Показать регионы

Адмиралтейство (Санкт-Петербург)

Главное здание Адмиралтейства – одно из самых известных строений, появившееся в Северной столице практически сразу после её основания, а кораблик, установленный на его шпиле, наряду с фигуркой ангела на шпиле Петропавловского собора и памятником «Медный всадник», является неофициальным символом города на Неве. Здание Адмиралтейства имеет статус памятника архитектуры федерального значения и находится под охраной государства. 
Адмиралтейский дом

Среди множества зданий – памятников гражданской  архитектуры, которыми так богат Санкт-Петербург, есть одно, без которого немыслима история северной столицы – Адмиралтейство, появившееся в городе на Неве более трёх столетий назад и сразу ставшее архитектурно-планировочным центром новой столицы.

Необходимость в возведении здания Адмиралтейства была очень символичной и знаковой – Пётр I создавал империю, поэтому стремился сосредоточить все важные для государства ведомства и предприятия именно в будущей столице, для чего создавал эскизные наброски зданий и лично контролировал все этапы строительных работ.

Чертежи Адмиралтейства, изначально возводимого как верфь для строительства кораблей, были одобрены Петром I осенью 1704 года, причём в его походном журнале здание имеет собственное имя – «Адмиралтейский дом», и в середине ноября того же года после торжественной закладки камня в фундамент строения, начались строительные работы, завершившиеся в очень короткий срок. 

Общее руководство работами Пётр I поручил своему любимцу и ближайшему сподвижнику А. Д. Меньшикову, в помощь которому были направлены обер-комендант Санкт-Петербурга Р. В. Брюс и комендант Олонецкой верфи И. Я. Яковлев. 

В начале 1705 года на верфи помимо одноэтажного в форме сильно вытянутой буквы «П» строения мазанкового типа, в центральной части увенчанного башенкой и раскрывшего свои крылья в сторону Невы, были возведены десять эллингов, всевозможные хозяйственные постройки и заложены первые корабли. Общая протяжённость верфи вдоль берега составила 425 метров, а её ширина – 213 метров. 

В зданиях Адмиралтейства расположились ведомственные службы, кузницы, склады, мастерские, во внутреннем дворе для спуска кораблей на воду был прорыт Адмиралтейский канал, выполнявший транспортную и оборонительную функции. По соединившемуся с городским каналом небольшому каналу верфи не только спускались на воду суда, но и транспортировались материалы и строевой лес из Новой Голландии.

Весь комплекс представлял собой хорошо укреплённую цитадель. Высокие земляные валы, с куртинами и пятью бастионами, оснащённые корабельными пушками, наполненный водой глубокий ров, гласис (небольшая насыпь с внешней стороны рва), простиравшийся до самой Мойки и эспланада (открытая и хорошо просматривавшаяся территория), получившая у жителей города собственное название – Адмиралтейский луг – и, кстати, выполнявшая и противопожарную функцию, были возведены не случайно. Россия как раз находилась в состоянии войны со Швецией (Северная война) и нападение неприятеля было очень даже возможным, поэтому такая защита построек была нелишней. 

Первый корабль – 18-ти пушечный прам – был спущен на воду с Адмиралтейской верфи в апреле 1706 года, а спустя год, в декабре 1707 года, в помещении над главными воротами Адмиралтейства разместились службы Адмиралтейств-коллегии, созданной указом Петра I. Всего на верфи трудились без малого десять тысяч человек, рабочий день которых начинался в 5.00 часов утра и заканчивался в 21.00 час вечера. 

В 1709 году в одном из помещений Адмиралтейства была устроена специальная кладовая (модель-камера) для хранения чертежей и моделей кораблей, в которой с 1722 года находились уменьшённые копии всех судов, построенных на Адмиралтейской верфи. Кстати, при жизни Петра I на эллингах Адмиралтейства были построены и спущены на воду 262 корабля, 23 из которых – линейные.

Из расположенного на левом берегу Невы здания Адмиралтейства открывался хороший вид на каналы и реку, поэтому в коллегии была создана специальная контора, служащие которой не только вели наблюдение за перемещением судов, но и записывали в специальный журнал их названия, маркировку и количество грузов, а также фамилии шкиперов. 

Для обеспечения квалифицированными кадрами зарождавшегося в то время Императорского Российского флота в одном из корпусов Адмиралтейства размещалась морская школа, в которой обучались будущие представители высшего командного состава и судостроители. 

Здание со шпилем и корабликом

К 1711 году назрела необходимость в реконструкции корпусов Адмиралтейства, поэтому их частично перестроили в камне. В 1719 году башню над центральными воротами декорировали деревянными колоннами с кронштейнами, а по углам расположили фигуры орлов. Над башней установили и оббили железом знаменитый теперь шпиль, с лёгкой руки А. С. Пушкина получивший название «Адмиралтейская игла», навершие которого украсил декоративный кораблик-флюгер на яблоке и короне. Шпиль с корабликом был мастерски выполнен голландским мастером Харманом ван Болосом (Германом ванн Болесом). 

