Архангельский собор Московского Кремля

Православный храм Московской епархии. Памятник архитектуры XVI–XVIII веков, главной достопримечательностью которого является самая большая в России усыпальница правителей Руси. Объект культурного наследия. Расположен на территории Кремля в юго-восточной части Соборной площади.
История основания храма

Тысячелетняя история Руси хранит и светлые периоды расцвета и благополучия, и тяжкие годы смуты и скорби. Но во все времена ее поддержкой и утешением была православная вера со святостью заповедей и Божьи заступники – Ангелы и Архангелы, незримо охраняющие русский народ от зла и наставляющие его на путь добра и милосердия.

Издавна на Руси особо почитается Архистратиг Михаил, стоящий во главе воинства Господня и охраняющий райские врата. Множество храмов было возведено и освящено во имя этого защитника веры и борца против всякого зла и ересей. Один из храмов во имя Архангела Михаила, согласно древнему преданию, выстроил в 1248 году младший брат князя Александра Невского Михаил Ярославич Храбрый (Хоробрит) на Боровицком холме древнего Московского Кремля (нынешняя Соборная площадь). Княжение Михаила в Москве было недолгим – в 1249 году он пал в схватке с литовцами на реке Протве и был погребен во владимирском Успенском соборе. А Архангельский храм на многие века стал усыпальницей государей Российских, Великих Московских князей, их родственников – удельных князей.

Первый Архангельский храм, или церковь святого Михаила на площади, как называли его в старину, был деревянным. Время не пощадило его – он начал постепенно разрушаться. Спустя без малого век сын основателя династии Московских князей Даниила Александровича и внучатый племянник Михаила Хоробрита Иоанн Калита в 1333 году выстроил новый каменный храм. Его постройка стала обетом князя за благополучное избавление от голода, постигшего Русь в начале XIV столетия, который начался от избытка влаги в земле, в результате чего погибли озимые и рожь проросла в копнах. Этот факт отражен в древних русских летописях, как упоминание о «рослой ржи».

Возвели храм рекордно быстро – за один летний сезон, и 20 сентября 1333 года он был освящен во имя Архистратига Михаила митрополитом Киевским и всея Руси Феогностом, радетелем за объединение русских земель. При Архангельской церкви устроили княжеский некрополь, в котором первым навечно упокоенным стал сам князь Иоанн Калита. А храм Михаила Архангела гармонично вписался в ансамбль возведенных несколькими годами ранее Успенского собора и храма Спаса на Бору.

О внешнем виде и внутреннем убранстве Архангельского храма тех лет достоверных сведений не сохранилось. Опираясь на летописные данные, можно предположить, что для своего времени он был достаточно велик – ведь даже артель московских живописцев под началом старших мастеров Захария, Николая, Иосифа, начавших роспись собора в 1344 году, завершили ее в 1346 году. Согласно другим сведениям, храм Архистратига Михаила своими размерами напоминал небольшую церковь Спаса на Бору. В конце XIV века для обновления внутреннего убранства собора московский князь Василий I Дмитриевич пригласил великого византийского и русского иконописца, мастера фресковой живописи Феофана Грека, который в 1399 году и расписал наново храм Михаила Архангела. Огромную историческую и культурную ценность представляет одна из икон древнего иконостаса, находившаяся в соборе на почетном месте – икона «Архангел Михаил в деяниях», написанная в 1390-х годах по просьбе вдовы благоверного князя Дмитрия Донского – Евдокии, после чудесного явления ей покровителя дел ратных Архистратига Михаила. Сейчас эта реликвия расположена с правой стороны от Царских врат в иконостасе II половины XVII века, написанным в годы царствования Федора Алексеевича Романова.

Существует предположение, что в Архангельском храме времен Иоанна Калиты были устроены два придела: во имя святителя Андрея Критского и святого Симеона Столпника – сыновья князя носили имена этих святых. Симеон Иоаннович по прозванию Гордый, княжил в Москве после смерти отца и похоронен, как и его младший брат Андрей Иоаннович, умерший от бушевавшей в Москве чумы в 1353 году, в соборе Михаила Архангела.

