Показать регионы

Церковь апостола Филиппа и Николая Чудотворца (Великий Новгород)

Действующий православный храм Новгородской и Старорусской епархии Новгородской митрополии. Памятник русского церковного зодчества начала XVI столетия, редчайший образец сдвоенного храма, в годы советской власти более тридцати лет служивший главным кафедральным храмом Новгорода.
История возведения храма

В Великом Новгороде каждая улица, каждое строение пропитано духом старины, овеяно былой славой и могуществом этой древней колыбели государства Российского, окутано малиновым перезвоном колоколов многочисленных новгородских церквей, соборов, монастырей, на протяжении веков служивших духовной поддержкой жителям города. В старинном Новгороде с самого дня его основания в великом множестве возводились православные храмы, один из которых – храм апостола Филиппа и Николая Чудотворца – считается одним их старейших и удивительнейших православных храмов.

Первые сведения о Филипповской церкви оставили новгородские летописцы, указав, что в начале XII столетия жители улицы Нутной возвели храм во имя одного из двенадцати апостолов Христа – Филиппа, как благодарность Всевышнему за спасение города от сильного пожара, охватившего Новгород. Как и все здания Великого Новгорода, выстроенные на рубеже XI–XII веков, церковь апостола Филиппа была возведена в дереве, поэтому нередко повреждалась огнем. В XII веке, как описывали новгородские летописцы, в городе и окрестностях было семь крупных пожаров, не считая незначительных, повредивших всего пару-тройку дворов. Особенно сильные разрушения нанес городу и церкви апостола Филиппа пожар, случившийся в 1194 году. Тогда деревянный Филипповский храм полностью сгорел, но вскоре был отстроен заново.

В 1383 году на пожертвования состоятельных жителей улицы Нутной Филиппа, Устина и Радислава Даниловича вместо деревянного храма было начато строительство каменной Филипповской церкви, возведение которой завершилось осенью 1384 года. При большом скоплении горожан архиепископ Новгородский Алексий торжественно освятил новый храм, ставший для жителей южной окраины Новгорода очагом веры и надежной духовной поддержкой в трудные времена.

Задокументированных сведений о строительстве Никольского храма, к сожалению, не сохранилось. Первые упоминания о нем историки обнаружили в Писцовых книгах конца XV столетия, где указано, что обе церкви – апостола Филиппа и Николая Чудотворца, хоть и были построены на одном основании и одна стена у них была общей, все же имели своих священнослужителей, прихожан, земельные владения. В XV столетии Никольский храм входил в один из семи соборных участков новгородских церквей. О нем, как о придельной церкви Филипповского храма написано в «Семисоборной росписи» – средневековом списке церквей, приписанных к соборным храмам Великого Новгорода в конце XV столетия.

Судьба храма в XVI–XX веках

В начале XVI столетия сильно обветшавшую Филипповскую церковь с приделом Николая Чудотворца решили капитально перестроить, для чего каменную кладку церкви апостола Филиппа и деревянный придел святителя Николая полностью разобрали и в 1527–1528 годах отстроили заново на пожертвования новгородских купцов. Как и ранее, к северной стене церкви апостола Филиппа примкнула церковь Николая Чудотворца, которая после перестройки стала двухэтажной, как и Филипповский храм, только более узкой. Второй этаж Филипповской церкви заняли хоры, с юго-западной стороны устроили придел Воскресения Христова. Общая глухая стена, разделяющая оба храма на уровне второго этажа, на первом этаже имела специальный проем с двойными дверями, запираемыми на массивные засовы с обеих сторон. Общее подвальное помещение служило для хранения церковного имущества и товаров купцов, на чьи пожертвования и возвели новый храм. Такая практика строительства церквей существовала в Новгороде с XII столетия – купцы, объединяясь в торговые товарищества, возводили храмы и освящали их во имя определенных святых, считая их покровителями торговых дел. Купеческие товарищества хранили в подвальных храмовых помещениях товары, а в самих храмах – ларцы с документами о проведенных сделках, которые при спорных вопросах служили неоспоримым доказательством верности соглашений. Несмотря на то, что Филипповская церковь предназначалась для бояр, а Никольская – для жителей окрестных деревень, новгородским и московским зодчим посильную помощь в строительстве храмов оказывали жители Нутной и Бордовой улиц.

