Благовещенский собор Московского Кремля

Замечательный памятник истории и культуры XV в., Благовещенский собор Московского Кремля на протяжении нескольких веков был домовым храмом великих князей и царей русского государства.
История собора

Белоснежный и «златоверхий» собор Благовещения «на царских сенях» хранят память о многих значительных событиях  в жизни великих князей и царей Руси. В течение столетий он был домовой церковью правителей страны. Здесь они совершали венчания, получали благословение на царствование, крестили детей, отмечали церковные праздники и прощались с близкими. Только здесь «сильные мира сего» в доверительных, уединённых беседах с личным духовником могли «излить свою душу». Вместе со страной храм пережил многочисленные московские пожары, войны, Смутное время, гибель старой династии и воцарение новой, революции ХХ века…

Среди историков нет единого мнения о времени возведения в Кремле первого храма, освящённого в честь светлого праздника Благовещения. Некоторые из них полагают, что деревянный собор был построен по повелению князя Андрея Александровича ещё в конце XIII в. На смену ему пришел храм 1367 года, возведенный по указу Дмитрия Донского. Но большинство исследователей придерживаются точки зрения, что основателем домового храма стал Василий I. В 1397 г. был построен каменный собор, который простоял до 1484 г. Согласно свидетельству «Троицкой летописи» над его убранством в 1405 г. работали великие мастера древнерусской иконописи: Феофан Грек, Андрей Рублёв, Прохор с Городца. В конце XV в. этот храм уже не соответствовал ни архитектурному облику обновлённого Кремля и Соборной площади, ни желаниям амбициозного князя Ивана III. Собор был разобран до подклета и за пять лет возведён заново. За его перестройкой постоянно наблюдал духовник царя, для которого Иван III около стройки распорядился установить палатку. По повелению царя купола собора заблистали золотом. Новое здание домового собора было освящено митрополитом Геронтием в 1489 г.

При пожаре 1547 г. храм серьёзно пострадал. Восстановление его с существенным изменением архитектурного облика завершилось к 1566 г. Тогда он и обрёл узнаваемый пирамидальный вид. Первоначально здание имело три купола: центральный и ещё два на восточной стороне. В царствование Ивана Грозного на сводах опоясывающих храм галерей было устроено четыре придела: во имя Св. Николая Чудотворца, Св. блгв. князя Александра Невского, Входа Господня в Иерусалим, Архангела Михаила (переосвещён в 1584 г. в Собор Архангела Гавриила). Над каждым из них была сооружена своя глава. Ещё две было добавлено на основной объём и, таким образом, собор стал девятиглавым. Девятиглавье храма в русской культовой архитектуре символизирует образ пресвятой богородицы как царицы небесной церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.

В 1572 г. частью храма стало легендарное грозненское крыльцо, с которого Иван IV увидел в 1584 г. в небе комету, примету своей скорой смерти. После строительства Верхоспасского собора при теремном дворце в 1665 г. Благовещенский храм утратил своё значение как домовый храм русских царей. Однако вплоть до низложения последнего императора в 1917 г. его протопресвитер оставался духовником для многих членов императорской семьи. Каждое посещение Москвы императором подразумевало и обязательное посещение древнего храма. И после переезда двора в Санкт-Петербург государи не забывали о домовом храме своих предков. В 1820 в нём был освещён придел Александра Невского, а в 1836 г.ещё один в честь свт. Николая, архиеп. Мирликийского.

Осенью 1917 г. храм сильно пострадал при обстреле Кремля. Артиллерийским снарядом было разрушено знаменитое грозненское крыльцо. В марте же месяце 1918 г., как и другие кремлёвские храмы, Благовещенский собор был закрыт. С того времени это один из музеев столицы. Только один раз в году, в день престольного праздника, в его стенах снова проходит патриаршее богослужение.

Архитектурное своеобразие

В облике храма заметно взаимопроникновение псковской архитектурной традиции и только формирующейся московской школы. Для псковских зодчих характерно применение квадратных столбов во внутреннем пространстве, высокие арки. В то же время присутствуют архитектурные детали, свойственные московскому стилю культовой архитектуры: килевидные формы порталов дверных проёмов, узорчатые пояса.

