Показать регионы

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Астрахань)

Казанская церковь – действующий храм Астраханской епархии, построенный в древнерусском стиле в 1907 г. и называемый современниками жемчужиной Поволжья. Объект культурного наследия регионального значения. 
Храмы – предшественники нынешней церкви

Первоначально появление в Астрахани церкви в честь Казанской иконы Божией Матери относится к началу XVII столетия и было связано с последними событиями Смутного времени. Весной 1614 г. в Астраханском кремле заперся атаман Заруцкий со своими казаками. Для освобождения Астрахани из Москвы был направлен воевода боярин Иван Никитич Одоевский с окольничим Семёном Головиным и дьяком Василием Июдиным. Одоевский вез с собой список чудотворной иконы Казанской Божией Матери, с которой ополчение К. Минина и Д. Пожарского освобождало Москву.

Узнав о приближении московской рати, во главе с самой Матерью Божией, Иван Заруцкий бежал из города, а радостные жители Астрахани с крестным ходом встретили Казанскую икону Божией Матери и стали почитать Её за Избавительницу. В честь этой иконы над восточными проездными вратами Астраханского кремля возвели каменную церковь, освящённую в 1615 г. Астраханским архиепископом Онуфрием. Башня и ворота под храмом во имя «Пречистыя Богородицы Казанский» были названы Пречистенскими. В 1709 г. над Пречистенскими воротами возвели каменную соборную колокольню, а храм упразднили. Икону Казанской Божией Матери перенесли в Успенский собор, где она долгое время хранилась.

Новая Казанская церковь была построена в селении за рекой Кутум, которое первоначально называлось Посад, а позднее просто Селением. В 1707 г. это селение стало местом расквартирования Казанского солдатского полка, отчего слободу стали называть Казанской. Со временем здесь стали селиться астраханские купцы, строившие свои дома, и прочие жители. Все они были прихожанами Смоленской церкви, располагавшейся на другом берегу реки Кутум, что создавало очевидные неудобства. 

Жители Посада подали прошение Астраханскому епископу Илариону о строительстве своего храма. Разрешение было получено и в марте 1753 г. им была выдана книга для сбора пожертвований. Церковь начали строить каменную с деревянным придельным храмом во имя Праведных Захария и Елисаветы. Время освящения придела, который был выстроен раньше храма, неизвестно. Строительство Казанской церкви завершилось в 1769 г. при астраханском епископе Мефодии. Каменная колокольня была пристроена в 1782 г. К концу XVIII в. деревянный придельный храм обветшал и в 1797 г. был полностью разобран.

В 1807 г. Астрахань поразила эпидемия чумы. Прихожанин Казанской церкви купец Макарий Абезьянин чудесным образом избавился от страшной болезни и дал обет выстроить в храме придел в честь Священномученика Харлампия. Строительство благословил Астраханский епископ Сильвестр (Лебединский). Придельный храм строился с правой стороны из камня, одновременно купец хотел возвысить и саму церковь, имевшую небольшую высоту. Из-за преждевременной смерти М. Абезьянина дальнейшее строительство было завершено вдовой купца Верой Алексеевной. Однако возвышение церкви осталось незавершённым. 26 июля 1811 г. придел в честь Священномученика Харлампия освятил архиепископ Гаий (Токаов).

В том же году на средства, пожертвованные астраханским купцом Иваном Мултановым, в церкви был устроен и освящен 25 июля 1811 г. левый придел в честь Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. 

В ночь на 1 августа 1858 г. в Астрахани случился страшный пожар, продолжавшийся несколько дней и опустошивший селение, лесные и сенные пристани. В этом пожаре сгорел и Казанский храм, от которого остались лишь каменные стены. Но уже в том же году церковь была восстановлена на средства жертвователей. 

В 1876 г. на пожертвования прихожан церковь расширили и возвысили с устройством ризницы и новых кладовых. В 1879 г. были возвышены придельные храмы и солеи. 12 августа оба придела заново освятил настоятель церкви протоиерей Иларион Туберозов, а 23 сентября епископом Астраханским и Енотаевским Герасимом (Добросердовым) был заново освящён главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери.

Однако, несмотря на все расширения и перестройки, храм по-прежнему оставался небольшим и едва вмещал всех желающих. В церкви было очень тесно и душно, а в воскресные и праздничные дни при большом стечении прихожан в ней было нечем дышать. 

