Показать регионы

Успенский Княгинин монастырь (Владимир)

Успенский Княгинин монастырь во Владимире – православная женская обитель, основанная в начале XIII столетия и в наши дни являющаяся действующим женским монастырём Владимирской и Суздальской епархии. Белокаменный Успенский собор монастыря – памятник архитектуры, включённый в список объектов Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Княгинина обитель

XII век… Время бурного расцвета Владимира, города, в то время бывшего не только столицей Владимиро-Суздальского княжества, но и главным городом всей северо-восточной Руси. Процветание столицы княжества связано с именем князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, возглавившего Владимирское княжество в 1176 году. Благодаря князю Всеволоду столица княжества украсилась многими сохранившимися до наших дней памятниками архитектуры – Успенским и Дмитриевским соборами, Богородице-Рождественским мужским монастырём.

Но особое место в этом списке занимает Успенский Княгинин монастырь, основанный первой женой Всеволода Большое Гнездо Марией Шварновной (дочерью чешского князя Шварна). Согласно летописям, в 1197 году после рождения младшего сына Ивана (в будущем – удельного князя стародубского), благочестивая и мудрая княгиня сильно заболела, поэтому дала обет основать во Владимире девичью обитель. Уступив настоятельным просьбам жены, Всеволод Юрьевич выделил в северо-западной части города незастроенный участок и в 1200 году новая обитель была основана и посвящена празднику Успения Пресвятой Богородицы. А уже вскоре после основания обитель получила и второе название – Княгинина, сохранившееся за ней спустя много веков. 

Княгиня опекалась девичьим монастырём, поэтому в том же, 1200 году, в новой обители было начато строительство величественного Успенского собора – главного монастырского храма, завершённое в 1202 году. Помимо собора в обители появились кельи настоятельницы и насельниц, хозяйственные постройки. А спустя три года после освящения соборного храма княгиня Мария Шварновна, чувствуя близкую кончину, приняла постриг с именем Марфа и удалилась в основанную ею Успенскую обитель, где после смерти и была погребена в Благовещенском приделе, устроенном на северной паперти. С тех пор Успенский Княгинин монастырь стал родовой усыпальницей княгинь, сестёр и дочерей княжеского Владимирского рода, а самыми известными захоронениями были могилы сестры княгини Анны, обеих жён князя Александра Невского (Александры и Вассы), приходившегося Марии Шварновне внуком, и его дочери Евдокии. 

В 1230 году, в память о матери владимирский князь Юрий (Георгий) Всеволодович привёз в Успенскую обитель из болгарского похода мощи святого мученика Авраамия Болгарского и установил их в Благовещенском приделе. Мощи почивали там до 1711 года, когда были торжественно перенесены в главный придел собора и положены в новую богато украшенную раку. 

Вскоре после основания Княгинин монастырь стал самой богатой и знаменитой женской обителью Руси, а его инокини – образцом благочестия и послушания. Жизнь в благоустроенном и благоукрашенном девичьем Княгинином монастыре текла медленно и размеренно, но толстые стены обители не смогли защитить насельниц от житейских бурь. В феврале 1238 года после восьмидневной осады татарское войско Батыя ворвалось в город и находившийся вблизи Золотых ворот монастырь был разграблен и почти полностью сожжён, но уже вскоре был полностью восстановлен. 

Ещё не раз Успенская обитель подвергалась полному разрушению, но каждый раз, как мифическая птица Феникс, возрождалась из пепла. Но после самого масштабного разгрома, учинённого ордой татарского царевича Талыча в 1411 году, на целое столетие жизнь в Княгинином монастыре замерла. Возродился монастырь только в начале XVI века, когда на фундаменте разрушенного Успенского собора по его образцу был выстроен новый кирпичный храм. Возведённый в стиле раннемосковского зодчества собор стал украшением обители. Фасады его массивного четверика с тремя высокими апсидами неизвестный архитектор опоясал галереей, завершил закомарами, обрамил основание светового барабана ярусами кокошников и увенчал его мощной шлемовидной главой с крестом на яблочке. О внутреннем убранстве собора тех лет сведений не сохранилось, но можно предположить, что он был достаточно пышно благоукрашен иконами и церковной утварью. 

В документах XVI века содержатся письменные упоминания ещё об одном монастырском тёплом храме, освящённом во имя Иоанна Златоуста, но о его дальнейшей судьбе вплоть до XIX столетия больше ничего не известно.

В середине XVI столетия появилась традиция одаривать девичью обитель жалованными грамотами. Например, царь Иоанн IV Грозный не только пожаловал Княгининой обители земельные угодья, но и лично опекался благоустройством монастыря, а в годы его царствования в монастыре были обустроены хоромы царицы, за содержание которых отвечал лично владимирский воевода. В хоромах периодически появлялись царственные гостьи – сноха Иоанна IV Васильевича (жена царевича Ивана) Феодосия (в некоторых источниках – Пелагея) Михайловна и Ксения (дочь царя Бориса Годунова). 

В 1540–1550-х годах, когда предстоятелем Церкви был патриарх Московский и Всея Руси Иосиф, девичья обитель начала благоустраиваться. Благодаря личным пожертвованиям патриарха Иосифа в Успенском соборе монастыря был устроен новый иконостас, написаны иконы, для богослужений приобретено облачение священников и церковные сосуды, а ризница пополнилась богатой утварью. Пожертвовал патриарх и на ремонт монастырских строений – на всех храмах были перекрыты крыши, стены были украшены росписями, выстроена колокольня, специально для которой были куплены два колокола-благовестника, а весь комплекс монастырских зданий опоясала ограда. Видимо, тогда же в монастыре была создана школа золотого шитья, существовавшая вплоть до упразднения обители в начале минувшего века.