Строительство собора было доверено псковским зодчим Кривцову и Мышкину, и это одна из загадок храма. Дело в том, что в 1472 г. произошла ужасная катастрофа – Успенский собор, возводимый псковичами, неожиданно рухнул. Но зодчие были не только прощены, но и получили новый важный заказ. По мнению историков, есть несколько причин для такого неожиданного решения великого князя. Первая возможная причина этого состояла в нехватке умелых архитекторов, поэтому их не отстранили от дел. По другой версии, псковичам была предложена эта работа, чтобы не раздражать ревнителей русской традиции. Ведь главный храм страны, Успенский собор, построил не просто чужеземец, но ещё и католик – Аристотель Фиораванти. В противовес этому строительство домового храма было поручено русским мастерам.

По базовым признакам Благовещенский собор – это классический четырёхстолпный крестово-купольный храм с тремя апсидами. Своими размерами, вероятно, он соответствует пропорциям более раннего разобранного собора.

Отличительной чертой собора стало устройство по его периметру галерей-папертей, одна из которых соединялась переходом с великокняжеским дворцом. Возможно, первоначально они были открытыми, так как строились приглашёнными мастерами из Италии в XVI в. Но уже на рисунках середины XVI в. видно, что они остеклены, вероятно, слюдой. Часть из них с восточной стороны позднее была разобрана в XIX в., вместе со сносом Казённой палаты.

На сохранившуюся южную паперть ведёт украшенное искусной резьбой крыльцо. По преданиям, именно здесь Иван Грозный слушал проповеди после того, как ему было временно запрещено посещать богослужения после четвёртого брака. В 1654 г. над парадным входом был сооружен придел архангела Михаила. Для усиления конструкции были подведены мощные столбы, а более лёгкие и изящные первоначальные колонны с резными капителями оказались утрачены.

Входы в храм выполнены в виде резных порталов. Северный вход предназначался для торжественных официальных церемоний: праздничных шествий, встреч  послов других государств и т.п. Южные двери собора служили парадным выходом государя к народу. Повседневным был западный вход со стороны дворца. Совершенно необычен для православного храма вход с востока. Через него входили в храм участники торжеств на Соборной площади. В наши дни он является основным.

Над декором западного и северного входа работали итальянские мастера. Двери обрамлены отдельно стоящими колоннами в коринфском стиле с развитым антаблементом. Венчает конструкцию портала пышно украшенный резным декором архивольт. Поверхность камня плотно заполнена искусной резьбой в высоком рельефе. Резные изображения дельфинов, светильников, сфинксов и ваз были в числе любимых сюжетов итальянских мастеров эпохи Ренессанса. Настоящим произведением искусства являются двустворчатые двери. Обитые медными листами, они украшены живописными библейскими сюжетами. Их, несколько неожиданно, дополняют изображения Диогена, Менандра, Гомера, Еврипида и других античных философов и поэтов.

Южный портал существенно отличается по стилю. Он был восстановлен только в 1846 г. Вход в храм оформлен по канонам раннемосковского зодчества. Его обрамляют лёгкие полуколонки с бусинками посредине и снопообразной капителью, чередующиеся с прямоугольными выступами. Килевидное завершение портала гармонично сочетается с аналогичным оформлением верхней части стен.

Интерьер храма

Конструктивное решение центрального пространства храма подчёркивает его устремлённость ввысь. Ступенчатые арки, коробовые своды рукавов креста, высокий барабан – все эти архитектурные конструкции придают помещению вертикальную динамику. Эффект движения усилен организацией освещения зала: его нижний уровень затемнён, а дневной свет проникает только сверху, через окошки барабана.

В западной части помещения расположены массивные и архаичные по конструкции хоры. Подняться на них было можно либо по винтовой лестнице в толще стены или непосредственно по галерее из княжеского дворца. Вероятно, ранее на хорах размещались дополнительные приделы, так как от основного объёма храма их отделяла двухметровая по высоте стена толщиной в два кирпича. Отличается оригинальностью устройство пола собора. Он выложен из небольших кремниевых плиток с вкраплениями агата и яшмы. По преданию этот пол был перевезён по указу Ивана IV из одного из храмов Ростова Великого, куда некогда его привезли из Византии.