В 1471 году в храме появились еще два придела – во имя апостола Акилы и в честь Воскресения Господня. Как издавна велось на Руси, возведение храмов и устройство приделов связывали с победами русского воинства на поле ратном. Таким военным успехом стал поход московской княжеской дружины против Великого Новгорода в сложный период междоусобицы русских князей. О важности этого события можно судить по тому, что сведения о нем попали в древние хроники. Благодаря летописям сейчас известно, что это была действительно блестящая победа – дружина московского князя Ивана III Васильевича, состоящая всего из четырех тысяч человек, в битве у реки Шелони полностью уничтожила новгородское войско, численность которого превышала сорок тысяч человек. В честь этой громкой победы князь Иван III обязался построить церковь с приделом во имя апостола Акилы, а его военачальники – воевода Даниил Дмитриевич Холмский и Федор Давыдович Пестрый (князь Палецкий) – церковь с приделом в честь Вознесения Господня. История не сохранила сведений о самом строительстве церквей-приделов, только известно, что данный обет был исполнен в том же 1471 году. Опираясь на летопись 1475 года, можно с большой долей вероятности утверждать, что оба придела были выстроены из дерева, так как большой пожар, случившийся внутри кремлевских стен именно в 1475 году, уничтожил две деревянные церкви и повредил одиннадцать каменных храмов. А для спасения от огня Архангельского собора два пристроенных к нему деревянных придела (Воскресения и апостола Акилы) разобрали. Судя по отрывочным историческим сведениям, на месте бывших деревянных приделов осенью 1481 года были заложены новые приделы из камня, возведение и освящение которых произошло в октябре следующего, 1482 года. К сожалению, мы уже никогда не узнаем, где именно располагались каменные приделы Вознесения и святого Акилы, ведь данных о их точном местоположении не сохранилось, да и упоминания о древних приделах, датируемые XVII веком, не дают об этом четкого представления.

Строительство нового собора

Ветшание Архангельского храма началось еще в середине XV столетия, когда в 1450 году во время сильной грозы он был поврежден ударом молнии и мощными порывами ураганного ветра. Здание храма разрушалось, поэтому на рубеже XV–XVI веков московский князь Иоанн III Васильевич, уделявший много внимания обустройству Кремля, решил укрепить его новыми стенами с башнями и украсить величественными храмами. Старый Архангельский собор не вписывался в новый ансамбль, поэтому его было решено отстроить заново. Из Италии прибыла целая группа зодчих, один из которых – Алоиз Ламберти да Монтиньяна – Алевиз Фрязин, по прозванию Новый и начал возведение Архангельского храма, в неизменном виде дошедшего до наших дней. Прозвище «Новый» миланский архитектор получил в знак отличия от другого зодчего – Алоизио де Каризано – Алевиза Фрязина Старого, возводившего чуть ранее стены московского Кремля. Состоялась закладка собора в 1505 году, всего за пару недель до кончины Великого князя. Преставился Иоанн III Васильевич 27 октября и был погребен в заложенном им Архангельском соборе.

По сравнению с предыдущим храмом Иоанна Калиты для возведения Архангельского собора миланскому архитектору потребовалось три года. Его мастерство помогло создать, без преувеличения, архитектурный шедевр, который, как и во времена Василия III Иоанновича, и сегодня производит неизгладимое впечатление своими размерами, формами и удивительным декором, сочетающим в себе элементы русского и итальянского зодчества эпохи Ренессанса.

8 ноября 1508 года белокаменный пятиглавый Архангельский собор в присутствии князя Василия III Ивановича, бояр, высшего духовенства и простого народа был торжественно освящен митрополитом Московским и Всея Руси Симоном.

