Церковь Богоявления Господня (Ярославль)

Церковь Богоявления Господня – действующий православный храм Ярославского центрального благочиния Ярославской и Ростовской епархии. Выстроенный в конце XVII столетия на месте более древней церкви, в первые годы советской власти храм был закрыт и возвращён верующим лишь в начале нынешнего века. В настоящее время входит в перечень объектов культурного наследия федерального значения и находится в совместном ведении Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника и РПЦ.
Об истории, архитектуре и интерьерах храма

Одну из городских площадей – Богоявленскую – украшает одноимённый старинный краснокирпичный храм, выстроенный в конце XVII столетия напротив бывшего Спасо-Преображенского мужского монастыря (сейчас – Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Но история церкви в честь Богоявления Господня уходит своими корнями глубоко в прошлое. Так, многие исследователи, опираясь на древние летописи, в которых вскользь упоминается Богоявленский храм, относят его существование к XIII–XIV векам, хотя больше никаких сведений о нём практически не сохранилось. 

Видимо, со временем церковь обветшала и была разобрана, так как в начале XVI столетия, когда посад, на котором она находилась, был отдан в ведение Спасо-Преображенского монастыря, её уже не существовало, а в монастырских летописях указано, что на средства обители в посаде был выстроен новый деревянный приходской храм с сохранением прежнего посвящения. 

Спустя время посад разросся, а к началу XVII века превратился в Богоявленскую слободу, в которой селились принадлежавшие Спасскому монастырю крестьяне, являвшиеся прихожанами Богоявленского храма. К сожалению, об архитектуре и внутреннем убранстве церкви тех лет сведений также не сохранилось, но можно предположить, что находясь в ведении Спасо-Преображенского монастыря, она была достаточно благоукрашена и наполнена всей необходимой церковной утварью и богослужебными книгами.

Этот храм просуществовал недолго – уже в 1684 году его разобрали и начали строительство новой каменной церкви. Интересно, что причиной такого поворота в истории храма стал не пожар и не обветшание здания, а желание ярославского купца Алексея Абрамовича Зубчанинова, жившего в Богоявленской слободе и входившего в самую привилегированную часть купечества – гостиную сотню – украсить Ярославль новой каменной церковью. Стоит отметить, что предки А. Зубчанинова в своё время пожертвовали большие средства на благоустройство ярославского Спасо-Преображенского монастыря, так что А. А. Зубчанинов, взявший на себя все расходы по возведению и благоукрашению Богоявленской церкви, стал верным продолжателем династии благотворителей. 

В 1693 году, спустя всего девять лет после закладки первого камня в основание здания, работы по строительству и росписи интерьеров были завершены и перед изумлёнными горожанами во всей красе предстал краснокирпичный красавец-храм, воплотивший в своей архитектуре элементы ярославской и московской школ зодчества. Покоящийся на фундаменте (как все московские храмы) основной объём Богоявленской церкви с трёх сторон окружён (на ярославский манер) крытыми галереями-приделами, прорезан девятью высокими прямоугольными окнами с фигурными наличниками, в верхней части декорирован двумя рядами фигурных кокошников и увенчан пятью чешуйчатыми луковичными главами, покоящимися на узких высоких глухих барабанах, установленных на четырёхскатную кровлю. К северо-западному приделу пристроена изящная восьмигранная, рассчитанная на пять небольших колоколов колокольня с высоким арочным звоном, увенчанная фигурным шатром и небольшой луковичной главкой с крестом на яблочке. 

Настоящим архитектурным изыском для ярославской школы зодчества тех лет стало богатое декоративное оформление фасадов церкви – простенки между окнами, карнизы и барабаны украшены плитками поливных изразцов с растительными орнаментами. Такими же изразцами украшены и грани колокольни. 

Не уступает внешнему декору и внутреннее убранство. Фресковые картины, покрывшие стены и своды церкви, посвящены евангельским событиям, а главным элементом интерьера являлся пышный резной шестиярусный иконостас с иконами, выполненный в стиле «барокко». Этот иконостас со старинными иконами прекрасно сохранился до наших дней, в отличие от святынь храма, утерянных в советский период – резной главы Иоанна Предтечи на блюде и напрестольного креста с частичкой Креста Господня. Единственной святыней, сохранившейся до наших дней, является большой напрестольный крест, выполненный неизвестным резчиком с филигранным мастерством.