О судьбе монастыря в XVII–XIX веках

Со смертью Иоанна Грозного завершилась эпоха правления Рюриковичей и Русское царство поглотила Смута – жестокое и кровавое время, принесшее многие беды и страдания. Литовские и польские интервенты, рыскавшие по необъятным русским просторам в поисках лёгкой наживы, не могли оставить без внимания девичью обитель – Княгинин монастырь был разграблен и на долгие десятилетия жизнь в нём угасла. 

Но уже первые государи Романовы – Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович не только начали постепенное возрождение девичьей обители, но и продолжили традицию одаривания монастыря жалованными грамотами. Новые цари делали богатые вклады в монастырскую ризницу и жертвовали большие суммы на поддержание храмов и строений в должном виде. Так, в 1647–1648 годах Успенский собор был украшен – артель мастеров под началом известного московского изографа Марка Матвеева расписала фресковыми картинами на евангельские сюжеты все стены и своды, а в 1665 году к собору был пристроен Христорождественский придел. 

К началу XVIII столетия Успенский Княгинин монастырь был одной из самых благоустроенных женских обителей, его насельницы ни в чём не испытывали нужды – обширные земельные угодья и вотчинные сёла давали неплохой доход, а щедрые жертвователи помогали поддерживать здания монастырского ансамбля в порядке. 

Но с воцарением Петра I, а позднее Екатерины II для обители настали трудные времена. В результате проведённых императором и императрицей церковных реформ монастырь лишился большей части своих угодий и был понижен в классе, что не могло не сказаться как на общем состоянии монастыря, так и на судьбе его насельниц. С течением времени некогда известный и богатый монастырь пришёл в упадок, но несмотря на все перипетии в нём продолжилось каменное строительство. Так, в 1789 году обветшавшую Иоанно-Златоустовскую церковь разобрали и на её месте возвели новый храм, освятив его главный престол в честь Казанской иконы Божьей Матери, а придел – во имя Иоанна Златоуста.

Жизнь в обители вплоть до середины XIX столетия ничем не отличалась от жизни в других женских монастырях. Инокини совершали богослужения и несли послушания, в золотошвейной школе обучались древнему тонкому искусству девочки. После масштабного пожара, случившегося в 1855 году, когда почти все строения обители были уничтожены огнём, целое десятилетие монастырь был близок к опустению, но благодаря поочерёдно возглавлявшим его игуменьям (Марие Аглаиде, Маргарите), в 1865 году постройки были восстановлены, в 1876 году на территории обители была открыта больница для малоимущих, а в 1889 году – одноклассная церковно-приходская рукодельная школа для девочек из бедных семей. 

В 1900 году Успенский монастырь широко праздновал 700-летие со дня своего основания и в честь этой знаменательной для обители даты указом Священного Синода ей спустя более столетия был возвращён статус первоклассного монастыря с приставкой к названию «Княгинин». 

От века XX к веку нынешнему

К началу минувшего столетия слава о девичьей обители вновь распространилась по округе. Инокини славились благотворительностью, в стенах монастыря находили приют калеки и нищие. Но с приходом к власти большевиков-атеистов устроенный веками монастырский уклад рухнул. 

В январе 1918 года обитель перешла в государственную собственность, а в 1923 году была упразднена и переименована в посёлок Воровского. Инокини был разогнаны, монастырское кладбище уничтожено, с колокольни были сорваны все колокола, колокольня и монастырская ограда разрушены, Успенский собор передан в ведение музея, в Казанской церкви устроено хранилище архива, а кельи были отданы под жильё для работников партийного аппарата. Лишь благодаря тому, что соборный храм был передан музею, в нём в 1924 и 1961 годах силами музейных работников были проведены реставрационные работы. В 1945 году в соборе некоторое время размещались цеха Владимирской специальной производственной мастерской, а уже в 1958 году сохранившиеся храмы Княгинина монастыря были включены в число памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

1992 год стал для Княгинина монастыря судьбоносным – он вновь стал действующей женской обителью. В том же, 1992 году, по ходатайству архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) в Успенском соборе был установлен чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Боголюбивая» («Боголюбская»), написанный ещё в XII столетии по заказу князя Андрея Боголюбского, а в 1999 году соборный храм украсился ещё одной чудотворной иконой Пантелеймона Целителя, выполненной на кипарисовой доске монахами Афонского монастыря. Доставленную в обитель с крестным ходом икону вмч. Пантелеймона поместили в деревянный резной киот, а в серебряный мощевик поместили частичку мощей святого.

В 1997 году при обители была открыта регентская школа, в 2007 году – иконописная мастерская. В том же, 2007 году был освящён главный престол Казанского храма, а в 2008 году – его Иоанно-Златоустовский придел. 

В наши дни обитель является действующей, в ней подвизаются 28 инокинь во главе с настоятельницей – игуменьей Олимпиадой (Хоружей) и трое священников, несущих пастырское послушание в храмах обители. В Успенском соборе монастыря хранятся святыни обители – чудотворный образ иконы Божьей Матери «Боголюбская» и мощи Владимирского чудотворца Авраамия Болгарского. Есть у монастыря и своё подворье, расположенное в селе Санино Суздальского района

Информация для посетителей

  • Успенский Княгинин монастырь открыт для паломников и туристов каждый день с 8.00 до 20.00  часов. Ежедневно, в воскресные и праздничные дни в храмах обители совершаются богослужения и отправляются церковные требы.
  • Для всех желающих ежедневно с 11.00 до 17.00 часов в монастыре проводятся экскурсии, которые можно заказать по телефону, указанному на официальном сайте монастыря.