До начала XVII столетия в обеих церквях жизнь текла тихо и размеренно: прихожане посещали богослужения, венчались, крестили детей, отпевали умерших родственников, пока в 1606 году в город не пришло страшное бедствие – чума. В муках умирали люди, над городом стоял стон, сутками на улицах горели костры, обволакивая дымом дома и застилая небо черной пеленой. Когда вспышка эпидемии угасла, оказалось, что приходы Филипповской и Никольской церквей опустели – множество жителей южной окраины города унесла «черная смерть». И в 1607 году оба прихода новгородцы соединили в один, для удобства проделав в смежной стене дверь. Движимые общим духом единения, выжившие горожане собрали пожертвования, которых хватило, чтобы покрыть позолотой Царские врата, обновить паникадило и подсвечники. А пономарь церкви апостола Филиппа даже завещал храму после своей смерти 40 рублей (большая сумма по тем временам). Для примера – сто трехсаженных бревен, сто гвоздей и тринадцать досок можно было купить всего за семь рублей. Завещанных пономарем Григорием Семеновым 40 рублей хватило, чтобы наново оштукатурить, побелить и покрасить оба храма.

Лихое время Смуты, усугубившейся шведской интервенцией, не обошло стороной новгородские храмы – почти все они были разграблены. Такая участь постигла Филипповскую и Никольскую церкви. По летописным сведениям за XVII столетие после шведской оккупации оба храма стояли без кровли, внутреннее их убранство портилось от дождей. Но, несмотря на значительные разрушения, к середине XVII века в церкви апостола Филиппа уцелел резной позолоченный иконостас с более чем семидесятью иконами в серебряных окладах, инкрустированных драгоценными камнями, около пятидесяти богослужебных книг и некоторая церковная утварь.

Работы по восстановлению Никольского и Филипповского храмов горожане начали только в1653 году. Своими силами отремонтировали кровли, оштукатурили и покрасили церкви снаружи и внутри, поновили иконостас и на пожертвования жителей Нутной и Бордовой улиц купили и установили четыре небольших колокола «на помин души». Одновременно с восстановительными работами рядом с храмами возвели новую деревянную восьмистолповую шатровую колокольню, подняв на нее пять колоколов, самый большой из которых весил 1120 кг, два средних по 976 кг. и два маленьких «зазвонных» колокола по 32 кг.

В середине 1670-х годов вновь были проведены ремонтные работы: оба храма для устойчивости от сильных ветров укрепили железными элементами, соединившими основные несущие конструкции строений; обновили верхний слой крыши; купола покрыли отожженной листовой сталью – «белым золотом», как называли ее в старину; внутри и снаружи церкви оштукатурили и побелили. Хоры, располагавшиеся до этого только в западной части церкви святителя Николая, продлили на все внутреннее пространство, за счет чего Никольская церковь стала трехэтажной, и в третьей, верхней части, устроили придел во имя Пресвятой Троицы.

Более масштабные реставрационные работы в обеих церквях проводились в середине XVIII столетия. Тогда деревянную колокольню разобрали и на ее месте в 1735 году возвели каменную. Перестройка коснулась и самих храмов – в Никольской церкви со стороны колокольни устроили внутристенную лестницу, подняли своды на уровень выше, за счет чего крыша превратилась в односкатную. В Филипповской церкви растесали оконные проемы, превратив их в более широкие с арочными перемычками, сделали четырехскатную крышу, а столпы, стены и своды новгородские маляры под началом известного русского художника и декоратора Андрея Матвеева украсили живописью. Многочисленные перестройки сказались на самих зданиях – по несущим стенам пошли трещины, поэтому для их укрепления были возведены вертикальные конструкции (контрфорсы).

В середине XIX столетия на богатые пожертвования жителей Новгорода – купца И. Балахонцева и церковного старосты А. Зимина побелили Филипповскую церковь снаружи, а для обогрева внутренних помещений установили новые железные печи. В обеих церквях в XIX столетии было в общей сложности пять приделов, основной из которых – во имя апостола Филиппа. Первый этаж занимал придел во имя святителя Николая, северную сторону – придел во имя Пресвятой Троицы, западную паперть – придел во имя Господа, на хорах располагался придел Воскресения Христова. Церковь Николая Чудотворца к концу XIX столетия сильно обветшала, поэтому ее в 1898 году разобрали, и на долгие десятилетия Филипповский храм остался без привычной опоры.

