Показать регионы

Данилов монастырь

Свято-Данилов монастырь – православный ставропигиальный мужской монастырь, основанный в XIII столетии князем Даниилом Александровичем, родоначальником московской линии Рюриковичей. В наши дни является одним из самых древних действующих монастырей Москвы, имеющим статус объекта культурного значения и памятника архитектуры федерального значения. 
История основания Даниловой обители

Конец XIII столетия… Время распрей и междоусобных войн, отягчённое татаро-монгольским игом. Но именно в это время были заложены основы русской государственности, зачинателем которых стал младший сын святого князя Александра Невского Даниил, начавший объединение разрозненных удельных княжеств под началом Москвы

Оставшемуся в двухлетнем возрасте без отца княжичу Даниилу при разделе наследства старшие братья отдали бедное на то время Московское княжество, и долгие годы, пока князь Даниил не принял на себя управление скудным уделом, оно оставалось по сути небольшой деревушкой на берегу реки Москва. 

Став полноправным владельцем Московского княжества, кроткий и смиренный князь Даниил не только не принимал участия в усобицах, но и старался примирять враждующих между собой братьев, чем снискал славу миролюбивого и нестяжательного правителя. Его добродетельность сыграла свою роль в возвышении Москвы – заботившийся о своих подданных князь Даниил даже после набегов татар под началом недружественно настроенных братьев раздавал всё своё имущество народу, поэтому благодарные подданные с воодушевлением восстанавливали разрушенные дома и строения. Москва, как сказочная птица Феникс, быстро возрождалась из руин, с каждым разом становясь всё краше и краше, а её значение как центра будущего русского государства определялось всё заметнее. 

Для благоукрашения Москвы в начале 1280-х годов князь Даниил Александрович основал на правом берегу Москва-реки первую мужскую обитель, не только выделив из княжеской казны средства для этого, но и по окончанию строительства взяв на себя заботы о содержании монастырской братии, пожаловав новому монастырю крестьян, пахотные и сенокосные земли и рыбную ловлю.

Главный деревянный храм по указу Даниила Александровича был освящён во имя тезоименитого святого князя – преподобного Даниила Столпника, которому набожный и кроткий князь вверил судьбу обители. Также, согласно преданиям, с 1300 года Данилов монастырь являлся первым московским монастырём, управляемым архимандритами, и этот статус только подчеркнул исключительное значение обители для всего Московского княжества. В являвшемся по сути идеологическим и духовным центром княжества Даниловом монастыре уже в то время не только переписывались рукописи, но и хранились ценнейшие экземпляры древних свитков, много позднее пополнивших ризницу кремлёвского Спасо-Преображенского монастыря. Помимо идеологической, Данилов монастырь выполнял и оборонную функцию, защищая от неприятеля Москву с южной стороны (у тогдашней Серпуховской дороги). Так, в 1293 году под натиском ордынцев, возглавляемых татарским полководцем царевичем Туданом (Дюденем), обитель была разорена, но очень скоро восстановлена. 

Сам же устроитель обители князь Даниил Александрович после 30-летнего правления, ознаменовавшегося укреплением Московского княжества и его исключительной ролью среди других русских княжеств, в 1303 году преставился, завещав похоронить себя, согласно преданиям, в основанном им Даниловом монастыре. 

Спустя без малого 30 лет князь Иван I Данилович Калита (сын Даниила Александровича) перевёл часть иноков Даниловой обители вместе с архимандритом на свой великокняжеский двор в Кремле, где у храма Спаса-на Бору и образовался новый монастырь, получивший название Спасского. 

Этим перенесение монастыря на новое место не ограничилось. Предположительно в 1490 году князь Иоанн III Васильевич выбрал для обители новое место – на Крутицком холме, и с тех пор она получила новое название – Новоспасский монастырь. А там, где изначально находился Данилов монастырь, до середины XVI столетия стоял лишь деревянный храм Даниила Столпника, располагалось небольшое село Даниловское да погост. 

Возобновление монастыря в XVI столетии

С восстановлением Даниловой обители на первоначальном месте связано несколько легенд, каждая из которых повествует о явлениях князя Даниила своим потомкам – Иоанну III Васильевичу, Василию III Иоанновичу и Иоанну IV Грозному, который, впечатлённый этим, повелел возродить Данилов монастырь на прежнем месте. 

