Показать регионы

Богоявленский собор (Томск)

Богоявленский кафедральный собор, выполненный в архитектурном стиле сибирского барокко. Один из старейших православных храмов города Томска. Памятник архитектуры XVIII века. Расположен в историко-культурном районе города «Пески».
История основания Богоявленского храма

В 1604 году по указанию царя Бориса Годунова казаки атамана Гаврилы Писемского из Сургута и казаки из Тобольска под началом Василия Тыркова основали на реке Томь крепость. А уже в 1633 году на территории Томской крепости была возведена деревянная Богоявленская (Христокрещенская) церковь – будущий Богоявленский собор, имевшая два престола – Крещения Господня и преп. Михаила Малеина (небесного покровителя Михаила Федоровича – первого русского царя из династии Романовых).

Томск, как и все города Сибири изначально отстраивался в дереве. Поэтому нередки были пожары, которые  наносили ощутимый урон городским деревянным постройкам. От бушевавшего огня разрушались дома, купеческие лавки, церкви.

Богоявленская церковь не была исключением – в первую сотню лет своего существования она часто повреждалась огнем, но каждый раз жители Томска ее восстанавливали. После очередного пожара в 1737 году во вновь открытом для прихожан храме было уже три придела: Богоявления Господня, Архангела Михаила и пророка Илии. Свидетелем пожара в 1741 году, полностью уничтожившего Богоявленскую церковь, стал естествоиспытатель и путешественник Иоганн Георг Гмелин, исследовавший в то время флору и фауну Сибири и с этой целью находившийся в Томске в составе Великой Северной экспедиции, организованной Петербургской Академией Наук.

Прихожане вновь отстроили церковь, добавив к трем приделам храма еще один – в честь иконы Богородицы Одигитрии. В апреле 1770 года снова произошел крупный пожар, уничтоживший купеческие лавки и полностью разрушивший Богоявленский храм. Через год новый деревянный храм был освящен как собор Архистратига Михаила, и в нем снова стали проводиться богослужения.

31 декабря 1776 года городские власти вынесли решение о возведении нового храма Богоявления из камня, в нескольких десятках метров от старой разрушающейся церкви – немного к западу от нее и чуть ближе к реке Томь. А на месте алтаря и престола старой церкви по церковному обычаю был установлен небольшой кирпичный памятник, который в 1858 году убрали и возвели там часовню иконы Божьей Матери Иверской.

Впервые собор был заложен в камне в 1777 году и строился он несколько лет только на пожертвования прихожан (постоянного финансирования для возведения собора не было). Первый этаж собора был построен и освящен 23 ноября 1784 года в честь праздника Богоявления. Верхний придел пророка Илии строился сорок лет и был закончен только в 1817 году. Еще строящийся храм стал для города одной из главных святынь – в 1804 году на праздник Преображения Господня именно в этом соборе первый губернатор Томска В. С. Хвостов торжественно объявил о создании Томской губернии, центром которой стал город Томск.

Строительство храма продолжалось. Елабужские купцы П. В. Михайлов и С. П. Петров помогли богатыми пожертвованиями. Благодаря этому с 1857 года по 1860 год на первом этаже был устроен придел Архистратига Михаила и освящен епископом Томской епархии Парфением. В 1868 году томский купец Дмитрий Акулов пожертвовал средства для проведения ремонтных работ в приделе пророка Илии. Работы продолжались более тридцати лет. В № 6 за 1899 год «Томских Епархиальных ведомостей» был описан ход отделочных работ. В частности было указано, что отделка иконостаса пророка Илии производилась на пожертвования церковного старосты П. Михайлова. 18 июня 1900 года состоялась торжественная церемония освящения Ильинского придела. В августе 1901 года был освящен придел образа Спаса Нерукотворного на втором этаже Богоявленского собора.

