Показать регионы

Спасо-Преображенский собор (Торжок)

Православный соборный храм, расположенный в городе Торжок Тверской области. Выстроен в начале XIX столетия и является памятником и одним из объектов культового зодчества, выполненным в архитектурном стиле «ампир». Спасо-Преображенский собор закрыт в начале XX столетия и до настоящего времени не действующий.
Торжок – раскинувшийся по обеим берегам реки Тверцы старинный торговый город, о чем говорит само его название – издавна славился обилием православных церквей, соборов, монастырей, выстроенных, в основном, на пожертвования купечества.

В XII столетии правобережную часть Торжка занимало «Нижнее городище» – боярский центр с вечевой площадью и деревянным Спасо-Преображенским городским собором. Доцент кафедры истории Древнего Мира Тверского государственного университета, кандидат исторических наук Петр Дмитриевич Малыгин, занимающийся научно-исследовательской деятельностью, в летописях под 1163 годом нашел первое упоминание о соборе Преображения Господня.

Следующие сведения о соборном храме датируются 1238 годом. Тогда, после двухнедельной осады Торжка монголо-татарами город пал, и все деревянные постройки, в том числе и Преображенский собор, были сожжены дотла. Более столетия место православной святыни пустовало, пока в 1364 году на пожертвования купцов из Торжка и Новгорода не возвели новый каменный храм, освятив его, как и предыдущий, в честь Преображения Господня. А уже в 1372 году, в тяжелое время междоусобных войн в новом соборе приняли мученическую смерть от огня и дыма горожане, укрывшиеся там от войска тверского князя Михаила Александровича, захватившего и разорившего город.

В 1408 году в Спасо-Преображенском соборе появилась святыня – мощи святой благоверной княгини Иулиании Вяземской (Новоторжской), принявшей мученическую смерть за целомудрие за два года до того. Чудесным образом обретенные останки благоверной Иулиании были торжественно перенесены в собор и погребены в каменной гробнице под правым престолом.

Кроме главного престола, освященного в честь Преображения Господня, в соборе были устроены два придела: Входа Господня в Иерусалим и Пречистой Богородицы Одигитрии (Муромской), бывшие неотъемлемой частью Спасо-Преображенского собора до середины XIX столетия.

К началу XVII столетия каменный Спасо-Преображенский собор являлся композиционной доминантой, вокруг которой располагались небольшие деревянные храмы (святителей Кирилла и Афанасия, Николая Угодника, Жен-Мироносиц), о которых упоминается в Писцовой книге Торжка за 1625 год. В этой же книге описывается внутреннее убранство собора: яркая фресковая живопись, украшенные дорогими окладами иконы, Царские врата из золота, богатая церковная утварь, инкрустированные драгоценными камнями кресты, старинные богослужебные книги. Все это великолепие появилось в соборе благодаря богатым пожертвованиям представителей дворянского и купеческого сословий – Тыртовых, Урусовых, Мишуриных, Новощенковых.

К началу XIX столетия здание Спасо-Преображенского собора изветшало, поэтому по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Мефодия (Смирнова) его и близстоящие деревянные церкви разобрали и в феврале 1812 года начали строительство ныне существующего храма. Проект нового собора разработал выдающийся зодчий того времени, работавший в стиле русского ампира К. И. Росси. Возведение собора продолжалось целых десять лет, для чего использовался не только новый строительный материал, но и некоторые детали разобранных церквей. Главным воплотителем в жизнь проекта К. И. Росси стал его ученик Иван Мокшев, на плечи которого лег весь надзор за строительством.

По завершению работ перед жителями города предстал крестовокупольный трехпрестольный красавец-храм, с возвышающимся над высоким белокаменным цоколем оштукатуренным основным объемом; с фасадами, декорированными портиками с колоннами, пилястрами, лепными карнизами – неотъемлемыми элементами позднего классицизма; с пятью главами, покоящимися на высоких световых барабанах, увенчанных главками с крестами, причем центральный барабан значительно больший по размеру, чем боковые, и также, как собор, декорирован колоннами. Главный престол был торжественно освящен в честь Преображения Господня, южный – во имя святой Иулиании Вяземской, северный – в честь Смоленской иконы Богородицы «Одигитрия».

После того, как в 1841–1842 годах по проекту архитектора И. Ф. Львова рядом со Спасо-Преображенским собором в стиле позднего классицизма была выстроена небольшая теплая Входоиерусалимская церковь, сложился удивительно живописный и одновременно величественный архитектурный ансамбль, ставший украшением правобережной части Торжка.

В 30-х годах минувшего столетия комплекс Спасо-Преображенского собора был закрыт, оба храма разграблены, кощунственно вскрыты и после утеряны мощи святой Иулиании. В советское время здание собора некоторое время использовалось под клуб, после чего его закрыли и в 1973–1976 годах отреставрировали.

В настоящее время Спасо-Преображенский собор, к сожалению, не действует, но благодаря двум гениям зодчества XIX столетия Карлу Росси и Ивану Львову, создавшим живописный ансамбль, сам собор и прилегающая к нему церковь до сих пор считаются самыми красивыми и нарядными храмами древнего Торжка.