Показать регионы

Софийский собор (Вологда)

Собор Софии Премудрости Божией (Софийский собор) – самое древнее каменное сооружение Вологды, в прошлом являвшееся кафедральным храмом Вологодской епархии и центром духовной жизни Вологодского уезда, в настоящее время – памятник архитектуры и объект культурного наследия РФ. Выстроен во II половине XVI века, упразднён в начале XX века и в настоящее время находится в совместном пользовании Вологодской епархии и Вологодского музея-заповедника, являясь частью архитектурного и музейного ансамбля Вологодского кремля. 
По царскому указу

К середине XVI столетия Вологда, менее столетия ранее закреплённая за Московским княжеством как Вологодский уезд, стала одним из важных транзитных центров внешних торговых связей на северо-западе тогдашнего Московского княжества. Для грузов и товаров из Голландии, Англии и других стран был устроен государев кладовой двор, а в 1566 году по указу царя Иоанна IV Грозного, решившего сделать Вологду столицей Опричнины, было начато строительство государева детинца, вдвое превысившего размерами Московский Кремль

Во время описываемых событий в Вологде, как и в каждом православном русском городе, существовал свой храм – деревянный собор Вознесения Господня, выстроенный ещё в конце XV столетия в самом центре Вологодского городища – на Ленивой площадке, или, как тогда говорили, на Ленивом торгу (сейчас – территория памятника 800-летия Вологды) епископом Пермским Филофеем и по сути являвшийся неофициальной резиденцией главы Пермской и Вологодской епархии. Стоит отметить, что хотя официальная резиденция епископа располагалась в небольшом селении Усть-Вымь (современная Республика Коми), глава епархии большую часть времени проводил именно в Вологде в своём Архиерейском доме на Ленивой площадке. 

Желая укрепить значение Вологды не только как административного, но и как религиозного центра северо-западной части Московского царства, в 1568 году одновременно с возведением кремля и перенесением в него Архиерейского дома Иоанн IV повелел выстроить у северной стены детинца каменный храм Софии Премудрости Божией, посвятив его Успению Пресвятой Богородицы. Этим указом епископская кафедра априори была перенесена из оказавшегося вне стен кремля Вознесенского собора в черту детинца. Стоит отметить, что царь настолько желал возвысить Вологду над другими городами, что для постройки собора повелел использовать архитектурные формы Успенского собора Московского Кремля, проведя своеобразную архитектурную и символическую параллель между столицей Московского царства и её северо-западным торговым и опричным центром. 

Начатое в том же, 1568 году, возведение Софийского собора продвигалось довольно быстро – сам царь был заинтересован в скорейшем завершении работ, часто наезжая в свою северную резиденцию и контролируя ход строительства. Для возведения соборного храма был выделен белый и серый камень, привезённый для строительства городских стен, рабочие не жалели ни материалов, ни сил, работая с особым усердием, а по сохранившимся в летописях сведениях известно, что для предохранения кладки строившегося храма от холода и дождя её даже накрывали лубяными пластинами (исподней корой дерева) на ночь. 

К весне 1571 года возведение собора вчерне было завершено, но Иоанн Грозный потерял к Вологде всякий интерес и больше никогда не посещал свою северную резиденцию. Сейчас можно только предполагать, что стало истинной причиной царского охлаждения к вотчине – то ли поход крымского хана Девлет I Герая (Гирея) на Москву, то ли разбушевавшаяся на Руси эпидемия чумы, то ли отмена царём опричнины. Но наряду с этими версиями существует и более мистическая, связанная с очередным приездом Иоанна Грозного в Вологду и посещением им Софийского собора, нашедшая своё отражение в летописях тех времён. Якобы при очередном посещении храма на голову царю, верившему во всякие, особенно дурные предзнаменования, упал не то кирпич, не то кусок штукатурки, и именно после этого строительство кремля и храма было не только заброшено, но даже поступило царское распоряжение разобрать Софийский собор. 

К счастью, со временем царь сменил гнев на милость и соборный храм не был разрушен, хотя долгие годы после тех событий внутренняя отделка в нём не производилась и сам он не освящался. Лишь с воцарением сына Иоанна IV Грозного – Фёдора I Иоанновича – храм был украшен внутри и в октябре 1587 года епископ Вологодский и Великопермский Антоний совершил чин торжественного освящения придела в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Видимо, тогда же рядом с собором была выстроена и первая деревянная колокольня. Спустя два года на собрании открывшегося Освящённого Собора в Москве высшими иерархами Церкви было принято решение о переносе епископской кафедры из Усть-Выми в Вологду, а епископы Вологодские с тех пор были возведены в сан архиепископов. 

