гербе
Верхний Баскунчак на карте

Верхний Баскунчак (Астраханская область)

Редактировать
  • Статус
    Поселок городского типа (c 1936 г.)
  • Дата основания
    1903 г.
  • Муниципальное образование
    Городское поселение Поселок Верхний Баскунчак
    (центр муниципального образования)
  • Входит в
  • Субъект Федерации
  • Подчинение
    районное
  • Население (тыс.чел.)
    8,411 (2011)
  • Территория (кв.км)
    неизвестно
  • Координаты
    48°13'35'' с.ш., 46°43'20'' в.д.
  • Почтовые индексы
    416530
  • Телефонный код
    +7 851 41
  • Автомобильные коды
    30, 130
  • Прежние названия
    неизвестны
  • День города (села)
    неизвестно
  • Код ОКАТО
    12205557000
  • Код ОКТМО
    неизвестно

Администрация

  • Глава муниципального образования
    Тикеев Шагит Зейнишович
  • Адрес
    416530, Астраханская область, Ахтубинский район, п. Верхний Баскунчак, ул. Пролетарская, д. 129
  • Телефоны администрации
    +7 (851 41) 5-14-76, (851 41) 5-30-09, (851 41) 5-33-48, факс: (851 41) 5-14-76

Общие сведения

Редактировать
Верхний Баскунчак – поселок в составе Ахтубинского района Астраханской области, одноименная узловая железнодорожная станция. Поселок расположен в 8,5 км от соляного озера Баскунчак, в 39 км к востоку от районного центра – города Ахтубинска, в 320 км к северу от областного центра – города Астрахани. В 16 км от поселка проходит граница с Казахстаном.

Численность населения – 8 411 человек (2012 г.).

Поселок городского типа Верхний Баскунчак является административным центром муниципального образования «Городское поселение Поселок Верхний Баскунчак»

Фотографии (0)

Фотографий пока нет...
Добавить

История Верхнего Баскунчака

Редактировать
В 1882 году для транспортировки баскунчакской соли к Волге началась прокладка Баскунчакской железной дороги, завершившаяся в 1897 году. В 1903 году было закончено строительство участка железной дороги Верхний Баскунчак – Красный Кут. В месте пересечения двух железных дорог была открыта станция, образовался железнодорожный поселок.

В 1918 году поселок становится волостным центром. В начале 1920-х гг. здесь было две улицы – улица Советская и улица Сталина. В поселке было 126 частных домов, кроме того при железной дороге стояло еще 28 домов. Была семилетняя школа, в которой обучались 278 человек, работали 3 частных и 1 государственный магазины, открыты деревянный клуб и небольшая церковь. Население поселка составляло около 1 800 человек. До 1925 года Верхний Баскунчак входил в состав Енотаевского уезда Астраханской губернии.

В 1936 году поселок железнодорожников Верхний Баскунчак получил статус рабочего поселка. Здесь были построены новые железнодорожные объекты: тепловозное депо, вагонное депо, здание железнодорожного вокзала и другие. К 1940 году Верхний Баскунчак становится крупной железнодорожной станцией на линии Красный КутАстрахань. Численность населения поселка выросла до 3,5 тыс. человек, из которых около тысячи составляли железнодорожники. Улучшились условия труда, значительное внимание уделялось культурному и социально-бытовому развитию: детские сады и ясли, кино, спортивные площадки, проведение концертов и вечеров, художественная самодеятельность.

В период Великой Отечественной войны станция Верхний Баскунчак играла важную роль. Железнодорожный участок Баскунчакской солевозной дороги от Верхнего Баскунчака к Владимировской пристани был продлен до берега реки Волги, до станции Паромной. По этой линии пошли поезда из Саратова, Астрахани и восточных регионов страны. Одновременно строилась рокадная дорога по правому берегу Волги. Эта линия использовалась в дальнейшем для подвоза войск, вооружения, боеприпасов и продовольствия к Волге.

