Показать регионы

Благовещенский собор (Шлиссельбург)

Благовещенский собор – главный православный храм Шлиссельбурга, выстроенный в стиле раннего барокко в середине XVIII столетия. В настоящее время является действующим собором Шлиссельбургского благочиния Тихвинской епархии и центральной постройкой состоящего из трёх церквей храмового комплекса. Объект культурного наследия федерального значения.
Предыдущие церковные строения

Одной из достопримечательностей расположенного всего в 50-ти километрах от северной столицы города Шлиссельбурга является живописный, состоящий из трёх культовых построек храмовый ансамбль, центральный элемент которого – собор Благовещения Пресвятой Богородицы – главный соборный храм города.

История Благовещенского собора началась задолго до 1702 года, когда после 90-летнего шведского господства исконно русский остров Ореховый с расположенной на нём крепостью Орешек был отвоёван Петром I и вновь стал форпостом на северо-западных окраинах Российской империи, по указу императора украсившись новым деревянным храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Крепость же получила новое название – Шлиссельбург, из которой в конце XVIII столетия вырос город с одноимённым названием. 

Ещё во времена Новгородской республики именно в крепости Орешек, входившей в то время в состав Новгородских земель, видимо, и был выстроен первый деревянный храм, служивший, предположительно, кладбищенской церковью для отпевания умерших солдат гарнизона. Утверждать, что церковь со временем обновлялась, нельзя из-за отсутствия документальных свидетельств, можно лишь предположить, что в период, когда Ореховый остров был частью Новгородских земель, работы по её благоустройству проводились. С большей уверенностью можно говорить о том, что во времена шведского господства (1612–1702 года) церковь уже вряд ли существовала – во-первых, деревянные строения недолговечны, а во-вторых – маловероятно, чтобы шведы-протестанты заботились о сохранении и благоустройстве православного храма. 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что выстроенный в 1702 году Благовещенский храм не был первой православной церковью на Ореховом острове и его возведение лишь продолжило традицию устройства культовых строений у крепости Орешек. Хотя началом истории существования Благовещенского собора принято считать именно октябрь 1702 года, когда состоялось торжественное освящение храма, при котором присутствовал сам Пётр I. 

О внешнем виде и внутреннем убранстве первого храма сведений не сохранилось, но, судя по тому, что именно в нём целый год (август 1723 – август 1724) покоились мощи святого благоверного князя Александра Невского, перевезенные из владимирского Богородице-Рождественского монастыря для хранения их в Александро-Невской Лавре, Благовещенский храм был достаточно благоустроен и посещаем императором Петром I. 

Из-за сырого климата деревянный собор вскоре обветшал и в 1725 году был разобран, но уже в следующем году по инициативе жителей города начался сбор средств на строительство новой церкви. Храм возвели достаточно быстро и в октябре 1728 года его освятили, как и предыдущий, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Судьба этого храма также была недолгой – в 1756 году он сгорел при пожаре и несколько лет его восстановлением никто не занимался.

Нынешний Благовещенский собор

В 1763 году началось строительство нового каменного храма в стиле раннего барокко, завершённое в начале лета 1764 года, и в августе того же года церковь была освящена. 

Фасады прямоугольного в плане каменного строения в виде однокупольной базилики с двусветными окнами неизвестный архитектор расчленил на пять частей пилястрами большого ордера, входные порталы акцентировал обрамлёнными рустованными пилястрами треугольными фронтонами, нижний ряд прямоугольных окон оформил арочными перемычками и барочными наличниками, углы трёхгранной апсиды декорировал пилястрами. 

Интерьер храма украшал резной двухъярусный иконостас, выкрашенный в голубой цвет с позолоченными элементами и помещёнными в нём иконами «старого» и «нового» письма. Особенно чтим был прихожанами образ святого Димитрия Солунского в драгоценной, покрытой золотом ризе, хранившийся в особом киоте. 

На возведение нового храма средства выделили, предположительно, дворяне Сибилёвы, чей семейный склеп был устроен в стенах храма, и некий полковник А. Белов, скончавшийся, согласно сохранившейся на одной из стен памятной бронзовой доске, в 1766 году. У стен храма также хоронили представителей дворянских и купеческих фамилий – Голицыных (1737 год), Белозёровых (1784 год), Дудиных (1777 год). 

Благовещенский храм был неотапливаемый, поэтому в декабре 1770 года рядом с ним выстроили и освятили в честь Николая Чудотворца небольшую тёплую каменную одноглавую церковь, в которой до начала XX столетия хранилась почитаемая прихожанами икона Николая Угодника в серебряной ризе. 

