Показать регионы

Церковь Иоанна Предтечи (Волгоград)

Действующий православный храм центрального Волгоградского благочиния Волгоградской и Камышинской епархии, являющийся первым храмом, возведенным в основанной в конце XVI столетия Царицынской крепости. Утраченный в советское время храм воссоздан в начале XXI столетия.
Легенды о первой церкви Царицына

Множество легенд окутывает церковь пророка Иоанна Предтечи – первый и самый известный православный храм Волгограда (бывшего Царицына). Хотя дата постройки церкви известна, а это 2 июля 1589 года, других точных сведений ни о внешнем виде храма, ни о его строителях и священнослужителях периода конца XVI столетия у историков и археологов нет. Известно только, что одновременно с возведением Царицынской крепости, предназначенной для обеспечения безопасности юго-восточных рубежей Руси от набегов кочевых племен из Прикаспийских степей и агрессии со стороны Турции и Крымского ханства, под защитой крепостных стен появилась и первая православная церковь.

Одним из самых известных преданий о Иоанно-Предтеченском храме является поверье, что деревянный храм во имя самого почитаемого русской православной церковью святого – пророка Иоанна Предтечи – появился в крепости по указанию царя Иоанна IV Грозного в честь судьбоносных для всей Руси событий – победы русских войск над Астраханским ханством и присоединения его территории – нижнего Поволжья к Московскому царству в 1556 году. Эта версия документально не подтверждена, поэтому относится к разряду царицынских преданий.

Вторая легенда, довольно продолжительное время считавшаяся достоверной, связывает Иоанно-Предтеченскую церковь и Золотоордынского хана Батыя, якобы в середине XIII столетия построившего свою резиденцию именно на этом месте. Поводом к такому утверждению стало наличие в кладке здания церкви кирпичей, позаимствованных русскими строителями для реконструкции церкви из древних развалин ханского дворца. И эта легенда оказалась всего лишь красивой сказкой после того, как археологи доказали, что столица хана Батыя Старый Сарай (Сарай-Бату) находилась много южнее Царицына (сейчас это небольшое село Селитренное Хабарлинского района Астраханской области).

Почитание пророка Иоанна Предтечи

Возведение в Царицынской крепости церкви во имя пророка Иоанна Предтечи или Иоанна Крестителя не случайно, ведь это один из самых чтимых после Богородицы святых на Руси. Русской православной церковью он почитается как молитвенник за всех христиан, ближайший предшественник Святителя, предрекший пришествие Его, аскет и пустынник, совершающий для очищения от грехов и покаяния ритуальные омовения водой, позднее названные очищением водой или таинством крещения. Иоанн Предтеча совершил обряд крещения над Иисусом Христом в Иордане.

Именно поэтому его имя отмечено в церковном календаре семь раз, три из которых входят в число православных двунадесятых праздников с крестным ходом и пышными торжественными богослужениями: 7 июля (24 июня) – Рождество Иоанна Предтечи; 11 сентября (29 августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи; 20 января – Собор Иоанна Предтечи (Крещение). В дни остальных праздников: 6 октября (23 сентября) – Зачатие Иоанна Предтечи; 9 марта (24 февраля) – первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи; 7 июня (25 мая) – третье Обретение главы Иоанна Предтечи; 25 октября – Перенесение десницы Иоанна Предтечи во всех православных церквях и соборах священники читают тропари, кондаки, циклы стихир-подобнов.

Иоанно-Предтеченский храм в XVII столетии

Первую деревянную церковь, как и большинство построек Царицынской крепости в конце XVI столетия не пощадил огонь. Во время одного из больших пожаров, предположительно в 1599 году, она полностью сгорела. За восстановление построек крепости, в число которых входил и Предтеченский храм, взялись в 1615 году. Никаких документальных свидетельств о возведенном наново храме не сохранилось, но по преданиям, его срубили из дерева царицынские мастера, а имена шести из них даже дошли до наших дней. Это: Богдан Кузьмин, Иван Сеченов, Василий Агафонов, Обросим Клементьев, Дружина Иванов, Фома Степанов.

