Церковь Казанской иконы Божией Матери (Углич)

Каменный храм Казанской иконы Божией Матери в Угличе построен в 1778 г. вместо более древней церкви. Ныне является действующим храмом Углического благочиния Переславской епархии.
История

Храм расположен на одном из самых древних исторических мест города Углича. По преданию, еще на рубеже XIV–XV вв. здесь стояла деревянная клетская церковь великомученика Георгия Каппадокийского, которая была освящена в честь звенигородского князя Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Юрий Дмитриевич был не только «строителем» храмов (своим «рождением» ему обязаны Успенский собор на Городке в Звенигороде, Троице-Сергиева Лавра и Саввино-Сторожевский монастырь), но и главным заказчиком Андрея Рублева, а потому можно предположить, что некогда Георгиевскую церковь в Угличе могли украшать «чудные образы» кисти великого иконописца Древней Руси. Но о судьбе этого древнего храма и о его иконах не сохранилось никаких сведений. Вероятно, он сгорел во время одного пожаров, бывших в те времена частым бедствием в городе. 

Во второй половине XVI столетия при князе углицком Юрии (Георгии) Васильевиче у возникшего в городе торга уже стоял храм в честь иконы Страстной Божией Матери с двумя приделами – Михаила Малеина и Георгия Победоносца. Эта церковь тоже сгорела в начале XVII века, во время «литовского разорения». Она упоминается в документах 1620 года: «На Хлебной площади церковь во имя иконы Страстной Богоматери с пределы Георгия Великомученика и Михаила Маленина, за рядами, сожжены ж». В 20-х гг. XVII века богатые угличские посадские – Никита Ляпунов, Иван Клементьев и Егор Дружков – решили поставить на месте сожженного поляками храма три своих лавки.

В 1630-х гг. из Переславля в Углич приехал строитель Дворцовой Александровской слободы Василий Старцов (старец Варлаам), давший обет поставить в городе церковь. В 1638 г. он обратился к царю Михаилу Федоровичу с прошением, в котором сообщал, что у него «… на ту церковь и всякий лес готов и мастера приговорены». Место под храм было отведено к югу от Воскресенской обители рядом с церковью святой Параскевы Пятницы, где тогда находился двор ростовских архиереев. Это место в народе называли «лужей», т.к. во время весеннего таяния снега и в период осенних дождей здесь собиралась вода. Старец посчитал его не подходящим для строительства и снова обратился к государю с челобитной, в которой просил разрешить строить храм на Хлебной площади, где когда-то находилась церковь Страстной Богоматери. Царская грамота с разрешением на строительство была получена в апреле 1639 г. В ней предписывалось «лавки посадских людей, построенные самовольно» перенести на другое место на той же площади. Менее чем через год, 22 октября новый храм был построен и освящен.

Согласно описи за 1641 г., церковь была деревянной трехшатровой и имела четыре престола, главный был освящен во имя Георгия Победоносца, три придела – в честь патрональных святых членов семьи царя Михаила Федоровича Романова: Михаила Малеина (небесного покровителя самого государя), преподобной Евдокии (покровительницы Евдокии Стрешневой, жены царя) и Алексия Человека Божия (покровителя его сына Алексея Михайловича). 

Главной святыней церкви был чудотворный образ Казанской Божией Матери в серебряной ризе с каменьями и жемчугом, поставленный старцем Варлаамом, о чем свидетельствует указ патриарха Иосифа от 1648 г.

Простоял храм недолго, всего через пять лет после сооружения, в ночь на 13 мая 1644 г. он сгорел. Чудотворную икону Божьей Матери удалось спасти из огня кому-то из причта и позднее она была помещена в новую церковь. Время постройки нового храма точно неизвестно, но сохранилось его описание за 1663 год: «А в рядах на Хлебной площади церковь деревянная – Казанские же иконы Богородицы, и Михаила Малеина и Алексия Человека Божия. При ней же и торговая большая площадь и ряды». Сохранилось также описание церкви за 1674–1676 гг.: «Церковь Казанская, деревянная, трехшатровая, о трех главах, и в ней пределы преподобного Михаила Малеина да Великомученика Георгия». Возможно, здесь сообщается уже о другом храме, построенном «на торгу» после очередного пожара.

Простояла эта церковь около столетия – до второй половины XVIII века. В 1778 г. вместо нее на средства жертвователей была сооружена двухэтажная каменная церковь Казанской иконы Божьей Матери в стиле барокко с зимним приделом в честь Сретения Господня. Строительство велось при ростовском архиепископе Самуиле (Миславском), уроженце украинского города Глухова. Его пристрастия отразились на Казанском храме в Угличе, относящемся к типу так называемых «ярусных» церквей, очень распространенных на территории Украины с конца XVII столетия. Ближайшим аналогом Казанской церкви можно считать Никольский храм XVII века в Глухове: та же двухзальность храмовой части и прямоугольный притвор (в украинских постройках – «бабинец»), такая же система убывающих восьмериков. Но угличская церковь, в отличие от своей украинской предшественницы, гораздо стройнее и имеет более легкие формы. 

Четырехъярусная колокольня была пристроена к храму позднее, после пожара, случившегося в 1793 г. Тогда старая колокольня была разобрана и в 1807 г. на ее месте начали строить новую. Возможно, из-за начавшейся войны с Наполеоном строительство затянулось и было завершено только в 1814 г. В отличие от имеющей скромное убранство барочной церкви, колокольню, выстроенную в классическом стиле, украшает множество колонн и колонок, фронтонов, в кровле устроены люкарны. Изначально колокольня была увенчана высоким шпилем, позднее он был заменен на главку.

Известно, что Казанская церковь была «довольно снабженная» иконами, церковной утварью, книгами. Внутреннее убранство было великолепным. В верхнем этаже – высокий золоченый иконостас, росписи работы крепостного графов Шереметевых мастера С. А. Ненастьева. В иконостасе нижнего этажа находился чудотворный образ Казанской Божией Матери.

С конца XVII столетия храм был приписан к Преображенскому собору. После утверждения нового расписания церквей в 1876 г. штатный притч церкви был упразднен.

Судьба храма после революции

С приходом к власти большевиков для церкви настали тяжелые времена. 8 апреля 1921 г. храм оказался почти в эпицентре вспыхнувшего разрушительного пожара, охватившего территорию торговых рядов. Огонь уничтожил все убранство, а самой большой потерей для верующих стала гибель чудотворного образа Казанской Божьей Матери. 

В 1935 г., в связи с началом строительства Угличской ГЭС, решением местных властей церковь была закрыта, а здание передано в ведение строителей. В дальнейшем, в разное время оно использовалось как водонапорная башня, хозяйственный склад, общежитие. Только в первой половине 1980-х гг. материалы из культового сооружения были убраны, начались работы по восстановлению первоначального облика храма под руководством известного ярославского архитектора-реставратора С. Е. Новикова.

В 2000 г. церковь Казанской иконы Божией Матери вновь открыли, в ней возобновились богослужения. Благодаря усилиям настоятеля иеромонаха Николая (Шишкина) и прихожан в 2003 г. началась реставрация храма, в ходе которой укрепили фундамент, перекрыли крышу, заменили оконные рамы, восстановили крыльцо, наладили отопление, в 2006 г. установили новые колокола. Большой колокол весом 50 пудов был отлит в городе Тутаеве литейщиком Николаем Шуваловым. 

Ныне вокруг церкви разбит сквер с детской площадкой.