Возводились новые строения с 1547 по 1560 года. Вместо деревянной Даниловской церкви в обители вырос новый каменный храм, освящённый в 1561 году митрополитом Московским Макарием в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, а на торжествах по случаю освящения храма присутствовали сам царь Иоанн Грозный с сыновьями – Иоанном и Фёдором. В память об этом событии крест храма венчает несомая двумя ангелами царская корона. 

Монашеская жизнь возродилась, и когда в 1591 году войско крымского хана Казы-Гирея (Газы II Герая) подступило к Москве, у монастыря был устроен русский передвижной лагерь, так называемый «обоз», а монахи обители истово молились Данииле Столпнику о спасении столицы от неприятеля. 

Дальнейшая судьба монастыря

О многих событиях могли бы рассказать камни монастырских строений, если бы умели говорить. Например, о том, как в 1606 году у стен монастыря яростно сражались отряды восставших казаков под предводительством Ивана Болотникова и Филиппа Пашкова (Истомы) с войском царя Василия Шуйского. Или о том, как в 1608 году вблизи монастыря казнили одного из военачальников И. Болотникова Илейку Муромца (казацкого «царевича Петра»). Или о том, как сильно пострадали здания обители в 1610 году от пожара, устроенного бежавшим из Москвы Лжедмитрием II. Но несмотря на значительные разрушения, вскоре строения монастыря были восстановлены, и монастырский комплекс опоясала кирпичная ограда с семью башнями. 

Святой Даниил Столпник и устроитель обители князь Даниил Александрович как-будто незримо присутствовали в монастырских стенах, а на могиле князя происходили чудотворные исцеления больных. Предания об этом передавались из поколения в поколение, но точное место самого захоронения найти не удавалось, ведь после переноса обители в начале XIV столетия на новое место монастырский некрополь постепенно пришёл в запустение. Так продолжалось до 1652 года, когда, по преданию, государю Алексею Михайловичу Романову во сне привиделся князь Даниил и указал точное место своего погребения. Мощи князя во вскрытой гробнице оказались нетленными и он был причислен Русской Православной Церковью к лику святых.

Старинной обители благоволили русские государи, поэтому она расстраивалась и благоукрашалась. В 1670-х годах рядом с храмом Святых Отцов Семи Вселенских Соборов была возведена трапезная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого Даниила Столпника, а в 1731 году – надвратная церковь во имя Симеона Столпника с 45-метровой колокольней. Обветшавший храм Святых Отцов в 1730 году разобрали и на сводах Покровского храма выстроили заново, причём Покровский храм стал цокольным этажом единого здания. 

К началу XVIII столетия в монастыре подвизались 30 монахов, в ризнице хранились драгоценная церковная утварь и старинные книги, а настоятелями, как и с самого дня основания, были архимандриты. 

Небольшой, но уютный Данилов монастырь даже в период секуляризационной реформы Екатерины II в 1764 году избежал катастрофических преобразований. Хотя по новой классификации обители и присвоили третий класс, многие земли конфисковали, а в ней числились лишь 12 иноков с настоятелем, всё же жизнь в монастыре не замерла, и иноки, как и прежде, молились о благополучии и процветании Руси. 

Благоукрашение обители продолжилось и в XIX столетии. В 1806 году верхний этаж храма Святых Отцов обустроили двумя приделами – северным (во имя благоверного князя Даниила Московского) и южным (во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба). А после того, как в 1812 году в обители похозяйничали французы, причём с раки на гробнице благоверного князя Даниила Московского исчез серебряный оклад, уже вскоре архитектором Осипом Бове был составлен проект нового собора монастыря, возведение которого продолжалось пять лет (1833–1838 года). Освящение главного престола собора в честь Святой Троицы и двух приделов – в честь зачатия праведной Анны (северного) и преподобного Алексия, человека Божьего (южного) совершил в сентябре 1838 года митрополит Московский Филарет (Дроздов). 

С 1805 года при Даниловом монастыре существовала богадельня для женщин, а с 1862 года – приют для вышедших на покой священнослужителей и их вдов. К концу XIX столетия у монастыря вновь появились свои земли (194 гектара), каменный двор и дома в Москве. В обители подвизались 18 иноков, а сам он находился в ведении викария Московской епархии. 