Судьба собора в XVII-XIX веках

К началу XVII столетия собор был полностью достроен, благоукрашен внутри и освящён. И хотя неизвестно, когда и кем освящался главный престол в честь Софии Премудрости Божией, а второй придел – во имя святого Феодора Стратилата (тезоименитого святого царя Фёдора I Иоанновича), вполне вероятно, что оба они были освящены в годы правления последнего представителя династии Рюриковичей. 

Софийский собор сильно пострадал в годы литовско-польской интервенции – в сентябре 1612 года он был разграблен, а при большом пожаре, устроенном захватчиками в городе, обгорели деревянные кровля и главы храма, а также деревянная колокольня. Но уже вскоре внешний облик собора был восстановлен – устроена новая деревянная крыша, оббиты лужёным железом (листами жести) главы и кресты. Для масштабных работ по восстановлению облика Софийского собора со всех приходов Вологодской епархии были собраны немалые пожертвования и уже в 1613 году ещё ремонтировавшийся соборный храм был вновь освящён, внешние работы были завершены в 1616 году, а благоукрашение его интерьеров продолжалось до конца XVII столетия. 

Одно из первых документальных описаний Софийского собора содержится в Писцовой книге Вологды, созданной князем Иваном Мещерским и подьячим Фёдором Строговым и увидевшей свет в 1627 году. Благодаря сохранившимся в книге данным сейчас можно представить, как выглядел Софийский собор в начале XVII столетия. Белокаменный шестистолпный красавец-храм с пятью шлемовидными главами хотя и не отличался богатым внешним декором, но производил впечатление монументальности строения. Главным элементом его интерьера был красивый пятиярусный иконостас с расписными тяблами и иконами в серебряных ризах, увенчанный золочёными резными фигурами херувимов и серафимов. 

В начале 1620-х годов, как указано в Писцовой книге, вместо сгоревшей была выстроена новая деревянная восьмигранная колокольня с шатровым навершием, часами, тремя лестницами и 11 колоколами. Эта колокольня также простояла недолго – в 1636 году она сгорела во время очередного пожара и в 1642 году была выстроена вновь, но, как и прежние, в дереве. В камне колокольню выстроили в 1654–1659 годах и на то время она была самым высоким сооружением Вологды. Стоит отметить, что простояла 46-метровая колокольня в таком виде более двухсот лет, пока не была капитально перестроена. 

Благоукрашением собора занимался не только царь Фёдор I Иоаннович, но и первый представитель новой царской династии Романовых – Михаил Фёдорович, в 1639 году подарив храму большое медное 400-килограммовое паникадило с 40 подсвечниками. Спустя время в Архангельске для собора были куплены ещё три медных паникадила – одно на 40 свечей и два на 24 и 26 свечей. В 1645 году над главным престолом храма была сооружена резная деревянная сень с шатровым навершием на четырёх точёных столбах, а в 1647 году территория вокруг храма была ограждена деревянным забором. 

В 1686 году для росписи интерьеров собора из Ярославля был приглашён известный мастер-иконописец Дмитрий Григорьев (Плеханов), который с тридцатью помощниками в течении двух лет трудился над созданием живописных картин, общая площадь которых составила 5000 квадратных метров. 

По завершению в 1688 году внутренних фресковых росписей собор был отремонтирован и снаружи, его главы украсили новые кованые кресты, а после очередного пожара 1698 года, уничтожившего кровлю собора и его шлемовидные главы, были устроены новые главы большего размера и луковичной формы. 

В течение XVII века внешний вид собора претерпел некоторые изменения. Так, в начале 1630-х годов к западному порталу было пристроено деревянное крыльцо, заменённое каменным в конце 1680-х годов, а перед украшением росписями интерьеров собора в 1686 году были растёсаны пять окон четверика и сделаны небольшие оконные проёмы в нижней части апсид. 

В начале 1720-х годов одна из соборных глав осела под своим немалым весом, повредив при этом остальные луковичные навершия, поэтому в 1740-х годах все они были заменены на главы несколько меньшего размера, сохранившиеся до наших дней. В тот же период после случившегося в 1724 году пожара был установлен новый пятиярусный барочный иконостас с иконами, а вместо позакомарного покрытия появилась четырёхскатная кровля. 

К середине XVIII столетия кирпичный пол собора деформировался, поэтому по инициативе архиепископа Вологодского и Белозерского Иосифа II Золотого и на богатые вклады жертвователей пол покрыли чугунными плитами общим весом 5,5 тонн, отлитыми на железоделательном заводе Фёдора Матвеевича Колесова. Стоит отметить, что при архиепископе Иосифе II рядом с холодным Софийским собором в 1770-х годах был выстроен тёплый собор Воскресения Христова и с тех пор в зимний период богослужения совершались именно в нём, а холодный Софийский собор открывал свои двери для прихожан в тёплое время года. 