После окончательного завершения строительства Богоявленский собор предстал перед прихожанами двухэтажным с четырьмя престолами, приделами и колокольней. На первом этаже был расположен Богоявленский придел и придел Архистратига Михаила. На втором этаже находились Спасский и Ильинский приделы.

Наряду с возведением приделов собора строилось и жилье для церковнослужителей. В 1862 году для священника был построен двухэтажный полукаменный дом с амбаром, кухней и баней. В 1867 году на территории собора возвели двухэтажный угловой дом из дерева с хозяйственными пристройками. В 1886 году для псаломщика выстроили деревянный дом в два этажа с амбаром на два отделения и флигелем. В церковном дворе со стороны площади Ленина (бывшая Базарная площадь) и улицы Карла Маркса (бывшая улица Духовская) построили одноэтажные здания кладовой, караульной, два навеса, а также возвели глухую противопожарную стену (брандмауэр). В августе 1869 года все строения были застрахованы на 8000 тысяч рублей во Втором Российском страховом от огня обществе.

К середине XIX века Богоявленский храм владел несколькими торговыми лавками, расположенными на его территории. В 1853 году купец, золотопромышленник и меценат Николай Стахеев пожертвовал собору деревянные торговые лавки. В 1859 году на территории храма возле ограды купец Сергей Петров построил каменные торговые лавки, имеющие четыре притвора. В 1884 году на собственные средства причт собора выстроил каменные торговые лавки вдоль проспекта Ленина (бывшая улица Миллионная). Через два года эти лавки были проданы торговому дому «Петров и Михайлов».

При Богоявленском соборе 4 марта 1892 года начало свою деятельность церковно-приходское попечительство о бедных, а 5 октября 1898 года открылся класс церковно-приходской школы. По сведениям за 1911 год учащихся мальчиков и девочек в школе насчитывалось 87 человек, в 1914 году – 84 человека. В 1911 году в соборной библиотеке хранилось 400 книг, к 1914 году их количество увеличилось вдвое и составило 850 экземпляров. Согласно сведениям за 1912 год храм посещали 128 прихожан обоих полов. На попечении Богоявленского собора находилась Губернская мужская гимназия. В соборе правил службы священник, ему прислуживали диакон и псаломщик.


Судьба храма в годы Советской власти

Революция 1917 года, повлиявшая на жизнь всей России, не обошла стороной приходскую жизнь Богоявленского храма. Весной 1920 года он был национализирован и по договору перешел в бессрочную аренду зарегистрированной приходской общине на условиях бесплатного пользования. В 1922 году во время экспроприации икон и церковной утвари в помощь голодающим по обвинению в сокрытии ценностей были арестованы церковнослужители – протоиерей К. Лебедев и церковный староста П. Нестеров. Приход Богоявленского собора, как и приходы многих других храмов, оказался под юрисдикцией Томского Епархиального Обновленческого управления, но благодаря посещению Томска сторонником патриарха Тихона архиепископом Димитрием (Беликовым) приходская община 15 октября 1925 года приняла решение вернуться под начало канонического священноначалия.

До января 1930 года в соборе постоянно проходили богослужения. В день главного соборного праздника – Богоявления или Крещения Господня (6 января) из храма к реке Томь устраивался крестный ход «на Иордань» для совершения обряда водоосвящения. Крестный ход устраивался и в праздник Преполовения Пятидесятницы, и в день Происхождения (изнесения) древ Креста Господня (Первый Спас).

Решением Сибкрайисполкома г. Новосибирска от 4 ноября 1929 года Богоявленский собор был отдан под культучреждение – клуб транспортников. В истории православного храма произошли перемены. В его помещениях размещались курсы «Сибжелдорстроя», а с 1942 года по 1946 год соборные здания были переоборудованы под цеха завода «Красный богатырь», эвакуированного из Москвы. С 1947 года по 1994 год на территории храма функционировали цеха завода резиновой обуви. За все годы советской власти и нахождения на территории Богоявленского собора различных заводов и предприятий строения храма потеряли свой первоначальный вид – с куполов были сорваны кресты, сняты колокола, а колокольня и стены храма были в нескольких местах разрушены. Пристроенные к западному, восточному и северному фасадам одно- и двухэтажные здания полностью закрыли собой древнюю православную святыню. Южный фасад пострадал больше всего – его декор был полностью уничтожен, а форма оконных проемов изменена.
 