Обитель в XX веке

Сложная судьба постигла Данилову обитель в минувшем столетии. В 1919 году обитель формально закрыли, записав насельников и прихожан членами вновь образованной Даниловской общины. В Русской Православной Церкви не без деятельного участия новой советской власти произошёл раскол, более известный как «обновленческое течение», где многие священнослужители отвергли вековые догматы православной церкви, полностью поддерживая политику большевистских властей. Закрылись и были упразднены многие московские монастыри, но благодаря настоятелю Даниловой обители архиепископу Феодору (Поздеевскому), собравшему в стенах монастыря оставшихся верными Церкви архиереев, именно Данилов монастырь стал единственным оплотом и незыблемой твердыней православия. Жёсткая позиция настоятеля и насельников к богоборческой власти не осталась ею незамеченной – большевики считали Данилов монастырь рассадником церковной заразы, а его настоятеля – лидером «даниловской» оппозиции. В результате в 1920 году архиепископ Феодор был арестован, долгие годы скитался по тюрьмам, лагерям и ссылкам, и в 1937 году после очередного ареста и издевательств расстрелян.

В конце 1920-х годов разобрали монастырскую колокольню, но благодаря американскому промышленнику и бизнесмену Чарльзу Ричарду Крейну (чьи финансовые интересы были связаны с Россией и который не принял революцию и всячески помогал русским эмигрантам), купившему колокола и подарившему их университету в Гарварде, они уцелели и до 2007 года находились в Америке. Лишь с возобновлением монастыря в конце прошлого века и после долгих переговоров с Гарвардским университетом стало возможным возвращение ансамбля колоколов на русскую землю. Американцы согласились вернуть колокола с условием, что им изготовят точные копии 18 увозимых колоколов. Условие было соблюдено, колокола вернулись в обитель и с 2009 года их звон вновь слышен в окрестностях монастыря.

Богослужения во всех храмах монастыря продолжались до 1930 года и прихожан было так много, что даже большой Троицкий собор, рассчитанный на одновременное пребывание трёх тысяч человек, не мог вместить всех желающих. Но и Данилова обитель, как ранее другие московские монастыри, всё-таки была закрыта, вандалы сравняли с землёй её некрополь, а в зданиях размещался изолятор НКВД для детей, чьи родители были репрессированы, и всевозможные склады. 

Данилов монастырь в наши дни

Десятилетия советской безбожной власти не обошли стороной Данилов монастырь. Многие здания были разрушены, многие перестроены до неузнаваемости. Но святой Даниил Столпник и святой благоверный князь Даниил Московский не оставили свою обитель. В 1983 году она первой была возвращена РПЦ и началось её возрождение как Духовного и Административного центра Московского патриархата. Средства для восстановления прежних монастырских зданий и строительства новых жертвовались как приходами Москвы, так и епархиями Московского патриархата. А простые жители, услышавшие о восстановительных работах в монастыре, в свободные дни приходили, чтобы помочь очистить территорию от мусора, приносили бережно хранимые дома иконы и церковную утварь. 

Несколько лет потребовалось реставраторам и строителям, чтобы возродить красоту монастырского ансамбля. Помимо отремонтированных храмов монастыря – Троицкого собора, церкви во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов с приделами, надвратной церкви Симеона Столпника в ансамбле монастыря появились и новые строения – храмы во имя прп. Серафима Саровского (1980-е годы), в честь Рождества Иоанна Предтечи (1988 год), новый четырёхэтажный братский корпус, в котором располагается Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, надкладезная и поминальная часовни (1988 год). В западной части монастыря на месте древнего некрополя выстроено здание резиденции Московского Патриарха и Священного Синода. 

В настоящее время Данилов монастырь является ставропигиальным, его настоятель – Патриарх Московский и всея Руси, а иноки живут по общежительному уставу, взятому за основу из Устава Троице-Сергиевой Лавры. При обители действуют воскресная школа для детей, катехизические курсы для взрослых, церковные мастерские, экскурсионная служба и печатное издание «Даниловский благовестник», основанное ещё в 1991 году. Владеет монастырь и подворьями, которые находятся в Московской и Рязанской областях.

Богослужения совершаются ежедневно, а в дни памяти святого благоверного князя Даниила Московского (4/17 марта и 30 августа/12 сентября) божественные литургии служит сам Святейший Патриарх. 