Самое древнее сохранившееся помещение – это квадратный подклет старого собора постройки начала XV в. Он сложен из блоков белого камня, тогда как новый собор возводился из кирпича. Центральный массивный столб поддерживает низкие арки, несущие коробовые своды помещения. В конце XV в. при перестройке собора его стены были дополнительно обложены белым камнем и кирпичом. Подклет вероятно изначально предназначался для сбережения царской казны.

Фресковая живопись в интерьере собора

Первоначальная роспись была выполнена Феодосием, сыном известного иконописца Дионисия, в 1508 г. Она сильно обгорела при пожаре в 1547 г., но была восстановлена по первоначальным образцам.

Роспись основной части собора выполнена в традиционной манере. В центральном куполе написан образ Христоса Вседержителя, обновлённый при реставрации в XIX в. В двух других куполах находятся изображения Богоматери Знамение и Саваофа. Чуть ниже изображены ангелы, праотцы и пророки. В парусах свода – святые евангелисты.

В качестве сюжетов для фресок сводов и стен использованы евангельские притчи, различные сцены из Нового Завета, изображения чудес Христа. Некоторые исследователи находят объяснение обилию сцен с чудесами широким распространением различных ересей в XV–XVI вв. Чудеса призваны доказать истину евангельских учений, оспаривавшихся еретиками.

Чрезвычайно редкий по иконографии образ Благовещения изображён на стене собора. Пресвятая дева изображена с кувшином воды в руках у источника в тот момент, когда к ней явился с благой вестью архангел Гавриил. Очень подробно иллюстрируется сюжет Апокалипсиса в центральной части южной, северной и западной стенах. Этот интерес объясняется тем, что 1492 г. от рождества Христова соответствовал роковому 7000 г. от сотворения мира по византийскому летоисчислению, и ожидался конец света.

После пожара 1547 г. на столбах храма были написаны многочисленные русские и греческие святые праведники. В их числе Даниил Московский и Иван Калита, Дмитрий Донской и Александр Невский. На северо-западном столбе изображены князь Владимир и княгиня Ольга, принесшие на Русь христианство. На юго-западном столбе, около молельного места государя изображены святые Константин и Елена, олицетворяющие первый Рим. Над хорами на западной стене изображены образы византийского императора Михаила и императрицы Феодоры, положивших конец иконоборческому движению. Таким образом, обозначалась идея преемственности Москвы как главной опоры православного мира, как третьего Рима. При Василии III завершилось объединение русских земель. В ознаменование этого он повелел изобразить в храме святых покровителей вновь присоединённых городов: Твери, Пскова, Чернигова, Ростова, Ярославля, Великого Новгорода.

Роспись на папертях-галереях

Над  входом с Соборной площади, на стене восточной паперти, посетителей встречает образ Спаса Нерукотворного, выполненный рукой Симона Ушакова в 1661 г. Основной сюжет росписи стен и свода северной и части западной галерей – генеалогия Иисуса Христа. В монументальной фреске Древо Иесеево иконописец Фёдор Едикеев запечатлел около 200 персонажей. Первый образ, царя Давида, нанесён на стену при входе в северную галерею. Заканчивается фреска изображением Богоматери с младенцем напротив западного входа в собор. Все образы этого произведения объединяют переплетения виноградной лозы. Среди них привлекают внимание изображения Сократа, Аристотеля, Птолемея, Фукидида, Зенона, Платона и пророчиц Сивилл. Некоторые из них в руках держат свитки с цитатами из своих сочинений, согласующихся по смыслу с основными постулатами христианства. На рукописи у Сократа можно разобрать: «Доброго мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти будет добрым награда, а злым – наказание», у Платона – «Должно надеяться, что сам Бог ниспошлет небесного Учителя и Наставника людям». По предположению многих искусствоведов, средствами живописи до сознания прихожан так доводилась мысль, что лучшие умы Античности уже придерживались протохристианских взглядов и веры. Но существуют и другие версии объяснения изображению язычников  в христианском храме. По одной из них, это знак уважения к древней культуре родины первых русских митрополитов, многие из которых были греками.

