Церковь Зачатия Иоанна Предтечи (Маслово)

Храм Зачатия Иоанна Предтечи Калининского второго благочиния Тверской епархии расположен в центральной части деревни Маслово. Построен в 1864 году в русско-византийском стиле вместо обветшавшей деревянной церкви 1749 года постройки.
Из истории храма

Кирпичный храм в селе Маслово Тверского уезда Тверской губернии был построен в начале 60-х гг. XIX века на средства прихожан. Он стоял на белокаменном цоколе и был украшен белокаменными деталями. Предположительно, в 1864 году состоялось освящение приделов Николая Чудотворца и Святой Троицы, главный престол был освящен в 1874 году. Церковь была возведена вместо старого обветшавшего деревянного храма, сооруженного в 1749 году на средства местного вотчинника майора Я. С. Свечина, первое время продолжавшего стоять рядом с новым зданием. 

В советское время Предтеченскую церковь закрыли, в последующие годы она была разграблена. Храм пострадал во время Великой Отечественной войны. До настоящего времени не сохранились глава церкви и завершение колокольни. В средней части южного фасада имеется пролом, не сохранились полы, а также лестницы, которые вели на колокольню и хоры, утрачена большая часть внутренней отделки. 

Ныне храм передан Тверской епархии, зарегистрирован приход. 

Архитектура и убранство

Иоанно-Предтеченская церковь является характерным для сельских приходских храмов своего времени примером архитектуры русско-византийского стиля.  

К квадратному в плане, одноглавому храму с цилиндрическим световым барабаном с востока примыкает небольшая полукруглая апсида, с запада – своеобразная по композиции четырехъярусная колокольня, соединенная с основным объемом прямоугольным притвором. Два нижних яруса колокольни образуют слегка вытянутый с севера на юг столпообразный прямоугольный объем, два верхних яруса представляют собой восьмерики, имеющие разную высоту. Нижний четверик с запада усложнен прямоугольным лестничным ризалитом. 

По всему периметру фасады здания объединяет высокий цоколь, обработанный квадратными нишами и отделенный профилированным карнизом от основной стены. Боковые фасады четверика расчленены массивными пилястрами на три прясла, завершенные полукруглыми закомарами с небольшими килями у архивольтов. В более широком и высоком среднем прясле размещен входной арочный проем, над которым прорезаны три узких арочных окна второго света, сближенных между собой. В боковых пряслах прорезано по два арочных окна, находящихся на одной оси. Нижние окна меньшего размера прерывают цокольный карниз. Окна второго света декорированы опирающимися на полуколонки килевидными архивольтами. В тимпаны закомар вписаны медальоны круглой формы. 

Цилиндрический барабан храма прорезан двенадцатью арочными окнами с обрамлениями, образующими аркатуру. Оконные проемы притвора и апсиды повторяют окна второго света в боковых пряслах. 

В нижнем ярусе колокольни с севера и юга имеются арочные входы, над которыми помещены круглые окна. В невысоком втором ярусе расположены крупные полукруглые окна, украшенные килевидными архивольтами, находящимися на одном уровне с закомарами основного объема, поддерживая общую композицию церкви. Третий ярус глухой, он расчленен арочными нишами с узкими простенками между ними. Сохранившийся частично верхний ярус прорезан по странам света арочными проемами звона, диагональные грани декорированы отвечающими им арочными нишами. И проемы, и ниши фланкированы полуколонками. 

Внутренне пространство храма разделено четырьмя столбами усложненной крещатой формы на компартименты. В центральной части столбы и паруса несут барабан, нижняя половина которого декорирована квадратными нишами-ширинками. Угловые компартименты перекрыты крестовыми сводами, а компартименты, расположенные на поперечной и продольной осях – коробовыми сводами с распалубками. В западной части церкви устроены деревянные хоры, здесь располагался придел Софии, Веры, Надежды и Любови – от основного пространства помещение отделяет стенка с двумя окнами. 

В храме Зачатия Иоанна Предтечи уцелели фрагменты масляной живописи, написанной в духе позднего академизма. На южной стене на уровне нижних окон в арочных обрамлениях находятся изображения святых в полный рост: князя Владимира, княгини Ольги, Николая Чудотворца, архиепископа Константинопольского Павла, а также Григория Богослова в круглом медальоне. На восточной стене к югу от апсиды расположена лучше остальных сохранившаяся композиция – Вседержитель на троне с символами четырех евангелистов, над ней – изображение Христа в круглом медальоне. Также сохранились росписи, выполненные по штукатурке на стене хор. В средней части в пространстве между окнами – изображение Богоматери с младенцем, выше – «Усекновение главы Иоанна Предтечи». На южной стороне – две сцены из жития святого Николая Чудотворца.