Возрождение собора

В 1995 году Богоявленский собор был передан РПЦ в лице Томского благочиния в бессрочное пользование, а 6 февраля 1997 года экспертная комиссия своим актом включила храм в перечень вновь выявленных памятников истории и культуры. Началась масштабная работа по освобождению соборных строений от заводских пристроек и реставрация зданий на деньги, которые выделила Томская областная администрация. К восстановлению православного храма были привлечены государственные и частные предприятия Томска и области. Одновременно рядом с Богоявленским собором строились корпуса для учебы и проживания семинаристов Томской духовной семинарии и административные церковные здания.

8 января 2000 года епископ Томский и Асиновский Преосвященный Ростислав (Девятов) освятил придел Архистратига Михаила. С этого дня в соборе возобновились ежедневные богослужения. В июне 2001 года на колокольне были установлены 11 колоколов. Приглашенный Владыкой Ростиславом звонарь обучил искусству колокольного звона Томских семинаристов. Для иконостасов второго этажа собора иконописцами Московской духовной академии были написаны иконы по образцу икон Свято-Троицкой Сергиевой Лавры кисти преп. Андрея Рублева. К началу 2003 года все реставрационные работы были завершены, и 18 января 2003 года в торжественной обстановке, в присутствии высшего духовенства, городских, областных властей и многочисленных прихожан был освящен Ильинский придел на первом этаже храма, а 26 января – придел Богоявления и великомученика Пантелеймона Целителя на втором этаже. В 2006 году при Богоявленском соборе открылась воскресная школа.

Святыни Богоявленского храма

Главная святыня храма – частица мощей великомученика Пантелеймона Целителя, привезенная епископом Томским Ростиславом из Московской Патриархии в 2001 году. Каждую среду после вечерней службы эту святыню в специальном ковчеге выносят из алтаря в центр храма, и перед ней совершается торжественный молебен, после которого каждый желающий может прикоснуться к ковчегу и помолиться об исцелении от болезней и недугов.

В алтаре храма находится Распятие с прикрепленной к нему звездицей, хранящей частичку Креста Господня. Два раза в год – в третье воскресенье Великого Поста (на Крестопоклонной неделе) и в праздник Крестовоздвижения (27 сентября) святыня выносится из алтаря для всеобщего поклонения.

Одной из главных святынь собора является копия образа Живоначальной Троицы. По преданию, именно этой иконой благословил казаков царь Борис Годунов на основание Томской крепости. В годы Советской власти святая реликвия была утеряна. Московские реставраторы создали ее точную копию с воспроизведением мельчайших трещинок и следов от гвоздей и передали ее собору в июне 2003 года, накануне празднования 400-летия города.

В приделах собора хранятся иконы святых с частичками их мощей: святого Василия Блаженного, преп. Серафима Саровского, преп. Афанасия, священномученика Иоанна Воина.

Еще одна реликвия – архиерейский посох Феодосия Черниговского, привезенный в Томск в 1834 году Преосвященным Агапитом (Вознесенским), возвращенный в собор 26 мая 2002 года.

Особым почитанием у верующих пользуется икона образа Богородицы «Неупиваемая Чаша», привезенная в Богоявленский собор из Серпуховской обители. Перед святыней молятся об исцелении от пьянства и наркомании.

Богоявленский собор расположен в самом центре Томска, и звон его колоколов, сияние крестов, святые реликвии и торжественные богослужения – главная святыня города, его душа и вера.