Показать регионы

Церковь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском

Белокаменная пятиглавая церковь Казанской иконы Божьей Матери – православный храм Даниловского благочиния Московской епархии, в далёком прошлом являвшийся домовой церковью царствующего семейства Романовых в загородной усадьбе Коломенское. Выстроенный в середине XVII столетия храм является действующим и в наши дни. 
История возведения Казанского храма связана с именем первого царя из рода Романовых – Михаила Фёдоровича, по примеру предшественника, Иоанна IV Грозного, продолжившего украшение загородной царской резиденции в Коломенском. Согласно преданиям, в 1630-х годах наряду со строительством новым царских хором рядом с ними был выстроен деревянный храм, главный престол которого был освящён в честь главной русской святыни – Казанской иконы Божьей Матери, а придел – во имя св. Аверкия Иерапольского. 

В 1645 году на престол взошёл сын царя Михаила Фёдоровича – Алексей Михайлович, и именно при нём строения Коломенского были отремонтированы и благоукрашены. В связи с рождением у царя первенца, окрещённого в честь св. Димитрия Солунского, в 1648 году к Казанской церкви был пристроен одноимённый каменный придел, а в 1651 году – колокольня с шатровым навершием. 

В связи с возведением нового царского дворца в 1666 году Казанская церковь, видимо, подверглась перестройке в камне, а после строительства дворца была соединена с ним крытым переходом, став домовой церковью, в которой царское семейство могло спокойно предаваться молитвенным бдениям. 

Иноземных послов, посетивших Коломенское в 1671 году, поразило не столько здание Казанского храма, сколько крытый переход трёхметровой ширины и 50-метровой длины, весь пол в котором был застелен войлоком, как отметили тогда послы, для мягкого хождения и тепла. 

Сама Казанская церковь, выстроенная по канонам храмового зодчества XVII столетия, представляет собой прямоугольное в плане двухэтажное строение, покоящееся на высоком подклете и оформленное с северной и южной сторон крыльцами с лестницами, ведущими на верхний ярус храма. Обе лестницы на уровне второго яруса соединены между собой крытой галереей-гульбищем, ведущей на колокольню, основанием которой служит северное крыльцо. Фасады храма прорезаны небольшими окнами, по углам оформлены двойными пилястрами, служащими основанием для широкого карниза. Верхняя часть храма также прорезана окнами, декорирована трёхрядным карнизом, небольшими кокошниками и завершена покоящимися на пяти тонких шейках главками. С северной и южной сторон к храму примкнули два придела, завершённые идентичными с главами храма навершиями. 

Решение колокольни так же традиционно для своего времени – состоящая из двух поставленных друг на друга четвериков, она завершена арочным восьмериком и увенчана восьмигранным шатром с главкой на такой же тонкой шейке. 

Согласно преданиям, Казанский храм был богато украшен иконами в дорогих окладах и резных киотах, церковной утварью, пеленами, покровами и коврами. Для царя и царицы были специально сделаны и празднично украшены молитвенные места-троны, приближённые к царскому семейству имели право молиться перед храмовым иконостасом, свита – в так называемой «трапезной». 

В 1766–1767 годах дворец Алексея Михайловича построили заново в другом месте, а Казанская церковь получила статус приходской, впоследствии за ней сохранившийся.

Предположительно, в конце XIX – начале XX столетий в интерьере храма появились росписи, выполненные в русско-византийском стиле, причём стоит отметить, что со времени освящения церкви в XVII веке на её стенах какая-либо живопись отсутствовала. 

В Казанской церкви с приходом к власти большевиков в 1917 году богослужения не прекратились, в ней, одной из немногих в ближнем Подмосковье, службы продолжались и в советский период. Исключением стали лишь 1941–1942 года, когда храм был закрыт, но после его открыли вновь и он является действующим до сих пор.

В июле 2012 года в подклете Казанской церкви архиепископом Истринским Арсением (Епифановым) по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла был совершён чин торжественного освящения нижнего храма в честь иконы Божьей Матери «Державная», чудесным образом обретённой в марте 1917 года в день отречения от престола последнего Российского императора Николая II

Икона «Державная» – главная святыня не только Казанского храма, но и одна из самых почитаемых Русской Православной Церковью чудотворных икон Пресвятой Богородицы. Помимо этой святыни в пятиярусном иконостасе храма среди нескольких древних икон XVII столетия хранится чтимый список Казанской иконы Божьей Матери, а в северном приделе – деревянная раскрашенная скульптура «Христос в темнице», выполненная неизвестным мастером. 
В настоящее время Казанская церковь открыта для верующих круглый год, в ней, как и столетия назад, совершаются богослужения.