Церковь Великомученицы Екатерины (Тверь)

Живописная церковь святой Екатерины Александрийской, выстроенная во II половине XVIII столетия на берегу Волги в районе Затверечья, до начала XX столетия являлась самостоятельным храмом Тверской епархии. В настоящее время – главный соборный храм Свято-Екатерининского женского монастыря.
История нарядной трёхпрестольной Екатерининской церкви началась в XVI столетии. Согласно летописным данным 1628 года на месте нынешней Свято-Екатерининской обители располагались три деревянных храма – во имя св. Екатерины, Николая Чудотворца и в честь Святой Троицы, причём Екатерининская церковь была холодной (неотапливаемой), а Никольский храм – тёплым. К 1684 году храм Николая Угодника изветшал, поэтому его разобрали, а к Екатерининской церкви пристроили тёплый придел, освятив его, как и разобранный храм, во имя святителя Николая.

Неоднократные локальные и крупные пожары были бичом для большей частью деревянной Твери. Разрушались как дома горожан, так и православные храмы, которых в городе к началу XVII столетия было множество. В один из пожаров, произошедший в 1732 году, деревянная Екатерининская церковь была разрушена, но вскоре силами прихожан вновь выстроена из дерева. Но когда в мае 1763 года случился большой пожар (огнём были уничтожены почти все строения правобережной и левобережной частей города, включая и Екатерининский храм), до неузнаваемости изменивший город, императрица Екатерина Великая своим указом повелела возродить древнюю Тверь в каменном обличье.

Священнослужители и прихожане разрушенной Екатерининской церкви подали прошение на имя архиепископа Тверского Платона (Левшина) о строительстве нового каменного храма, на которое и было дано митрополичье благословение. Началось строительство новой церкви с трапезной и трёхъярусной колокольней в 1774 году, а уже в 1781 году был совершён чин освящения двух её приделов: главного – во имя св. Екатерины, бокового – во имя Николая Чудотворца. Кстати, существует легенда, что сама государыня Екатерина II лично пожертвовала 500 рублей на возведение церкви во имя своей тезоименитой святой.

Благоустройство и благоукрашение храма продолжалось в XIX – начале XX столетиях. Так, в 1800 году вокруг церкви появилась каменная ограда с башнями и воротами, предположительно, в это же время – домик причта и хозяйственные постройки, в 1806 году –  ещё один придел, освящённый в честь Рождества Иоанна Предтечи и иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» (освящён в 1813 году); в 1819 году были расписаны стены и своды храма, в 1835 году – пристроена новая паперть, а в 1852 году – перестроена колокольня.

В 1901 году придельные храмы украсились новыми иконостасами, а в 1906 (или 1903) году в правой башне ограды устроили часовню во имя прп. Серафима Саровского.

После перипетий начала минувшего века, когда пала монархия и на смену ей пришла диктатура пролетариата, развернулась большая кампания по упразднению церквей. Не удалось избежать этой участи и Екатерининскому храму – на рубеже 1920–1930-х годов он был закрыт, а освободившееся здание вскоре перепланировали под склады, гаражи и ремонтную мастерскую, отчего сильно пострадала настенная роспись. Во время бомбёжек в 1941 году церковная колокольня лишилась своего верхнего яруса, и в 1960-х годах её разобрали.

Снова зазвучало Слово Божье в Екатерининском храме лишь в декабре 1989 года, когда здание передали РПЦ, в 1993 году при нём было открыто подворье Оршина Вознесенского женского монастыря, а уже летом 1996 года церковь св. Екатерины преобразовали в самостоятельный женский монастырь, присвоив самой церкви статус главного соборного храма. На пожертвования прихожан и благотворителей в 2001 году была восстановлена трёхъярусная храмовая колокольня, на которую подняты освящённые митрополитом Тверским Виктором (Олейником) колокола.

В настоящее время нарядный трёхпрестольный Екатерининский храм, выстроенный в пышном стиле «барокко» по типу «восьмерик на четверике» с присущим только тверским храмам решением – двусветными главным объёмом и восьмигранной верхней частью (причём четверик и ярусы колокольни декорированы по углам рустом и наряду с восьмигранным навершием прорезаны обрамлёнными фигурными наличниками окнами и богато украшены белокаменными вставками), увенчанный купольной кровлей с небольшой луковичной главкой, покоящейся на небольшом узком гранёном, оформленном в нижней части килевидными закомарами барабане, является не только главным соборным храмом женской обители, но и центральным композиционным элементом микрорайона Затверечье.