Церковь Троицы Живоначальной на Воробьёвых горах

Контактная информация

+7 (495) 939-00-46
Троицкая церковь на Воробьёвых горах существовала с древнейших времен. Ее история тесно связана с историей дворцового села Воробьёво (ныне в черте Москвы), от которого эту живописную местность на правом берегу Москвы-реки и стали называть Воробьёвыми горами.
Деревянный храм

Точное время постройки первого деревянного храма неизвестно, но, когда в XV столетии село Воробьёво было куплено великой княгиней Софьей Витовтовной, он уже существовал. 

Упоминание о деревянной Троицкой церкви в селе Воробьёво содержится в приходных книгах Патриаршего Казенного Приказа за 1628 г. в числе «жилых» московских церквей «за Деревянным городом»: «церковь Святые Живоначальныя Троицы, что в селе Воробьеве, дани 18 алтын 4 деньги, и сентября в 28 день, на нынешней 7136 г. те деньги платил поп Тит, в 7140 (1632) г. – на Троицкую церковь к прежней дани по новому окладу прибавлено дани 2 алтына 5 денег»

До 1690 г. храм значился в Пречистенском сороке города Москвы, с 1691 г. – в Загородской десятине. 

При приходском Троицком храме состояли священники: 
  • 1628–1632 гг. – о. Тит
  • 1639–1645 гг. – о. Конон Ананьин
  • 1646–1656 гг. – о. Пётр
  • 1657–1673 гг. – о. Иаков
  • 1675–1680 гг. – о. Фома
  • 1681–1685 гг. – о. Феофан
  • 1710–1720 гг. – о. Иван Васильев
  • 1730 г. – о. Петр Ильин

В 1720 г. было принято решение вместо очередного обветшавшего храма строить новую деревянную церковь Живоначальной Троицы с приделом преподобного Алексея человека Божия. Строительство завершилось в 1727 г. и в том же году состоялось освящение храма. 

Уже к середине XVIII века церковь пришла в ветхость и священники просили благословения на постройку нового храма. Распоряжением от 4 июня 1750 г. было предписано произвести осмотр здания. По результатам осмотра 13 сентября 1750 г. в Дворцовую Кантору было доложено, что «…та церковь вся в совершенной ветхости и в починку бысть не годна, а надлежит вместо оной построить вновь». Но на этот доклад был получен отказ. В течение последующих нескольких лет вопрос о разборке обветшавшего деревянного приходского Троицкого храма и строительстве на его месте новой церкви обсуждался неоднократно, но безрезультатно. В конце концов, 11 апреля 1757 г. храм от ветхости обрушился. С этого времени службы совершались в уцелевшем пределе Алексия человека Божия.

Последним настоятелем деревянной церкви был отец Никифор Васильев. 17 декабря 1768 г. приходскую церковь Троицы Живоначальной в селе Воробьёве запечатали, а церковную утварь из нее перенесли в дворцовый храм «Живоносного Источника», богослужения в котором прихожане посещали до постройки новой Троицкой церкви. К концу 1790-х гг. по приказу Екатерины II храм был разобран.

Каменная церковь

В 1811 г. «тщанием прихожан и доброхотных дателей» рядом с разобранным храмом была выстроена новая кирпичная церковь с белокаменным цоколем, существующая поныне. На месте алтаря старой церкви в 1811 г. поставили белокаменный памятник, увенчанный крестом, сохранившийся до наших дней и расположенный в 5–6 метрах от нынешнего главного алтаря. Первым настоятелем новой каменной церкви Святой Троицы стал Иаков Ильин, в 1802 г. переведенный из храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» и прослуживший здесь до 1812 г. 

До 1818 г. Троицкая церковь относилась к московскому уезду, а с 30 марта 1818 г. – к Замоскворецкому сороку Москвы. 

К 1811 г. храм был построен вчерне и вначале освящен был только престол святителя Николая Чудотворца. Освящение главного престола в честь святой Троицы состоялось 22 сентября 1818 г., его совершил протоиерей Иоанн Иоаннов. Согласно ведомостям 1819 г., причт Троицкой церкви состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В приходе числилось 113 дворов, в которых проживали 354 души мужеского пола и 392 женского.

Придел преподобного Сергия Радонежского был освящен, скорее всего, в 1823 г., т.к. в «Ведомости о церкви Живоначальной Троицы, что на Воробьевых горах, состоящей в Москве в Замоскворецком Сороке» за 1822 г. о нем сказано, что он «устрояется». В документе также говорится, что печи в храме отсутствуют, иконостасы не окрашены и не вызолочены, снаружи церковь не оштукатурена, без боковых крылец и без ограды, утварью посредственна. Причт, как и прежде, состоял из одного священника, диакона, дьячка и пономаря. Приходских дворов – 120, прихожан – 377 душ мужского пола и 443 женского. Земли при церкви – 33 десятины. На церковной земле находилось 2 кирпичных завода: один завод принадлежал московской купеческой жене Аксинье Андреевне Нечаевой, другой – московскому купцу Михаилу Артамоновичу Шкарину. У церковнослужителей были собственные дома на церковной земле, за исключением диаконского, который «своей не успел еще построить».

