Показать регионы

Церковь Вознесения Господня (Кимры)

Церковь Вознесения Господня (Вознесенская церковь) – каменный православный храм в городе Кимры Кимрского благочиния Тверской епархии. Построен в 1813 г. В настоящее время храм действующий.
История церкви

Храм впервые упоминается в описании Кимрской дворцовой волости. Царь Михаил Федорович в 1635 г. пожаловал боярину Алексею Михайловичу Львову за посольскую службу: «…село Кимра на реке на Волге да на речке на Кимерке, а в селе церковь Вознесение Господа нашего Иисуса Христа древяна клетцки с папертми, а в церкви деисус и двери царские и образы месные и ризы и книги и колокола…». Со временем по названию церкви Вознесенской стороной стали называть все Заречье.

В 1677 г. на месте прежнего обветшавшего или сгоревшего во время пожара храма построили новую деревянную Вознесенская церковь, в которой было два придела – во имя Димитрия Солунского (левый) и во имя Петра и Павла (правый). Освящение одного из приделов в честь Димитрия Солунского можно объяснить тем, что в начале ХVII столетия в селе Богунино была церковь, освященная во имя этого святого (это известно из Кашинской писцовой книги 1628–1629 гг.). Когда храм обветшал и богослужения в нем прекратились, крестьяне Богунина стали прихожанами Вознесенской церкви. По всей видимости, учитывая пожелания прихожан, левый предел был освящен в честь Димитрия Солунского.

В 1770 г. рядом с действующей церковью возвели деревянный храм Успения Божией Матери. 

К началу XIX века Вознесенская церковь заметно обветшала и в 1808 г. прихожане и причт подали прошение Тверскому Владыке разрешить строительство нового каменного храма с приделами Димитрия Солунского и Петра и Павла. 14 декабря того же года разрешение было получено.

В начале 1810 г. деревянная церковь Вознесения Господня была разобрана, а на ее месте началось строительство каменного храма, осуществлявшееся на средства прихожан и братьев Якова и Николая Башиловых. Спустя три года, 2 мая 1813 г. в Тверскую духовную консисторию поступил рапорт от благочинного округа священника Василия Иванова о завершении строительства церкви и готовности ее к освящению. 22 мая протоиерей Спасо-Преображенского собора Твери Иоанн Синицын совершил чин освящения храма. Главный престол церкви был освящен во имя Вознесения Господня, левый придел – в честь Святого великомученика Димитрия Солунского, правый – во имя Успения Божьей Матери (в память о разобранном к тому времени деревянном храме Успения Божьей Матери). В причте новопостроенной церкви состояли: священник Стефан Иванов, диакон Тимофей Автономов, дьячок Иван Михайлов и пономарь Петр Петров.

Новый каменный храм оказался недостаточно просторным. В праздничные дни он не мог вместить всех прихожан. Поэтому в 1820-х гг. была разобрана трапезная и выстроена новая, более просторная. Работы по расширению трапезной финансировал купец Александр Степанович Мошкин. В теплой трапезной с приделами, отапливаемой четырьмя изразцовыми печами, зимой совершались богослужения. В 1836 г. на средства А. С. Мошкина была перестроена колокольня, ставшая на целый ярус выше. В течение многих лет купец оказывал церкви и причту щедрую денежную помощь и завещал храму после своей смерти значительную часть своих финансовых сбережений.

Храм опоясывала каменная ограда, внутри которой находились церковная сторожка и приходское кладбище. Рядом с церковью, на пересечении улиц Большой и Вознесенской (ныне улицы Орджоникидзе и Салтыкова-Щедрина) располагалась небольшая каменная часовня. 

В ризнице церкви Вознесения Господня в течение долгого времени хранилась жалованная грамота 1688 года царей Петра I и Иоанна V Алексеевичей, их сестры Софьи Алексеевны, выданная боярину Салтыкову Федору Петровичу на вотчинное владение селом Кимры. Копия этой грамоты в настоящее время хранится в краеведческом музее города. 

Среди реликвий храма – Евангелия, датированные 1640 и 1677 гг. Еще одна реликвия – запрестольный образ Смоленской иконы Божьей Матери в серебряной вызолоченной ризе, украшенной жемчугами, хранящийся в алтаре придела Успенья Богородицы. Эта риза была изготовлена на сбережения крестьянина села, церковного старосты Димитрия Башилова. 

В 1900 г. прихожанами Вознесенского храма являлись жители села Кимры (главным образом, Вознесенской стороны села), деревень Богунино, Галанино, Емельяновка, Конюхино, Мыльцевка, Савелово, Слободищи, Титово, Ушаковка – всего 1 913 прихожан (888 мужчин, 1 025 женщин). 

После Октябрьской революции начались гонения на Православную Церковь. По договору, заключенному 5 апреля 1919 г., Кимрским уездным исполкомом в лице И. Комлева Вознесенская церковь была передана религиозной общине в безвозмездное пользование. Этим договором деятельность общины была сильно ограничена, а прихожане подпадали под контроль властей.

В 1919 г. по просьбе властей губернии реликвия, хранящаяся в храме – царская жалованная грамота боярину Федору Петровичу Салтыкову 1688 года – была передана Тверскому музею. 

В последующие годы в храме проводились многочисленные проверки. 3 октября 1927 г. церковь подверглась ограблению. Ворами, перепилившими металлическую оконную решетку, были похищены несколько икон и предметы церковной утвари. 

Начиная со второй половины 1930-х гг. действующей в Кимрах оставалась только церковь Вознесения Господня. Службы совершали священнослужители РПЦ, а также обновленцы. 

В 1935 г. разобрали каменную ограду вокруг храма, полученным материалом была вымощена часть улицы Ленина. А в начале 1941 г. церковь закрыли, в здании устроили маслобойный завод, а позже склады.

В 1990 г. началось возрождение церкви Вознесения Господня. С 1991 г. в ней возобновлено богослужение. 

Архитектура и убранство храма

Внешний вид Вознесенской церкви был традиционным для своего времени: основной объем в виде трехсветного четверика, увенчанного пятиглавием с полуциркулярной апсидой. Прямоугольная двусветная трапезная с округленными углами, южный и северный фасады которой декорированы портиками из четырех полуколонн, западный фасад – шестиколонным портиком.

Иконостас главного придела был четырехъярусным, придельные иконостасы – одноярусными. Наиболее почитаемыми иконами были: образ Спасителя, икона Знамения Божией Матери, Успения Пресвятой Богородицы, иконы великомученика Димитрия с житием и страданиями, апостолов Петра и Павла, Вознесения Господня, сошествие Христа во ад. 

Стройная четырехъярусная колокольня увенчана барабанчиком с главкой. Ее нижний ярус включен в трапезную и используется как притвор. На колокольне было 10 колоколов, звон которых созывал прихожан на богослужения. Самый старый колокол был отлит в западной Европе в ХVII веке, главный колокол отлит на заводе М. Г. Богданова в Москве и весил 252 пуда 25 фунтов. 

Высоко ценился у кимряков серебряный крест, весивший более двух фунтов со святыми образами, выполненными из финифти, с надписью на оборотной стороне: «Сей животворящий крест устроен в селе Кимры во храме Вознесения Господня в память посещения оного 12 июня 1842 года графиней Юлией Павловной Самойловой на пожалованную ею сумму при священнике Алексее Иоанновиче Никольском и старосте Кирилле Ивановиче Сивогине»