Существующая ныне Казанская церковь

В начале 1902 г. приглашенный настоятелем церкви Иларионом Туберозовым городской архитектор Павел Иванович Коржинский произвел осмотр храма и пришел к выводу, что «устранение всех недостатков равно полной разборке храма». Было решено строить новую церковь и настоятель обратился к прихожанам с просьбой о сборе пожертвований. Богатейшие астраханские купцы Александр Николаевич Афанасьев и Иван Иванович Губин, являвшийся старостой Покровской церкви, внесли на строительство по 25 тысяч рублей. Вслед за ними пожертвовали средства и другие астраханские купцы – Сергей Иванович Захаров, Александр Иванович Губин, Степан Игнатьевич Кузнецов, Константин Иванович Догадин и Степан Васильевич Носков, которые внесли в общей сложности 70 тысяч рублей. 

Строительную комиссию, образованную 5 марта 1902 г., возглавил протоиерей Иларион Туберозов. Архитекторы П. И. Коржинский и С. И. Корягин выразили согласие безвозмездно составить план и смету строительных работ, а также наблюдать за ходом строительства. Кроме того, 21 марта 1903 г. купцы Александр Афанасьев и Иван Губин передали храму купленный на совместные средства земельный участок для расширения церковной территории.
 
Новую церковь решено было строить с северной стороны от старого храма, рядом с ним, на участке, купленном купцами А. Афанасьевым и И. Губиным. 27 февраля 1903 г. начало строительных работ благословил Астраханский епископ Георгий (Орлов). Старая Казанская церковь действовала вплоть до освящения нового храма и в ней совершались богослужения, только после этого на была разобрана.

Строительство было поручено подрядчику И. Храмову, зарекомендовавшему себя в строительстве Покровской, Владимирской, Знаменской и Единоверческой церквей. К осени 1907 г. основные работы, начатые в 1903 г., были завершены. 22 октября 1907 г. епископ Георгий освятил главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери. Спустя неделю, 28 октября протоиерей Иларион Туберозов освятил правый придел в честь Трёх Святителей, а еще через неделю, 4 ноября он же освятил левый придел в честь Великомученика Харлампия, Святителя Феодосия Черниговского и Преподобного Серафима Саровского.

Новую Казанскую церковь отличал величественный внешний вид, не случайно уже современники называли её жемчужиной Поволжья. Храм был выстроен в древнерусском стиле, а его фасад богато декорирован. По бокам главного мощного восьмисветового барабана, увенчанного куполом в форме царского венца, были поставлены четыре небольших глухих барабана, украшенных куполами-луковичками. В высокой двухъярусной колокольне угадывались некоторые элементы готического стиля, она завершалась остроконечным шестигранным верхом, увенчанным маковкой-луковкой. По бокам от колокольни были поставлены две деревянные башенки, выполненные в намеренно уменьшенном виде и копирующие ее второй ярус. В 1907 г. в храме установили новые резные трёхъярусные, вызолоченные на полимент иконостасы. Роспись храма произвели известные художники Серов и Зейц.

Судьба храма в советское время

Летом 1923 г. Казанский храм захватили обновленцы. В 1930 г. советские власти его закрыли. Вскоре в церкви разместился склад «Заготзерна». 8 февраля 1955 г. решением Астраханского облисполкома здание бывшей церкви было передано областному совету профсоюзов. Но фактически передача церковного здания облсовпрофу по каким-то причинам так и не состоялась. В итоге оно было заброшено.

Возрождение церкви

15 июня 1991 г. Казанская церковь была возвращена Православной Церкви. Перед глазами верующих она предстала в печальном виде. Роспись была уничтожена, внутри здания груды мусора, подвал залит водой, а вместо окон зияли пустые глазницы. 

В храме начались восстановительные работы. В первую очередь был обновлён его внешний облик: крыша и купол покрыты оцинкованным железом, в окна вставлены рамы и на них покрашены решётки, осуществлена реставрация входных ворот. Постепенно храм покрывался новыми росписями, украшался новыми иконами. Был установлен новый иконостас с иконами, вышитыми бисером. 

Из святынь, которые в последнее время украсили и обогатили церковь, особенно замечательна икона Казанской Божией Матери со Святой Горы Афон, называемая прихожанами Казанская-Афонская.