Главный престол храма после возведения был освящён в честь Богоявления Господня, тесный и узкий северный придел – в воспоминание Страшного Суда, просторный правый (тёплый) – во имя прп. Димитрия Прилуцкого, в котором совершались богослужения в зимний период. 

В приходе Богоявленской церкви к концу XVIII столетия числилось всего около 200 человек, но даже их пожертвований, а также средств от кружечного и кошелькового сборов и свечной торговли хватало на поддержание здания церкви в порядке и проведения текущих ремонтов. 

В 1830-х годах был перестроен придел Димитрия Прилуцкого – перекрыта кровля и над алтарём установлена главка. Вместо прохода из главного храма в Димитровский придел со стороны улицы сделан отдельный вход с крыльцом, таким же отдельным входом была оснащена храмовая колокольня, а здание храма с трёх сторон было окружено кирпичной оградой. В 1886 году в церкви были проведены масштабные ремонтные работы, средства для которых пожертвовал ярославский купец I гильдии Василий Яковлевич Кузнецов.

Церковь в XX веке и в наши дни

Революционные события 1917 года, всколыхнувшие всю Российскую империю, лихорадили новое советское государство ещё несколько лет – в городах вспыхивали белогвардейские восстания, приверженцы монархии стремились вернуть всё «на круги своя», во время уличных боёв снаряды попадали в здания, отчего вспыхивали пожары. Не избежал разрушений и расположенный в центральной части города Богоявленский храм – в 1918 году во время восстания белогвардейцев его западный и южный фасады, кровля и кокошники были сильно повреждены, а южный Димитровский придел почти полностью разрушен. 

Средств на восстановление святыни у руководства города не нашлось, поэтому прихожане как могли сами поддерживали здание церкви, богослужения в которой совершались ещё почти десять лет, пока в 1927 году храм не закрыли и не распустили приход. 

Освободившееся здание церкви городские власти передали на баланс Ярославского губернского музейного управления, но денег на реставрацию не выделили. И даже несмотря на то, что в 1935 году здание Богоявленского храма было поставлено на учёт как памятник архитектуры, в 1938 году в его южном приделе и западной паперти были размещены гараж и мастерские.

Лишь в 1950-х годах начались плановые масштабные научные ремонтно-реставрационные работы, в результате которых была полностью восстановлена кровля храма, луковичные главы, изразцы и оконные наличники. 

В 1973 году Богоявленский храм был передан на баланс Ярославского музея-заповедника, а в 1999 году возвращён РПЦ. В 2000 году в церкви была проведена очередная масштабная реставрация, в ходе которой был капитально отремонтирован и переосвящён во имя святых благоверных князей Василия и Константина южный Димитровский придел. В 2002 году в храме вновь начали совершаться богослужения.

В настоящее время храм находится в совместном ведении музея-заповедника и РПЦ. В штате храма числятся настоятель Александр Сатомский и иерей Вячеслав Нефёдов, которые помимо совершения богослужений, в действующей при храме воскресной школе проводят циклы встреч, посвящённые разбору домашних молитв.

Информация для посетителей

  • Богоявленский храм находится по адресу: город Ярославль, площадь Богоявления, дом № 12.
  • Добраться до храма можно на личном авто – по федеральной трассе № 8. В черте города трасса называется Московским проспектом. Храм находится сразу за автомобильным мостом через реку Которосль с левой стороны. Или по железной дороге – экспрессами с Ярославского вокзала Москвы до Московского вокзала в Ярославле, затем – на маршрутном такси или автобусе. Расстояние от вокзала до храма – 2,5 км., которые можно легко преодолеть пешком.
  • Храм открыт для верующих ежедневно с 7.30 до 18.00 часов. Богослужения в храме совершаются в будние дни в 8.00 и 17.00 часов, в воскресные и праздничные дни – в 9.00 и 17.00 часов.
  • Как музейный объект храм открыт для посетителей ежедневно с 9.00 до 16.00 часов без перерыва. Понедельник и вторник – выходные дни.