Описание храма 1887 года

В метрике 1887 г. храм описывается как кирпичный одноэтажный «в виде разностороннего креста», «с одним полукружием без всяких граней», 9 саженей в высоту, 13 – в длину, 6 – в ширину. Кровля шатровая с двумя скатами из листового железа, покрашена медянкой зеленого цвета. На сводах фонарь сквозной с шестью пролетами без украшений. Одна глава на церкви круглая, покрытая листовым железом и окрашенная медянкой. Железные восьмиконечные кресты обиты белой жестью, с цепями. 

Внутри храм устроен в форме квадратной палаты. Алтарь отделен деревянной перегородкой, имеющей три пролета для дверей царских, северных и южных. В алтаре устроены три окна. Помост алтаря с солеей и амвоном поднят на три ступени. Приделов в церкви два. Притвор отделен от храма каменной стеной с одним пролетом. Полукруглые своды опираются на два гладких четырехгранных столба, образующих три арки. Пол во всем храме лещадный. Со времени основания церкви никаких изменений не было. 

Четырехъярусный иконостас нового устройства с колонками, украшенными деревянной резьбой. Царские двери двухстворчатые с резными узорами и полукруглым верхом. Солея каменная, выложенная лещадью, амвон полукруглый из белого камня. Клиросы примыкают к стенам храма, без особых украшений. 

Кирпичная колокольня была построена одновременно с церковью на средства прихожан. Колоколов шесть, первый 156-пудовый, отлитый в Москве, с надписью, остальные без надписей.

Стены храма расписаны в 1833 г. Спустя 35 лет, в 1868 г. стены были вновь выкрашены масляной краской и расписаны на исторические сюжеты. Икон старого русского письма три: Донская икона Божией Матери, икона Николая Чудотворца и икона Божией Матери «Троеручица». 

Современное состояние

До наших дней в неприкосновенности сохранилась только колокольня, сам храм переделывался. Ремонт производился в 1858–1861 гг., в 1898 и 1900 гг. В настоящее время на наружных стенах церкви имеются фрески. 

Крыльцо на западном фасаде колокольни появилось во время ремонта 1858–1861 гг., пристройки по сторонам от нее – в 1898 г. В конце XIX – начале XX вв. территорию церкви обнесли кирпичной оградой с металлической решеткой. 

Троицкая церковь не только избежала социалистических разрушений, она даже не была закрыта в советское время, благодаря чему удалось сохранить ее старинный интерьер. После запрещения властями колокольного звона в Москве в 1930 г. именно в Троицкой церкви на Воробьевых горах продолжали звонить колокола. 

Многое для поддержания внутреннего интерьера и внешнего облика храма делалось силами клира, церковного совета и прихожан в советские годы. Так, в 1964 г., 1968 г. и 1971 г. производились наружные ремонтные работы, в 1952–1953 гг. и 1971–1972 гг. – производился внутренний ремонт. В эти годы промывали и чистили старую настенную живопись, были написаны новые сюжеты на темы из Житий святых, частично выкрашены и позолочены иконостасы, отреставрированы некоторые иконы. 

Как и прежде, церковь на Воробьёвых горах сейчас имеет три придела – Святой Троицы, преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Чудотворца. В алтаре святителя Николая имеется приставной престол митрополита Московского святителя Ионы. Его история такова: при закрытии в 1937 г. Троицкой церкви в Голенищеве антиминсы из приделов митрополита Ионы и мученика Агапия перенесли в ближайший действующий храм – церковь Троицы в Воробьеве, где позднее был освящен приставной престол святителя Ионы.

Архитектура

Церковь Троицы Живоначальной возведена по проекту архитектора Александра Лаврентьевича Витберга – автора проекта храма Христа Спасителя на Воробьевых горах (не завершён).

Здание выстроено в формах позднего классицизма и принадлежит к характерному для Подмосковья типу приходских церквей, имеющих традиционную трехчастную продольно-осевую композицию. Четверик храма с севера и юга украшен четырехколонными портиками тосканского ордера, при помощи парусов четверик несет купольную ротонду с глухим цилиндрическим барабаном. С восточной стороны к нему пристроена полукруглая апсида, удлиненная за счет ризалитов. Фасады двухстолпной квадратной трапезной с двумя приделами расчленены пилястрами, углы скругленные, раскрепованные снаружи. 

Колокольня двухъярусная со средним полуярусом, по своей объемной композиции и декору она близка к колокольне храма Варвары великомученицы на Варварке. Они схожи полукруглым выступом первого яруса, ярусом звона с арочными проемами, треугольными фронтонами, угловыми пилястрами и квадратными филенками с медальонами, а также другими деталями, что указывает на непосредственное заимствование. К нижнему ярусу колокольни с юга примыкает округлая пристройка (ризница), сделанная в 1898 г., с севера – более поздняя крестильная.

В интерьере Троицкой церкви сохранились три резных, с позолоченными деталями иконостаса. Четырехъярусный иконостас имеет подчеркнуто ступенчатую композицию и, возможно, является первоначальным, однако позднее он обновлялся: классицистический по своей структуре и основным элементам, в деталях он эклектичен. Иконостас южного придела, выдержанный в стиле классицизма, выполнен в первой половине XIX в. Иконостас северного придела, характерный для периода эклектики, относится ко второй половине XIX в. В масляных настенных росписях рубежа XIX–XX вв. сюжетные композиции сочетаются с растительно-геометрическим орнаментом.