Показать регионы

Мамаев курган

Мемориал «Героям Сталинградской битвы» был открыт в Волгограде 15 октября 1967 г. Грандиозный памятник безмерной отваге советских воинов в годы Великой Отечественной войны был сооружён по проекту творческой группы скульптора  Е. В. Вучетича и архитектора Я. Б. Белопольского почти за  9 лет.
Геологическое происхождение и строение

Тщательные геологические исследования, проводившиеся в течение многих лет, достоверно показывают, что Мамаев курган – это возвышенность естественного происхождения. Она образовалась примерно 1 млн. лет назад и в наши дни её высота над уровнем реки Волги составляет 113 м, над окружающей территорией – 60–70 м и над уровнем моря 102 м.

В морфологическом отношении курган представляет собой холм-останец, оформившийся в результате длительных геологических процессов отчленения оврагами и балками от основного массива Приволжской возвышенности. Верхняя часть холма сложена из милетовых глин (толщина до 30 м), сформировавшихся из осадочных пород древнего моря. Нижняя часть кургана сложена из песчано-опоковидных глин, отличающихся особой плотностью и водонепроницаемостью. На отдельных участках кургана, в том числе, по разлому, проходящему с севера на юг, вклиниваются пласты песка.

Почвенный покров Мамаева кургана образован светло-каштановыми супесчаными или солонцовыми почвами, аллювиальными почвами балок и др. Местами встречаются солончаки.

Курган окружён множеством оврагов и балок, часть которых в настоящее время засыпана в результате деятельности человека. В наши дни  все сколны кургана  террасированы с озеленительной целью и это привело к смешению различных типов почв.

Краткий исторический экскурс

Значительно возвышающийся над окружающей местностью Мамаев курган издавна играл важную роль в стратегическом отношении. С ним связано несколько интересных преданий. По одному из них в годы расцвета Золотой Орды здесь находился наблюдательный пункт татарского войска. Дежурные караульные на вершине холма имели прекрасную возможность следить за текущей обстановкой и в случае внезапного нападения на соседнюю заставу. По другой легенде, под склонами кургана находится могила татарского хана Мамая, отчего он и получил своё название. Проводившиеся вначале ХХ в. археологические экспедиции своими находками отчасти подтверждали эти смелые предположения и давали пищу для возникновения новых легенд. Но события  Великой Отечественной войны затмили собой древние предания и сделали Мамаев курган по-настоящему легендарным.

Бои за Сталинград на Мамаевом кургане

При приближении немецких войск к городу, господствующий над Сталинградом курган приобрёл особо важное стратегическое значение. С его вершины отлично просматривается как панорама города в целом с важными объектами, так и заволжские степи на восточном берегу реки. До 12 сентября на вершине кургана располагался пункт наблюдения 62-й армии, но после прорыва немецких войск в центральный район города он был перемещён в другую часть города.

С первых чисел сентября 1942 г окрестности кургана с западной стороны прикрывали части 10-й дивизии войск НКВД. На северо-западном склоне действовала 112-я стрелковая дивизия. Бои за обладание Мамаевым курганом развернулись с 13 сентября. На следующий день германской армии удалось захватить вершину кургана. На помощь обороняющимся частям 62-й армии была направлена 13-я гвардейская стрелковая дивизия, которой командовал генерал-майор А. И. Родимцев. Объединёнными усилиями вершина Мамаева курган была отбита у противника 16 сентября.

Спустя три дня участниками сражения стали бойцы 95-й стрелковой дивизии полковника В. А. Горишного. Ночью 23 сентября, успешно форсировав Волгу, в бой вступили части 284-й стрелковой дивизии под командованием Н. Ф. Батюка. Этим подразделениям удалось продвинуться вглубь правого берега Волги на расстояние более километра и закрепиться у метизного завода и высоты 102,0 (так в военных документах обозначался Мамаев курган).

