Церковь Дмитрия Солунского (Новое Семеновское)

Церковь святого великомученика Димитрия Солунского – каменный храм в деревне Новое Семеновское Калининского района Тверской области, построен в 1815–1822 гг. и ныне расположен на северной окраине деревни.
История церкви

Первые сведения о деревянной церкви во имя Димитрия Солунского содержатся в письменных источниках за 1744 г. 

В 1780 г. село Семёновское сгорело дотла, огнем был уничтожен и храм. Вскоре село отстроили вновь. Крестьяне купили у Екатерининского прихода Твери деревянную церковь, которая в разобранном виде была перевезена в село. Во избежание ущерба от пожара, храм поставили на за речкой Ингой на возвышенности. С годами вокруг церкви образовалось село Новое Семёновское.

В 1783 г. состоялось освящение храма в честь святого Димитрия Солунского. Долгое время село Семёновское являлось вотчинной Вознесенского Оршина монастыря и находилось в его духовном окормлении, поэтому в 1793 г. в церкви был устроен и освящен придел Вознесения Господня.

В начале XIX века было принято решение о возведении в Семёновском каменной церкви. Строительство началось в 1815 г. рядом с деревянным храмом. В 1822 г. новая церковь с высоким куполом была торжественно освящена в честь святого великомученика Димитрия Солунского. Старую деревянную церковь вскоре разобрали и употребили на сооружение церковной ограды. Первоначально храм был однопрестольным. После 1828 г. с южной стороны здания была прорублена арка и пристроен придел Вознесения Господня.

В 1876 г. в трапезной части Дмитровской церкви, как наиболее отапливаемой, был освящен престол в честь святого Илии пророка. Богослужения здесь проводились в холодное время года. После 1902 г. рядом с приделом пророка Илии был устроен еще один придел, освященный в честь Архангела Михаила, его окна выходят на южную сторону.

Судьба Дмитровской церкви после революции

В 1930-е гг. храм был закрыт властями, в здании новые хозяева устроили зерновой склад. В Вознесенском приделе позднее демонстрировались кинофильмы. Последний перед закрытием настоятель, священник Илья Гусев, по свидетельству местных жителей, умер в 1938 г., он был похоронен у главного алтаря. В 2011 г. усердием прихожан на месте его предполагаемой могилы был установлен памятный крест.

Во время войны, в 1941 г. в северную стену главного придела попал реактивный снаряд «Катюши», от чего образовался проем, позднее заделанный силикатным кирпичом. Долгие десятилетия на настенной живописи оставались следы от пуль.

В 1991 г. храм был возвращен верующим, в 1993 г. зарегистрирована православная община. Здание церкви после развала совхоза еще долгое находилось в удручающем состоянии, т.к. в приходе не было средств на проведение восстановительных работ.

Усилиями благотворителей и прихожан летом 1999 г. над приделом Михаила Архангела была восстановлена крыша, выполнена часть внутренних работ. В 2001 г. на главном куполе воздвигнут крест. В 2010 г. полностью завершено перекрытие кровли. В 2012 г. восстановлены и покрашены фасады храма, за исключением северной стороны, в приделах перекрыты полы. Начато строительство приходского дома.

Архитектура и роспись

Храм типа восьмерик на четверике с полукруглой апсидой. Восьмерик имеет более узкие диагональные грани и завершен луковичной главкой, поставленной на глухой граненый барабан. С юга к церкви примыкает превосходящий ее по площади, в плане прямоугольный придел под двускатной кровлей, увенчанной главкой, с пристроенной к нему крупной полукруглой апсидой. За счет приближенных друг к другу почти равновеликих апсид храма и придела создается выразительный акцент на восточном фасаде. 

Прямоугольная в плане трапезная с северным приделом частично заслоняет северный фасад церкви, в ее объем включен первый ярус трехъярусной колокольни. Второй ярус колокольни – квадратный в плане, третий – восьмигранный, низкий, увенчанный шпилем. Оба яруса (и второй, и третий) прорезаны арочными проемами звона, проемы второго яруса фланкированы тосканскими колоннами. 

Двусветный четверик основного объема расчленен тосканскими пилястрами большого ордера. Окна первого света (прямоугольные) и второго света (почти квадратные, с лучковыми перемычками) обрамлены рамочными наличниками. Восьмерик обработан на широких гранях рустом и завершен тонко профилированным карнизом. Окна восьмерика прямоугольные в рамочных наличниках.

Южный придел с гладкой поверхностью стен отличается характерным для ампира выразительным лаконизмом. Над входом утроено большое полукруглое окно, раньше перед входом выступало крыльцо, выполненное в виде двухколонного портика. Фасад придела завершен щипцом с профилированным карнизом. Характерный для позднего классицизма наружный декор трапезной очень сдержан.

В интерьере церкви Димитрия Солунского сохранились фрагменты клеевой живописи середины XIX века, прописанной маслом во второй половине XIX века. Роспись храма является выразительным образцом живописи в духе барокко, которую отличает нетрадиционная иконография и плотная, насыщенная цветовая гамма в темно-синих и красных тонах.