Весьма оригинально для православия написаны образы древних поэтов: Гомера венчает лавровый венок, а Вергилий одет в мантию и широкополую красную шляпу. Фреска воспринимается как древо христианства. Она символизирует мировое родство всех людей во Христе, поэтому здесь уместны изображения русских князей Даниила Московского, Дмитрия Донского, Василия I и других правителей.

На южной стене северной галереи выполнена фреска «Чудо пророка Ионны». Этот ветхозаветный эпизод воспринимается христианами как пророчество о гибели и воскрешении Христа. Композиция была восстановлена Н. М. Сафоновым в конце XIX в. по старым контурам – графье. Стены западной галереи представляют собой своеобразную иллюстрацию подвига покаяния. Они покрыты изображениями маленьких фигурок в монашеских одеяниях, истязающих себя ради блаженства в раю. На внешней западной стене собора образ Троицы иллюстрирует Книгу Бытия. Изображённые здесь три ангела-путника принимают угощение в доме Авраама и Сарры.

Иконостас

Иконостас собора считается одним из древнейших. Расположенные на нём иконы написаны в самое разное время. Считается, что многие иконы, образующие основу иконостаса, написаны Андреем Рублёвым, Феофаном Греком и Прохором с Городца в 1405 г. Долгое время было общепризнано, что они были  утрачены в огне пожара 1547 г. Однако последние скрупулёзные исследования показали, что всё-таки эти образы были созданы именно в начале XV в. тремя различными иконописцами, причём один из них в совершенстве владел греческой манерой письма.

Первоначальный иконостас пришёл в негодность в 1812 г., когда наполеоновские солдаты устроили в соборе казарму. После изгнания французов, его заменил иконостас, обложенный бронзовыми чеканными пластинами. Царские врата были покрыты двухпудовым серебряным окладом с изображением евангелистов и Благовещения. В конце XIX в. иконостас снова был заменён. Обитый позолоченной латунью иконостас с эмалью «в древнем вкусе» был изготовлен по рисункам Н. В. Султанова. В качестве образца для него был выбран иконостас Успенского собора. Современное состояние иконостаса соответствует его виду в 1812 г. Тяжёлые серебряные оклады почти везде сняты, за исключением иконы Богоматери слева от царских врат. Живопись икон сильно пострадала. Перед каждым обновлением накануне коронации их поверхность обрабатывали пемзой, чтобы свежая краска на них лучше держалась.

Верхний ряд поясных икон образует праотеческий чин. В его центре изображён Бог-Отец. Ниже его расположен пророческий чин с иконами, изображающими пророков в полный рост в полупоклоне, обращённых к находящемуся в центре образу Богоматери с младенцем на руках. Это самый старинный чин подобного типа, дошедший до наших дней. Два верхних чина из 15 икон были написаны в середине XVI в., в царствование Ивана IV. Иконы праздничного чина по времени создания относятся к началу  XV в. Ряд исследователей считают, что семь икон на левой стороне принадлежат кисти Андрея Рублёва, а семь образов справа написаны Прохором с Городца.

Крайне необычным считается деисусный чин иконостаса собора. Здесь традиционно представлены образы святых, молящиеся Господу о спасении земного мира. Во времена создания иконостаса каноническим числом икон в этом ряду равнялось семи, но в Благовещенском соборе их девять. Датируются они концом XIV в. и считается, что три центральные иконы с образом Спасителя, Богоматери и Иоанна Предтечи написал Феофан Грек. Далее следуют образы архангелов Гавриила и Михаила, апостолы Пётр и Павел, отцы церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст. «В заворот» на стенах собора располагаются образы Св. Георгия и Св. Дмитрия, принадлежащие к деисусному ряду. Необычность деисусного ряда в том, что его дополняют образы святых покровителей московских князей.

Царские врата украшают утончённые изображения архангелов. На правой створке образ архангела Рафаила, почитающегося целителем. На левой створке изображен архангел Уриил, символизирующий беззаветную любовь к Богу.