Интересно, что вокруг кораблика до сих пор идут споры между специалистами. Одни считают, что прообразом силуэта кораблика стало судно, первым вошедшее в построенный порт Санкт-Петербурга, другие же склоняются к тому, что кораблик на шпиле очень похож на первый парусный корабль «Орёл», построенный ещё в 1667–1669 годах по указу царя Алексея Михайловича

К сожалению, до наших дней первый кораблик не сохранился – во время ремонтных работ, проводившихся в 1815 году, он был снят и исчез – но легенды гласят, что все три его паруса были выполнены из золота, а в районе носовой части находился личный геодезический инструмент Петра I – буссоль. Как бы то ни было, шпиль с корабликом сразу стал не только местной достопримечательностью, но и неофициальным символом города, оставаясь таким и в наши дни.

Сейчас Адмиралтейскую иглу украшает третий по счёту кораблик-флюгер (точная копия второго кораблика), установленный на её навершие в 1886 году во время очередных ремонтных работ. Сам же снятый перед ремонтом шпиля второй кораблик был передан в Морской музей (сейчас – Центральный военно-морской музей), преобразованный из модель-камеры в 1805 году, где находится и поныне. 

Перестройка Адмиралтейства в камне

В 1732–1738 годах здания Адмиралтейства по указу императрицы Анны Иоанновны были перестроены архитектором И. К. Коробовым. Не нарушая общую планировку, зодчий возвёл каменные корпуса и полностью реконструировал главные ворота, придав их основанию вид каменной, прорезанной окнами трёхэтажной башни с арочными проездными воротами в центре. Над третьим ярусом башни была сделана открытая терраса, ежедневно с 11.00 до 12.00 часов дня являвшаяся своеобразной концертной площадкой – полковые духовые оркестры играли военные марши, а в башне под шпилем было устроено специальное помещение для адмиральского состава. 

В восьмигранном куполе башни И. К. Коробов установил круглые часы, обращённые к четырём сторонам света, а под шпилем – набатный колокол весом чуть менее 1 тонны, отбивавший время начала и окончания работы, а также предупреждавший о наводнениях. Верх башни архитектор украсил уже ставшим традиционным 72-метровым позолоченным шпилем с яблочком, короной и корабликом, причём, как считают некоторые исследователи, для позолоты шпиля были переплавлены дукаты, подаренные Петру Великому одним из государств Соединённой провинции, вероятно, представителями Голландии, с которыми у российского императора были довольно дружеские отношения. 

Ещё с самого первого дня существования Адмиралтейства луг вокруг него облюбовали жители Морской слободы – работники Адмиралтейской верфи, выпасая не нём скот, городские власти в дни праздников стали устраивать на нём массовые гуляния и общегородские ярмарки с балаганами, каруселями и катальными горками, а гарнизоны – проводить военные сухопутные и морские (по водам канала) учения. 

Обустройство прилегающей к Адмиралтейству территории проводилось на протяжении длительного времени. Так, во второй половине XVIII столетия сформировался окружающий комплекс верфи ландшафт – появились три главные улицы с расположенными на них нарядными зданиями – Невский и Вознесенский проспекты и Гороховая улица. Архитектором А. В. Квасовым были очерчены чёткие границы Сенатской (с памятником «Медный всадник») и Дворцовой (с Зимним дворцом) площадей.

Адмиралтейство оказалось архитектурно-планировочным центром города, но окружённое валами и рвом, оно плохо вписывалось в нарядную городскую застройку, поэтому, чтобы хоть немного облагородить территорию, к концу XVIII века Адмиралтейский луг постепенно замостили, в результате чего определились границы ещё одной площади – Адмиралтейской, оказавшейся перед центральным фасадом здания. 

Настоящее здание

К началу XIX столетия облик центральной части города полностью сформировался – величественные дворцы и строения украшали площади и улицы Санкт-Петербурга, прилегающие к Адмиралтейству, и монументальные, казённого вида строения верфи резко диссонировали с ними. 

Для придания более нарядного вида зданиям верфи городскими властями было принято решение полностью видоизменить фасады Адмиралтейства. Решить эту задачу поручили архитектору, работавшему в стиле «ампир», Андреяну Дмитриевичу Захарову, который в 1806 году приступил к работе. 

По проекту зодчего все корпуса верфи к 1823 году были перестроены и перепланированы их интерьеры, а на месте срытых валов, куртин и бастионов был устроен бульвар, в 1874 году переименованный в Александровский сад (в честь императора Александра II). В саду с более чем четырьмя тысячами растений, кустарников и деревьев установили бюсты известных людей – Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, М. И. Глинки, В. А. Жуковского, А. М. Горчакова и памятник Н. М. Пржевальскому.

