Показать регионы

Церковь Михаила Архангела (Микулино)

Церковь в честь Михаила Архангела – памятник древнерусской архитектуры XIV–XVI веков. Год постройки первого каменного храма, предположительно, 1398. Существующая церковь построена в 1550-х гг.
Первая каменная Микулинская церковь

Село Микулино (ранее Микулино Городище) более 600 лет назад находилось на Границе Московского и Тверского и княжеств. Входило в состав Тверской губернии, а после революции, с 1929 г. – в состав Московской области. В давние времена в Микулине стояли 12 церквей, а историк Владимир Степанович Борзаковский предполагал, что здесь их было 18. Из старинных храмов сохранился до наших дней лишь пятиглавый каменный собор, являющийся сегодня доминантой живописного пейзажа вблизи реки Шоши.

Впервые о существовании в Микулине собора Михаила Архангела, находившегося внутри крепостного вала, упоминается в Тверских писцовых книгах 1-й половины XIV века, а также в некоторые других актах феодального землевладения.

Предположительно, в 1398 г., по указанию Микулинского и Тверского князя Михаила Александровича в Микулине был возведен каменный собор как усыпальница Микулинских князей, подобно Архангельскому собору в Московском Кремле. Второй каменный храм Михаил Александрович построил в Старице. Микулинский собор стал бесценным памятником древнерусской истории и культуры.

Временем постройки Микулинской церкви Михаила Архангела до сих пор принято считать 1398 год. Это мнение основано на неясном известии летописей и надписи на западной стороне церкви, которая гласит: «В год 6904 (1397) заложена церковь святого Архангела Михаила князем в Городке великим Михаилом». Однако некоторые исследователи сомневаются в истинности этой надписи. Известный историк Анатолий Николаевич Вершинский утверждал, что единственный источник, которому в этом вопросе можно доверять – это Тверские писцовые книги, дающие указания о существовании храма в первой половине XVI века. О нем упоминается во II писцовой книге, составленной, по мнению историка, специалиста в области источниковедения Николая Петровича Лихачева, до 1550 года. Время же постройки храма остается неизвестным. Можно лишь предположить, что изначально собор был построен в конце XIV века великим князем Михаилом Александровичем.

Собор в Микулине конца XIV в. не сохранился. Во 2-й половине XVI столетия его перестроили. В середине XVI века Микулин находился во владении одного из потомков Микулинских князей – князя Семена Ивановича Микулинского-Пункова, известного в истории как сподвижника Ивана IV Грозного. После взятия Казани Семен Микулинский принимал участие в Ливонской войне, получил тяжелое ранение и умер в 1559 г. Он был похоронен в Микулинском соборе. По утверждению А. Н. Вершинского, обнаружившего надпись на гробнице князя с указанием даты его смерти «в лето 7065 (1559) августа 2-го дня», это летописное известие является достоверным.

Второй храм Архангела Михаила

Таким образом, расположенный в селе Микулино храм можно датировать серединой XVI века, хотя безусловным является факт, что на месте церкви Архангела Михаила стоял прежде более древний собор. Недаром в «Истории о Казанском царстве» указано, что Семена Ивановича похоронили в «новосозданной» (т.е. перестроенной) церкви.

Первоначальный вид собора невозможно восстановить. Церковь не сохранила своего первоначального вида, она несколько раз подверглась переделке.

Собор повидал разное за многие века своего существования. Ему пришлось видеть разорение Микулина, из города превратившегося в тихое село. В Смутное время храм Михаила Архангела пережил тяжелые времена – его разорили поляки, после чего церковь стояла пустой, богослужения в ней не совершались, утварь была разграблена. Только в 1635 г. был вновь освящен главный престол храма, но приделы стояли пустыми и не были освящены до 1650-х – 1670-х гг. К 1678 г. Михаилоархангельская церковь в Микулине, вероятно, оправилась от последнего разорения.

Почти 400 лет собор стоял твердо, но в начале XIX столетия стали обнаруживаться признаки обветшания. 12 ноября 1811 г. прихожанами было подано прошение на имя архиепископа Тверского Мефодия о дозволении поправить купол, главы, каменные стены от правого клироса и западных дверей. Указ о дозволении был подписан 14 июня 1812 г. Но планам помешала Отечественная война. Микулино городище находилось близко к Смоленскому тракту, по которому шла армия Наполеона, его мародеры опустошали окрестные села и деревни. К 1847 г. повреждения церкви стали критическими и службы пришлось запретить. Во многих местах стен и свода образовались небезопасные трещины.

В 1849–1850 гг. собор отреставрировали. Реставрационные работы проходили при активном участии помещика Н. Г. Головина, считавшего себя родственником князей Микулинских и выделившего средства на устройство нового иконостаса и не только. 17 сентября 1850 г. храм освятил архиепископ Тверской и Кашинский Гавриил.

В 1879–1880 гг. в соборе были запрещены богослужения, храму грозило обрушение. В декабре 1882 г. архитектор Кузьмин произвел подробный осмотр собора. По его мнению, к храму в Микулином городище, вначале представлявшему собой в плане квадрат, уже впоследствии были пристроены паперть и три алтарных полукружия, изначально узкие окна (не больше 10 вершков) были впоследствии расширены до полутора аршин для увеличения доступа света. Архитектор допускал, что апсиды были пристроены в XVI в., когда церковь была сделана трехпрестольной, или в XVII в., после разорения в период Смутного времени. Он же отметил присутствие на стенах и в куполах живописи, признав ее позднейшее происхождение. В пилонах Кузьмин обнаружил деревянные части – хорошо сохранившиеся сосновые доски, которые встречаются, по его мнению, в древних церквях.