В начале XVII столетия в Царицынской крепости кроме Предтеченской церкви появились другие церковные постройки, среди которых был монастырь в честь Сретения Владимирской иконы Божьей Матери, просуществовавший, правда, недолго. В грамоте, отправленной казаками царю Алексею Михайловичу (Тишайшему) в 1653 году, он упоминается, как место для массового богомолья горожан. Вскоре Богородичный монастырь из-за его небольших размеров и невозможности вместить всех прихожан, упразднили, и уже в 1660-х годах на его месте выстроили Иоанно-Предтеченский девичий монастырь, с которым тесно связана история Предтеченской церкви. Если дата ее возведения определяется приблизительно 1615 годом, то более вероятной датой постройки, благодаря исследованиям известного краеведа XIX столетия Сергея Александровича Щеглова, считается 1665 год. Изучив старинные церковные рукописи, он обнаружил в одной из епархиальных ведомостей упоминание не только о монастыре с деревянными монашескими кельями, но и об Иоанно-Предтеченском храме. С этим храмом тесно связано имя донского казачьего атамана, предводителя крупнейшего восстания допетровской эпохи (1670–1671 гг.) Степана Тимофеевича Разина. Дважды молился Степан Разин в Предтеченском храме. Первый раз – во время Персидского похода в 1669 году, второй – во время захвата разинским войском Царицына весной 1670 года. Причем, некоторые священнослужители, несмотря на захват крепости, сочувствовали мятежникам, помогая им составлять так называемые подметные письма – агитационные листки, широко применявшиеся в политической борьбе в России в XVI–XVIII столетиях.

В 1694 году, согласно сохранившимся документам, протоиерей Илья в качестве дара преподнес монастырю книги житий православных святых (так называемые четьи-минеи). Причт церкви пророка Иоанна Предтечи в то время состоял из священника, дьякона, двух дьячков и пономаря.

XVIII столетие и новая страница в истории Предтеченского храма

К 1700 году старинный деревянный храм обветшал и нуждался в реконструкции, поэтому его разобрали и по грамоте митрополита Астраханского и Терского Сампсона в 1704 году возвели в камне. Кстати, для строительства нового храма использовали камни с ордынских развалин, и именно этот факт послужил основанием для предания о ханском дворце, якобы стоявшем в старину на месте Предтеченской церкви. Камни с развалин доставляли к месту строительства стрельцы гарнизона Царицынской крепости. Известно, что в течение трех лет в летние месяцы они разбирали ханские постройки и привезли в крепость в общей сложности более тысячи возов кирпича. Храм освятили, по мнению краеведов, в конце августа 1704 года, это событие было приурочено ко дню рождения Иоанна IV Грозного (на помин его души). Архитектурное решение здания Предтеченской церкви – «восьмерик на четверике», очень распространенный стиль русского храмового зодчества конца XVII – начала XVIII столетий. Это направление в русской архитектуре, сочетающее в себе контрастность форм, где более высокая восьмиугольная верхняя часть поставлена на более низкое четырехугольное основание, придало зданию церкви устремленность ввысь.

Церковь святого пророка Иоанна Предтечи стала первым каменным строением Царицына, после возведения которой на некоторое время прекратились все работы по строительству зданий из камня. Указ о запрете возведения каменных зданий издал первый Российский император – реформатор Петр I, начавший в мае 1703 года строительство новой столицы на севере государства – Санкт-Петербурга, для чего туда тоннами свозились кирпичи и каменные блоки со всех уголков империи. Кстати, Петр I неоднократно посещал Царицын и присутствовал на богослужениях в Предтеченском храме. По пути в Персию в 1722 году он молился об удачном завершении этого похода, имевшего целью восстановление торгового пути из Индии и Центральной Азии в Европу и улучшение экономики Российской империи. Тогда же по его указу к храму пристроили придел во имя святых Петра и Павла, а в 1799 году архиепископ Астраханский и Ставропольский Платон (в миру Петр Любарский) освятил для Петропавловского придела антиминс (четырехугольный шелковый плат с вшитой в него частицей мощей святого).

По сохранившимся церковным документам, в 1718 году Предтеченский девичий монастырь еще существовал, и для жителей Царицына по указу Петра I и с благословения архиепископа Астраханского Иоакима при монастыре начала действовать частная школа, в которой обучалось, по разным данным, от 17 до 27 жителей города. В 1725 году в монастыре подвизалось 18 монахинь, даже была назначена новая игуменья, а из царицынских штатных доходов выплачивалось хлебное и денежное жалование настоятельнице и насельницам.

В 1789 году в трапезной Предтеченского храма появился небольшой придел в честь Корсунской иконы Божьей Матери, освященный архиепископом Астраханским и Ставропольским Никифором. К середине XIX столетия в Корсунском приделе был двухъярусный иконостас.