Капитально ремонтировался Софийский собор и в XIX веке. Так, в 1848–1851 годах ко всем порталам храма были пристроены каменные притворы в русско-византийском стиле под двускатными крышами, причём притвор западного портала закрыл собой каменное крыльцо конца XVII века, кровля была окрашена в зелёный цвет, а оконные проёмы растёсаны. В 1860-х годах собор был опоясан каменной оградой с железной решёткой, а в конце 1860-х годов, разобрав до нижнего яруса старую каменную колокольню середины XVII века, вмещавшую в то время 14 колоколов, по проекту Вологодского губернского архитектора Владимира Николаевича Шильдкнехта была выстроена новая 78,5-метровая колокольня в псевдоготическом стиле, оборудованная во втором ярусе звона арочными проёмами для 26 колоколов работы русских, голландских и немецких колокололитейщиков XVII–XIX веков, в верхнем ярусе – смотровой площадкой и увенчанная позолоченной луковичной главкой с крестом. Эта колокольня гармонично вписалась в ансамбль Софийского собора и кремля, прекрасно сохранилась до наших дней и в настоящее время считается самой высокой колокольней Вологодской епархии.

К началу XX века в соборе остался лишь один главный престол – в честь Софии Премудрости Божией. Придел во имя святого Феодора Стратилата был упразднён ещё в 1701 году, а придел во имя святителя Николая Угодника перестал существовать к 1851 году. 

За всё время существования собора его именитыми гостями в разные годы были императоры Пётр I (в 1724 году), Александр I (в 1824 году), Александр II (в 1858 году), ознакомившиеся с древностями и достопримечательностями храма. 

С 1587 по 1923 год Софийский собор являлся не только кафедральным храмом Вологодской епархии, но выполнял и мемориальную функцию – у южной и северной стен храма и в наши дни находятся захоронения 11 преставившихся в разные годы вологодских епископов и архиереев.

Собор в XX–XXI веках

Потрясения первых лет нового большевистского режима, установленного в 1917 году, не обошли стороной ансамбль построек Вологодского кремля – его здания и сооружения в 1923 году были переданы в пользование Вологодскому краеведческому музею, а Софийскому собору в том же году присвоили статус памятника архитектуры. Уже в марте 1924 года собор был закрыт и передан музею, после чего в здании храма была размещена и действовала много лет экспозиция, посвящённая истории религии и атеизма, экспонатами которой были портреты репрессированных Церковью учёных, репродукции картин и гравюр, отражавших ужасы инквизиции средневековья, портреты известных атеистов. Но главным экспонатом музея был маятник Фуко, подвешенный к центральному куполу и наглядно демонстрировавший вращение Земли вокруг своей оси, что, по мнению атеистов, должно было олицетворять торжество науки над религиозными постулатами. 

Видимо, благодаря размещению в здании Софийского собора музейной экспозиции, он не был разрушен, как многие другие православные храмы города, только в 1929 году чугунные плиты пола были демонтированы и вместо них настлан деревянный дощатый пол. Стоит отметить, что практически все плиты исчезли, сохранились только плиты под иконостасом и на солее. В бывшем соборном храме с 1924 года проводились экскурсии, прерванные лишь в 1941–1942 годах, когда в здании храма расположился один из ветеринарных складов Народного комиссариата обороны. Уже в сентябре 1942 года в храме возобновились экскурсии, а в 1966 году в нём началась масштабная реставрация, завершившаяся в 1968 году. В ходе ремонтно-реставрационных работ позднейшие пристройки – притворы, были разобраны, окна восстановлены в своей первоначальной щелевидной форме, оштукатурены и побелены фасады, кровле возвращено позакомарное покрытие, установлены и оббиты оцинкованной сталью новые луковичные главы, отреставрированы кресты, а также закреплена фресковая живопись конца XVII столетия. 

В августе 1960 года Софийскому собору присвоили статус памятника архитектуры республиканского, а в феврале 1995 года – федерального значения. В 1988-м, юбилейном году, когда широко праздновалось 1000-летие Крещения Руси, в вологодском соборе Софии Премудрости Божией была совершена торжественная литургия, а в августе 1992 года – первое в истории Вологодской епархии Патриаршее богослужение.

На рубеже XX–XXI столетий в соборе после тщательного изучения архивных материалов и проведения исследований вновь начались комплексные реставрационные работы, средства на которые были выделены из областного и федерального бюджетов, а также из Резервного фонда Российской Федерации. В 2007 году реставрация собора, включившая в себя восстановление разрушенной в нескольких местах кирпичной кладки, пропитку цоколя здания специальными влагостойкими составами, устройство тёплого пола с подпольными вентиляционными шахтами и реставрацию иконостаса, была завершена. Важным событием в истории собора стал приезд в Вологду в июне 2007 года Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, отслужившего в обновлённом Софийском соборе Божественную литургию. 

