Показать регионы

Палаты угличских князей

Палаты угличских князей – единственная сохранившаяся часть большого княжеского дворца угличского удельного князя Андрея Большого и самое старое гражданское здание Углича, в наши дни являющееся составной частью ансамбля Угличского кремля, в котором размещаются экспозиции Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея. Объект культурного наследия народов России. 
Немного истории

В 1462 году младший брат великого московского князя Ивана III Васильевича, князь Андрей Васильевич Большой после смерти отца стал удельным князем Угличским и решил пышно обустроить располагавшуюся в Угличском кремле княжескую резиденцию. 

Помимо расширения территории кремля, в самой крепости в 1480-х годах началось каменное строительство, включившее в себя возведение Спасо-Преображенского собора и огромного княжеского дворца с большим количеством теремов и хором, соединённых между собой крытыми переходами и галереями. Главным строением ансамбля княжеского дворца стали выстроенные из большемерного кирпича княжеские Палаты – трёхъярусное строение, первый (подклетный) ярус которого разделялся на два помещения, использовавшиеся для хозяйственных нужд, во втором располагались жилые комнаты, а верхний предназначался для пышных приёмов и представлял собой большой парадный зал, площадью 80 квадратных метров, обильно украшенный настенными росписями и прорезанный высокими узкими окнами. Для сообщения между вторым и третьим этажами внутри стен была проложена лестница.

Фасады здания Палат мастера оформили достаточно скромно, только верхний ярус декорировали более нарядно – поясками-бровками над оконными проёмами и несколькими рядами поребрика (специальной орнаментированной кирпичной кладкой). 

Сам дворец, поставленный на высокий каменный подклет, вероятно, был деревянным, поэтому до наших дней не сохранился, но, судя по результатам раскопок, его обращённый к площади главный фасад был оформлен «красным» крыльцом, по которому попасть в парадный зал палат можно было прямо с площади. Фасады дворца были богато украшены изразцами, в оформлении лестниц широко применялись керамиковые балясины, а при настиле полов – керамиковые плитки. Самые важные помещения дворца изнутри были украшены фресковой живописью. 

После опалы, заточения в тюрьму и смерти князя Андрея Васильевича Большого в 1492 году княжеские хоромы использовались наместниками, но со временем деревянные строения постепенно обветшали и были разобраны. Остались лишь некоторые терема и каменные Палаты, в которых и поселились высланные из Москвы в 1584 году после смерти Иоанна IV Грозного царевич Дмитрий с матерью Марией Фёдоровной Нагой и её братьями. Спустя несколько лет во дворе Угличского кремля произошла одна из самых загадочных драм в российской истории – смерть царевича Дмитрия в мае 1591 года. 

После смерти младшего сына Иоанна Грозного Дмитрия его мать постригли в монахини и отправили в отдалённый монастырь, а в княжеских Палатах, с тех пор также называемых Палатами царевича Дмитрия, с 1601 по 1606 год проживал шведский принц Густав, которого царствовавший тогда Борис Годунов ранее сватал за свою дочь – царевну Ксению. После многих чудачеств принца царь Борис отказал ему в женитьбе на дочери и выслал Густава из Москвы в Углич, где тот спокойно и жил в княжеских палатах, занимаясь там химическими опытами, за что заслужил у местных жителей дурную славу алхимика и чернокнижника. 

О судьбе Палат в XVII столетии сведений в истории не сохранилось, а следующие упоминания о них датируются временем правления Петра I. Тогда для строительства Санкт-Петербурга нужен был кирпич, поэтому уцелевшие к тому времени княжеские хоромы были разобраны, а здание Палат угличских князей, хотя и было достаточно обветшавшим, просто чудом уцелело. 

Привести в относительный порядок здание Палат смогли только в середине XVIII века. Главный архитектор Москвы в период правления императрицы Елизаветы Петровны Дмитрий Васильевич Ухтомский, в 1752–1757 годах работавший в Угличском кремле над реставрацией церкви царевича Димитрия на крови, немного отремонтировал и княжеские Палаты, заменив обветшавшую кровлю новой, деревянной. Других ремонтных работ Д. В. Ухтомский более не проводил, направив в Сенат заключение о катастрофическом состоянии здания и нецелесообразности его ремонта. Архитектор даже предлагал разобрать Палаты и выстроить на их месте новое здание, но дальше предложения дело не пошло и Палаты остались в своём прежнем виде. 

К началу XIX столетия деревянная кровля обвалилась и по стенам здания пошли трещины, но благодаря угличскому купцу 2 гильдии Александру Васильевичу Кожевникову старинный памятник удалось отремонтировать. На пожертвования купца в 1802 году кровлю здания покрыли железными листами, с северной стороны вместо старого пристроили новое каменное крыльцо, увенчав его фигурой двуглавого орла, расписали интерьеры парадного зала и обнесли Палаты кованой оградой с колоннами. 

В 1890–1892 годах здание княжеских Палат, в связи с 300-летием со дня гибели царевича Дмитрия, вновь отремонтировали на средства, выделенные Городской Думой. Реставрационными работами руководил русский архитектор Николай Владимирович Султанов, по проекту которого было выполнено парадное крыльцо с шатровыми рундуками, в парадном зале устроен крестовый свод и несколько изменена форма кровли, а сама она покрыта медными листами и украшена ажурными подзорами и гребнями. 

После открытия на территории Угличского кремля в 1892 году Музея древностей в здании Палат разместились первые экспозиции музея, существующие в нём и в наши дни. 

За пять с лишним веков, прошедших со дня постройки здания, культурный слой поднялся настолько высоко, что скрыл под землёй нижний, подклетный ярус, но даже несмотря на это, Палаты угличских удельных князей и сегодня впечатляют своим внешним видом и размерами, а талант и мастерство древних зодчих, сумевших создать в далёком XV веке, без преувеличения, произведение каменного искусства, и сегодня восхищают наших современников.