Увидеть здание нового Адмиралтейства А. Д. Захаров не смог – он скончался в 1811 году, но его проект полностью реализовали ученики и помощники, воплотив в жизнь идею автора проекта – прославление России как морской державы и могущества её флота.

Главный фасад выстроенного в стиле «ампир» величественного здания протянулся вдоль Невы на 407 метров. Его два П-образных корпуса, разделённые каналом, заняли всевозможные службы и мастерские – во внешнем корпусе расположились учреждения речного и морского флотов, во внутреннем – производственные цеха. 

Главный элемент ансамбля Адмиралтейства – башню со шпилем – в средней части опоясали колоннадой и украсили скульптурами и барельефами, в аллегорической форме прославляющими мощь российского флота, самый известный среди которых «Заведение флота в России». Помимо него башню украсили 28 скульптурными аллегорическими фигурами: четырёх стихий, четырёх сторон света, четырёх времён года, богинь астрономии, правосудия, материнства и плодородия, а фронтоны боковых корпусов – фигурами античных героев, двенадцати месяцев и гениев Славы, передающих венки славы труженикам – землепашцу, виноделу, пастуху, стеклодуву. 

В 1821 году во внутреннем дворе Адмиралтейства был выстроен главный храм Русского флота – церковь святителя Спиридона Тримифунтского, в 1858 году по велению императора Александра II получившая статус собора. 

Строительство кораблей в эллингах Адмиралтейства продолжалось до 1844 года, после чего здания комплекса вновь были немного перестроены для размещения в них главных имперских учреждений флота: Морского министерства, Главного морского штаба, Главного гидрографического управления, а также для училища корабельной архитектуры, казарм флотского экипажа и квартир для высшего флотского командного состава. Тогда же частично засыпали, а частично спрятали в трубу и Адмиралтейский канал, проложив на том месте Конногвардейский бульвар, и обустроили Адмиралтейскую набережную.

В 1869 году на башню Адмиралтейства подняли новые часы – куранты марки «Винтер», а в 1874 году в очередной раз позолотили её шпиль, причём стоит отметить, что золочение шпиля проводилось регулярно (раз в 20 лет).

Адмиралтейство в XX веке и в наши дни

К началу XX столетия в зданиях Адмиралтейства помимо министерства, штаба флота и училища корабельной архитектуры (с 1998 года – Военно-морской инженерный институт) размещались Морской музей, библиотека и типография, но после Октябрьской революции здания были национализированы и в них размещались Центрофлот (1917), Военно-морской революционный комитет (1923), Газодинамическая лаборатория (1932–1933), штаб Краснознамённой Ленинградской военно-морской базы (1919–2008). Храм свт. Спиридона Тримифунтского в 1919 году закрыли, а освободившееся помещение много десятилетий использовали в качестве актового зала военно-морского института. 

В годы Великой Отечественной войны уникальный символ города – Адмиралтейскую иглу –  зачехлили и раскрыли только в апреле 1945 года, поэтому она не пострадала.

В течении всего XX столетия здание Адмиралтейства реставрировалось трижды – в 1928, 1977 и 1997–1998 годах, причём при очередном золочении шпиля в шкатулку, находящуюся в полом шаре под корабликом был положен главный документ советских времён – текст Конституции СССР. Интересно, что этот документ оказался не первым в шкатулке – оказывается, в ней хранятся записи о дате всех ремонтов кораблика-флюгера, медная памятная доска, а также несколько городских газет, датируемых XIX столетием, документы и газеты минувшего века, содержащие сведения о капитальном ремонте кораблика. 

В начале нынешнего века штаб военно-морской базы и военно-морской инженерный институт выехали из зданий Адмиралтейства и в них в октябре 2013 года расположился Главный штаб военно-морского флота РФ.

Благодаря поданному главнокомандующим ВМФ В. В. Чирковым прошению на имя тогдашнего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) церковь Спиридона Тримифунтского передали в ведение РПЦ и в декабре 2013 года в ней было совершено первое после долгих лет забвения торжественное богослужение.

Информация для туристов: как добраться

  • Адмиралтейство находится по адресу: г. Санкт-Петербург, Адмиралтейский проезд, 1.
  • Добраться до него удобнее всего на метро, доехав до станций «Адмиралтейская» (Фрунзенско-Приморская линия), «Невский проспект» (Московско-Петроградская линия) или «Гостиный двор» (Невско-Васильевская линия), только стоит учесть, что выйдя на станции «Адмиралтейская», нужно пройти по Кирпичному переулку до Малой Морской улицы, затем выйти на Невский проспект и идти по нему в сторону уменьшения нумерации домов. Две другие станции расположены на Невском проспекте, поэтому можно выйти прямо на него и также идти в сторону уменьшения нумерации домов. 
  • Можно воспользоваться наземным городским транспортом – автобусом или маршрутным такси. Маршруты и расписание городского транспорта указаны на специальных тематических сайтах Санкт-Петербурга.