В 1885 г. архитектор Н. В. Султанов сделал проект, на утверждение которого ушло довольно много времени. Реставрационные работы были начаты в 1886 г. и завершены в 1887 г. Реставрация осуществлялась на частные пожертвования, на нее было затрачено почти 7 тыс. рублей. На освящение храма собралось до 6 тыс. человек.

Разорение храма в советское время

После революции службы в храмах Лотошинского района были прекращены. Последний настоятель храма Е. Рясинский в 1937 г. был репрессирован, умер в Карелии на лесоповале. Храм закрыли, а в зимней церкви Успения Пресвятой Богородицы устроили клуб, в 1954 г. эта церковь была окончательно разрушена. В соборе Михаила Архангела разместили склад.

К концу 1980-х гг. собор выглядел удручающе: двери изломаны, с северо-западной стороны отсутствовала крыша и были сильные повреждения на барабане, а купола с восточной стороны стояли без покрытия, крест присутствовал лишь на центральном куполе, внутри собор полностью лишился пола. Земля внутри церкви местами была изрыта «кладоискателями».

Возрождение святыни

Вопрос о реставрации храма Архангела Михаила как архитектурного исторического памятника поднимался неоднократно. В 1973 г. собор зарегистрировало областное отделение общества охраны памятников истории и культуры, он был включен в план реставрации на 1980 г., но работы так и не были начаты. В 1987 г. при содействии Московского комитета по охране памятников старины провели частичную реставрацию здания по проекту ведущего архитектора Главмособлстроя треста Мособлстройреставрации Лидии Александровны Беловой.

12 декабря 1990 г. стало днем духовного возрождения Микулинской земли. В этот день протоиреем Волоколамским Николаем Михайловичем Поповым был совершен обряд освящения церкви Михаила Архангела. В селе Микулино была создана православная община. Местные художники О. К. Березин и Г. А. Бабуркин украсили в храме стены, были застеклены отверстия под куполами, проведено электричество. И сегодня храм передан Русской Православной Церкви, в нем проводятся регулярные богослужения.

Архитектура и убранство

Собор Михаила Архангела представляет собой равносторонний квадрат с примыкающими с востока тремя аспидами. Стены сложены из обожженного кирпича. Кладка не сплошная: кирпичом облицованы стены только внутри и снаружи, в середине же стены засыпаны булыжником и мусором и залиты известковым раствором. Толщина стен более 1,5 аршин (немного более метра), снаружи они делятся четырьмя пилястрами на 3 части.

При постройке церкви в Микулино-Городище сразу предполагалось выделить место для погребения здесь Микулинских князей. Поэтому внизу, под храмом, устроили нижний этаж, в котором помещались усыпальницы. Факт существования княжеских усыпальниц в подвальном помещении храма подтверждается многими данными. Так, в ходе реставрационных работ в соборе в 1886 году, во время строительства нового фундамента, в северо-западном углу церкви, под гробницей был обнаружен гроб, высеченный из известняка, принадлежавший князю С. И. Микулинскому, скончавшемуся в 1559 г. Были найдены и другие погребения Микулинских князей и княгинь. Пять гробниц и сейчас находятся в соборе, в его северо-западном углу. Девять погребений, располагавшихся в юго-западном углу, были уничтожены еще в начале XIX века для освобождения простора храма.

При реставрации 1886–1887 гг. в земле были найдены печати, пулы, медные и серебряные монеты XV столетия, хранящиеся сегодня в исторических музеях Москвы и Твери.

Ширина и длина храма Михаила Архангела 15 м. Внешний облик здания обнаруживает священный символизм. Квадраты фасадов разделены с трех сторон четырьмя лопатками, образуя по три арки. Храм увенчивают пять глав – верховная и четырех Евангелистов. Священный символизм проявляется не только во внешнем, но и во внутреннем устройстве церкви. Двенадцатью столпами она образует четырехконечный крест, который служит основой для греческой церкви, как бы в ознаменование двенадцати Апостолов. С одной стороны к этому кресту примыкают 2 отделения алтаря, ризница (до 40-х гг. XX века) и жертвенник, с другой – две усыпальницы Микулинских князей и их потомков. Символизм заметен и в освещении собора окнами в 3-х его стенах, 3-мя арками вверху, 9-ю сводами и 9-ю окнами в фонаре средней главы. Это духовно знаменательные числа, они соответствуют Святой Троице, девяти ангельским чинам, четырем Евангелистам и двенадцати Апостолам, эти числа повторяются также в других частях здания.

Древний алтарный иконостас, заменивший еще более древнейший, имеет четыре пояса, в каждом из которых, кроме среднего, по двенадцать образов, почти все из них новгородского письма.

Из Тверских Писцовых книг за 1635 г. известно о существовании при главном престоле двух приделов: во имя Димитрия Солунского и Святого Григория Богослова, в 1655 г. уже упоминаются приделы в честь Святой Великомученицы Варвары и Введения Пресвятой Богородицы. Впоследствии приделы эти были упразднены: на месте одного из них появился жертвенник, на месте другого – ризница.