Показать регионы

Церковь Воскресения Христова (Суздаль)

Воскресенская церковь на торгу – один из православных храмов Суздаля, выстроенный в начале XVIII века вблизи Торговых рядов на главной городской площади и в настоящее время являющийся не только действующей православной церковью Владимирской и Суздальской епархии, но и достопримечательностью древнего города. 
Более четырёх веков украшает собой городскую площадь Суздаля храм Воскресения Христова. Точная дата возведения первого деревянного храма неизвестна, но в 1592 году он уже существовал, о чём гласит сделанная на колоколе дарственная надпись. А опираясь на сведения, хранящиеся в описной книге Суздаля за 1617 год, на торговой площади в то время значились две церкви – приходская Воскресения Христова и клетский трапезный Казанский храм с приделом во имя Леонтия Ростовского. 

Спустя столетие, в 1719 году оба храма сгорели во время большого городского пожара, но уже в 1720 году Воскресенскую церковь восстановили в камне и благоукрасили. Такое быстрое строительство было связано с тем, что издавна Воскресенская церковь занимала первенствующее положение среди других городских храмов. Стоит отметить, что крестный ход, возглавлявшийся каждым из посещавших Суздаль архиереев, начинался именно у Воскресенского храма и завершался торжественным молебном в Богородице-Рождественском соборе Суздальского кремля.

Белокаменный Воскресенский храм выстроен без особых архитектурных излишеств и поэтому его внешний вид довольно прост. К высокому массивному четверику, прорезанному на достаточно большой высоте небольшими, лишёнными наличников окнами, декорированному в верхней части тремя рядами выступающих кирпичей и фризом из килевидных арочек и завершённому четырёхскатной кровлей с небольшим барабаном и луковичной главкой, с восточной стороны примкнула полукруглая апсида, с западной – небольшая паперть. Лишь небольшое крылечко с южной стороны украшено более нарядно – два коротких массивных круглых столба завершены фронтоном под двускатной кровлей и декорированы в основании фронтона арочками с бусиной между ними. 

Внутреннее пространство изначально было украшено росписями, но в конце XIX столетия их заменили клеевой живописью, оставив небольшие фрагменты первоначальной росписи на столбах. 

Интересно архитектурное решение навершия храмовой колокольни. Изначально невысокую, спустя время её надстроили ещё одним ярусом, причём старые арки звона были заложены, декорировали карнизами и ширинками с поливными изразцами и увенчали не традиционным для суздальского зодчества шатром, а сферическим колпаком с высоким шпилем. 

В 1739 году рядом с холодным Воскресенским храмом выстроили тёплую Казанскую церковь, объединив таким образом оба храма в один архитектурный ансамбль. 

К началу XIX столетия жизнь Воскресенской церкви ничем не отличалась от жизни других городских церквей – в ней совершались богослужения и отправлялись церковные требы. Причт храма, для которого был выстроен отдельный деревянный дом, состоял из священника и псаломщика, в собственности церкви числилось 0,67 гектара земельных угодий, 8 торговых лавок, а в приходе значилось 57 дворов с 392 прихожанами обоих полов. В конце XIX века ансамбль двух храмов был обнесён каменной оградой со Святыми воротами, в настоящее время, к сожалению, утраченными. 

До 1920-х годов в храме находилась местночтимая Казанская икона Божьей Матери, написанная ещё в XVII веке, как гласят предания, благочестивым иноком Шартомского монастыря Иоакимом после видения ему во сне Пресвятой Богородицы. Согласно тем же преданиям, прп. Иоаким не только сам принёс икону в суздальский Воскресенский храм, но и остался жить вблизи него в небольшой хижине, а после смерти был похоронен рядом с храмом. Гроб прп. Иоакима Шартомского был обнаружен при постройке тёплой Казанской церкви в 1739 году и по распоряжению тогдашнего суздальского епископа оставлен на своём месте, оказавшись под западной стеной Казанского храма. 

К сожалению, о судьбе церкви в советский период никаких сведений не сохранилось. Вероятно она, как и многие другие храмы Суздаля, в 1920–1930-х годах была закрыта и возвращена прихожанам в конце минувшего века. 

В настоящее время храм является действующей церковью Суздальского городского благочиния, вместе с Казанской церковью входит в единый храмовый комплекс и в нём, как и прежде, совершаются богослужения и отправляются церковные требы.