Западную часть собора заняла паперть с приделом во имя апостола Акилы, на двух ярусах которой во время богослужений размещалась княжеская семья. В середине XVI столетия к южному выступу Архангельского храма пристроили придел во имя Иоанна Крестителя, к северному выступу – придел во имя святого мученика Уара, в честь которого по христианской традиции нарекли при рождении младшего сына царя Иоанна IV Грозного – невинно убиенного царевича Димитрия. В июне 1606 года его святые мощи были торжественно перенесены царем Василием Ивановичем Шуйским в Архангельский храм, где и поместили в раку рядом с гробницей отца и двух старших братьев – Иоанна и Дмитрия. Над гробницей царевича Димитрия в 1638 году установили белокаменную, украшенную резьбой сень. На серебряном надгробье отчеканено изображение убиенного царевича. В XVII столетии место погребения царевича-мученика огородили резной бронзовой решеткой.

Немного ранее, в первых числах мая 1606 года свое недолгое царствование Лжедмитрий I завершил выносом из Архангельского собора гробницы Бориса Годунова – своего политического противника и заклятого врага, для чего разобрали часть южной стены в приделе Иоанна Предтечи.

В середине XVI столетия, в годы царствования Иоанна IV Васильевича Архангельский храм вновь был расписан, но, к сожалению, фресковая живопись того периода сохранилась только в алтарной части храма к югу от алтаря, где позднее была устроена усыпальница первого русского царя Иоанна Грозного.

В 1547 году от сильных пожаров, бушевавших в Москве и внутри Кремля с апреля по июль, пострадал и Архангельский собор – иконостас 1508 года полностью сгорел и вскоре на его месте был устроен новый. К юго-восточной стене собора в конце XVI столетия примкнул придел во имя Иоанна Лествичника – небесного покровителя сына государя – царевича Иоанна, погибшего, как считается, от руки самого Иоанна Грозного в 1581 году. С северо-восточной стороны храма в 1550-х годах, после завершившегося взятием Казани похода, возвели придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

В причте Архангельского собора, служившего княжеской и царской усыпальницей, с 1599 года по 1765 год состояли специальные священники, в обязанности которых входило совершение панихид в дни поминовения преставившихся правителей Руси.

Старинные деревянные надгробья в 1636–1637 годах при первом государе из рода Романовых – Михаиле Федоровиче заменили кирпичными, украсив их резными каменными пластинами. Символично, что в годы царствования последнего государя из династии Романовых – Николая II, в 1903 году надгробья были спрятаны под бронзовыми футлярами со стеклянным верхом.

С самого дня основания собора московские князья, а после государи Российские обязательно присутствовали на торжественных богослужениях, особенно в дни поминовения усопших – на Радоницу, Троицкую и Дмитриевскую субботы. До начала XVIII века сохранялась традиция складывать на надгробия челобитные, адресованные императору. С восшествием на российский престол Петра I этот древний обычай перестал существовать.
 
Архангельский собор в XVII–XIX столетиях

В годы царствования Алексея Михайловича Романова группа русских мастеров-живописцев в течение нескольких лет занималась поновлением старинных настенных фресок. С 1652 года по 1666 год девяносто два мастера кисти, предварительно сделав прориси, занимались точным воспроизведением уникальных икон, фресок и настенной росписи II половины XVI века. Выдающиеся иконописцы и графики своего времени – Симон Ушаков, Степан Рязанец, Федор Зубов, Иван Филатьев, Гурий Никитин, Исидор Поспеев, Сила Савин вместе с изографами из Москвы, Новгорода, Калуги, Ярославля полностью восстановили настенную фресковую живопись, эксклюзивной особенностью которой являются изображения всех Великих и удельных князей и царей, а также их предков – Великих Владимирских князей, погребенных в Архангельском соборе на момент росписи. Всего более 60 своеобразных портретов украшают нижний ярус стенописи. Последним государем, погребенным в Архангельском соборе, стал в 1730 году Петр II Алексеевич, со смертью которого род Романовых по мужской линии прервался.