В начале октября чаша весов вновь склонилась в пользу немецких войск. Им снова удалось занять вершину Мамаева кургана и создать сильную заградительную и огневую системы. На склонах кургана появились минные поля и укреплённые огневые точки, созданные гитлеровцами из водонапорных баков. Под контролем советских войск остался только восточный склон кургана, но линия фронта в первой декаде октября стабилизировалась.В середине месяца положение 284-й дивизии вновь осложнилось, но несмотря на все многочисленные попытки противника продвинуться вперёд, дивизия удерживала свои позиции. В ожесточённых сражениях прошла вся оставшаяся  осень и начало зимы 1942 г. Особенно яростные бои развернулись за водонапорные баки.

В начале января 1943 г. советским командованием была поставлена задача полностью овладеть высотой 102,0. После тщательной разведки и артиллерийской подготовки в ночь с 11на 12 января было предпринято наступление, в результате которого 13 января вершина Мамаева кургана была взята. На наступление 284-й дивизии немцы постоянно отвечали отчаянными контратаками. Однако 26 января сопротивление противника было окончательно сломлено, и бойцы 284-й дивизии вышли на западный склон кургана, где встретились с войсками 21-й армии.

Первыми к месту соединения советских войск вышли танки 121-й танковой бригады полковника М. В. Невжинского. В наши дни на этом месте установлен на постаменте танк Т-34 из колонны «Челябинский колхозник». Соединение 62-й армии и 121-й танковой бригады расчленило вражескую группировку и способствовало её окончательному уничтожению. В течение следующих нескольких дней склоны Мамаева кургана полностью перешли под контроль советских войск.

Одно из самых кровопролитных сражений Второй мировой войны продолжалось на склонах Мамаева кургана 135 дней и унесло жизни более 34 тыс. советских воинов. Первый памятник героям – обелиск на братской могиле – был установлен 8 февраля 1943 г.

Проектирование, строительство и композиционное решение мемориала

Идея увековечить память о героях масштабного сражения Второй мировой войны в Сталинграде возникла почти сразу после прекращения боевых действий. В течение десяти лет, с 1945 по 1955 гг. по всей стране проходили конкурсы на проект мемориала. По результатам длительной подготовительной работы, вести разработку окончательного проекта было поручено творческому коллективу скульптора Е. В. Вучетича.

Совет Министров СССР 25 января 1958 г. принял Постановление № 100 о строительстве в Сталинграде памятника-ансамбля. Технический проект скульптора Е. В. Вучетича был одобрен Исполкомом Сталинградского областного совета депутатов трудящихся, решением №11/240.

В тесном сотрудничестве со скульптором работали архитектор Я. Б. Белопольский и инженерно-техническая группа доктора технических наук Н. В. Никитина. Военно-историческим консультантом выступил маршал Советского Союза В. И. Чуйков. В творческой работе также принимали активное участие архитекторы В. А. Демин, Ф. М. Лысок, скульпторы В. Е. Матросов, В. А. Марунов, А. А. Теренков, А. С. Новиков, А. А. Мельник, Л. М. Майстренко, М. С. Алешенко.

Разработка чертежей была поручена проектному институту Сталинградпроект. Проведение строительных работ было доверено Сталинградгидрострою, мощной организации, располагавшей квалифицированными кадрами и материальной базой. По инициативе строителей в проект были внесены коррективы, в соответствии с которыми сложные железобетонные каркасные конструкции оснований мемориала были заменены на качественные насыпи.

Первые наброски проекта были сделаны Е. В. Вучетичем ещё в 1948 г., после завершения сооружения мемориального комплекса в Трептов-Парке (Берлин). К воплощению творческих идей коллектив приступил только спустя 10 лет, 2 февраля 1958 г. На первом этапе на территории будущего мемориала было обезврежено более сорока тысяч снарядов, авиабомб и мин. Масштабные земляные работы на склонах кургана начались в 1959 г. Два последующих года осуществлялось формирование контуров будущей строительной площадки: насыпался грунт под основание монумента «Родина-мать зовёт!», сооружались дамбы, подготавливались земляные площадки на месте будущих площадей. За этот период были возведены из железобетона подпорные стены площади «Стоять насмерть!» и по периметру будущего Зала Воинской славы, проводились работы по формированию фундамента главного монумента  комплекса.