В начале XX века церковь апостола Филиппа, как и все православные храмы Новгорода, была упразднена рабоче-крестьянской властью. Следующим тяжелым испытанием для новгородских храмов стала фашистская оккупация. Масштабные разрушения, которым подверглась большая часть зданий города, почти не коснулись стоящего на окраине города Филипповского храма. В куполе церкви немцы устроили наблюдательный пункт с огневой точкой, который регулярно обстреливали советские войска, снарядами повредив здание храма. После освобождения города Филипповскую церковь наскоро подремонтировали и в ее стенах устроили помещение для хранения приборов и материалов управления связи области. Церковь служила складом без малого семнадцать лет.

В начале 1961 года по идейным соображениям власти города упразднили единственный действовавший в то время Никольский собор на Ярославовом дворище, а прихожанам для богослужений было решено отдать одну из отдаленных от центра церквей, какой и оказался расположенный на окраине Новгорода храм апостола Филиппа. Управление связи в течение месяца освободило помещение церкви и там начались реставрационные работы, смету на которые составил новгородский художник – реставратор Василий Чехонадский. Ремонтные работы продолжались три месяца. За этот короткий период группа специалистов Новгородских мастерских под руководством реставратора – архитектора Нинели Кузьминой освободила от мусора внутреннюю лестницу, заделала трещины, оштукатурила здание, расчистила настенную живопись от наслоений, восстановила старинные порталы.

В последних числах сентября 1962 года архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий в торжественной обстановке освятил возрожденный к духовной жизни Филипповский храм. Возле самой почитаемой Старорусской иконы Богородицы установили главную святыню храма – раку с мощами святителя Никиты, епископа Новгородского, в 1993 году переправленную в новгородский Софийский собор.

Уже через десять лет Филипповской церкви снова потребовался ремонт. И в 1972 году силами Новгородской епархии в храме провели небольшие восстановительные работы – заменили кровлю, заделали трещины, с южной стороны пристроили деревянное крыльцо, провели центральное отопление. В нижнем этаже устроили придел Всех Новгородских Святых, несколько икон для иконостаса которого написал сам архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий.

Но проведенный комплекс восстановительных работ не мог спасти от постепенного разрушения церковь апостола Филиппа. Ее северная стена понемногу отклонялась, ведь естественной опоры, которой всегда для нее был Никольский храм, уже давно не существовало. Для сбережения старинного памятника в конце 1970-х годов было принято решение о возведении на прежнем месте утраченного ранее храма. Автором проекта стала Нинель Кузьмина, разработавшая его с учетом воссоздания первоначального облика и сохранением более поздних пристроек и колокольни. После долгих согласований проект утвердили, и в 1977 году работы по возведению Никольской церкви начались. Уже спустя год, в декабре 1978 года вновь отстроенный храм был торжественно освящен. Попутно реставрационные работы велись и в Филипповской церкви. Освобожденная от более поздних пристроек и наслоений, по завершению восстановительных работ предстала она в своем первоначальном облике XVI столетия.

Святыни храма

Самой главной для новгородцев святыней является икона Пантелеймона Целителя с частицами мощей великомученика, расположенная под сенью Никольского храма, почитаемая верующими как чудотворная. Именно к ней приходят помолиться о здоровье родных и близких жители города.

Южную стену Филипповского храма украшает написанная в афонском монастыре Ватопед большая икона Богородицы с младенцем. На других стенах размещаются икона Николая Чудотворца конца XVIII века и лики Казанской и Тихвинской Божьей Матери XIX века.

Богат православными святынями Великий Новгород, одной из которых по праву считается уникальный сдвоенный храм апостола Филиппа и Николая Чудотворца, притягивающий к себе необычностью форм, удивительной и богатой событиями историей, устремленными ввысь куполами, древними настенными росписями и бесценными иконами, многие века служивший незыблемым духовным стержнем для жителей старинного русского города.