Показать регионы

Спасо-Преображенский собор (Углич)

Спасо-Преображенский собор – действующий православный храм Угличского благочиния Переславской епархии, выстроенный в начале XVIII столетия в Угличском кремле. В настоящее время является кафедральным соборным храмом Углича и одной из самых красивых достопримечательностей города.
Об истории, архитектуре и интерьере собора

Первый каменный Спасо-Преображенский собор в Угличском кремле был выстроен по указу угличского удельного князя Андрея Большого в 1480-х годах и просуществовал в своём первоначальном виде до начала XVIII столетия. К сожалению, сведений о внешнем виде храма и его убранстве сохранилось мало. Известно, что он был одноглавым, с деревянным навершием, облицован изразцами, а интерьеры украшены стенным письмом. В высокой паперти собора находилась шатровая колокольня с боевыми часами, а сам он был связан крытым переходом с выстроенным тогда же княжеским дворцом, единственная часть которого – Палаты угличских князей – сохранилась до наших дней.

В 1486 году после обретения нетленными мощей святого благоверного князя Романа Владимировича, княжившего в Угличе во второй половине XIII века, они были торжественно перенесены в новый белокаменный Спасо-Преображенский собор, где был устроен и освящён во имя Романа Угличского придел.

В период Смуты собор вместе с другими зданиями Угличского кремля был разграблен и пострадал от пожара, но постепенно был восстановлен и богослужения в нём не прекращались до начала XVIII столетия. Лишь тогда обветшавший древний соборный храм был разобран, а на его месте в 1710–1713 годах был выстроен новый храм, освящённый, как и предыдущий, в честь Преображения Господня. Здание собора стало самым большим и нарядным строением Угличского кремля. 

Талантливые мастера под руководством крепостного зодчего Григория Фёдорова привнесли в общий внешний вид Спасо-Преображенского собора, выстроенного по канонам ярославской школы зодчества XVII века с характерным массивным кубическим объёмом, дополненным полукружьями апсид с восточной и западной сторон, увенчанным пятью луковичными главками на высоких глухих барабанах и отсутствием трапезной, элементы «нарышкинского» барокко в украшении фасадов здания. Полуколонки, ложные закомары, наличники с фигурными сандриками, пышно оформленный в виде двухколонного портика белокаменный портал – все эти элементы «нарышкинского» барокко гармонично дополнили внешний декор собора. Здание собора мастера визуально разделили на два яруса по горизонтали, расположив оконные проёмы друг над другом и разделив их посередине узорчатым фризом, и на три части по вертикали, обозначив границы частей белокаменными полуколонками. Главный, южный портал, обращённый к главной площади кремля, мастера оформили более нарядно, украсив его ярким резным растительным орнаментом. 

Строители сумели добиться эффекта контрастности – внешне визуально разделённое на два яруса здание внутри представляло собой большое, 17-метровое в высоту двусветное помещение под сомкнутым сводом с 14-метровыми в ширину стенами, но каким были его интерьеры сразу после освящения, неизвестно. От первоначального внутреннего убранства сохранились только иконы Святителя и Пресвятой Богородицы, написанные на рубеже XVII–XVIII веков неизвестными изографами с характерными для украинского барокко XVII века особенностями – тёмным колоритом и лепным золочёным фоном.

Живописным дополнением соборного ансамбля в 1730 году стала высокая трёхъярусная колокольня, выстроенная в одном стиле с храмом и немного южнее от него. 

Видимо, до начала XIX столетия стены Спасо-Преображенского собора были просто оштукатурены, во всяком случае, упоминания о ранних росписях в исторических документах тех лет отсутствуют. А ныне существующая фресковая живопись появилась в соборе в 1810-х годах, когда артель живописцев под руководством талантливого мастера-академиста, крепостного Тимофея Медведева создала 55 живописных полотен, заключённых в написанные на плоскости стен и сводов рамы и занявших всё свободное пространство между окнами. Посвящённые евангельским притчам композиции художники расположили на плоскости стен в четыре яруса, а главную композицию – «Преображение Господне», копию знаменитой и последней картины великого итальянского художника Рафаэля Санти, поместили на северной стене напротив входа в храм. 

Благоукрашение соборного Спасо-Преображенского храма продолжилось и в середине XIX столетия. В 1840-х годах главный, южный портал здания был украшен новым четырёхколонным портиком в стиле классицизма, а к северному и западному фасадам собора были пристроены приделы с такими же портиками. 

Главным элементом храма стал шестиярусный резной иконостас, установленный в храме в 1860 году. Выполненный в стиле «нарышкинского» барокко иконостас в виде ступенчатого, убывающего кверху массива представляет собой произведение искусства, где в резном золочёном обрамлении помещены иконы XVII–XIX веков. В нижних ярусах расположены иконы, написанные ярославскими изографами во второй половине XVII столетия (самая древняя из них – «Покров Пресвятой Богородицы») , а в верхних ярусах – иконы более позднего периода, основная часть которых написана на рубеже XVII–XVIII веков известным московским изографом Фёдором Рожновым. 

Собор в XX столетии и в наши дни

Спасо-Преображенский собор был действующим до 1929 года, хотя ансамбль Угличского кремля к тому времени уже давно был преобразован в музейный комплекс. После закрытия в храме размещались экспозиции краеведческого музея и только в 2009 году он был передан в ведение Русской Православной Церкви. Благодаря тому, что много десятилетий собор являлся музейным объектом, его росписи и иконостас с иконами уцелели, поэтому после передачи храма РПЦ в нём были проведены косметические ремонтно-реставрационные работы – заменена бетонная стяжка пола алтаря керамико-гранитной плиткой, стилизованной под старинную плитку собора, и выкрашены в мягкий жёлтый цвет его фасады с сохранением белокаменных декоративных элементов. 

В настоящее время собор является кафедральным храмом Углича, его причт состоит из настоятеля, двух священников и диакона, регулярно (в 9.00 и 16.00 часов) в храме совершаются богослужения. С 2004 года при соборе действует паломническая служба, организованная по благословению тогдашнего архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла (Наконечного).