1961 год стал началом воплощения в бетоне скульптурных композиций. Прежде всего, была выполнена скульптура «Стоять насмерть!», а за ней последовали фундаментальные Стены-руины. Одним из завершающих этапов строительства стало возведение здания Зала Воинской славы в 1967 г. Но в ходе осуществления проекта в него неоднократно вносились существенные изменения. В составе мемориального комплекса первоначально было запланировано строительство панорамы, освещающей события Сталинградской битвы. Однако позже, в 1963 году, было принято решение разместить панораму в другом районе города, хотя здание для неё было уже частично построено. Недостроенное здание было частично разобрано и перепланировано под мемориальный Зал Воинской славы.

Были внесены коррективы и в некоторые другие объекты комплекса. На площади Скорби должна была разместиться Стена Слёз с фамилиями воинов, павших в боях на Мамаевом кургане. В верхней части стены предполагалось разместить дренчерную установку. С её помощью авторы проекта планировали имитировать текущие слёзы по погибшим героям. На площади Героев в первом варианте вместо бассейна было предусмотрено обустройство зелёной площадки.

Сложнейшим и наиболее длительным процессом стало возведение главной скульптуры всего мемориального комплекса – монумента «Родина-мать зовёт!». В ходе работы над проектом Е. В. Вучетич отказался  от первоначального варианта монумента. В нём предполагалось создание скульптурной композиции из двух фигур. Первая из них должна была изображать Родину в образе женщины со знаменем победы в правой руке и снопом колосьев в левой. Передней планировалось разместить вторую фигуру – коленопреклонённого солдата, целующего колосья.

Позднее скульптор кардинально пересмотрел свой замысел. В результате сложного творческого поиска он остановился на другом художественном решении образа Родины-матери. Место двухфигурной композиции заняла гигантская скульптура энергичной, порывистой женщины, сжимающей в правой руке воздетый к небу меч. В порыве благородного негодования Родина-мать призывает свой народ на яростную борьбу с захватчиками. Развивающиеся на сильном ветре волосы и одежда, суровое выражение лица – всё это олицетворяет неукротимую силу, призыв к справедливому возмездию и освобождению родной земли.

Ко Дню Победы в 1967 г. на статуе был установлен и укреплён меч, а летом этого же года завершилось строительство Зала Воинской славы и благоустройство территории мемориала. Для завершения строительства всего комплекса потребовалось около девяти лет.

Полностью законченный мемориальный комплекс представляет собой многоплановую объёмно-пространственную архитектурную и строительную композицию, объединённую общей идеей – увековечивания воинского подвига защитников Сталинграда. Основой композиции стала территория Мамаева кургана, ставшего ареной ожесточённых боёв и усыпальницей для многих десятков тысяч бойцов в годы Великой Отечественной войны. Творческому коллективу удалось решить все поставленные перед ним задачи. Во-первых, успешно расположить все объекты мемориала на местности со сложным по форме рельефом; во-вторых, художественными средствами архитектуры и скульптуры рассказать о масштабах Сталинградского сражения и героизме воинов; в-третьих, добиться гармоничного сочетания всех частей мемориала друг с другом, окружающим ландшафтом, близлежащей городской застройкой.

Музыкальное оформление, графические изображения, мозаики также стали неотъемлемой частью мемориального комплекса. Несёт смысловое значение и озеленение территории мемориала: на площади комплекса высажены наиболее типичные для России деревья, прежде всего, это ель и берёза.

В сооружении памятника «Героям Сталинградской битвы» приняли активное участие рабочие и специалисты художественных и промышленных предприятий из разных уголков страны, в том числе:
  • Московский скульптурный комбинат;
  • Тушинский завод машиностроения;
  • Трест «Южстальконструкция»;
  • Мозаичная мастерская Академии художеств СССР;
  • «Волгоградгидрострой».