С октября 2014 года собор имеет статус кафедрального храма города и в настоящее время находится в совместном ведении Вологодской епархии и Вологодского государственного музея-заповедника. По договорённости архиепископа Вологодской епархии с руководством музея с весны 2015 года в соборе в летний период совершаются воскресные и праздничные богослужения, а в качестве музея он открыт для посетителей в тёплое время года. 

Архитектура и внутреннее убранство собора

Возведённый по подобию Успенского собора Московского Кремля вологодский храм Софии Премудрости Божией стал одним из ярких образцов шестистолпного пятиглавого трёхапсидного кубического храма начала – середины XVI столетия. В отличие от своего архитектурного прообраза у Софийского собора более лаконичный внешний облик, не отягощённый аркатурно-колончатым поясом и другими декоративными элементами, присутствующими в отделке фасадов московского Успенского собора. 

Самой интересной особенностью храма является его отступление от канонов ориентации здания по оси восток-запад в сторону юг-север, что при выборе места для строительства было обусловлено топографическими особенностями и включением здания храма в общий архитектурный ансамбль Вологодского кремля, а на обращённый большей частью к северу алтарь Софийского собора сориентированы и другие более поздние постройки царского детинца. 

Не менее впечатляют и монументальные размеры храма (длина – 38,5 метра, ширина – 25,6 метра, высота до верхней точки креста – 59,65 метра), по возведению ставшего самым большим строением и архитектурной доминантой ансамбля исторической части города. 

Выбеленные фасады собора мощными лопатками расчленены на гладкие широкие прясла, прорезаны на уровне второго и третьего яруса узкими щелевидными окнами и завершены закомарами полуциркульной формы, три входных портала оформлены профилированными базами, капителями и архивольтами килевидной формы. Щелевидными окнами оформлен второй ярус апсид и цилиндрические барабаны храма, причём центральный барабан более массивный, чем боковые и увенчан более мощной луковичной главой. Возводившие собор мастера настолько хорошо сложили стены, своды и барабаны храма, что даже спустя четыреста с лишним лет необходимости в их перекладке не возникло ни разу – у монументального строения, несмотря на многочисленные ремонты фасадов, трещины полностью отсутствуют.

Внутреннее пространство собора представляет собой разделённый столпами на три нефа зал, перекрытый коробовым сводом, главную ценность которого составляет пятиярусный барочный иконостас пирамидальной формы с тремя выступающими вперёд средними пряслами, ярусы которого разделены резными позолоченными поясами и карнизами, а иконы – канеллированными золочёными пилястрами. 

Фресковая живопись, появившаяся в соборе в 1686–1688 годах, полностью сохранилась до наших дней и представляет собой собрание уникальных живописных панно, созданных артелью ярославских мастеров под началом талантливого иконописца Дмитрия Григорьева (Плеханова). Так, в подкупольном пространстве помещены изображения Спаса Вседержителя, иконы Божьей Матери «Знамение», Иоанна Крестителя, в барабанах – изображения ветхозаветных святых, южная и северная стены расписаны евангельскими сюжетами, столбы украшены изображениями благоверных царей, князей, воинов и мучеников, своды – панно, посвящёнными великим двунадесятым праздникам. Алтарь храма украшен фресковой композицией «София Премудрость Божия», а восточная и западная стены – самой большой, площадью без малого 400 квадратных метров, фреской «Страшный суд», наличие которой в росписях храма свидетельствует о его высоком статусе в церковной иерархии. 

Предположительно, во время строительства собора в нём было устроено Царское место, белокаменная кладка фундамента которого была открыта археологами при реставрации собора в 2003 году у южного столпа. Такой же подтронный фундамент есть и в архитектурном прототипе – Успенском соборе Московского Кремля, что является ещё одним подтверждением стремления Иоанна Грозного возвести Вологду в исключительный статус северо-западной столицы Московского царства.

Информация для посетителей

  • Софийский собор находится в историческом центре Вологды – рядом с Вологодским кремлём по адресу: улица Сергея Орлова, 15. 
  • Добраться до собора можно автобусами №№ 11, 16, 22, 27, 29 до остановки «Улица Ленинградская».
  • Собор открыт для посетителей в летний период со среды по воскресенье с 10.00 до 17.00 часов. Выходные дни – понедельник, вторник. 
  • Для всех желающих предусмотрены обзорные экскурсии, посвящённые истории и фресковой живописи собора. Важно! Цены на экскурсии уточнять по телефонам, указанным на официальном сайте Вологодского государственного музея-заповедника.
  • В летний период в воскресные дни и дни больших двунадесятых праздников в соборе совершаются богослужения.