Значение Архангельского собора в 1772 году было так велико, что архиепископ Московский Амвросий сделал его главным храмом города с епископской кафедрой, в котором служил лично. Статус кафедрального собора храм Михаила Архангела сохранял до 1883 года. В феврале 1895 года Архангельский кафедральный собор вместе с имуществом и причтом был передан из епархиального управления в Придворное ведомство.

В годы правления Екатерины II, стремившейся утвердить величие Российской империи, русский архитектор Василий Иванович Баженов в 1768 году разработал проект нового Кремлевского дворца, должного украсить Кремль и своими размерами занять весь Боровицкий холм. Для этого в 1770 году разрушили часть кремлевской стены и ряд Приказных палат, расположенных возле Архангельского храма. В 1774 году разобрали несколько небольших храмов, в одном из которых – соборе Черниговских чудотворцев покоились мощи святых – благоверного князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его верного соратника – боярина Федора, принявших мученическую смерть за православную веру в Орде 20 сентября 1246 года. Мощи святых чудотворцев торжественно перенесли в Архангельский храм, где они покоятся и поныне. Во время подготовки к возведению дворца вовремя заметили, что по стенам собора Михаила Архангела пошли трещины. Во избежание этого с южной стороны собор укрепили специальными распорками.

Нашествие войск Наполеона оставило глубокую рану на теле Архангельского собора. Бесценные иконы первого и второго ярусов иконостаса французские солдаты выломали и использовали вместо скамеек и кроватей, а в алтаре устроили полевую кухню и продовольственный склад. После ухода наполеоновской армии из Москвы в октябре 1812 года оказалось, что с многих икон Архангельского собора сорваны и бесследно исчезли драгоценные оклады и церковная утварь, повреждены Царские врата. Сразу начались масштабные восстановительные работы, в результате которых был поновлен иконостас и изготовлена новая резьба Царских врат. Уже 1 февраля 1813 года собор был вновь освящен архиепископом Московским Августином. Следующие работы по благоустройству собора были произведены в 1864 году. Тогда для сохранности старинной фресковой живописи в храме было проведено отопление, а иконостас раскрасили голубой и красной красками.  


Судьба собора в XX–XXI столетиях

В начале XX столетия в Архангельском соборе снова проводились масштабные реставрационные работы. Приближались торжества по случаю празднования 300-летия дома Романовых, поэтому помимо штукатурных работ и обновления фресок и позолоты был сооружен шатер с большими лампадами с двух сторон над гробницей царя Михаила Федоровича Романова. Император Николай II, прибыв в Москву после путешествия по городам, связанным с воцарением его предка и проследовав историческим путем народного ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, 24 мая 1913 года с императорским семейством торжественно прошел в придворный Архангельский собор и зажег свечи возле гробницы первого государя из рода Романовых.

Революционный угар 1917 года прокатился по Санкт-Петербургу и Москве. Большевики, пытаясь штурмом взять Кремль, несколько дней обстреливали его из винтовок и пулеметов, в результате чего старинному фасаду Архангельского собора были нанесены значительные повреждения. После окончательного установления большевистской власти, в 1918 году богослужения в храме прекратились, а в 1929 году в его подклеть перенесли раки 35 великих княгинь, княжон и цариц, покоившихся ранее в княжеской усыпальнице Вознесенского монастыря.

С 1955 года в Архангельском соборе находится музей, силами работников которого в 1970-х годах был проведен комплекс наружных восстановительных работ.

В 1988 году, через 600 лет после кончины князь Дмитрий Донской был канонизирован Поместным собором РПЦ, и в последних числах мая 1991 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил первое богослужение над мощами святого благоверного князя.

Музей в Архангельском соборе действует и сейчас, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются торжественные богослужения.