Насельники обители ведут большую социальную и просветительскую деятельность – опекают расположенную рядом городскую больницу №4, детские учреждения, в числе которых Центр временной изоляции малолетних правонарушителей, духовно окормляют отбывающих срок в тюрьме города Зеленограда и осуществляют духовное руководство над алкозависимыми и наркозависимыми посетителями православного реабилитационного центра «Метанойя». В стенах монастыря действует Центр бесплатной юридической помощи, в котором каждый может получить консультацию в области гражданского законодательства. 

Святыни Данилова монастыря

С возрождением монастыря вернулись многие реликвии – иконы и частички мощей святых. Одними из самых чтимых икон обители являются три древних образа – Владимирская икона Божьей Матери с акафистом на полях, написанная для первого храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов (II половина XVI столетия), икона Божьей Матери «Троеручица» (конец XVII – начало XVIII столетия), образ прп. Иоанна Кассиана Римлянина (середина XVIII столетия). Помимо этих драгоценных святынь в монастыре хранятся мощевики с частичками мощей святых угодников Божиих – апостолов, евангелистов, святителей, преподобных, священномучеников, праведных. Но самым главным сокровищем обители являются частички мощей святого благоверного князя Даниила Московского, покоящиеся в ковчегах в Троицком соборе и храме Святых Отцов Семи Вселенских соборов. 

Некрополь обители

Древний погост, существовавший в Даниловом монастыре с начала XIV столетия, до наших дней не сохранился, а более поздний некрополь датируется II половиной XVIII столетия. Тогда, после поразившей в 1771 году Москву эпидемии чумы, был наложен строжайший запрет на захоронения умерших от поветрия на городских кладбищах, и погребали людей на монастырских погостах, в том числе и на погосте Данилова монастыря. И хотя после эпидемии кладбище сравняли с землёй, обычай хоронить усопших в стенах монастыря остался, поэтому на монастырском кладбище погребали не только настоятелей и иноков, но и мирян. 

До начала XX столетия, пока монастырский некрополь не уничтожили, на могильных досках были выгравированы дворянские (Волконские, Голицыны, Урусовы, Барятинские, Черкасские, Вяземские), купеческие (Куманины, Мещерские, Львовы, Путятины, Хлебниковы, Захаровы, Овчинниковы) фамилии. Отдельного внимания заслуживали захоронения деятелей русской культуры – писателя Н. В. Гоголя, поэта Н. М. Языкова, философа и богослова, основоположника раннего славянофильства А. С. Хомякова, публициста Ю. Ф. Самарина, историка и общественного деятеля Д. А. Валуева, художника В. Г. Перова, пианиста и дирижёра Н. Г. Рубинштейна, коллекционера, мецената и одного из основателей Третьяковской галереи П. М. Третьякова и других. 

После акта вандализма, устроенного в 1931 году атеистически настроенной советской властью, когда старинные надгробия и памятники просто выкорчёвывали из земли и разбивали, некрополь Данилова монастыря перестал существовать. К счастью, некоторые захоронения удалось перенести на другие кладбища. Так, прах Н. В. Гоголя, Н. Г. Рубинштейна, Н. М. Языкова перезахоронили на Новодевичьем кладбище, а прах В. Г. Перова – в некрополе Донского монастыря

В конце XX столетия в стенах монастыря была выстроена и освящена часовня в память обо всех умерших, погребённых в обители за всё время её существования. 

Информация для посетителей

Данилов монастырь является действующим монастырём, поэтому богослужения в нём совершаются ежедневно, а его двери открыты с 6.00 до 21.00 часов. В монастыре можно заказать молебен, акафист или панихиду, а также приобщиться к таинству исповеди и таинству освящения елея (соборованию). Но: крещение, венчание и отпевание не совершаются! 

Добраться до монастыря можно на метро, для чего выйти на станции «Тульская», повернуть назад к трамвайным путям, дойдя до которых свернуть направо и идти, никуда не сворачивая, около 10 минут прямо к воротам обители. 

Также можно доехать подземкой до станции «Павелецкая», после чего пересесть на любой трамвай и ехать до остановки «Свято-Данилов монастырь», но можно от станции метро прогуляться пешком, правда, это займёт немного больше времени (семь трамвайных остановок). 

Если добираться наземным транспортом (личным авто), то лучше всего это сделать с навигатором, просто указав место назначения – Данилов монастырь. 

Важно: в монастыре нет гостиницы для паломников, поэтому, запланировав посещение Всенощных служб или праздничных богослужений в Даниловом монастыре, нужно заранее побеспокоиться о месте для отдыха.