Местный чин иконостаса

Самые ценные и почитаемые иконы по традиции расположены в нижнем, местном ряду. Правее царских врат находится чудотворная икона «Спас на престоле» (1337). Образ был написан во время правления Ивана Калиты. Первоначально она была передана в Новгород, но была возвращена в Москву после присоединения Новгородской республики к Московскому государству. С ней соседствует с правой стороны храмовая икона Благовещения Устюжского типа, поставленная здесь после событий 1612 г. На раме иконы размещены 24 клейма, иллюстрирующих Акафист Богоматери. Следующий образ в этом ряду один из самых интересных. Это патрональная икона «Апостол Пётр, Иоанн Предтеча и Алексей, человек божий». На ней изображены небесные покровители Петра I, его брата и соправителя Ивана и их отца, царя Алексея Тишайшего. До XVIII в. существовала традиция: при венчании на царствование нового государя писалась икона его небесного покровителя и размещалась третьей справа от царских врат. После смерти правителя она переносилась в Архангельский собор Кремля. Напротив неё находилось постоянное молельное место великого князя и царя. После переноса столицы в Санкт-Петербург традиция оказалась нарушена и последняя патрональная икона так и осталась на своём месте. Затем следует икона Спасителя с преклонёнными перед ним Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. В клеймах иконы представлены евангельские притчи.

На южной стене собора находится ещё одна необычная икона, размещённая «в заворот». Из-за ограниченного пространства ей не хватило места в иконостасе. Эта четырёхчастная икона, выполненная в несвойственном для православной традиции стиле. На одном поле в различных его частях здесь есть изображения Иисуса Христа в латах, сидящего верхом на кресте, чудовищных птиц, терзающих тела грешников, смерти с косой в руках, обнажённого Христа, прикрытого крыльями ангелов. В левом нижнем поле иконы изображен царь Иван Грозный в виде коленопреклонённого юноши в княжеском головном уборе. Рядом с ним можно рассмотреть изображение молодой женщины с ребёнком. Это портрет царицы Анастасии с сыном. Причиной столь редкого изображения живых людей на иконах может быть стремление Ивана IV любыми средствами подтвердить свой статус божьего избранника. Известно, что он в своё время задал церковному Собору вопрос о возможности изображения живущих людей на иконах и получил утвердительный ответ. Изображение Ивана Грозного повторяется в Тихвинской иконе Богоматери как образ богато одетого молодого человека с молитвенно сложенными руками.

В левой части местного чина иконостаса также находится немало интересных икон. На наиболее почётном месте слева от царских врат, там, где со времён Ивана Грозного до начала XX в. находилась Донская икона богоматери, расположен образ Богоматери Шуйской–Смоленской. Её история начинается в середине XVI в. В то время в Шуе свирепствовала эпидемия моровой язвы. По совету набожного горожанина был сделан список со Смоленской иконы Божией Матери. Когда её внесли в главный храм города, болезнь стала отступать. В Благовещенском соборе икона вставлена в огромную раму, в клеймах которой изображены женские персонажи библейской истории: Сара, Ревекка, Юдифь, Эсфирь и другие. Заказала эту раму первоначально для Донской иконы царевна Софья, желая подчеркнуть роль и способности женщины в истории, проявляющуюся под покровительством Богоматери. Внизу в центральной части рамы помещено изображение Сусанны, ставшей жертвой клеветы. Именно это имя избрала себе Софья, отрицавшая свою роль в стрелецком бунте, после пострижения в монахини Новодевичьего монастыря. Продолжают местный чин образы Св. Николая чудотворца с житием и Предста царица.

Святыни Благовещенского собора

За свою долгую и сложную историю собор собрал в своих стенах множество значимых для православных христиан святынь и реликвий.

Одной из первых стала икона Божией матери Мироточащей, ранее находившаяся в алтарной части собора. В XIV в., во время правления князя Дмитрия Донского, она была привезена из Византии митрополитом Пименом. Икона особенно почиталась благодаря исцелению страждущих прихожан истекающим из неё миром. Особенно почитавшаяся москвичами Донская икона Божией Матери находилась в местном ряду иконостаса слева от Царских врат. По преданию этим образом благословил Сергий Радонежский князя Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. По другой легенде этот образ принесли на поле боя донские казаки. Иван Грозный брал её в свой поход против Казанского ханства в 1551 г., а после победы поместил в домовом соборе. Созданная кистью Феофана Грека, эта икона помогла защитить столицу от войск крымского хана Казы-Гирея в 1591 г. В ознаменование этого события в городе был основан Донской монастырь. Как и икона Божией матери Мироточащей, это святыня ныне  хранится в собрании Третьяковской галереи.