Владения Архангельского собора и его настоятели

Начиная с середины XV столетия московские князья стали жаловать Архангельскому храму не только церковную утварь, иконы в дорогих окладах и денежные пожертвования, но и земельные владения, как поминальные вклады по душам своих ближних родственников. Дмитрий Шемяка, Иоанн Грозный и его сын Федор Иоаннович, царь Алексей Михайлович дарили собору села и пустоши. К середине XVII столетия собор владел землями в Калужском, Боровском, Кашинском, Московском, Клинском и других уездах. Целых два столетия, с XV по XVII века Архангельский храм был полностью освобожден от всех налогов, а его настоятели пользовались такими же льготами, как священнослужители Троице-Сергиевого монастыря. В 1764 году после проведенной Екатериной II церковной реформы собор лишился всех своих земельных владений и крестьян, которые были переданы в императорскую Коллегию экономии.

Многовековая история собора бережно хранит сведения о своих настоятелях, многие из которых внесли огромный вклад в духовное становление и развитие русского общества. В XVIII–XIX столетиях в числе многих других протоиереев в соборе служили: главный священник армии и флота Российской империи Василий Иванович Кутневич; лексикограф, автор крупнейшего церковнославянского словаря тех лет Петр Алексеевич Алексеев; русский духовный писатель Николай Дмитриевич Извеков.

Архитектура собора

Итальянский зодчий Алоиз Ламберти да Монтильяна (Алевиз Фрязин Новый), сохранив традиционные формы постройки русских храмов с пятикупольным верхом, привнес в архитектуру здания мотивы венецианского дворца эпохи Ренессанса с обилием декоративных деталей: фасадами, разделенными тонкими пилястрами и карнизами, визуально разделяющими здание на два этажа; полукружиями закомар, декорированными белокаменными раковинами, символизирующими рождение Христа. Невероятное ощущение легкости, невесомости и устремленности ввысь придают собору белокаменные резные порталы, покрытые красками и золотом, которые украшают западный и северный входы в собор. Главный вход, находящийся в углублении, расписан красочными фресками, на которых изображено крещение Руси. Внутреннее убранство храма очень величественно, нарядно, выполнено в древнерусском стиле и освещено двухъярусными щелевидными окнами. Своды собора опираются на шесть столпов, два из которых расположены в алтаре, а четыре - в центральной части храма. Общая высота собора, не считая куполов – 21 метр.

Оформление интерьера собора состоит из сюжетов, отображающих важные политические моменты в жизни государства XVI–XVII веков и сцены из Евангелий. Особое место внутреннего убранства Архангельского храма отведено фрескам, изображающим московских и владимирских князей и русских царей, расположенных на стенах и четырех столпах. На одном из них изображен сын Юрия ДолгорукогоАндрей Боголюбский, укрепивший в начале XII века Владимиро-Суздальское княжество, будущее ядро Российского государства. На втором – образ Ярослава Всеволодовича, отца Александра Невского, на третьем – лик героя Невской битвы Александра Ярославича Невского, на четвертом изображен сын Александра Невского, основатель первого удельного Московского княжества Даниил Александрович. Вся площадь храма занята раками русских правителей – они расположены и между столпами, и у стен. Возле южной стены находятся гробницы Дмитрия Донского, Владимира Храброго, Иоанна Калиты – самые древние из захоронений. У самого иконостаса погребены Василий II Темный, его сын Иван III и внук Василий III. В южном Предтеченском приделе находятся гробницы Иоанна Грозного и его сыновей – Ивана и Дмитрия. В этом же приделе похоронен и князь-полководец М. В. Скопин-Шуйский. Первой с левой стороны от входа стоит гробница царя Василия Ивановича Шуйского, на недолгое правление которого пришелся тяжелый период Смуты. У юго-восточного столпа нашли упокоение правители из династии Романовых, у западной стены захоронены князья, при жизни присягавшие на верность Москве, у северной стены расположены гробницы опальных князей.
 
Святыни собора

Главная святыня собора – древняя икона «Архангел Михаил в деяниях», написанная по заказу вдовы Дмитрия Донского – монахини Евдокии в конце XIV века. Слева от Царских врат расположена икона Богородицы «Благодатное небо». Это точный список древней иконы, привезенной в Москву в 1390 году, по преданию, супругой Великого князя Василия I Дмитриевича Софьей Витовтовной.

