Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Нововасильевское)

Контактная информация

+7 +7 (963) 786-90-12
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Нововасильевское – кирпичный трехпрестольный храм Лотошинского благочиния Московской областной епархии. Построен в 1868 г., закрыт в 1937–1938 гг. После организации 1998 г. прихода постепенно восстанавливается.
Из истории храма

Каменная трехпрестольная Покровская церковь в селе Нововасильевском, входившем в Старицкий уезд Тверской губернии, была построена в 1868 году, предположительно, усердием князей Мещерских и на средства прихожан. Главный престол был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, два придела в трапезной освятили во имя Николая Чудотворца и святых апостолов Петра и Павла. Первоначально здание имело традиционную трехчастную композицию, включавшую храм с апсидой, трапезную и колокольню. К храму была приписана кирпичная часовня, располагавшаяся в деревне Рождество, выстроенная в 1895 году в память об освобождении крестьян от крепостной зависимости. 

В 1937 году был арестован последний настоятель – священник Евгений Архангельский, после чего церковь была закрыта, тогда же разобрали колокольню. В храме сохранились остатки росписей. В 1998 году был организован православный приход и началась подготовительная работа для реставрации храма.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы стоит на западной окраине деревни Нововасильевское, у дороги. С северной стороны храма расположено небольшое кладбище.

Архитектура Покровской церкви

Кирпичный храм на белокаменном цоколе возведен в стиле эклектики. Здание выстроено из кирпича размером 26 (26,5) х 12,5 (13) х 6,5 (7) см на известковом растворе. Снаружи его стены покрыты известковой штукатуркой, побелены. Здание имеет продольно-осевую композицию, включающую трехсветный четверик, пониженную полуциркульную в плане апсиду и двухпридельную трапезную. Ранее к храму была пристроена колокольня, следы ее примыкания сохранились на западном фасаде трапезной. Трапезная шире четверика храма, апсида – значительно уже, по высоте же они одинаковы. Четверик венчает крупный восьмигранный световой барабан. Дверные проёмы устроены на боковых фасадах. 

Архитектурное убранство выполнено с использованием штукатурных и белокаменных деталей. Центральные части боковых фасадов декорированы высокими нишами, объединяющими дверные проёмы и устроенные над ними спаренные арочные окна второго света. Ниши обработаны килевидными, опирающимися на пилястры архивольтами. Аналогичные парные пилястры украшают и углы четверика. В верхней восточной части фасадов расположены прямоугольные окна третьего света, устроенные для лучшего освещения иконостаса. 

Пилястрами, делящими стены на три прясла, декорированы и боковые фасады трапезной. В центральной ее части, выделенной небольшим фронтоном, расположены три тесно сдвинутых друг к другу окна. Арочные окна трапезной и апсиды обрамляют белокаменные наличники, широкие архивольты которых поставлены на изящные, с небольшими капителями колонки. Все карнизы, подоконники, капители и базы пилястр, выполненные из белого камня, имеют несколько графичный, но тщательно проработанный рисунок. Основной объем перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом, увенчанным световым барабаном. Трапезная перекрыта системой крестовых сводов, которые опираются на подпружные арки, апсида – конхой. 

Стены интерьера расписаны масляной живописью. По сторонам от окон второго света южной стены храма расположены: «Воскресение дочери Иакра» и «Иисус среди учеников». По сторонам от дверных проемов – фигуры Кирилла Московского и князя Михаила Тверского. На северной стене, в верхней части сохранилась композиция «Иисус и грешница», в нижней части – «Арсений Тверской». Пространство между окнами первого и второго света занято поясными изображениями святых в круглых медальонах. Над проёмом западной стены храма написаны сцены исцеления, по сторонам проёма – «Беседа Христа с Никодимом» и «Христос и Самаритянка». Из трёх композиций, первоначально располагавшихся в конхе апсиды, сохранились «Моление о чаше» и «Ветхозаветная Троица». 

В росписи Покровского храма использованы орнаменты, написанные в псевдорусском стиле. Дверные проёмы и окна в интерьере имеют живописные обрамления килевидной и арочной формы. Нижнюю часть стен покрывала клеевая краска под гранит, откосы окон были расписаны под мрамор.