Храм в XIX столетии

Закрытие во II половине XVIII столетия Предтеченского девичьего монастыря сильно сказалось на благосостоянии храма. В связи с малым количеством прихожан и отсутствием финансирования к началу XIX столетия здание церкви стало постепенно разрушаться. Да и в причте храма к 1840 году числилось четыре человека: иерей, дьякон, дьячок и пономарь, и пожертвований на поддержание здания церкви в нормальном состоянии катастрофически не хватало, а бедность священнослужителей была столь очевидна, что причт Предтеченского храма и его богадельню, находившуюся в таком же плачевном состоянии, приписали к царицынскому Успенскому собору. В 1843 году отец Петр (Лугарев) – благочинный Царицына, нашел благотворителей, пожертвовавших на ремонт храма достаточную сумму денег, которых хватило, чтобы наново покрыть железом купол и кровлю, и побелить стены. Уже с 1850-х годов благосостояние храма выросло, в иконостасе насчитывалось более 150 икон в драгоценных окладах, на колокольне появились 8 колоколов, вес некоторых из них достигал более 500 килограммов.

Благодаря священнику Иоанну (Еланскому), служившему в Предтеченском храме в 1880-х годах и сделавшему подробную опись здания, в 1990-х годах российские архитекторы смогли полностью воссоздать храм в том виде, в каком он был в конце XIX столетия. По описи о. Иоанна в 1887 году здание Предтеченской церкви вместе с колокольней имело около 31 метра в длину, немногим более 20 метров в высоту и было сложено из белого кирпича, покрытого тонким слоем известковой штукатурки. Церковь и колокольню венчали круглые, оббитые позолоченным железом главы. На колокольне насчитывалось 10 больших и малых колоколов.

В ноябре 1888 года при Предтеченском храме возобновила свою работу школа, для которой выстроили одноэтажное кирпичное здание. В 1894 году ее преобразовали в церковно-приходскую, и содержалась она за счет трех царицынских храмов – Предтеченской и Троицкой церквями и Успенским собором. Рядом располагались деревянные дома для священника и псаломщика. Прихожане Николай Кузнецов и Косма Летучев в том же 1894 году выкрасили изнутри стены Предтеченского храма и расписали сюжетами из Священного Писания купол.

По данным на конец XIX столетия к церкви пророка Иоанна Предтечи было приписано 178 царицынских дворов с 837 жителями.

Предтеченская церковь могла вместить одновременно только 150 прихожан, поэтому из всех православных храмов Царицына она считалась самой маленькой. Несмотря на это, к 1912 году ее приход насчитывал 956 человек, из них 104 старообрядца (поморцев, беглопоповцев, австрийцев).

Уничтожение Предтеченского храма в XX столетии

Началом конца существования Предтеченской церкви стал государственный переворот 1917 года, круто изменивший историю как всей России, так и судьбу небольшой царицынской церквушки. Сначала в 1922 году комиссия по изъятию церковного имущества реквизировала драгоценные оклады и другую богослужебную утварь. Спустя десять лет храм лишился всего имущества, включая даже кованую ограду, отданную по решению исполнительного комитета на металлолом.

В апреле 1932 года Предтеченский храм перестал существовать. Официальной причиной сноса здания, озвученной властями города, стала якобы опасность оползания грунта под храмом. Но это не помешало вскоре выстроить на месте разрушенной церкви деревянное кафе «Колос», в фундаменте которого остались камни золотоордынских развалин.

На этом фундаменте в тяжелые годы противостояния Страны Советов и фашистской Германии во время битвы за Сталинград сначала располагались пушки защитников города, а после фашисты, захватившие эту часть города, хорошо укрепили фундамент бывшего храма, превратив его в долговременную огневую точку, о которую неоднократно разбивались атаки советских войск. В восстановленном после Великой Отечественной войны Сталинграде на месте Предтеченской церкви построили ресторан «Маяк», при реконструкции которого в 1985 году нашли фрагменты древнего фундамента.

Возрождение храма

Хлопоты о возрождении к жизни царицынского храма возложил на себя назначенный в январе 1991 года архиепископом Волгоградским и Камышинским митрополит Герман (в миру Геннадий Евгеньевич Тимофеев). Он обратился ко всем организациям и жителям города с призывом помочь финансами, необходимыми для возведения храма. Среди прочих благотворителей, которых оказалось немало, больше всего архиепископа Германа поддержал депутат Государственной Думы (в 1990-х годах), теперь – волгоградский предприниматель Евгений Петрович Ищенко, до сих пор являющийся ктитором воссозданного Предтеченского храма.

В первых числах сентября 1995 года архиепископ Герман торжественно освятил закладку первого камня в здание церкви. Строительство началось весной 1998 года и в начале зимы 2001 года было полностью завершено. Для прихожан двери Предтеченского храма открылись на празднование Светлого Христового Воскресения весной 2001 года. Пасхальную Божественную литургию отслужил сам архиепископ Волгоградский и Камышинский Герман, до сих пор являющийся не только преосвященным митрополитом, но и настоятелем возрожденного храма. В настоящее время церковь пророка Иоанна Предтечи находится в статусе подворья Свято-Вознесенского Дубовского женского монастыря.