В Архангельском соборе покоятся мощи: святого благоверного князя Дмитрия Донского, благоверного князя Михаила Всеволодовича Черниговского, святого мученика царевича Димитрия Углицкого.

Соборная ризница

В соборной ризнице за несколько веков накопилось огромное количество церковной утвари, облачения священнослужителей, церковные книги для богослужений. Среди множества уникальных старинных вещей в ризнице хранились: золотой потир, украшенный драгоценными камнями, резьбой и чеканкой, подаренный собору в 1598 году царицей Ириной Годуновой; отнятое у новгородцев Иоанном Грозным Евангелие князя Мстислава от 1125 года; серебряный крест Иоанна Грозного (1560 г.); шапочка царевича Дмитрия, украшенная драгоценными камнями; Псалтырь 1594 года; золотое кадило и множество других раритетных вещей, которые сейчас сберегаются в Оружейной палате Кремля, Историческом музее и других хранилищах.

Некрополь собора

С 1508 года по 1730 год Архангельский собор являлся великокняжеской и царской усыпальницей, и на сегодняшний день это самый большой некрополь монархов в России. В соборе находится 54 захоронения с возвышающимися над ними 46 гробницами (под некоторыми гробницами несколько захоронений).

Великий князь Московский Василий III, достроивший собор после смерти отца – князя Иоанна III, своим указом в октябре 1508 года повелел перенести в Архангельский храм мощи своих предков, положив начало великокняжескому некрополю.

Великие князья и цари из рода Рюриковичей:


Государи из династии Романовых:


Удельные князья:

  • сын Ивана I Калиты Андрей Иванович (с июня 1353 года);
  • двоюродный брат Дмитрия Донского Владимир Андреевич Храбрый (с 1410 года);
  • сын Василия I Дмитриевича Иван Васильевич (с 1417 года).
  • А также сыновья и внуки князя Владимира Андреевича Храброго: Иван Владимирович (с 1422 года), Андрей Владимирович (с 1426 года), Ярослав (Афанасий) Владимирович (с августа 1426 года), Василий Ярославич (с 1483 года);
  • сыновья и внуки благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского: Петр Дмитриевич (с августа 1428 года), Андрей Дмитриевич (с июля 1432 года), Юрий Дмитриевич (с июня 1434 года), Дмитрий Юрьевич Красный/Меньшой (с сентября 1440 года), Василий Юрьевич Косой (с 1448 года);
  • сыновья Василия II Васильевича Темного: Юрий Васильевич (с сентября 1473 года), Андрей Васильевич Меньшой (с июля 1481 года), Андрей Васильевич Большой /Горяй (с ноября 1493 года), Борис Васильевич (с мая 1494 года);
  • сыновья, внуки и правнуки Ивана III Васильевича: Иван Иванович Молодой (с марта 1490 года), Симеон Иванович (с июня 1518 года), Дмитрий Иванович Жилка (с февраля 1521 года), Дмитрий Иванович Внук (с февраля 1509 года), Владимир Андреевич Старицкий (с 1569 года), Василий Владимирович Старицкий (с 1573 года);
  • сыновья Иоанна IV Васильевича Грозного: Дмитрий Иоаннович (с июня 1553 года), Иоанн Иоаннович (с ноября 1581 года), невинно убиенный царевич Дмитрий Углицкий (с мая 1591 года);
  • сыновья царя Михаила Федоровича: Василий Михайлович (с марта 1639 года), Иван Михайлович (с января 1639 года);
  • сыновья царя Алексея I Михайловича Тишайшего: Дмитрий Алексеевич (с октября 1649 года), Симеон Алексеевич (с июня 1669 года), Алексей Алексеевич (с января 1670 года).

Кроме великих князей и царей в соборе погребены:


Величественный Архангельский собор – невероятно красивый и непостижимо трогательный православный храм, хранящий в своих стенах бесценные реликвии многосотлетней истории Руси и гробницы ее легендарных правителей.