Значение станции значительно возросло во время Сталинградской битвы, Верхний Баскунчак стал важнейшим транспортным узлом. Узел более 2-х месяцев (с 15 июля по сентябрь 1942 г.) подвергался интенсивным бомбардировкам фашистов, пытавшихся сорвать регулярное движение поездов. Многие жилые дома железнодорожников, производственные и складские здания, станционные и экипировочные пути, коммуникации водоснабжения и топливоснабжения были разрушены или получили сильные повреждения. Железнодорожники старались в кратчайшие сроки восстановить пути, чтобы обеспечить безопасность перевозок, в короткие сроки был построен обводной путь на Ахтубинскую линию. Узел работал днем и ночью, люди были переведены на казарменное положение.

Верхний Баскунчак полностью выполнил задачу, возложенную на железнодорожный узел. После войны в центре поселка на братской могиле было установлено два обелиска, где перечислены имена погибших в годы Великой Отечественной войны.

В послевоенные годы поселок был полностью восстановлен в течение 10–15 лет. В 1965 году на Верхнем Баскунчаке создана ПМС (путевая машинная станция), основой для которой стала ремонтная колонна Верхнебаскунчакской дистанции пути. В начале 80-х гг. XX века началось укрепление технической базы ПМС, сюда поступили моторные платформы и укладочные козловые краны. В эти же годы машинная станция стала выполнять капитальный ремонт пути. В последующие годы ПМС оснастили машинами ВПО-3000 и ЩОМ-4. В 1968 году численность населения поселка достигла 8,4 тысяч человек.

В настоящее время поселок Верхний Баскунчак является крупнейшим железнодорожным узлом Приволжской железной дороги. Здесь построены 12 железнодорожных путей, парк сортировки, открыто 42 предприятия и учреждения, поликлиника, 3 средних школы с интернатом при ней, 4 детских сада. Образовались новые микрорайоны. На некогда пустынной земле сегодня расположен цветущий поселок. Через железнодорожный узел ежедневно идут пассажирские и грузовые и поезда.

Улицы и индексы (65) Все улицы

Добавить информацию
1-й Дачный пер.
416530
2-й Дачный пер.
416530
3-й Дачный пер.
416530
4-й Дачный пер.
416530
5-й Дачный пер.
416530
Абая ул.
416530
Астраханская ул.
416530
Богдана Хмельницкого пер.
416530
Богдинская ул.
416530
Вагонников ул.
416530
Вокзальный пер.
416530
Волгоградская ул.
416530
Восточная ул.
416530
Гипсовый пер.
416530
Городской проезд.
416530
Дачный 1-й пер.
416530
Дачный 2-й пер.
416530
Дачный 3-й пер.
416530
Дачный 4-й пер.
416530
Дачный 5-й пер.
416530

Экономика и социальная сфера

Редактировать
Экономика поселка связана с железнодорожным транспортом. Градообразующее предприятие муниципального образования «Поселок Верхний Баскунчак» – филиал ОАО «РЖД» Приволжская железная дорога эксплуатационной длиной 4 236,8 км. Каждые сутки по дороге отправляется более 100 тысяч тонн грузов: черные металлы, цветные металлы, нефть, сера, цемент, зерно. Ежегодно услугами Приволжской железной дороги пользуются более 25 миллионов пассажиров.

Учреждения культуры и спорта


  • Дом культуры
  • Филиал МОУ ДОД «Районная детская художественная школа № 4 им. П. И. Котова»
  • Филиал МОУ ДОД «Районная детская школа искусств № 21»
  • Центр детского творчества «Вита»
  • Музей русской и казахской культуры
  • Музей боевой славы
  • Центр «Шахматы»
  • Тренажерный зал
  • Кружок борьбы дзюдо
  • Кружок танцев
  • Центр настольного тенниса

Транспорт

Редактировать
Транспортная инфраструктура
Поселок Верхний Баскунчак связан железной дорогой с городами и населенными пунктами Астраханской и Саратовской областей. В поселке расположена узловая станция «Верхний Баскунчак» Астраханского отделения Приволжской железной дороги, находящаяся на пересечении линий Нижний БаскунчакВолжский и Урбах – Астрахань. На станции останавливаются все поезда дальнего следования. Осуществляется пригородное сообщение с Ахтубинском. Через станцию проходят грузовые поезда, здесь осуществляется сортировка составов с солью, следующих из поселка Нижний Баскунчак.

Верхний Баскунчак связан автомобильными дорогами с районным центром – городом Ахтубинском и с поселком Нижний Баскунчак.

Добавить информацию в другие разделы

Выберите раздел, в который Вы хотите добавить информацию.