Первоначально глава Благовещенского храма была деревянной, а внутреннее пространство было подчёркнуто плоским деревянным навесным потолком, сочетающимся с гладкими стенами, но в 1788 году началась перестройка здания, затронувшая как внешние, так и внутренние конструкции. Так, с западной стороны к храму была пристроена трёхъярусная колокольня со шпилем, а внутри вместо навесного потолка был сооружён каменный крестовый свод. Для укрепления свода были установлены 8 массивных столбов, разделивших внутреннее пространство на три нефа. Видимо, тогда же фасады храма были окрашены в мягкий розовый цвет, а декоративные детали (пилястры, антаблемент, наличники) – в белый, вместо деревянной главы появилась каменная, были сооружены хоры, на которые можно было попасть со второго яруса колокольни и дополнен небольшой луковичной главкой алтарь. 

В 1795 году работы по благоустройству церкви были завершены, а в 1797 году оба храма – Благовещенский и Никольский – опоясала каменная ограда, заменённая в 1840 году на установленное на высокий плитный цоколь каменное ограждение с одними воротами и железной и, частично, чугунной решёткой. 

В 1864 году с другой стороны от Благовещенской церкви в пределах ограды выстроили часовню в честь Казанской иконы Божьей Матери, благодаря чему сложился ныне существующий храмовый комплекс, главным элементом которого и сейчас является Благовещенский собор.

Изначально Благовещенская церковь была приписана к расположенному в Шлиссельбургской крепости собору Рождества Иоанна Предтечи, но в 1828 году её сделали приходской, а в 1864 году, в связи со столетним юбилеем, соборной. В то время в приход собора входили четыре деревни и две дачи в Шлиссельбургском уезде, а причт собора и Никольской церкви состоял из двух священников, диакона и трёх дьячков, в обязанности одного из которых входило ведение метрических книг. К 1900 году в приходе собора числилось уже пять деревень с 339 дворами и 3636 прихожанами обоих полов, а также, помимо Никольской церкви и Казанской часовни, к собору был приписан каменный храм Преображения Господня, расположенный на Шлиссельбургском городском кладбище. Духовенство проживало вне территории храмового комплекса – для них был отведён дом в Шлиссельбурге. 

Из-за смены статуса храма в 1877–1882 годах под руководством епархиального архитектора Санкт-Петербурга Григория Ивановича Карпова был проведён комплекс ремонтных работ, в результате которых к апсиде пристроили пономарскую и ризницу, заменили кровлю храма и шпиль колокольни, заложили порталы северного и южного фасадов, устроив их немного западнее, для чего были переделаны оконные проёмы. С 1900 года собор стал тёплым – в нём сделали печное отопление и установили вторые оконные рамы, а в 1903 году обновили роспись парусов и купола. 

Судьба собора в советский период

Рьяно исполнявшие Декрет об отделении церкви от государства большевики добрались до Благовещенского собора лишь в 1935 году. Храм был закрыт, ценности экспроприированы, приход ликвидирован. Новые руководители города планировали использовать здание бывшего собора под Дом культуры, даже начали частичный демонтаж постройки, но в итоге передали его судоремонтным мастерским (по другим данным в соборе был устроен продуктовый склад, а позднее – спортивный клуб, который, кстати, стал использовать соборную колокольню как парашютную вышку).

В самом начале Великой Отечественной войны Шлиссельбург оккупировали немцы, но именно в тот период Благовещенский собор, хоть и подвергся обстрелам, был действующим. Но уже в следующем после освобождения города от оккупантов 1944 году в здании храма вновь разместились склады и конторы. В 1949 году прихожане ходатайствовали о возобновлении богослужений в соборе, но им было отказано. 

В 1963 году сильно пострадавшее во время военного лихолетья здание собора было частично отремонтировано и в 1967 году для размещения производственного цеха было передано фирме звукозаписи «Мелодия» с условием восстановления старинной постройки. Руководство «Мелодии» не стало озадачиваться такими «мелочами», реконструировав бывший храм для своих нужд, и только в 1970 году началась комплексная реставрация, завершившаяся в 1981 году. Команда реставраторов под руководством архитектора А. Н. Милорадовича выполнила целый комплекс работ, включивших в себя восстановление общего объёма храма и его кровли, барабана, алтарной части, а также восстановление колокольни до купола. 

Август 1990 года стал знаменательным для жителей города – Благовещенский собор был возвращён верующим и уже в 1991 году в нём было совершено первое после десятилетий забвения богослужение. В том же году началась масштабная реставрация храмового комплекса, в результате которой отреставрированы фасады и интерьеры Никольской церкви и Казанской часовни. В настоящее время в храме и часовне совершаются богослужения. 

В феврале 1995 года Указом Президента РФ Благовещенский собор как памятник архитектуры был включён в перечень объектов культурного наследия народов России

Продолжается реставрация Благовещенского собора, настоятелем которого с 2000 года служит протоиерей Евгений Горячев. Занимается восстановлением собора благотворительный фонд «Благовещение», получивший всю разрешительную документацию на проведение ремонтных работ. Согласно смете, общая сумма ремонта определена в 37 миллионов рублей, и на сегодняшний день уже частично заменена кровля собора. Но это только начало и жители города надеются, что в их главном храме вновь зазвучат молитвы, а чтобы это произошло как можно скорее, просят всех неравнодушных оказать посильную финансовую помощь в этом богоугодном деле.