Структура мемориального комплекса

Ансамбль-памятник занимает территорию в 26 га. Начиная от проспекта им. В. И. Ленина монументы и сооружения мемориального комплекса протянулись на расстояние 820 м до главного монумента. Территория ансамбля состоит из ряда террас и площадей, постепенно поднимающихся от подножия холма до его вершины. Верхняя смотровая площадка у основания скульптуры «Родина-мать зовёт!» находится на высоте 78 м относительно входа в мемориал с проспекта Ленина.

Осмотр громадного комплекса начинается с вводной композиции «Память поколений», расположенной на самом нижнем уровне, на Входной площади. Она представляет собой фрагмент сильно разрушенной стены здания, на которой размещён горельеф, изображающий траурную процессию. Дополняют сцены скорби разных поколений и их преклонения перед отвагой павших героев установленные на площади тумбы с опалённой войной землёй из 12 городов-героев.

Ведущая от Входной площади лестница через аллею тополей приводит посетителей на Площадь «Стоять насмерть!». В её центре посреди бассейна установлена впечатляющая скульптура солдата, как будто вырастающая из родной земли. На основании памятника можно прочитать многочисленные надписи, передающие высокий моральный дух советских воинов.

От площади «Стоять насмерть!» начинается следующая лестница, которая проходит между мрачными Стенами-руинами. Посетитель как будто оказывается на улице разрешеченного войной города, защитники которого не сложили оружия. Сюжеты рельефов правой стороны посвящены обороне города, левой – второй части Сталинградского сражения, наступлению. Усиливает тревожную атмосферу этой части мемориала периодически звучащие сводки Совинформбюро и песни военных лет.

За постепенно сужающейся лестницей открывается перспектива ещё одной площади ансамбля. Площадь Героев с левой стороны ограничена масштабной стеной-знаменем, а с правой стороны расположены шесть скульптурных композиций. Каждый из монументов посвящен различным эпизодам фронтовых будней. Один из них изображает раненого командира, второй – санитарку, выносящую раненого с поля боя, третий – сраженного знаменосца и его товарища, подхватывающего падающее знамя.

От площади Героев можно пройти вдоль гигантского барельефа на подпорной стенке на Площадь Скорби или посетить Зал воинской славы. В круглом здании на пурпурных мозаичных знамёнах начертаны имена погибших за город воинов. В центре зала из земли вздымается рука, сжимающая факел с огнём скорби по погибшим, огнём жизни для будущих поколений. Около Вечного огня в светлое время суток в почётном карауле стоят воины волгоградского гарнизона. Каждый час можно стать свидетелем ритуала торжественной смены караула.

После посещения Зала воинской славы посетитель выходит на последнюю площадь мемориала – Площадь Скорби. Основа композиции площади – скульптура, изображающая сгорбленную горем женщину, оплакивающую погибшего сына. У её ног – наполненный водой бассейн, целое озеро слёз. На этой же площади находится могила командующего 62-й армией, маршала В. Чуйкова. Вдоль аллеи, ведущей к главному монументу, расположено 37 мемориальных плит с именами Героев Советского Союза – защитников Сталинграда.

На небольшом холме, ставшей общей могилой для тысяч защитников Сталинграда, поблизости от Площади Скорби, находится главный монумент мемориала – «Родина-мать зовёт!». Колоссальная скульптура экспрессивной женщины высотой 52 м передаёт всю силу благородного негодования советского народа в годы войны и яростный призыв всем людям в едином порыве подняться на борьбу с захватчиками.

Ансамбль-памятник на Мамаевом кургане – это синтез различных видов искусства, объединённых одной идеей о величии духа воинов, защищающих родную землю. Это навечно окаменевшая боль от утраты тысяч сограждан и предупреждение будущим поколениям.