За алтарём хранится одна из главных святынь – большая серебряная рака. Она была создана на средства старосты придворных соборов и промышленника П. А. Смирнова в XIX в. В раке хранится около 50 православных святынь: частицы мощей Иоанна Крестителя, Николая Златоуста, Василия Великого, апостола Андрея Первозванного, вкм. и целителя Пантелеймона. С XV в. эти святыни присылались в дар московским правителям из Византии. К концу XVII в. в храме скопилось 138 реликвий. Некоторые хранились столь небрежно, что патриарх Иоаким благословил передать часть из них в другие приходы. В советское время значительная часть реликвий также была передана различным московским церквям.

Ещё одной драгоценной реликвией собора был ковчег Святых Страстей Христовых, доставленный из Константинополя архиепископом Дионисием Суздальским в XIV в. В нём тщательно сберегались кусочки Креста, на котором был распят Христос, его терновый венец, Власы Христовы, камни от гроба Господня, части Ризы Пресвятой Богородицы и Ризы Господней.

Музейное собрание в стенах собора

В бывшем южном приделе во имя Св. Николая Чудотворца сейчас располагается музейная экспозиция, посвящённая древнерусским иконам XIV–XVI вв. В их числе список легендарной Смоленской иконы Богоматери, якобы написанный евангелистом Лукой. По преданию она защитила город от нашествия татар. Кроме икон, в этой части экспозиции, также представлена коллекция запрестольных крестов, которые выносили из кремлёвских храмов во время Крестных ходов.

В подклете собора сегодня размещается экспозиция «Клады и древности Московского Кремля». Её основу составляют предметы, найденные во время археологических исследований территории Кремля или связанные с историей сокровищниц русской аристократии и монастырей. Экспонаты датируются  временным промежутком от XII в. до окончания XVII в. За этот период Москва прошла развитие от удельного центра до столицы крупного централизованного государства. Символическим является и само место размещения экспозиции – подклет некогда служил местом хранения государственной казны. До открытия экспозиции для посещений в течение 2005–2011 гг. сотрудниками института реставрации (ГосНИИР) проведены тщательные исследования и реконструкция помещения. Во время неё был воссоздан пол и ступени, расчищены от поздних наслоений стены подклета. В специальной витрине можно рассмотреть в деталях раскрытую старинную кладку стен. Особый интерес представляют процарапанные рисунки архитектурных деталей, сделанные зодчими, возводившими собор.

В марте 2012 г. в подклете состоялась презентация обновлённой археологической экспозиции. Более 1500 экспонатов всестороннее отображают состав скрытых в земле сокровищ.

Оружие и воинское снаряжение размещено в первой части выставки. Собранные здесь экспонаты раскрывают трагические страницы истории Московского Кремля. Среди них шлемы-шишаки, боевой топор, наконечники стрел, западноевропейский меч.

Самые ценные экспонаты находятся в ювелирном разделе. Произведения византийского, скандинавского и русского домонгольского декоративно-прикладного искусства помогают понять истоки формирования национальной культуры. Ядро экспозиции составляют серебряные украшения из кладов XII–XIII вв.

Обширный раздел посвящён нумизматике. В витринах представлены редкие денежные слитки-гривны, золотые и серебряные российские и западноевропейские монеты XIV–XVIII вв. Особое место среди них занимают голландский дукат 1598 г., квадратная монета из Швеции 1607 г., серебряные тайлеры и другие. Экспонаты музея дают чёткое представление об облике денег в разные века, их особом значении и торговых связях русского государства.

Посещение Благовещенского собора Кремля – это не только прекрасная возможность познакомится с особенностями русской культовой архитектуры, но и шанс ощутить ритм жизни прошлого, проникнуться богатой духовной атмосферой давно минувших веков, запечатлённой в сюжетах удивительных росписей стен храма.