Церковь Вознесения Господня (Ярославль)

Церковь Вознесения Господня – действующий православный храм Ярославского центрального благочиния Ярославской епархии и главный элемент храмового ансамбля, в который также входит тёплая Сретенская церковь. Выстроенный в конце XVII столетия, Вознесенский храм в начале минувшего века был закрыт и возвращён верующим лишь в нынешнем столетии. В настоящее время в храме совершаются богослужения и одновременно ведутся ремонтно-реставрационные работы. 
О первом деревянном храме…

Всего в полутора километрах от самого центра Ярославля, на улице Свободы, недалеко от площади Труда находится живописный храмовый ансамбль, придающий неповторимое очарование Кировскому району города – церковь Воскресения Христова с небольшим тёплым храмом Сретения Господня. 

История появления Вознесенской церкви в Кондаковой слободе (так в XVI веке назывался этот район города) настолько интересна, что о ней даже было сложено сказание – основанный на легенде рассказ, повествующий о причинах строительства храма. 

Как повествует сказание, ярославский купец, грек по происхождению и православный христианин по вере Василий Кондаки (Кондаков), желая упредить строительство в его слободе лютеранской кирхи, на что в начале 1580-х годов архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским Давидом была выдана соответствующая грамота (в Ярославле в то время проживало очень много «немцев» – заграничных торговцев, мечтавших выстроить в городе храм по своей вере), в 1584 году в свою очередь обратился к Владыке Евфимию, годом ранее назначенному на Ростовскую кафедру, с аналогичной просьбой – украсить свою слободу православным храмом. 

Архиепископу Евфимию прошение купца было более близко, поэтому такое разрешение Василий Кондаков получил сразу, и уже в 1585 году над слободой выросла деревянная церковь, в том же году освящённая в честь праздника Вознесения Господня. Для нового храма купец пожертвовал серебряную церковную утварь, иконы и богослужебные книги. Спустя некоторое время рядом с Вознесенской церковью на пожертвования прихожан выстроили и освятили в честь Сретения Господня небольшой деревянный храм. 

… его каменном преемнике… 

Вознесенская церковь, изначально возведённая как приходская, в 1667 году полностью сгорела при пожаре, но уже в 1668 году была восстановлена, а в 1677 году, после полученного от архиепископа Ионы (Сысоевича) благословения на строительство каменного храма, она была разобрана и началось возведение нового здания. 

В мае 1685 года все работы были завершены и новый пятиглавый храм был освящён, как и прежний, в честь Вознесения Господня, а в 1689–1691 годах рядом с ним была выстроена тёплая одноглавая Сретенская церковь.

Как и деревянная предшественница, новая Вознесенская церковь была украшена иконами, имела много церковной утвари, а в её ризнице хранилось шесть серебряных с позолотой и украшенных драгоценными камнями крестов, чаши, потиры и дискосы. 

Главным украшением храма был большой резной пятиярусный иконостас с серебром и позолотой, самой чтимой иконой с самого дня возведения храма была икона Владимирской Божьей Матери, а с 1847 года – образ Николая Чудотворца. Интересно, что каждый год в канун храмового праздника из Успенского кафедрального собора в Вознесенский храм совершался большой крестный ход. 

Благоустройство церкви продолжилось и в XVIII столетии. Так, в 1706 году  в алтарной части церкви был освящён придел во имя Зосимы и Савватия Соловецких, а в 1736 году на пожертвования прихожан стены и своды храма были покрыты фресковой живописью, которую выполнила ярославская артель художников под началом известного мастера Алексея Ивановича Соплякова. 

В 1745 году храмовый ансамбль пополнился четырёхъярусной колокольней на пять колоколов (причём самый большой колокол весил более тонны), выстроенной на средства ярославского фабриканта и купца II гильдии Григория Фёдоровича Гурьева с западной стороны от Вознесенской церкви. Этот благодетель выделил деньги и для росписи церкви, и для золочения её иконостаса, и для ремонта фасадов, и для масштабной перестройки Сретенского храма в 1790 году. В начале XIX столетия для храмовой колокольни отлили 3-тонный колокол, а чуть позднее – 8-тонный колокол-благовестник. 

В 1810 году в галерее церкви был устроен ещё один придел – в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость», в 1825 году в клеевой технике была поновлена фресковая живопись храма, а в 1850 году в тёплой Сретенской церкви был устроен придел во имя Николая Чудотворца, куда торжественно перенесли образ святителя Николая.

К началу XX столетия причт храмов состоял из священника, диакона и псаломщика, а в приходе числилось 587 человек обоих полов. Для причта был выстроен деревянный на каменном фундаменте дом с надворной постройкой и деревянным флигелем. 

С государственным переустройством, которым логически завершилась Октябрьская революция 1917 года, в судьбе храмового комплекса произошли коренные изменения. В 1918 году во время большевистского восстания церковная колокольня, фасады и главы храмов были сильно повреждены снарядами, причём обстрел был настолько мощным, что с колокольни от вибрации сорвались все колокола. Прихожане на свои средства отремонтировали храмы, но в апреле 1929 года они всё-таки были закрыты. Практически сразу до основания разобрали колокольню и главы храмов, в освободившемся здании Вознесенского храма разместили трамвайное депо, а в здании Сретенской церкви – библиотеку и клуб, причём сцену учреждения культуры устроили прямо в её алтарной части. 

… и о его теперешней судьбе

В таком неприглядном виде храмовый комплекс существовал до 2006 года, когда его передали в ведение Русской Православной Церкви. Практически сразу начались ремонтно-реставрационные работы, продолжающиеся и в наши дни. Уже восстановлены главы церквей, приведены в порядок их фасады и частично интерьеры, но требуется масштабная реставрация уникальной фресковой живописи. 

В настоящее время богослужения и другие церковные требы совершаются в обоих храмах, а причт Вознесенско-Сретенского прихода состоит из настоятеля и штатного иерея.