Церковь Троицы Живоначальной (Заборовье)

Каменная трехпрестольная церковь Троицы Живоначальной с Покровским и Пятницким приделами в селе Заборовье. Построена по проекту архитектора П. Ф. Фёдорова в 1874–1884 гг.
История

Церковь строилась на средства прихожан. Проект был разработан тверским епархиальным архитектором П. Ф. Фёдоровым и утвержден в 1867 г. Смета на материалы составлена архитектором И. В. Нефедьевым в 1868 г. 

В 1874 г. стены храма были возведены до сводов, после чего в проект был внесен ряд изменений, в частности, колокольню решили строить ниже на один ярус. В 1880–1881 гг. завершено строительство трапезной с двумя приделами – Параскевы Пятницы и Покрова Пресвятой Богородицы. В 1884 г. храм Троицы Живоначальной был полностью построен. 

В советское время церковь закрыли, здание использовалось как склад. Во время войны попавшим в храм снарядом был обрушен один угол четверика. Со временем обрушились своды.

Архитектура и роспись

Кирпичное оштукатуренное здание с белокаменными деталями является характерным для Тверской губернии примером сельской приходской церкви, выстроенной в формах эклектики с элементами русского стиля.

Симметричная продольно-осевая композиция состоит из одноглавого шатрового храма с полукруглой апсидой, квадратной в плане трапезной и двухъярусной колокольни. Нижний ярус завершенной шатром колокольни представляет собой четверик, в гранях верхнего яруса, выстроенного в виде восьмерика, прорезаны арочные проемы звона. Деревянные шатры храма и колокольни обшиты железом и увенчаны луковичными главками, поставленными на цилиндрические барабаны. 

Фасады четверика, нижнего яруса колокольни и трапезной расчленены гранеными полуколоннами с импостами, между которыми устроены арочные проемы окон и дверей, фланкированные филенчатыми пилястрами, поддерживающими архивольты с килями. Импосты на фасадах основного объема несут крупные архивольты с круглыми медальонами в тимпанах. Средние прясла на этих фасадах, в которых расположены входные проемы, выше и шире боковых. Восьмерик храма прорезан арочными окнами, на углах он обработан огибающими лопатками. Каждую грань венчают тройные кокошники. Второй ярус колокольни в основном декорирован аналогично убранству восьмерика храма. Все объемы Троицкой церкви завершены профилированными карнизами. 

Внутри помещение перекрыто восьмилотковым сводом с узкими диагональными гранями. Апсида перекрыта конхой. Крупный цилиндрический купольный барабан отвечает внешнему восьмерику. Трапезная, имеющая трехнефную структуру, перекрыта системой крестовых сводов. Крестовым сводом перекрыт также первый ярус колокольни. В ее северной стене находится глубокая ниша для ведущий на ярус звона лестницы. 

Внутри четверика частично сохранилась масляная роспись второй половины XIX века, выполненная в академической манере и отличающаяся оригинальным орнаментом и ярким колоритом. Роспись в трапезной выполнена, предположительно, в 1920 г. Она ориентирована на академические образцы, но отличается несвойственной для данного направления пастозностью. 

Горнее место главного алтаря Троицкой церкви украшено трехчастной композицией, в центре которой изображение благословляющего Христа на престоле, держащего в левой руке сферу. По сторонам от него изображение святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста (с севера) и московских святителей Алексия, Филиппа, Петра и Ионы (с юга). 

Декор алтаря отличается от орнаментальной росписи четверика: возможно, они были расписаны в разное время. На арке алтаря напротив друг друга находятся образы стоящих архангелов. По сторонам от иконостаса изображены стоящие на облаках ангелы с рипидами на оливковом фоне. Между окнами барабана располагались фигуры апостолов (сохранились Матфей и Иаков). На стенах между окнами четверика размещены сюжеты: «Отрок Иисус среди учителей», «Беседа Христа с Никодимом» (на северной стене), «Лепта вдовицы», «Христос в доме Симона Фарисея», «Введение во храм» (на южной стене). На западной стене по сторонам от входа написаны композиции «Молитва фарисея» и «Молитва мытаря». 

В алтарях приделов находятся композиции «Воскресение Христово» (в южном приделе) и «Моление о чаше» (в северном приделе, по оригиналу Ф. Бруни), написанные поверх более ранних изображений, вероятно, в начале XX века. Неплохо сохранилась композиция «Снятие с креста», расположенная между окнами трапезной на северной стене, написанная крупными густыми мазками. Западная стена украшена фрагментарно сохранившейся композицией «Нагорная проповедь», возможно, написанной тем же художником. 

По сторонам от входного проема колокольни находятся фигуры ангелов, пишущих в книгах; над входом – Спас Нерукотворный.